Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:13, дипломная работа
Проблема здоровья учащихся на протяжении ряда лет остается актуальной. Безусловно, немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют уроки физической культуры.
Введение…………………………………………….................………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах…...........................6
1.1 Основные элементы здорового образа жизни………......…..........……6
1.2 Деятельность учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах..................................................................11
1.3.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста…………………....................................................……..19
Выводы по главе I……………………………………………………………..30
Глава 2.Безотметочное обучение на уроках физической культуры как условие формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах………………………………...........31
2.1 Реализация безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах…………................................................................……..31
2.2 Методические рекомендации по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................38
Выводы по главе II……………………………………………………………46
Глава 3.Экспериментальная работа по реализации программы безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах………….….………………….................…...47
3.1 Экспериментальная работа по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................47
3.2 Программа по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах...................................................49
Выводы по главе III…………………………………………………………...61
Заключение………………………………………………….............………...62
Список используемой литературы……………………...................................64
Приложение
Результативность воспитательной работы во многом зависит от взаимодействия учителя со школьниками. Обращение к личности учащегося, учет его психологических характеристик, знание возрастных особенностей позволяют учителю давать младшим школьникам.
Педагогический процесс важно рассматривать как совместную деятельность учителя и ученика [46, с 25].
Школьник, относящийся к учителю только как к человеку, задающему и контролирующему работу, включается в деятельность формально. Школьник, настроенный на взаимодействие с учителем, на сотрудничество с ним, с готовностью включается и любую предложенную игру и в освоение упражнений.
Учителю
в работе постоянно приходится сталкиваться
с проблемой выбора между противоположными
установками: на самостоятельность
и контроль, творчество и исполнительство,
критику и поощрение, подтягивание слабых
сторон готовности ученика и усиление
сильных сторон, гибкость и обязательность.
Его действия направлены, с одной стороны,
на установление дисциплины контакта,
внимания, привития обязательных навыков,
с другой — на создание условий для раскрытия
творчества.
Учитель
физкультуры имеет много
Педагогу важно обладать терпимостью, спокойствием, быть наблюдательным, справедливым, объективным. В любых ситуациях ему не должны изменять выдержка и чувство юмора.
Обучение физическим упражнениям. При организации процесса обучения важно руководствоваться основными дидактическими принципами.
Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание у школьников осмысленного овладения изучаемыми упражнениями, заинтересованности и стремления правильнее выполнять двигательные действия.
Принцип доступности требует, чтобы учебный материал соответствовал силам и возможностям учащихся. Задания не должны быть очень трудными или чрезмерно легкими, так как эффективность воздействия физических упражнений определяется их оптимальной степенью трудности. Необходимо идти от легкого к более трудному, от простого к сложному. И при этом учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, то есть обучать дифференцированно [38, с 56].
Принцип систематичности требует последовательного расположения учебного материала с учетом его структурного сходства. Упражнения разной координационной трудности, но сходные по структуре школьники успешнее осваивают при их последовательном изучений. Поэтому необходимо группировать учебный материал с учетом сходства основных компонентов техники. Систематичность в обучении означает также необходимость регулярно и многократно повторять упражнения.
Принцип наглядности предусматривает создание образа движений путем показа, рассказа, наглядных пособий, дополнительных сигналов-ориентиров, звуковых раздражителей. Организация восприятия изучаемого материала разными органами чувств обеспечивает более активное и точное его восприятие.
Принцип прочности предусматривает при обучении основным двигательным действиям соблюдение определенной этапности и достаточное число повторений, обеспечивающих прочность освоения умений и навыков.
При обучении двигательным действиям необходимо помнить: чем богаче двигательный опыт учащихся, тем легче и быстрее формируются у них новые двигательные акты; что существует взаимосвязь физических качеств с навыками — чем лучше развиты физические качества, тем быстрее и качественнее формируются двигательные навыки.
Двигательный навык успешно формируется на основе ранее выработанных. При этом в обучении важна строгая последовательность — от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Поэтому необходимо заинтересовать школьников, пробудить у них творческую активность, например, путем использования игрового и соревновательного методов.
Для освоения сложных двигательных навыков можно использовать программированное обучение, которое включает в себя:
тщательный анализ учебного материала и оформление его в логическую и методическую последовательность актов обучения, которые воплощаются в так называемую обучающую программу;
повышение самостоятельности и активности обучаемого в процессе усвоения учебного материала (разумное уплотнение рабочего времени);
эффективное управление учебной деятельностью учащихся и непосредственную связь дальнейшего обучения с успешным усвоением учебного материала;
известную
(в разумных пределах) индивидуализацию
обучения в сочетании с коллективной
работой учащихся;
1.3
Профилактические
меры по укреплению
здоровья детей
младшего школьного
возраста
Осанка — это привычное (правильное или неправильное) положение тела человека в покое и движении. Она является непостоянной, но трудно поддается изменению [15, с 217].
При правильной осанке
Подойдите к стене и встаньте к ней вплотную спиной в привычной для вас позе. Если в этом положении вы касаетесь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, то у вас правильная осанка.
Если же вы касаетесь стены не всеми названными точками, то осанка неправильная. (Приложение 2).
При неправильной осанке движения человека становятся неловкими; нарушается работа внутренних органов; возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице.
ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ (Приложение 3)
1. Сохраняйте правильную рабочую позу на уроках.
Ходите на
носках, на пятках.
Ходите на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы.
Сидя, катайте мяч (палочку) серединой стопы.
.
Переносите предмет с одного места на другое, захватив его пальцами ноги.
Рис.
4. Чтобы не было плоскостопия
На полу расстелите полотенце, захватывая его пальцами ног, двигайтесь вперед («гусеница»).
Ходите по палочке, веревочке
Ходите, зажав мяч стопами.
Сидя, перетягивайте пальцами
ног скакалку (шнур) вправо и влево.
Прыжки на носках (пятки касаются одна другой) с выпрямлением коленей
Захватывание пальцами ног
Сидя — сгибание-разгибание, вращение ступней вправо и влево с усилием. (Приложение 5)
Рис. 5. Упражнения
для пальцев ног
Маленький рост — во всех без исключения случаях признак нарушенного здоровья и, в первую очередь, ненормальной работы гормональной системы. Это лишь сегодняшний явный симптом гормональной дисфункции, а завтра, год за годом, будут, несомненно, появляться и другие симптомы.
Известное эндокринологам влияние гормональных нарушений на формирование роста, тем не менее, часто не позволяет им успешно решать эту проблему. Во-первых, это связано с тем, что назначать во всех случаях маленького роста гормональные препараты крайне нежелательно из-за высокого риска побочных эффектов. Во-вторых, прием только таких препаратов в большинстве случаев не даст должного эффекта, поскольку наряду с гормональным дисбалансом существенный вклад в плохой рост ребенка могут внести и многие другие органы, отвечающие за обмен белков, углеводов, жиров, минералов, витаминов, то есть поставляющие строительный материал, так необходимый растущему организму.
Опыт работы с пациентами маленького роста позволил выявить основные и второстепенные причинные звенья этой проблемы и показал также, что эта совокупность всегда индивидуальна [18, с 85].
Следует заметить, что максимально эффективным лечение может быть, если оно начнется до полового созревания (до 10—12 лет), высокоэффективным — при обращении от 14 до 16 лет, и наименее эффективным — после 17 лет.
Необходимо подчеркнуть, что решение проблемы возможно даже в тех случаях, когда маленький рост отмечается в данной семье из поколения в поколение. Дело в том, что по наследству передается не маленький рост, как думают многие, а функциональная слабость тех органов, которые отвечают за формирование нормального роста. Поэтому если разобраться, какие конкретные нарушения имеются у данного подростка, и скорректировать их, то проблему можно решить.
Так, например, рекомендуется проводить массаж следующих точек:
А) Симметричные точки на нижней челюсти в ямках под уголками губ.
Б) Точка в основании шеи сзади на остистом отростке 7-го шейного позвонка (самый выступающий позвонок при наклоне головы вперед).
Рис. 5. Шейные позвонки
В) Симметричные точки на последних ребрах вверху поясницы по сторонам от позвоночника на -8 см (у маленьких детей — на 4—5 см).
Г) Точки на обеих голенях, расположенные в ямках на передневерхнебоковой стороне голени у начала большеберцовой и малоберцовой костей.
Д) Ряд точек на обеих внутренних поверхностях голеней в средней их части в углублении между костным краем и мышцей.
Е) Точка на тыльной стороне большого пальца стопы и сектор в центре.
БЕРЕЖЕМ ГЛАЗА
Глаза помогают нам воспринимать большую часть окружающего мира. Это очень сложный и хрупкий орган нашего организма. Во время школьных занятий, приготовления уроков, чтения глаза несут огромную нагрузку и сильно устают, поэтому требуют внимательного и заботливого к себе отношения. Вот несколько правил, которые помогут сохранить хорошее зрение:
- смотрите телевизор не более 2 часов в день;
- не играйте в опасные для глаз игры;
- не смотрите без специальных очков на яркое солнце, электросварку, электрическую лампочку;
-
через каждые полчаса чтения
или письма делайте перерыв,
посидите с закрытыми глазами,
посмотрите на небо или сделайте гимнастику
для глаз. (Приложение 6)
Информация о работе Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах