Концентрированное обучение истории в 5 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

Учебно-воспитательный процесс характеризуется расчленённостью на ступени, фазы, этапы, уровни, внедрением образовательных стандартов, разнообразным сочетанием приёмов, методов обучения, повышением требований к мастерству преподавателя. Это создаёт уникальную ситуацию взаимопроникновения и интеграции различных областей знаний, методики и практики обучения в единую систему, имеющую большую продуктивность на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы применения технологии концентрированного обучения………………………………………………………………………..
1.1.Сущность концентрированного обучения……………………………………
1.2.Модели организации концентрированного обучения……………………….
1.3.Учебный блок и его структура…………………………………………..
2.Результаты опытно-поисковой работы по внедрению технологии концентрированного обучения………………………………………………
2.1.Выбор модели и обоснование выбора……………………………..
2.2.Анализ документации………………………………………….
2.3.Описание учебного блока…………………………………..
Заключение…………………………………………………………..
Список используемых источников……………………………………….

Работа содержит 1 файл

концентрированное обучение.docx

— 71.22 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

в г. Кемерово

 

 

 

контрольная работа

по дисциплине «Педагогические технологии.»

Концентрированное обучение истории в 5 классе. Модель 1.

 

Выполнил:  студентка 

гр. Кр-111С ПВД

Истомина В.Н.

Проверил:

                                                              К.П.Н,

                                                                                  Заболотская Е.М.

                             

Кемерово 2013 г.

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Теоретические основы  применения технологии концентрированного  обучения………………………………………………………………………..

1.1.Сущность концентрированного  обучения……………………………………

1.2.Модели организации  концентрированного обучения……………………….

1.3.Учебный блок и его  структура…………………………………………..

2.Результаты опытно-поисковой  работы по внедрению технологии  концентрированного обучения……………………………………………… 

2.1.Выбор модели и обоснование  выбора……………………………..

2.2.Анализ документации………………………………………….

2.3.Описание учебного блока…………………………………..

Заключение…………………………………………………………..

Список используемых источников……………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 В настоящее время  возникает необходимость изучения  педагогических технологий для  повышения качества образовательного  процесса в учебных заведениях.

 Учебно-воспитательный процесс характеризуется расчленённостью на ступени, фазы, этапы, уровни, внедрением образовательных стандартов, разнообразным сочетанием приёмов, методов обучения, повышением требований к мастерству преподавателя. Это создаёт уникальную ситуацию взаимопроникновения и интеграции различных областей знаний, методики и практики обучения в единую систему, имеющую большую продуктивность на практике.

Необходимость изучения педагогических технологий объясняется следующими факторами. Во-первых, для современного профессионального образования  характерна тенденция к реализации системного подхода к решению  педагогических проблем, относящихся  к проектированию образовательного процесса, разработке технологии обучения предмету, созданию авторской педагогической системы и конструированию деятельности учащихся на уроке по формированию новых понятий. Во-вторых, технологии обучения существенно активизируют процесс овладения знаниями, умениями, навыками, создают условия для  творческой деятельности обучаемых на уроке. В новых социально-экономических условиях деятельность педагогов профессиональной школы в области педагогических технологий является наиболее актуальной, т.к. связана с технологизацией образовательного пространства, введением государственных и региональных образовательных стандартов.

 

 

 

1.1. Сущность концентрированного обучения.

Педагогической  наукой и практикой накоплен достаточный  фонд эффективных педагогических технологий. К их числу относится и технология концентрированного обучения. Объединяющей характеристикой разных вариантов этой технологии является стремление сформировать у учащихся систему целостных знаний, алгоритмов деятельности, качеств личности, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. 

Концентрированное обучение — особая технология организации  учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредотачивается  на более глубоком изучении каждого  предмета за счёт объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно  изучаемых дисциплин в течение  учебного дня, недели.  

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся, достижения системности знаний, их мобильности путем создания оптимальной организационной структуры учебного процесса.

Существенными признаками технологии концентрированного обучения являются:

    • ликвидация многопредметности учебного дня, недели, семестра;
    • единовременная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины;
    • непрерывность процесса познания и его целостность;
    • наличие благоприятных условий для интеграции теории и практики, синтеза знаний и умений;
    • применение системы форм, методов и средств обучения, адекватно реализующих целостный процесс познания.

В основе концентрированного обучения лежат специфические принципы, вытекающие из самой природы новой  организационной формы. К ним  относятся:

– принцип концентрации учебных процессов и учебного материала во времени;

– принцип интенсивности.

Согласно принципу концентрации обучения нужно долгое вдумчивое  к одному чему-нибудь отношение, чтобы  это одно стало дорого личности. Он требует, чтобы всякое новое впечатление, возникающее у учащихся не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не внедрилось в сознание индивида, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начать воспринимать плодотворно новые формы впечатлений. Поэтому принцип концентрации выступает против множественности предметов изучения, против их обилия в один день. Принцип концентрации обучения проявляется в организации учебного времени и учебного материала. В соответствии с ним учебное время, отводимое на изучение предмета, концентрируется так, что обучение проходит компактно, в уплотненном режиме.

Концентрация учебного материала  достигается, во-первых, за счет переконструирования материала на основе идеи об укрупнении учебных единиц, в соответствии с которой теоретические сведения определенного раздела программы концентрируются и подаются учащимися единым блоком в обобщенном систематизированном виде. Во-вторых, за счет оптимизации распределения учебного материала в системе концентрации (по циклам, микроциклам, занятиям), а также пересмотра приемов и способов работы с ним.

Принцип интенсивности обучения предусматривает такую организацию  занятий, при которой за минимально необходимое учебное время обеспечивается эффективное усвоение максимально  возможного для данных конкретных условий  объема учебного материала при максимальной активизации учебной деятельности учащихся с учетом их реальных возможностей. Этот принцип находит выражение  в концентрации учебного времени, одновременном введении достаточно большого объема нового материала, насыщенности занятий видами и формами работ, способствующих повышению плотности общения и активизации деятельности учащихся.При составлении программы обучения мы должны учитывать психофизиологические особенности личности, закономерности динамики работоспособности учащихся в течение дня и недели, закономерности процесса забывания и запоминания информации.

Принцип учета психофизиологических особенностей личности отражает факт необходимости приведения организационной  структуры обучения в соответствие с:

1) закономерностями процессов  забывания и запоминания информации  человеком;                                           

  2) закономерностями динамики  работоспособности учащихся в  течение дня и недели.

Физиологами гигиенистами определена зависимость умственной активности и качества усвоения учебного материала  от уровня работоспособности. (М.В. Андропова  и др.). Работоспособность учащихся претерпевает значительные изменения  в течение дня, недели, года. Принято  различать период врабатывания, период устойчивой работоспособности и  период снижения работоспособности. В  течение дня наблюдается следующая  динамика работоспособности: в начале в течение примерно одного часа происходит вхождение организма в работу врабатывание; затем следует период устойчивой работоспособности, когда она длительное время (до трех часов) удерживается на высоком уровне; затем наступает период утомления, работоспособность падает. После обеденного перерыва цикл динамики работоспособности повторяется (Рис. 1).


Р

t(ч)

         8       9      10    11    12      13     14   15     16     17

Рис. 1. Динамика умственной работоспособности в течение  дня,

где Р –работоспособность; t – время.

Учитывая динамику работоспособности  преподаватель должен так построить урок, чтобы в любых условиях дать учащемуся прочные и глубокие знания.

Анализ внедрения концентрированного обучения в процесс подготовки специалистов позволил выявить ряд преимуществ  концентрированного обучеия перед традиционной классно-урочной системой обучения:

- преодоление многопредметности учебного дня, недели способствует мобилизации умственных и физических сил учащихся, снимает нервное напряжение;

- целостность процесса  познания (начиная от первичного  восприятия и осмысления учебной  информации и заканчивая формированием  умений применять новые знания  на практике);

- концентрация обучения  позволяет учащимся полнее сосредоточиться  на изучении определенной дисциплины, а следовательно, усваивать ее углубленно, что влечет за собой основательность знаний;

- вариативность и комплексность  применяемых форм и методов  обучения, адекватных целям и  содержанию учебного материала  и учитывающих особенности динамики  работоспособности учащихся и  педагогов;

- улучшение условий для  реализации межпредметных связей (при изучении специальной технологии – с общеобразовательными предметами и производственным обучением) ;

обеспечение регулярного  учета знаний и умений учащихся, дающего возможность оперативного контроля и коррекции собственных действий педагогу;

- обеспечение экономии  учебного времени за счет концентрации  обучения;

- наличие благоприятной  деловой атмосферы взаимодействия  и сотрудничества педагогов и  учащихся, последних между собой.

 

1.2.Модели организации  концентрированного обучения.

В педагогической технологии концентрированного обучения выделяют три основные модели организации учебного процесса, в зависимости от числа одновременно изучаемых дисциплин.

Первая модель (КО) предполагает изучение в течении определенного времени одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется объемом часов, отводимых на его изучение, особенностями содержания и логикой его усвоения, наличием материально-технической базы и другими факторами.

Выделяются два варианта первой модели.

В первом варианте планирование учебного процесса состоит в следующем: общее число часов по предмету делится примерно поровну на четыре части. Например, при изучении учебной  дисциплины объемом 120 часов, учащиеся будут изучать ее четыре раза по 30 часов в неделю (120 ч./ 4= 30 ч.) при 34 – 36 часовой недельной нагрузки учащихся.

Первый раз в течение  одной недели учащиеся изучают все  содержание предмета в первом погружении, в следующем погружении они вновь  возвращаются к этому материалу углубляя и расширяя свои знания по данному учебному предмету за счет выполнения всего цикла лабораторных или расчетно-графических работ. В третий раз они вновь возвращаются к содержанию учебного материала всего курса и выполняют практикум по решению задач. В четвертый раз – решают тесты по всему курсу и сдают экзамен (зачет).

Продолжительность урока  при такой организации 35-40 минут. После каждых двух уроков рекомендуется  проводить паузы и выполнять  физические упражнения. Домашнее задание, как правило, не задается. В первой половине дня проводится 5-6 уроков, а во второй половине – учащиеся продолжают работать в кружках по интересам по своему желанию. На рис.1 представлена модель реализации первого варианта первой модели концентрированного обучения.

№ недели

 

2

 

12

 

22

 

33

 Предмет

 

Информатика

(30 часов)

 

Информатика

(30 часов

 

Информатика

(30 часов

 

Информатика

(30 часов)


Рис. 1. Пример реализации первого варианта первой модели

концентрированного обучения

 

Второй вариант первой модели концентрированного обучения предусматривает изучение одного предмета полностью в течение нескольких недель.

Например, информатика изучается 120 часов в профессиональных учебных  заведениях. Учебный день содержит 6 уроков или один учебный блок продолжительностью 6 часов. Учащиеся будут изучать информатику  по второму варианту первой модели концентрированного обучения 20 дней: 120 ч / 6 ч= 20 дней или 4 недели: 20 ч / 5 ч= 4 (недели). Пример второго варианта первой модели представлен на рис. 2.

 

№ недели

1-5

6-9

10-14

15

36

Предмет

   

Информатика

120 часов

     

Рис. 2. Пример реализации второго варианта первой модели

концентрированного обучения

Информация о работе Концентрированное обучение истории в 5 классе