Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:13, дипломная работа
Проблема здоровья учащихся на протяжении ряда лет остается актуальной. Безусловно, немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют уроки физической культуры.
Введение…………………………………………….................………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах…...........................6
1.1 Основные элементы здорового образа жизни………......…..........……6
1.2 Деятельность учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах..................................................................11
1.3.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста…………………....................................................……..19
Выводы по главе I……………………………………………………………..30
Глава 2.Безотметочное обучение на уроках физической культуры как условие формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах………………………………...........31
2.1 Реализация безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах…………................................................................……..31
2.2 Методические рекомендации по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................38
Выводы по главе II……………………………………………………………46
Глава 3.Экспериментальная работа по реализации программы безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах………….….………………….................…...47
3.1 Экспериментальная работа по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................47
3.2 Программа по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах...................................................49
Выводы по главе III…………………………………………………………...61
Заключение………………………………………………….............………...62
Список используемой литературы……………………...................................64
Приложение
Рис. 1. Примерный режим дня младшего школьника.
Способы подсчета:
ЧСС в норме — 85—90 уд/мин в покое, около 200 уд/мин во время занятий физическими упражнениями.
Параметры |
| ||||||||
Самочувствие | |||||||||
Аппетит | |||||||||
Сон | |||||||||
Желание заниматься | |||||||||
ЧСС (утром после сна) |
Рис. 2. Дневник самоконтроля
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОСТ
Для измерения роста прикрепите дома к косяку двери (стене) сантиметровую ленту так, чтобы ее конец был выше головы. Станьте спиной к косяку (стене): пятки, ягодицы, лопатки касаются косяка (стены); голову держите прямо. Возьмите линейку, приложите к голове (параллельно полу) и отметьте рост.
Измерение роста следует проводить не менее двух раз в год.
Нормальный рост:
10 лет— 134— 147 см.
ВЕС (МАССА) ТЕЛА
Один
из наиболее доступных и информативных
показателей физического
Нормальный вес:
Нормальный
показатель окружности грудной
клетки в 6—7 лет — от 50 до 59 см. См.
приложение 1.
Рис. 3. Показатели
моего физического развития
1.2 Деятельность учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах
Урок – основная форма физического воспитания. Опыт передовых школ показывает, что резервы школьного урока физической культуры далеко не исчерпаны. Комплексная программа открывает широкий простор для творчества учителя, его поисков в повышении эффективности учебного процесса, что в свою очередь обеспечивает необходимые условия для того, чтобы каждый учащийся овладел жизненно важными и необходимыми знаниями, навыками и умениями, научился самостоятельно заниматься физическими упражнениями [13, с 48].
Учитывая возросшую квалификацию учителей физической культуры и более широкую оснащенность школ методическими материалами, в программе устранена излишняя детализация. Например, не названы конкретные общеразвивающие и другие упражнения, которые необходимо освоить учащимся в тех или иных классах; не перечисляются конкретные подвижные игры. Упражнения и игры учитель будет подбирать сам с учетом задач урока, содержания основного учебного материала, возраста и подготовленности учащихся, условий проведения занятий, общеразвивающие упражнения могут быть средством развития основных двигательных качеств, правильного дыхания, формирования осанки, совершенствования двигательных навыков и умений.
Подвижные игры в начальных классах следует включать в каждый урок. Как правило, они входят в его основную часть,
Придавая большое значение развитию двигательных качеств, в каждом разделе наряду с навыками и умениями предусмотрено использование упражнений, способствующих повышению уровня физических качеств, которые необходимы для лучшего овладения видами программных движений. Для каждого класса такой pal дел озаглавлен: «Навыки, умения, развитие двигательных качеств». Это еще раз подчеркивает тесную взаимосвязь приобретения двигательных навыков и одновременно развития двигательных качеств. Каждое упражнение не только совершенствует технику, но и развивает соответствующие двигательные качества. Однако это не исключает использование упражнений, имеющих преимущественную направленность на развитие того или иного двигательного качества [12, с 34].
В программе по физической культуре, как и по другим общеобразовательным предметам, материал, пройденный в предыдущих классах, согласно установленным принципам, в последующих не повторяется. Однако учителям предстоит в обязательном порядке предусматривать повторение и закрепление в каждом классе наиболее важных видов физических упражнений (подтягивания, техники выполнения разных видов легкой атлетики, бега на лыжах, коньках, элементов различных спортивных игр, преодолений препятствий в кроссовом беге).
Проявление учителем творчества позволяет ему эффективнее преобразовывать потенциальные возможности содержания учебного материала в практическое освоение его учащимися, постепенно переходящее в желание продолжать занятия физической культурой и спортом. В этом, наряду с повышением физической подготовленности школьников и приобретением ими умений и навыков,— результат урока.
Высокая эффективность урока достигается и правильным выбором методических приемов, каждый из которых должен способствовать достижению высокой результативности обучения и воспитания, а также пробуждать интерес к изучаемому двигательному действию.
Организацию учебной деятельности школьников на уроке надо начинать с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой и увлекательной. Понимание смысла и значения разучиваемых движений вызывает творческую активность школьников, способствует формированию v них стремления к систематическим занятиям физическими упражнениями. Поэтому учителю надо чаще использовать на уроке задания, стимулирующие самостоятельность и творческую инициативу. Например, предложить учащимся самим выбрать способ преодоления препятствий, составить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, подобрать упражнения для развития силы, подвижности суставов.
Учитель должен внимательно наблюдать за правильностью выполнения учениками отдельных упражнений и заданий в целом. Не опасаясь частичного снижения моторной плотности урока, можно тут же исправлять допускаемые школьниками ошибки, вносить необходимые коррективы. Плотность урока не самоцель, а одно из средств решения его задач.
Одно из важнейших требований современного урока физической культуры — комплексный подход к решению основных задач предмета, то есть на уроке учитель должен в комплексе обучать, развивать и воспитывать школьников.
Осуществляя комплексный подход, учитель физической культуры должен заботиться о повышении интенсивности учебно-воспитательного процесса [35].
Одна из особенностей урока — максимально полное использование самостоятельной работы учащихся. Учителю следует проводить учебную работу таким образом, чтобы по окончании школы каждый выпускник мог наметить задачу самостоятельных занятий, составить простейший план, выбрать необходимые средства и методы, грамотно выполнить физические упражнения, проконтролировать и оценить реакцию организма на нагрузки, определить результаты и внести необходимые коррективы.
В
настоящее время
Организация учебной деятельности. При проведении занятий используются различные способы организации учебной деятельности: фронтальный, групповой, индивидуальный и поточный. При фронтальном способе упражнения выполняются всеми учащимися одновременно. Это один из способов организации занятий, при котором коллективные действия по распоряжению или команде учителя приучают школьников к согласованным действиям всей группой. Этот способ применяется при выполнении строевых, общеразвивающих упражнений, а также упражнений в ходьбе, беге, передвижениях на лыжах. При организации занятий групповым способом упражнения выполняются одновременно несколькими группами учащихся. Этот способ используется, как правило, во время прохождения гимнастических упражнений. Учитывая, что при этом моторная плотность урока может снизиться, необходимо для ее повышения давать учащимся дополнительные несложные задания, которые могли бы выполнять школьники, ожидающие очередного подхода. Это могут быть подводящие упражнения, содействующие освоению основного двигательного действия, или упражнения, направленные на совершенствование ранее изученных движений и развитие двигательных качеств. Сущьность индивидуального способа организации занятий заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, самостоятельно выполняют их. Применение этого способа помогает ученикам овладеть умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Поточный способ заключается в том, что учащиеся выполняют заданные упражнения друг за другом. Этим способом можно проводить лазанье по наклонно поставленным скамейкам, гимнастической стенке; упражнения в равновесии на скамейке, бревне; прыжки в длину и высоту с разбега; акробатические упражнения; отдельные упражнения в висах и упорах и т. п. Все упражнения, проводимые поточным способом, должны быть предварительно изучены групповым способом. Учитель обязан следить за качеством выполнения упражнений и делать необходимые указания [27, с.56].
Воспитание учащихся. Нравственное воспитание — процесс многогранный, сложный и длительный. Содержание всех разделов комплексной программы физического воспитания, методы обучения, формы организации деятельности учащихся и общественная работа должны быть использованы учителем для формирования у школьников опыта нравственного поведения. В процессе занятий физической культурой, особенно во время выполнения коллективных заданий, игр, соревнований, у учащихся формируется чувство долга, ответственности, справедливости, коллективизма, проявляются взаимная выручка, помощь. Особенности учебного предмета «Физическая культура» позволяют учителю успешно воспитывать у школьников волевые качества. Для этого он ставит перед школьниками трудные, но посильные задачи, всячески стимулирует достижение цели. Уроки физической культуры способствуют эстетическому воспитанию школьников. Немалую роль в этом играют хорошая подготовка мест занятий, привлекательный вид снарядов, инвентаря, окраска зала, разметка, наглядные пособия. Эстетическому воспитанию детей содействуют и такие средства, как опрятная спортивная одежда, музыкальное сопровождение уроков. Воспитание личности учащихся неразрывно связано с воспитанием у них устойчивого интереса к занятиям физической культурой, Для этого важно, чтобы учащиеся понимали смысл и значение выполняемых заданий. Например, обучая акробатическим упражнениям; педагог не только показывает технику их выполнения, но и рассказывает о значении этих упражнений для развития ловкости, смелости [24, с 36].
Чтобы ученики полюбили физическую культуру, занятия должны быть эмоциональными, динамичными, содержать в себе игровые и соревновательные элементы. Очень важно, чтобы школьники видели плоды своего учебного труда, чувствовали свое продвижение от урока к уроку, утверждение своей личности и совершенствование физических возможностей. Учителю нельзя упускать из виду тех учеников, у которых заметно субъективное ощущение физической неполноценности. Им он обязан уделять особое внимание. Воспитанию устойчивого интереса к урокам способствуют нешаблонное проведение занятий, использование таких методических приемов, которые позволяют ученикам проявлять инициативу, творчество, активность, самостоятельность.
Воспитательный эффект уроков в этом направлении достигнет максимума, когда учитель для своих учеников будет образцом во всех отношениях, примером, достойным подражания. Поэтому исключительно важно, чтобы учитель был хорошо подготовленным, обладал общей культурой. Он должен владеть разносторонними методическими знаниями, умением претворять их в практику обучения и воспитания школьников. Кроме того, помня о восприимчивости и наблюдательности детей, педагог всегда обязан следить за собою, уделяя внимание даже деталям одежды, прическе, позам, жестикуляции, манерам, формам учтивого обращения в кругу педагогического, родительского и ученического коллективов, языку — устной и письменной речи. Школьники должны видеть в учителе энтузиаста своей профессии, чувствовать его любовь к ним.
Информация о работе Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах