Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:13, дипломная работа
Проблема здоровья учащихся на протяжении ряда лет остается актуальной. Безусловно, немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют уроки физической культуры.
Введение…………………………………………….................………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах…...........................6
1.1 Основные элементы здорового образа жизни………......…..........……6
1.2 Деятельность учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах..................................................................11
1.3.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста…………………....................................................……..19
Выводы по главе I……………………………………………………………..30
Глава 2.Безотметочное обучение на уроках физической культуры как условие формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах………………………………...........31
2.1 Реализация безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах…………................................................................……..31
2.2 Методические рекомендации по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................38
Выводы по главе II……………………………………………………………46
Глава 3.Экспериментальная работа по реализации программы безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах………….….………………….................…...47
3.1 Экспериментальная работа по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................47
3.2 Программа по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах...................................................49
Выводы по главе III…………………………………………………………...61
Заключение………………………………………………….............………...62
Список используемой литературы……………………...................................64
Приложение
Класс Девочки
Мальчики 1
30 раз вдень 40 раз вдень 2 35 раз вдень 45 раз вдень 3—4 40 раз вдень 50 раз вдень
Рис. 6. Отжимания
в упоре лежа
Класс Девочки
Мальчики 1
40 раз вдень 50 раз вдень 2
50 раз вдень 60 раз в день 3
60 раз вдень 70 раз в день 4
70 раз вдень 80 раз вдень
Рис. 7. Наклоны туловища назад из положения сидя
Упражнение выполняется в течение дня, за несколько подходов. Один день — одно упражнение.
3. ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ
На двух ногах, на одной ноге, попеременно, на месте и в движении. Добиваться того, чтобы прыгать без остановок по 20—30 секунд.
4. БЕГ
Пробегать на улице без остановки от 2—3 минут до 7—8 минут.
5.
ПОДТЯГИВАНИЕ В ВИСЕ НА
Учиться
подтягиваться хватом сверху и обратным.
Наименование
Класс
Мальчики
Девочки
«5» «4» «3» «5» «4» «3» Бег 30 м (с)
1—2 5,4 6,0 7,1 5,6 6,2 7,3 3—4 5,1 5,6 6,6 5,2 5,8 6,6 Челночный бег 3x10 м (с)
1—2 10,2 11,2 11,7 10,6 11,5 12,0 3—4 9,5 10,4 11,0 10,2 11,2 11,5 Бег 1000м (мин, с)
1—2 5.30.0 5.40.0 5.50.0 6.00.0 6.10.0 6.30.0 3—4 4.30.0 5.00.0 5.10.0 5.00.0 5.40.0 6.00.0 Бросок набивного мяча (1кг) сидя из-за головы (см)
1—2 350 300 220 300 250 170 3—4 420 350 270 400 300 210 Подъем туловища
из положения
лежа на спине
за 30 с (раз)
1—2 12 11 9 11 9 8 3—4 16 15 12 15 14 12 Отжимания (раз)
1—2 14 12 8 8 7 6 3—4 19 17 14 11 10 8 Прыжок в длину с места (см)
1—2 139 125 120 120 115 110 3—4 155 145 120 140 135 110 Подтягивания (раз)
1—2 3 2 1 7 5 3 3—4 6 4 2 15 10 7
Рис. 8. Мои достижения нормативные требования
Наименование
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Бег 30 м (с)
Челночный бег 3x10 м (с)Бег 1000 м (мин, с)
Бросок набивного мяча из-за головы сидя Подъем туловища из положения лежа за 30 секунд)
Отжимания (раз)Прыжки со скакалкой
за 30 с (раз)
Прыжок в длину с места (см) Подтягивание (раз)Подъем ног в висе до угла 90° Сумма многоборья
(балл)
Рис. 9. Результаты, показанные ребенком
В таблицу личных результатов включены упражнения, входящие в программу многоборья, используемого для контроля уровня физической подготовки и качества работы учащихся. Основой данного метода является сумма баллов, набранная за выполнение всех упражнений.
Виды упражнений и оценка (в баллах) за их выполнение.
86 прыжков = 80 х 0,5 + 6 х 2 = 52 балла.
Выводы
по главе I.
Все живые организмы – от простейших до человека – живут, пока сохраняют способность двигаться. Мышечная деятельность – это врожденная способность и основа всей жизни человека. Значение движения для человека столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий признак жизни.
Опыт
передовых школ показывает, что резервы
школьного урока физической культуры
далеко не исчерпаны. Комплексная программа
открывает широкий простор для творчества
учителя, его поисков в повышении эффективности
учебного процесса, что в свою очередь
обеспечивает необходимые условия для
того, чтобы каждый учащийся овладел жизненно
важными и необходимыми знаниями, навыками
и умениями, научился самостоятельно заниматься
физическими упражнениям
Глава
2. Безотметочное
обучение на уроках
физической культуры,
как условие формирования
здорового образа
жизни в начальных
классах
2.1 Реализация безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах
Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы оценивания. Традиционная пятибалльная система оценивания: - не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности — "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности. Указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования (см. Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденную распоряжением Правительства. Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р (п. 2). Общепринятая "отметочная" система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);
- затрудняете
индивидуализацию обучения. Учителю трудно
зафиксировать и положительно оценить
реальные достижения
каждого конкретного ребенка в сравнении
с предыдущими
результатами его обучения. Фактически
учителю приходится
лавировать между фиксацией успешности
результата ребенка,
сравнивая этот результат с некоторой
среднестатистической нормой
(«Три ошибки в диктанте - это хорошо или
плохо?»), и фиксацией
успешности результата для данного ребенка
("Для данного
учащегося три ошибки - хорошо, если обычно
у него их десять").
Даже если учитель склонен к оценке индивидуального
результата
ребенка ("Для тебя три ошибки - это хорошо,
ты - молодец!"),
официальный статус отметки ("Все равно
за такую работу нужно
ставить "три") сводит на нет все старания
педагога;
-является
малоинформативной. В силу
-часто
имеет травмирующий характер. Полностью
сосредоточенная в руках учителя, "отметочная"
система нередко
оказывается орудием манипуляции и психологического
давления,
которое направлено, с одной стороны, непосредственно
на ребенка,
с другой стороны - на родителей. Последние,
в свою очередь, подчас
даже непроизвольно, тоже используют это
средство для оказания
давления на ребенка. Все это приводит,
как известно, к снижению
интереса к обучению, росту психологического
дискомфорта
учащегося в обучении, его тревожности
и, возможно, даже к
ухудшению его физического здоровья [7,с
214].
Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Было бы преждевременно говорить о том, что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с „тем учеными уже определены и сформулированы некоторые общие подходы к ее построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации. Об общих подходах к оцениванию при безотметочном обучении в основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:
что оценивать (то есть, что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
- что
нужно учитывать при таком оценивании
(то есть, каковы
необходимые педагогические условия эффективности
безотметочной
системы оценивания).
Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Если 90% оценочных суждений и действий учителя будет посвящено ЗУНам и лишь 10%
- творческим
проявлениям ребенка, то ученики получают
ясное
сообщение: "Я вас ценю в основном как
исполнителей, точно
следующих моим образцам и инструкциям,
как людей, успешно
действующих по правилам и алгоритмам".
Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, не обязательно правильные (они могут быть оформлены в специальной классной "Тетради наших догадок, вопросов и открытий").
Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества, ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
Работая в рамках без отметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых достижений ученика не должен
употреблять "заменителей" отметочной системы: "звездочек", "зайчиков","черепашек" и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, "Листов индивидуальных достижений", в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения - недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый "Экран успеваемости". Оценки не должны становиться причиной наказания 'или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Информация о работе Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах