Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:13, дипломная работа
Проблема здоровья учащихся на протяжении ряда лет остается актуальной. Безусловно, немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют уроки физической культуры.
Введение…………………………………………….................………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах…...........................6
1.1 Основные элементы здорового образа жизни………......…..........……6
1.2 Деятельность учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах..................................................................11
1.3.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста…………………....................................................……..19
Выводы по главе I……………………………………………………………..30
Глава 2.Безотметочное обучение на уроках физической культуры как условие формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах………………………………...........31
2.1 Реализация безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах…………................................................................……..31
2.2 Методические рекомендации по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................38
Выводы по главе II……………………………………………………………46
Глава 3.Экспериментальная работа по реализации программы безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах………….….………………….................…...47
3.1 Экспериментальная работа по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................47
3.2 Программа по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах...................................................49
Выводы по главе III…………………………………………………………...61
Заключение………………………………………………….............………...62
Список используемой литературы……………………...................................64
Приложение
В
нашей гимназии уделяется большое
внимание пропаганде здорового образа
жизни и такие слова как
« в здоровом теле - здоровый дух » стоят
на 1 месте. (Приложение 11)
3.2 Программа по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах
На базе Муниципального общеобразовательного учреждения Чувашская гимназия города Белебея Республики Башкортостан открылась республиканская экспериментальная площадка «Безотметочное обучение на уроках физической культуры в условиях гимназии». Появился, помимо 2-х традиционных уроков, третий урок физической культуры, особенностью которого является отсутствие оценок - «урок здоровья». В связи с этим возникла необходимость в новой программе по реализации «безотметочного обучения» на уроках физической культуры.
Учебный материал данной программы дается в пяти разделах:
• основы знаний
• общая физическая подготовка
• гимнастика
• подвижные игры: национальные игры - русские, башкирские, чувашские
• спортивные игры: бадминтон, баскетбол, пионербол.
При изучении видов программы основное внимание надо уделять:
• насколько наметились положительные сдвиги в оздоровлении организма учащихся;
• умение
правильно использовать самостоятельные
формы занятий физическими
• умение правильно восстанавливаться после выполнения физического упражнения;
• ведение дневника самоконтроля при выполнении упражнений домашнего задания;
•
умение соблюдать технику безопасности
при утренней гигиенической гимнастике
или самостоятельной
• умение составлять комплекс утренней гигиенической гимнастики.
При подготовке программы были использованы разные источники, прежде всего, учебники и программы по данной дисциплине, а также научные труды научных отечественных теоретиков, опытных преподавателей: Видякин М.В., Зайцева В.В., Крючков В.А., Мусакаев М.Б., Туленков С.В.
Цель данной программы: совершенствование физкультурного образования школьников; переориентация базового уровня образования на знания в области культуры здоровья; формирование устойчивого интереса к урокам и внеурочным занятиям физической культуры; повышение потребности к навыкам самостоятельных занятий различными формами физической культуры [34, с 27] .
Предлагаемая экспериментальная программа безотметочного обучения на уроках физической культуры для учащихся 1-4 классов имеет следующие цели:
В программе определены следующие задачи:
В разделе "Основы знаний" представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, о видах спорта, о возможностях организма человека, его культуре, ценностных ориентациях и т.д. Занятия по теоретическим знаниям необходимо строить так, чтобы ученики сами находили нужное решение, выводили элементарные правила и положения.
Основные виды физической деятельности, способствующие физическому развитию учащихся, проводимые в школе:
1. Гимнастика до начала учебных занятий.
2. Физкультминутка, физкультпауза на уроке.
3. Подвижные перемены.
4. "Спортивный час" в группе продленного дня.
5. Урок физической культуры.
6. Спортивные кружки и секции.
7. Различные соревнования и Дни здоровья.
Внешкольные формы занятий должны дополнять физическое развитие учащихся в школе. К ним относятся:
1. Утренняя
гигиеническая гимнастика в
2. Самостоятельные тренировки.
3. Физическая культура по месту жительства.
4. Семейные походы на природу.
5. Физическая работа в саду, по дому и т.д.
«Уроки здоровья» должны быть разнопланового характера с использованием параллельно-комплексного варианта планирования учебного материала.
Из
данной программы по физическому
воспитанию видно, что учащимся необходимо
вести учет улучшения показателей
физического развития. Для проведения
работы с учащимися по дневнику домашнего
задания учителя физической культуры
обязаны составить образец "Дневник
самоконтроля при занятиях на «уроках
здоровья» (таблица 1).
Таблица 2
Дневник самоконтроля
Параметры Дни Самочувствие Аппетит Сон Желание заниматься ЧСС (утром после сна)
Способы подсчета:
1.
Положите руку на область
2.
Прощупайте и подсчитайте
Упражнения, рекомендованные учителем физкультуры, должены способствовать общей физической подготовке и совершенствованию всех физических качеств. В ходе учебных занятий дети получают температурное воздействие. Во время проведения подвижных игр на свежем воздухе для 1-4 классов допускается температура воздуха до-15° С.
В конечном итоге, задача образования - воспитать подрастающее поколение с положительными качествами, хорошим физическим развитием, красивым и здоровым телом, способных преодолевать трудности современной жизни.
Важным
для учащиеся, отнесенным к специальной
медицинской группе являются занятия
по этой программе, при желании они
смогут, если не полностью, то частично
вернуть себя к полноценной, здоровой,
человеческой
Таблица 3
Классы 1 II III IV Кол-во часов 34 34 34 34 Основы знаний
в процессе
уроков
в процессе
уроков
в процессе
уроков
в процессе
уроков
Гимнастика 14 14 10 10 Подвижные игры 8 6 4 2 Народные игры 8 6 4 4 Баскетбол 4 4 4 5 Пионербол 4 6 5 Бадминтон 6 8
Основные задачи физического воспитания детей младших классов: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию. Однако не менее важно вовремя обучать их необходимым жизненным навыкам, которые в данном возрасте успешно воспитываются посредством гимнастики: ходьбы, бега, прыжков, подвижных игр, игр с мячом, различных эстафет. Эти виды очень хорошо развивают самые важные физические качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость и выносливость. Планируя учебные планы необходимо учитывать особенность детей младшего школьного возраста - их эмоциональность, подвижность, относительную быстроту восстановительных процессов, и в то же время незаконченность формирования органов и систем организма, недостаточность развития процессов торможения.
Занятия, проводимые в занимательной - подражательной форме должны приносить не только ощутимую пользу, но и доставлять детям неподдельную радость.
1 класс
I. Основы знаний.
Правила
поведения в спортивном зале, на
спортивной площадке. Влияние физических
упражнений на здоровье ученика. Сведения
о режиме дня, утренней зарядки и личной
гигиене. Ведение упрощенного варианта
«Дневника физической культуры ученика»
в 1 классе ведут родители при участии
самих детей и учителей физкультуры.
II. Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения: основная стойка; построение в колонну по одному, в одну шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, по три. Разминка на вытянутые руки в колонны и шеренги; команды: "направо", "налево", "на месте - шагом марш", "шагом - марш", класс - стой".
Общеразвивающие упражнения: без предметов, с мячом, упражнения для формирования осанки, профилактика плоскостопия, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика.
Ходьба с преодолением препятствий, на носках, пятках, в полуприседе, быстрым широким шагом.
Бег: равномерный, эстафетный, эстафетный с различными заданиями.
Прыжки: на одной и двух ногах на месте, с продвижением в длину с места, в высоту, спрыгивание с высоты до 30 см.
Броски и ловля мячей.
Метание мяча: на дальность, в цель, через сетку волейбольную [49, с 25].
Информация о работе Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах