Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:13, дипломная работа

Описание работы

Проблема здоровья учащихся на протяжении ряда лет остается актуальной. Безусловно, немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют уроки физической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………….................………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах…...........................6
1.1 Основные элементы здорового образа жизни………......…..........……6
1.2 Деятельность учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах..................................................................11
1.3.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста…………………....................................................……..19
Выводы по главе I……………………………………………………………..30
Глава 2.Безотметочное обучение на уроках физической культуры как условие формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах………………………………...........31
2.1 Реализация безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах…………................................................................……..31
2.2 Методические рекомендации по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................38
Выводы по главе II……………………………………………………………46
Глава 3.Экспериментальная работа по реализации программы безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах………….….………………….................…...47
3.1 Экспериментальная работа по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................47
3.2 Программа по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах...................................................49
Выводы по главе III…………………………………………………………...61
Заключение………………………………………………….............………...62
Список используемой литературы……………………...................................64
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 620.00 Кб (Скачать)

     В нашей гимназии уделяется большое  внимание пропаганде здорового образа жизни и такие слова как  « в здоровом теле - здоровый дух » стоят на 1 месте. (Приложение 11) 

      3.2 Программа по реализации  безотметочного обучения  на уроках физической  культуры в начальных  классах

На базе Муниципального общеобразовательного учреждения  Чувашская гимназия города Белебея Республики Башкортостан открылась республиканская экспериментальная площадка «Безотметочное обучение на уроках физической культуры в условиях гимназии». Появился, помимо 2-х традиционных уроков, третий урок физической культуры, особенностью которого является отсутствие оценок  -  «урок здоровья». В связи с этим возникла необходимость в новой программе по реализации  «безотметочного обучения»  на уроках физической культуры.

Учебный материал данной программы дается в  пяти разделах:

•     основы знаний

•     общая физическая подготовка

•     гимнастика

•     подвижные игры: национальные игры - русские, башкирские,  чувашские

•     спортивные игры: бадминтон, баскетбол, пионербол.

При изучении видов программы основное внимание надо уделять:

•     насколько наметились положительные сдвиги в оздоровлении организма учащихся;

• умение правильно использовать самостоятельные  формы занятий физическими упражнениями, зарядку, спортивную тренировку;

•     умение правильно восстанавливаться  после выполнения физического упражнения;

•     ведение дневника самоконтроля при  выполнении упражнений домашнего задания;

•     умение соблюдать технику безопасности при утренней гигиенической гимнастике или самостоятельной тренировке;

•     умение составлять комплекс утренней гигиенической гимнастики.

При подготовке программы были использованы разные источники, прежде всего, учебники и  программы по данной дисциплине, а  также научные труды научных  отечественных теоретиков, опытных  преподавателей: Видякин М.В., Зайцева  В.В., Крючков В.А., Мусакаев М.Б., Туленков С.В.

Цель  данной программы: совершенствование  физкультурного образования школьников; переориентация базового уровня образования на знания в области культуры здоровья; формирование устойчивого интереса к урокам и внеурочным занятиям физической культуры; повышение потребности к навыкам самостоятельных занятий различными формами физической культуры [34, с 27] .

      Предлагаемая экспериментальная программа безотметочного обучения на уроках физической культуры для учащихся 1-4 классов имеет следующие  цели:

  • совершенствование физкультурного образования школьников;
  • переориентация базового уровня образования на знания в области культуры здоровья;
  • формирование устойчивого интереса к урокам и внеурочным занятиям физической культуры;
  • повышение потребности к навыкам самостоятельных занятий различными формами физической культуры.

В программе  определены следующие задачи:

  • физическое развитие и укрепление здоровья учеников;
  • воспитание нравственных, морально-волевых свойств личности школьников;
  • формирование и дальнейшее совершенствование умений и навыков двигательной деятельности;
  • содействие саморазвитию и самосовершенствованию учащихся; овладение навыками ведения дневника самоконтроля;
  • приобретение и использование необходимых знаний в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
  • Учебный материал данной программы дается в пяти разделах:
  •   основы знаний
  •   общая физическая подготовка
  •   гимнастика
  •   подвижные игры: национальные игры - русские, башкирские,  чувашские
  • спортивные игры: бадминтон, баскетбол, пионербол.
  • При изучении видов программы основное внимание уделяется:
  • насколько наметились положительные сдвиги в оздоровлении организма учащихся;
  • умение правильно использовать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями, зарядку, спортивную тренировку;
  • умение правильно восстанавливаться после выполнения физического упражнения;
  • ведение дневника самоконтроля при выполнении упражнений домашнего задания;
  • умение соблюдать технику безопасности при утренней гигиенической гимнастике или самостоятельной тренировке;
  •   умение составлять комплекс утренней гигиенической гимнастики.

    В разделе "Основы знаний" представлен  материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, о видах спорта, о возможностях организма человека, его культуре, ценностных ориентациях и т.д. Занятия по теоретическим знаниям необходимо строить так, чтобы ученики сами находили нужное решение, выводили элементарные правила и положения.

    Основные виды физической деятельности, способствующие физическому развитию учащихся, проводимые в школе:

 1. Гимнастика до начала учебных занятий. 

2. Физкультминутка, физкультпауза на уроке.

3. Подвижные  перемены.

4. "Спортивный  час" в группе продленного  дня.

5. Урок  физической культуры.  

6. Спортивные  кружки и секции.

7. Различные  соревнования и Дни здоровья.

    Внешкольные формы занятий должны дополнять  физическое развитие учащихся в школе. К ним относятся:

1.  Утренняя  гигиеническая гимнастика в домашних условиях

2.   Самостоятельные тренировки.

3. Физическая  культура по месту жительства.

4. Семейные  походы на природу.

5. Физическая  работа в саду, по дому и  т.д.

    «Уроки  здоровья»  должны быть разнопланового характера с использованием параллельно-комплексного варианта планирования учебного материала.

    Из  данной программы по физическому  воспитанию видно, что учащимся необходимо вести учет улучшения показателей  физического развития. Для проведения работы с учащимися по дневнику домашнего  задания учителя физической культуры обязаны составить образец "Дневник самоконтроля при занятиях на «уроках здоровья» (таблица 1).  
 

Таблица 2

Дневник самоконтроля

    Параметры Дни
    Самочувствие                  
    Аппетит                  
    Сон                  
    Желание заниматься                  
    ЧСС (утром после сна)                  
 

Способы подсчета:

1.   Положите руку на область сердца, почувствовав толчки, подсчитайте  их количество.

2.   Прощупайте и подсчитайте пульсовые  волны на сонной, височной и  других доступных артериях (ЧСС  в покое — 85—90 уд/мин, ЧСС  во время занятий физическими упражнениями - около 200 уд/мин).

    Упражнения, рекомендованные учителем физкультуры, должены способствовать общей физической подготовке и совершенствованию всех физических качеств. В ходе учебных занятий дети получают температурное воздействие. Во время проведения подвижных игр на свежем воздухе для 1-4 классов допускается температура воздуха до-15° С.          

    В конечном итоге, задача образования - воспитать  подрастающее поколение с положительными качествами, хорошим физическим развитием, красивым и здоровым телом, способных преодолевать трудности современной жизни.

    Важным  для учащиеся, отнесенным к специальной  медицинской группе являются занятия  по этой программе, при желании они смогут, если не полностью, то частично вернуть себя к полноценной, здоровой, человеческой  

    Таблица 3

                                               Годовой план – график 

    Классы 1 II III IV
    Кол-во часов 34 34 34 34
    Основы  знаний 
    в

    процессе

    уроков

    в

    процессе

    уроков

    в

    процессе

    уроков

    в

    процессе

    уроков

    Гимнастика 14 14 10 10
    Подвижные игры 8 6 4 2
    Народные  игры 8 6 4 4
    Баскетбол 4 4 4 5
    Пионербол   4 6 5
    Бадминтон     6 8
  • НАЧАЛЬНОЕ  ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (1-4 КЛАССЫ)
  •  

        Основные  задачи физического воспитания детей  младших классов: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию. Однако не менее важно вовремя обучать их необходимым жизненным навыкам, которые в данном возрасте успешно воспитываются посредством гимнастики: ходьбы, бега, прыжков, подвижных игр, игр с мячом, различных эстафет. Эти виды очень хорошо развивают самые важные физические качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость и выносливость. Планируя учебные планы необходимо учитывать особенность детей младшего школьного возраста - их эмоциональность, подвижность, относительную быстроту восстановительных процессов, и в то же время незаконченность формирования органов и систем организма, недостаточность развития процессов торможения.

    Занятия, проводимые в занимательной - подражательной форме должны приносить не только ощутимую пользу, но и доставлять детям неподдельную радость.

    1 класс

    I. Основы знаний.

    Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Влияние физических упражнений на здоровье ученика. Сведения о режиме дня, утренней зарядки и личной гигиене. Ведение упрощенного варианта «Дневника физической культуры ученика» в 1 классе ведут родители при участии самих детей и учителей физкультуры.

    II. Общая физическая подготовка.

    Строевые  упражнения: основная стойка; построение в колонну по одному, в одну шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, по три. Разминка  на вытянутые руки в колонны и шеренги; команды: "направо", "налево", "на месте - шагом марш", "шагом - марш", класс - стой".

    Общеразвивающие упражнения: без предметов, с мячом, упражнения для формирования осанки,  профилактика плоскостопия, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика.

    Ходьба  с преодолением препятствий, на носках, пятках, в полуприседе, быстрым широким  шагом.

    Бег: равномерный, эстафетный, эстафетный с различными заданиями.

    Прыжки: на одной и двух ногах на месте, с продвижением в длину с места, в высоту, спрыгивание  с высоты до 30 см.

    Броски  и ловля мячей.

    Метание мяча: на дальность, в цель, через  сетку волейбольную [49, с 25].

    Информация о работе Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах