Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:13, дипломная работа

Описание работы

Проблема здоровья учащихся на протяжении ряда лет остается актуальной. Безусловно, немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют уроки физической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………….................………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах…...........................6
1.1 Основные элементы здорового образа жизни………......…..........……6
1.2 Деятельность учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах..................................................................11
1.3.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста…………………....................................................……..19
Выводы по главе I……………………………………………………………..30
Глава 2.Безотметочное обучение на уроках физической культуры как условие формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах………………………………...........31
2.1 Реализация безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах…………................................................................……..31
2.2 Методические рекомендации по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................38
Выводы по главе II……………………………………………………………46
Глава 3.Экспериментальная работа по реализации программы безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах………….….………………….................…...47
3.1 Экспериментальная работа по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................47
3.2 Программа по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах...................................................49
Выводы по главе III…………………………………………………………...61
Заключение………………………………………………….............………...62
Список используемой литературы……………………...................................64
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 620.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………….................………………3

      Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков                     здорового образа жизни в начальных классах…...........................6

      1.1     Основные элементы здорового  образа жизни………......…..........……6

1.2 Деятельность  учителя по формированию умений  и навыков здорового образа  жизни в начальных классах..................................................................11

1.3.Профилактика  заболеваний и укрепление здоровья   детей младшего школьного возраста…………………....................................................……..19

Выводы  по главе I……………………………………………………………..30

      Глава 2.Безотметочное обучение на уроках физической культуры как условие  формирования умений и навыков здорового  образа жизни в начальных классах………………………………...........31

2.1 Реализация  безотметочного обучения на уроках  физической культуры    в  начальных классах…………................................................................……..31

2.2  Методические  рекомендации по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................38

Выводы  по главе II……………………………………………………………46

      Глава 3.Экспериментальная работа по реализации программы  безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах………….….………………….................…...47

3.1 Экспериментальная  работа по формированию  умений  и навыков здорового образа  жизни младшими школьниками........................................47

3.2 Программа  по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах...................................................49

Выводы  по главе III…………………………………………………………...61

      Заключение………………………………………………….............………...62

      Список  используемой литературы……………………...................................64

      Приложение 

    Введение

    Актуальность  исследовательской работы обоснована дефицитом двигательной активности, который нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка. Младшие школьники вынуждены выдерживать большие умственные нагрузки, сидя на уроках в школе и за уроками дома, из-за чего почти не остается времени побыть (походить или побегать) на свежем воздухе. Это приводит к тому, что у большинства младших школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ; снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.

    Решающий      фактор      сохранения      общественного      здоровья   профилактическая медицина, особенно в области охраны здоровья детей, путем его активной абилитации и реабилитации.

    В связи с выше изложенной актуальностью  проблемы сформулирована тема исследования «Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений и  навыков здорового образа жизни».

    Объектом  исследования является учебно-воспитательный процесс младших школьников.

    Предмет исследования - создание условий по формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

    Цель  исследования - формирование у младших школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

    Гипотеза. У младших школьников будут сформированы устойчивые мотивы и потребности ведения здорового образа жизни, если:

  • создать условия по формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста;
  • обеспечить достаточную двигательную активность младших школьников;
  • соблюдать режим и гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу;
  • организовать оптимальное питание;
  • привить школьникам гигиенические навыки;
  • создать благоприятный психологический микроклимат в семье и школе.

    Задачи:

- Проанализировать       научно-методическую       литературу       по рассматриваемой проблеме.

- Рассмотреть    особенности   формирования    навыков    ведения здорового  образа жизни в начальной школе. 

- Организовать  экспериментальную проверку гипотезы.

- Выработать  научно-обоснованные методические  рекомендации для учителей начальных  классов.

Теоретическая значимость:

- выявление основ  по формированию умений и навыков  здорового образа жизни младшими  школьниками;

    - основные  виды деятельности учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах;

    -  Профилактика заболеваний и укрепление  здоровья   детей младшего школьного   возраста.

Практическая  значимость:

Результаты  проведенного исследования нашли отражение в сформированных методических рекомендациях и программе по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах.

Методологическая  основа:

В работе использованы научные труды зарубежных и отечественных педагогов: Антропова Н.В., Базарный В.Ф.,  Даутова Ф.Ф., Дробышева В.А.,  Жданова Л.А., Козлова В.И. Концепции формировании  здорового образа жизни посвящены работы Болдина Н.А., Заболуевой Т.В., Кардашенко В.Н., Колбанова В.В.

Этапы исследования:

- Организация  и проведение экспериментальной работы по формированию  умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками.

- Реализация  программы по реализации безотметочного  обучения на уроках физической  культуры в начальных классах.

Апробация:

В экспериментальной  работе приняли участие учащиеся Чувашской гимназии города Белебея Республики Башкортостан:  1 класс (13 человек), 2 класс (16 человек), 3 класс (12 человек), 4 класс (14 человек)

Структура исследования:

Работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Теоретические основы формирования умений и    навыков  здорового образа жизни в начальных  классах

    1.1. Основные элементы  здорового образа  жизни

    Все живые организмы – от простейших до человека – живут, пока сохраняют способность двигаться. Мышечная деятельность – это врожденная способность и основа всей жизни человека. Значение движения для человека столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий признак жизни.

    Выполнение  физических упражнений всегда требует определенных усилий, а это ведет к развитию (тренировке) мышечного аппарата и других систем человека.

    Кости растут усиленно в тех направлениях, в которых они испытывают большое  натяжение или сжатие. Таким образом, чем сильнее развиваются мышцы тела, тем  прочнее становятся кости скелета.

    Во  время занятий физическими упражнениями происходит тренировка сердечно-сосудистой системы. Сердце увеличивается в  объеме, уменьшается частота сердечных  сокращений, то есть оно начинает работать экономичнее. Происходит и тренировка дыхательной системы, увеличиваются сила дыхательной мускулатуры, дыхательный объем, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), что способствует более экономичной работе системы.

     Под физической работоспособностью понимается способность человека выполнять большой объем физической работы за отведенный промежуток времени. Человек, обладающий высокой работоспособностью, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается. Физическая работа, выполняемая им, сопровождается меньшими энергетическими затратами, высокой эффективностью, экономичностью дыхания и кровообращения. Производительность труда такого человека очень высока.

    Регулярные  занятия физическими упражнениями позволяют повысить физическую работоспособность. Наиболее эффективны занятия по общефизической подготовке.

    Под физической подготовленностью понимают состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточно высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена. Они имеют достаточный запас надежности, эффективности и экономичности. Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти положительные свойства позволяют человеку достигать высоких результатов в учебной, трудовой и соревновательной деятельности [2, с.25].

    Закаливание – это постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

    Человек с давних пор пользуется солнцем, свежим воздухом и водой для укрепления своего здоровья. Под их воздействием улучшается деятельность нервной системы, сердца, сосудов и легких, вырабатывается иммунитет к простудным заболеваниям.

    Вначале процедуры должны быть короткими  по времени, а температура воды или воздуха — не слишком низкой. Постепенно время процедуры увеличивают, а температуру снижают примерно на 1 градус через каждые 3 дня.

    После любых водных процедур разотритесь  сухим полотенцем до покраснения кожи. Закаляйтесь систематически каждый день.

    Наибольшую пользу приносит комплексное использование воздушных, солнечных и водных процедур (ножные ванны, обтирания, обливания, душ, купание), а также сочетание воздушных ванн с гимнастикой, солнечных ванн — с физическими упражнениями и подвижными играми.

           Летом не упускайте возможности  походить босиком по теплому песку, гальке, лесной тропинке, рано утром по росистой мягкой траве. Это отличная закаливающая процедура, кроме того, она укрепляет мышцы стоп и предохраняет от плоскостопия. Замечательными оздоровительными мероприятиями являются пешие, велосипедные, лыжные прогулки, походы.

    Очень важно учитывать самочувствие, не доводить организм до переохлаждения или перегревания. Закаливающую процедуру необходимо немедленно прекратить, если появились озноб, дрожь (во время купания) или вялость, сердцебиение (при закаливании солнцем) [17, с.5].

    Чтобы успеть сделать заданные на дом уроки, помочь в работе по дому, почитать, погулять, самостоятельно позаниматься физическими упражнениями или любимым видом спорта в секции, нужно уметь правильно распределить время. Режим дня, конечно, не может быть одинаковым для всех, но нужно  уметь чередовать в течение дня умственный труд с физической работой и отдыхом.

            1-я смена 2-я смена
          Подъем
            7.00
          7.00
          Утренняя гимнастика Водные процедуры Уборка постели 7.00—7.30 7.00—7.30
          Завтрак 7.30—7.50 7.30—7.50
          Дорога  в школу (прогулка) 7.50—8.20 7.50—8.20
          Занятия в школе (приготовление домашних заданий) 8.20—12.30 8.20—12.30
          Дорога  из школы (прогулка) 12.30—13.00 12.30—13.00
          Обед 13.00—13.30 13.00—13.30
          Отдых, прогулка, приготовление домашних заданий (занятия в школе) 13.30—17.30 13.30—17.30
          Самостоятельные занятия, прогулка 17.30—19.00 17.30—19.00
          Ужин 19.00—19.30 19.00—19.30
          Самостоятельные снятия 19.30—20.30 19.30—20.30
          Приготовление ко сну (уход за  одеждой, обувью, вечерний  туалет) 20.30—21.00 20.30—21.00
          Сон 21.00—7.00 21.00—7.00

Информация о работе Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах