Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:13, дипломная работа

Описание работы

Проблема здоровья учащихся на протяжении ряда лет остается актуальной. Безусловно, немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют уроки физической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………….................………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах…...........................6
1.1 Основные элементы здорового образа жизни………......…..........……6
1.2 Деятельность учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах..................................................................11
1.3.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста…………………....................................................……..19
Выводы по главе I……………………………………………………………..30
Глава 2.Безотметочное обучение на уроках физической культуры как условие формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах………………………………...........31
2.1 Реализация безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах…………................................................................……..31
2.2 Методические рекомендации по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................38
Выводы по главе II……………………………………………………………46
Глава 3.Экспериментальная работа по реализации программы безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах………….….………………….................…...47
3.1 Экспериментальная работа по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................47
3.2 Программа по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах...................................................49
Выводы по главе III…………………………………………………………...61
Заключение………………………………………………….............………...62
Список используемой литературы……………………...................................64
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 620.00 Кб (Скачать)

    С поиском таких форм и связано  появление идеи безотметочного обучения.  Именно при реализации безотметочного обучения нашли подтверждение сформулированные нами гипотеза и задачи исследования. Исходя из полученных результатов  исследования, мы считаем, что при создании условий по формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста; обеспечению достаточной двигательной активности младших школьников; соблюдении режима и гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу; организации оптимального питания; привития школьникам гигиенических навыков; создании благоприятного психологического микроклимата в семье и школе у младших школьников формируются устойчивые мотивы и потребности ведения здорового образа жизни.

    Кроме того, результаты нашего исследования нашли практическое применение на базе МОУ Чувашская гимназия, где открылась  республиканская экспериментальная  площадка «Безотметочное обучение на уроках физической культуры в условиях гимназии».

 

          Список использованной литературы

1. Антропова  М.В. и др. Нормализация учебной  нагрузки школь 
ников. -М.: Педагогика, 1988. с. 25-29.

2. Антропова  М.В. и др. Здоровье школьников: результаты лон- 
гитюдного исследования // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 26-31.

3. Апанасенко  Г.Л., Науменко Р.Г., Морозов Н.В.  Методические рекомендации.-3 изд.- Киев: 2006. С. 12.

4. Базарный  В.Ф.   Программа  экспресс - диагностики  динамики 
психосенсорного, функционального и физического развития, учащихся. - 
Сергиев Посад, 2003. – С. 42.   

5. Барышева  Н.В. Состояние физического воспитания // Физическая 
культура - основа здорового образа жизни. - Самара, 2004. - С. 17-25.

6. Безруких  М.М. Система школьного обучения  и здоровье уча- 
щихся // Пятая Всероссийская научно-практическая конференция. - 
Уфа, 2007.- С. 30-31.

7. Бережков  Л.Ф., Бондаренко И.М. Динамика состояния здоровья 
детей и значение медико-биологических факторов в его формировании'"// Современные естественнонаучные методы изучения человека. - Уфа, 2006. - С. 39-46.

8. Блинова  Н.Г. и др. Комплексный подход  в оценке состояния 
здоровья и развития субъектов образовательного процесса // Валеоло- 
гия.-2002.-№3.-  С. 16-20.

9. Болдина  Н.А., Букота Л.А. Влияние экспериментального  двигательного режима на состояние здоровья и умственную работоспособность младших школьников // Физическое воспитание и школьная гигиена. - М., 2003. –

С. 217-218.

10. Ботникова  Е.А., Перевощикова Е.П. Состояние  органа зрения 
у учащихся лицея и общеобразовательной школы // Физическая культура. - 2004. - № 5. - С. 52-53.

11. Горин  В.Е. Профилактика и коррекция  нарушений осанки // «Физическая культура в школе», №10-2006.С.14-17.

12. Громыко  Р.Б. История физической культуры.- М., 1984. С. 6-21.

13. Даутов  Ф.Ф., Лысенко А.И., Яруллин А.X. Влияние факторов 
окружающей среды на физическое развитие детей младшего, школьного  возраста //Начальная школа. - 2001. - № 6. - С. 49-52.

14. Дворецкова  Т. А. Особенности физического  развития детей школьного возраста // «Физическая культура в школе», №9-2005.С.9-12.

15. Дробышев  В.А. и др. Состояние здоровья  детей, поступающих 
в начальную школу (по данным четырехлетнего наблюдения). Физическая культура, №4 2006. -С. 117-119.

16. Дюндик  Н.Н., Макаров В.В., Федоренко Е.Ю.  Развитие,  
формирование и сохранение здоровья в школе // Начальная школа №5- 2004. -С. 15-17.

17. Жданова  Л.А. Состояние. здоровья и приспособительная  
деятельность школьников // Здоровье и образование / Под ред. В.В.Колба- 
нова. 2003. - С 30-32.

18. Забалуева  Т.В. Пути формирования осанки  в физическом  
воспитании младших школьников // Физическая культура. №5 - 2007. – С 36-39.

19. Камилова  Р.Т. Влияние социально-гигиенических  факторов 
условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического 
развития // Гигиена и санитария. - № 6 - 2003.  - С. 52-55.

20. Кардашенко В.Н., Стромская Е.П., Варламова Л.П. Физическое 
развитие - один из важнейших показателей здоровья детей и  
подростков // Физическая культкура. - № 10 - 2006. - С. 33-35.

21. Кардашенко  В.Н., Суханова Н.Е. К вопросу  о физическом 
развитии и состоянии здоровья детей школьного возраста // Начальная школа. - № 1 - 2004. - С. 55-57.

22. Козлов  В.И., Фарбер Д.А. Физиология развития  ребенка. - 
М.: Педагогика, 2003.

23. Козлов  В.И. Здоровье закладывается в  детстве. - М.: Знание, 
2004.

24. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – М.: Знание, 2003.

25. Куинджи  Н.Н.Степанова М.И.   Современная   технология 
обучения школьников, и ее влияние на здоровье // Физическая культура. - 
2006.-№.1.-С. 45-48.

26. Куценко Г.И. и др. Режим дня школьника. - Казань, 
2002.

27. Кучма В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в 
современных социальных и эколого-гигиенических условиях. - М., 
2003.

28. Кучма  В.Р. Оценка риска влияния факторов  окружающей 
среды на здоровье детей и подростков // Гигиена и санитария. - 2002. - 
№6.-С. 51-53.

29. Лисицин  ЮЛ. Образ жизни и здоровье  населения. - М.: Знание, 2002.

30. Лисицин Ю.П. Слово о здоровье. - М.: Физической культуры, 
2006.

31.Лях  В.И., Мейксон Г.Б. Программа физического  воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М., 2004. С.64.

32. Макарова  В.И. и др. Состояние здоровья  детей школьного 
возраста при экспериментальных формах обучения // Гигиена и санитария. - 2003. -№ 3. - С. 33-36.

33. Мартыненко  А.В. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. - М.: Медицина, 2003.

34. Мотылянская  Р.Е. и др. Двигательная активность - важное 
условие здорового образа жизни // Теория и практика физической куль 
туры. - 2005. -№ 1.- С. 14-22.

35. Пеннер  Ш.Д. Физическое развитие младших школьников в 
разные периоды учебного года // Совершенствование методов развития 
физических качеств детей и молодежи. - Владимир, 2004. - С. 32-33.

36. Пляскина  И.В. Здоровье детей, обучающихся  в школах ново 
го вида // Гигиена и санитария. - 2003. - № 1. - С. 62-65.

37. Полесский  В.А., Вишневская Е.Л. Состояние  и проблемы 
охраны здоровья детей и подростков // Экология детства: социальные и 
медицинские проблемы. - 2004. - С. 81-83. 

38. Планида  В.М. Отказ от разрушителей  здоровья// «Физическая культура в школе», №8-2004.С.15-19.

39. Прудникова  В.А. Формирование здорового образа  жизни и 
физического здоровья детей // Физическая культура - основа здорового 
образа жизни. - Самара, 2004. - С. 14-16.

40. Русова  Т.В., Жаднова Л.А., Шиляев P.P. Состояние здоровья 
младших школьников с различным умственным и физическим развитием 
// Школа здоровья. - 2005. - № 2. - С. 5-12.

41. Сауткин  М.Ф. Методические разработки  для определения оценки физического развития школьников.-З изд.- Рязань, 2003. С.28.

42. Смыковская  P.M., Малых А.Л. Состояние здоровья младших школьников. Ульяновск, 2006. С. 407-409.

43. Состояние  здоровья детей и подростков  и факторы, его определяющие

/ Под  ред. Г.Н.Сердюковской. - М.:  2003.

44. Степанова  М.И., Сазанюк З.И. Обучение в  гимназии и здоровье детей // Здоровье и образование. - 2003. - C 52-54.  

45. Стунеева Г.И., Кирюшин В.А., Цурган A.M. Здоровье и  
самочувствие в период обучения в школе // Гигиена и санитария. - 2004. - 
№3,-С. 45-46.

46. Сухарева Л.М. и др. Состояние здоровья и физическая активность 
современных подростков // Гигиена и санитария. - 2004. - № 3. - 
С. 32-34.

47. Тромбах С.М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. -3 изд.-М., 2004. С. 9-19.

48. Усанова  Е.П.,Шевяков О.Н. Состояние здоровья  школьников 
и задачи укрепления его средствами физического воспитания //  
Физическая культура - основа здорового образа жизни. - Самара, 2003. - 
С. 111-113.

49. Фомин  Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы  
двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 2006.

50. Хорошева  Т.А.,  Бурханов А.И.  Режим дня  современных 
школьников // Психология, педагогика, медицина: пути взаимодействия 
в медицине. - Тольятти, 2003. - С. 127-129.

51. Хрущев СВ., Велитченко O.K. Здоровье населения, среда обитания. М.:Знание, 2003. С.316

52. Шаповалова   В.А.   Здоровье   детей   и   подростков:   возможности  интегральной оценки. Киев. 2004. С.13-16.

53. Щеплягина    Л.А.,    Ильин    А.Г.    Физиологические    особенности младшего школьного возраста. М., 2003. С.238-274. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

ОКРУЖНОСТЬ  ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

 
 

                
 
 
 
 
 

                                                                                            
 
 
 
 
 

     Приложение 2 

Правильная  осанка 

Неправильная  осанка 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГИМНАСТИКА  ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Поморгайте 15—20 раз.
  2. Посмотри вправо, влево, вверх, вниз 3—5 раз.
  3. Повращайте глазами сначала влево, затем вправо 3—5 раз.
  4. Поморгайте 10 раз.
  5. Крепко зажмурьте глаза.
  6. Встаньте у окна. Наметьте на стекле точку напротив глаз. Один глаз закройте ладонью. Другим 5 секунд смотрите на точку, затем в окно. Повторять 6—8 раз каждым глазом.
  7. Поднимите палец на уровень глаз. Закройте один глаз, другим смотрите на палец, затем вдаль. Повторять б—8 раз каждым глазом.

     8. Поморгайте 20 раз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                      

    Приложение 3 

    Упражнения  для правильной осанки

    

 

    КОМПЛЕКС  КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ

                           А) УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ  СПИНЫ

  1. И. п. — лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей. Приподняв голову и плечи, руками имитировать движения брасса.
  2. И. п. — то же. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать-разжимать кисти рук.
  3. И. п. — то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола.

                         Б) УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ БРЮШНОГО  ПРЕССА

  1. И. п. — лежа на спине (поясница прижата к полу). Сгибать-разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах.
  2. И. п. — то же, «велосипед».
  3. И. п. — то же, ладони над головой. Поднимание прямых ног.

Информация о работе Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах