Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода

Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах

Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 103.82 Кб (Скачать)

Развитию скорости передвижения способствуют и другие игры, например «Догони». Две колонны (команды), равные по количеству участников передвигаются по параллельным лыжням, сохраняя равнение в парах. По команде учителя «Направо (налево)!» участники обеих команд поворачивают в указанную сторону. Оказавшиеся впереди убегают, а другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и «запятнать». Гонка заканчивается по сигналу учителя, когда учащиеся пробегут 60-80 м от начала движения (расстояние зависит от возраста и подготовленности школьников). Затем игра повторяется. Побеждает команда, «запятнавшая» большее число участников. Площадка для игры должна быть достаточно просторной (до 150-200 м в ширину). Расстояние между параллельными лыжнями 5-6 м. Эффект развития скорости в данном случае значительно выше, чем при обычном повторном методе тренировки, так как эстафеты проходят более эмоционально.

Можно использовать и другие варианты игр на развитие быстроты, например «Кто первый?». На учебной площадке игры, связанные с длительным передвижением на лыжах, способствуют воспитанию выносливости, однако их применение на уроках лыжной подготовки ограничено ввиду недостатка времени. В то же время они должны широко использоваться во внеклассной работе и в различных физкультурно-массовых мероприятиях, например игра «Охота на лис». «Лисы» (2-4 лучших лыжника) уходят в лес на 400-500 м, через 4-6 мин все остальные участники игры - «охотники» - идут на поиск. «Лисы» убегают, прячутся в овраги, кусты, меняют направление, путают следы. «Охотники» ищут и стараются поймать «лис». Затем по сигналу через 20-25 мин все возвращаются на место сбора. Каждый раз «лисы» меняются.

Лучше все эти  игры организовать по выходным дням и  в каникулы во время вылазок и  прогулок на лыжах. Кроме того, они  должны обязательно включаться в  программу зимних праздников.  

Выводы  по второй главе  

Основной формой обучения в лыжном спорте является урок. В школах, как правило, применяются  традиционные способы организации  выполнения упражнений при обучении и совершенствовании двигательных умений и навыков: фронтальные, поточные, индивидуальные, групповые.

Основными методами обучения являются объяснение, показ  и опробование. Объяснение (рассказ) о данном ходе (упражнении) должен быть кратким, ёмким и понятным.

Учителю необходимо учитывать основные моменты (условия) которые могут отрицательно влиять на освоение техники.

На наш взгляд, очень интересная и эффективная  групповая форма работы на уроке.

Групповой форме  урока наиболее соответствуют различные  игровые методики обучения. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психическое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в  одном месте. Применение игр и  игровых заданий не только в значительной мере повышает эмоциональность урока, но и увеличивает интенсивность  нагрузки, моторную плотность, интерес  школьников и в то же время тормозит развитие утомления

Все игры и игровые  задания на лыжах в зависимости  от поставленных задач можно условно  разделить на две группы: игры для  обучения и совершенствования техники  способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. В этой главе мы привели несколько игровых  методик обучения, направленных на то и на другое.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

Итак, в ходе нашего исследования выполнения мы должны были достигнуть следующей цели выпускной  квалификационной работы нашей –  рассмотреть особенности организации  методики обучения технике классического  лыжного хода школьников 5-7 классов.

В первой главе  мы рассмотрели основы подготовки школьников к обучению техники лыжного хода, технику и методику обучения классическим способам передвижения на лыжах, а также  общие вопросы организации уроков по лыжной подготовке.

В школьной программе  по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы.

Классической  школьной программой предусмотрено: овладение  учащимися умениями и навыками в  основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности  и развитие основных физических и  морально-волевых качеств 

В 5-6 классах  продолжается изучение и совершенствование  техники попеременного двухшажного  хода. Одновременные ходы изучаются  и совершенствуются в 5-7 классах, также  продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движение, преодоление неровностей склонов  и начинается изучение попеременного  четырехшажного хода.

В результате освоения учебной программы по лыжной подготовке в 5-7 классах учащиеся должны:

- овладеть умениями  и навыками основных способов  передвижения на лыжах; 

- развить важнейшие  физические качества (выносливость, силу, ловкость и др.);

- воспитать морально-волевые  качества (смелость, настойчивость,  дисциплинированность и др.);

- повысить общую  работоспособность; 

- оздоровление  и закаливание учащихся;

- сформировать  навыки и умения, необходимые  для самостоятельных занятий. 

В 5-7 классах  школьники, как правило, изучают  и совершенствуют свои навыки владения техников классического лыжного  хода. Основными классическими лыжными  ходами являются: попеременными (двухшажный и четырехшажный), одновременными (бесшажный, одношажный, двухшажный).

Успешное решение  задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной  подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с учащимися и родителями. Соответственно к урокам по лыжной подготовке предъявляются определенные требования.

На каждом уроке  лыжной подготовки решаются конкретные образовательные, а также оздоровительные  и воспитательные задачи. При этом каждый урок неразрывно связан с предыдущими  и последующими в единую систему  уроков по лыжной подготовке и в  то же время он является вполне самостоятельной  и целостной частью учебной работы.

Содержание, нагрузка, методы обучения и развития физических качеств на уроке лыжной подготовки всегда должны соответствовать программному материалу, поставленным задачам, полу и возрасту школьников.

Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать активную деятельность учащихся на уроке, побуждать к сознательному  освоению нового материала

Необходимо оптимальное  сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.

Активная деятельность школьников на уроке лыжной подготовки должна быть разнообразной не только по содержанию материала, но и характеру  напряжений. В связи с этим очень  важно то, в какой форме проводится урок. Этот вопрос мы рассмотрели во второй главе нашей работы.

В школах, как  правило, применяются традиционные способы организации выполнения упражнений при обучении и совершенствовании  двигательных умений и навыков: фронтальные, поточные, индивидуальные, групповые. Основными методами обучения являются объяснение, показ и опробование. Объяснение (рассказ) о данном ходе (упражнении) должен быть кратким, ёмким  и понятным.

На наш взгляд, очень интересная и эффективная  групповая форма работы на уроке. Групповой форме урока наиболее соответствуют различные игровые  методики обучения. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психическое  утомление, особенно если уроки постоянно  проходят в одном месте. Применение игр и игровых заданий не только в значительной мере повышает эмоциональность  урока, но и увеличивает интенсивность  нагрузки, моторную плотность, интерес  школьников и в то же время тормозит развитие утомления

Все игры и игровые  задания на лыжах в зависимости  от поставленных задач можно условно  разделить на две группы: игры для  обучения и совершенствования техники  способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. В нашей  работе мы привели несколько игровых  методик.

Так, для обучения технике классических лыжных ходов  целесообразно применять игровые  упражнения с элементами соревнований. Совершенствованию техники скользящего  шага поможет проведение игры «Сороконожка на лыжах», «Слалом на равнине». Развитию скорости передвижения способствуют такие  игры, как «Догони», «Кто первый?».   

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  

  1. Аграновский, М.А. Лыжный спорт: учебник для институтов физической культуры / М.А. Аграновский. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 315 с.
  2. Акинин, П.В. Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования: сборник научных трудов по материалам Всероссийской Научно-практической конференции 21-22 апреля 2005 г. / П.В. Акинин. – Ставрополь, 2005. – 112 с.
  3. Антонова, О.А. Лыжная подготовка: методика преподавания: учеб. пособие / О.А. Антонова. – М.: Академия, 1999. – 208 с.
  4. Баталов, А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»: учебное пособие / А.Г. Баталов, Т.Н. Раменская, П.В. Головкин и др. - М.: Наука, 2004. – 320 с.
  5. Богданов, В.П. Лыжный спорт в школе: пособие для учителей / В.П. Богданов. - М.:Просвещение, 1975. - 192 с.
  6. Бутин, И.М. Дифференцированное обучение на уроках по лыжной подготовке / И.М. Бутин // Физическая культура в школе. - 1991. - № 1. - С. 27-32.
  7. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учебное пособие / И.М. Бутин. - М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
  8. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский.- М.: Физкультура и спорт, 1985. - 175 с.
  9. Глязер, С.В. Зимние игры, развлечения / С.В. Глязер. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 80 с.
  10. Гурская, Л.А. Организация, содержание и проведение уроков лыжной подготовки в общеобразовательной школе: учебное пособие / Л.А. Гурская. – Смоленск: СГИФК, 1996. - 73 с.
  11. Должиков, И.И. Планирование содержания уроков физической культуры I-XI классы / И.И. Должников // Физическая культура в школе. – 1997. - № 4.
  12. Донской, Д.Д., Гросс, Х.Х. Техника лыжника гонщика / Д.Д. Донской, Х.Х. Гросс. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 130 с.
  13. Дронов В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: метод. пособие / В.Я. Дронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 88 с.
  14. Друзь, В.А. Спортивная тренировка и соревнования / В.А. Друзь. – СПб.: Питер, 2004.– 118 с.
  15. Евстратов, В.Д., Чукардин, Г.В., Сергеев, Б.И. Лыжный спорт: учебник для институтов и техникумов физической культуры / В.Д. Евстратов, Г.В. Чукардин, Б.И. Сергеев. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 319 с.
  16. Ермаков, Е.Е. Техника лыжных ходов / Е.Е. Ермаков. – Смоленск: СГИФК, 1995. – 77 с.
  17. Капланский, В.Е. Уроки лыжной подготовки / В.Е. Капланский // Физическая культура в школе. - 1990. - № 11. - С15-19.
  18. Квашук, П.В. Лыжный спорт: программа для системы дополнительного образования детей / Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Левочкина О.Е. - М.: Советский спорт, 2003. - 72 с.
  19. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Л.Б. Кофман. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
  20. Кузнецов, А.К. Физическая культура / А.К. Кузнецов. – СПб.: Нева, 2004. – 324 с.
  21. Лукьянов, П.И. Зимние спортивные походы / П.И. Лукьянов. - М.: Физкультура и спорт, 1979. – 150 с.
  22. Лях, В.И., Мейксон, Г.Д. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей / В.И. Лях, Г.Д. Мейксон // Физическая культура в школе. – 1994. - № 1-3.
  23. Макаров, А.А. Методика начального обучения технике лыжных ходов: метод. пособие / А.А. Макаров. - М., 1993. - 63 с.
  24. Манжосев В.М. Марков В.П. Техника передвижения на лыжах. – М., 1990.
  25. Манжосов, В.Н. Техника передвижения на лыжах: метод. разработки / В.Н. Манжосов, В.П. Маркин. - М., 1990. - 82 с.
  26. Манжосов, В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков (очерки теории и методики) / В.Н. Манджосов. - М.:Физкультура и спорт, 1986. – 86 с.
  27. Марков, Д. Первые шаги на лыжах /Д. Марков. – Свердловск: Свердлгиз, 1942. – 14 с.
  28. Маслеников, И.Б., Капланский, В.Е. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 111 с.
  29. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. - СПб.: Лань, 2004. – 543 с.
  30. Миненков, Б.В. Первая лыжня / Б.В. Миненков. – М.: Физкультура и спорт,1964. – 88 с.
  31. Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: метод, пособие / В.В. Осинцев. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 272 с.
  32. Преображенский В.С. Учись ходить на лыжах / В.С. Преображенский. – М.: Советский спорт, 1989. – 40 с..
  33. Раменская, Т.И., Баталов, А.Г. Лыжный спорт: учебное пособие / Т.И. Раменкая, А.Г. Баталов. - М.: Наука, 2004. – 320 с.
  34. Раменская, Т.И. Организация многолетней подготовки лыжников-гонщиков в спортивных школах: методические разработки / Т.И. Раменская. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 39 с.
  35. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника / Т.И Раменская. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 227 с.
  36. Раменская, Т.И. Техническая подготовка лыжника / Т.И. Раменская. – М., 2000. – 264 с.
  37. Рыженков, В.Н. Занятия на лыжах с лицами различного возраста и физической подготовленности: учебное пособие / В.Н. Рыженков. – Смоленск: СГИФК, 1996. - 52 с.
  38. Сорокин, С.Г. Лыжная подготовка в физкультурных вузах: учебное пособие / С.Г. Сорокин. - Омск, 1999. – 84 с.
  39. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина, М.Я. Вилевскиого, К.Х. Грантыниного. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 288 с.
  40. Тер-Ованесян, А. А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание / А.А. Тер-Ованесян. – М., 2003. – 168 с.
  41. Физическая культура / под ред. С.К. Елисеевой. – М.: Логос, 2003. – 324 с.
  42. Физическое воспитание / под ред. А.Д. Потапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 266 с.
  43. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М.,- Физкультураи спорт. 1987.- 128с.
  44. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
  45. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 300 с.

 

 


Информация о работе Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов