Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода

Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах

Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 103.82 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра лыжный спорт

 

Бенифанд Владимир Ильич

студент ТПФ 4курс,41 группы

специализации «лыжный спорт»

 

 

 

МЕТОДИКА  ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ  КЛАССИЧЕСКИХ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ

Выпускная квалификационная работа

(по направлению 032100 «Физическая  культура»)

 

 

 

Научный руководитель

Канд. пед. наук, доцент

Ю.Б. Козарьян

 

 

 

Уфа, 2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические  основы обучения технике  классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

Основы подготовки  школьников к обучению технике  лыжного хода 

Техника и  методика обучения классическим  способам передвижения на лыжах 

Общие вопросы  организации уроков по технике  классических лыжных ходов в  5-7 классах 

Выводы по первой главе 

Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для  школьников 5-7 классов

2.1 Общие методические  рекомендации к проведению урока  по технике классических лыжных  ходов для 5-7 классов

2.2 Игровые методы  обучения технике классических  лыжных ходов для 5-7 классов

Выводы по второй главе 

Заключение

Библиографический список  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   

Одним из важнейших  средств физического воспитания с целью гармоничного развития и  оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются  все основные группы мышц рук, ног  и туловища, что оказывает положительное  влияние на организм. Ходьба и бег  на лыжах благотворно воздействуют на сердечно сосудистую, дыхательную  и нервную системы учащихся. Регулярные занятия способствуют развитию у  школьников таких качеств, как выносливость, сила, ловкость, гибкость и др.

В школьной программе  по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы. На уроках лыжной подготовки решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Многие преподаватели  физического воспитания сталкиваются с разными проблемами, связанными с организацией лыжной подготовки: обеспеченность спортивным инвентарем, с местом хранения лыж, где проводить  уроки, на каких площадках, как организовать урок, чтобы он был интересен, нетрадиционен  и эффективен и др. Именно поэтому  исследование в области методики обучения технике классическим лыжным ходом является столь актуальным. Мы выбрали для работы следующий  период школьного обучения – 5-7 классы, поскольку, именно на него приходится самый большой объем нового учебного материала.

Таким образом, объектом нашего исследования является техника классического лыжного хода, а предметом - методика обучения технике классического лыжного хода.

  Цель  выпускной квалификационной работы: рассмотреть особенности организации методики обучения технике классического лыжного хода школьников 5-7 классов.

  Объект исследования: учебно-тренировочный процесс школьников 5-7 классов.

  Предмет исследования: методика обучения технике классического лыжного хода школьников 5-7 классов.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи.

     1. Рассмотреть основы подготовки школьников к обучению техники  лыжного хода;

    2. Изучить технику и методику обучения классическим способам  передвижения на лыжах;

    3. Рассмотреть общие вопросы организации урока  по технике  лыжного  хода;

    4. Разработать  методические рекомендации к  проведению урока по  технике  классических лыжных ходов для  5-7 классов.

Основные положения выносимые на защиту: Усовершенствованная методика обучения технике классических лыжных ходов улучшает уровень технической подготовленности школьников 5-7 классов.

  1. Новизна работы заключается в том, что в ней впервые с  использованием данных различных источников и научных трудов подробно рассматриваются и анализируются все стороны лыжной подготовки школьников. Особое внимание уделено периоду с 5 по 7 класс, поскольку основная учебная нагрузка приходится на это время.
  2. Выявлены наиболее эффективные средства и методы, применяемые при обучении технике классических лыжных ходов школьников 5-7 классов
  3. Определена эффективность усовершенствованной методики в обучении технике классических лыжных ходов школьников 5-7 классов.

Практическая  ценность работы состоит в том, что те практические рекомендации к проведению урока, разработанные в ходе исследования, могут найти свое применение в программе физической подготовки школьников, а обобщенный научный материал может быть использован и в качестве теоретической базы в дальнейшем изучении и разработке методики лыжной подготовки школьников.

Научная гипотеза работы состоит в том, что правильное соотношение упражнений по передвижению классическим лыжным ходом с игровыми упражнениями и заданиями будет способствовать повышению качества учебной работы на уроках лыжной подготовки в 5-7 классах.

Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды и публикации по технике лыжных ходов и организации уроков по лыжной подготовке в школе.

Для написания  выпускной квалификационной работы нами использовались следующие методы исследования: изучение, обработка и систематизация теоретического и материала; эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.  

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ  КЛАССИЧЕСКИХ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-7 КЛАССОВ  

1.1 Основы подготовки  школьников к обучению  технике лыжного  хода  

В школьной программе  по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы.

Уроки по лыжной подготовке проводятся в школе в  третьей четверти, после зимних каникул, как правило, в объеме 16 часов  в каждом классе.

Классической  школьной программой предусмотрено: овладение  учащимися  умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах, навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений, повышение общей работоспособности  и развитие основных физических и  морально-волевых качеств.

От класса к  классу учебные нормативы повышают требования к физической подготовленности учащихся за счет удлинения дистанций  и сокращения времени их прохождения. Во 2-5 классах дистанция для девочек  и мальчиков  составляет 1 км, в 6-8 классах - 2 км, в 8-9 классах – 3 км, в 10-11 классах - у девочек – 3 км, у юношей – 5 км.

Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование  школьных программ, все изменения, которые  в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и последовательность изучения способов передвижения на лыжах  с 1 по 11 класс.

Основная направленность в увеличении нагрузки на уроках лыжной подготовки заключается в постепенном  увеличении длины проходимой дистанции. Программой предусматривается тесная связь уроков по лыжной подготовки с внеклассной работой по лыжам. Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия на лыжах должны включаться в ежемесячные дни здоровья и  физкультурные праздники. Особое внимание в программе обращается на привитие навыков самостоятельных занятий  и инструкторскую направленность уроков.

Самый большой  объем нового учебного материала  приходится на 5-7 классы. Рассмотрим его  более подробно.

В 5-6 классах  продолжается изучение и совершенствование  техники попеременного двухшажного  хода. Одновременные ходы изучаются  и совершенствуются в 5-7 классах, также продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движение, преодоление неровностей склонов и начинается изучение попеременного четырехшажного хода.

Изучение одновременных  ходов на уроках лыжной подготовки начинается в 5-ом классе с бесшажного хода. Одновременный бесшажный ход  достаточно прост по координации  движений, и особых трудностей при  его изучении школьники не испытывают.

В начале обучения в 6-ом классе главное овладеть схемой движения в этом ходе. Изучение хода проходит достаточно успешно, так как  он относительно прост по координации. Добиваясь согласованности движения в одновременном двухшажном ходе в 6-ом классе, обычно обращают внимание учащихся на следующие ошибки: слабые толчки ногами, неодинаковые по длине  скользящие шаги, маховая нога при  выносе вперед слишком рано ставится на снег, нарушение согласованности  в выносе палок вперед.

В следующих  классах при совершенствовании  техники одновременного двухшажного  хода продолжается исправление ошибок в цикле хода.

В 7 классе параллельно  с совершенствованием одновременного двухшажного хода изучается одновременный  одношажный ход - основной и стартовый  вариант.

В 5-7 классах  также продолжается совершенствование  торможения «плугом» и упором в то же время продолжается изучение и  совершенствование стоек спуска и поворотов в движение. Важным разделом в лыжной подготовке является изучение преодоления неровностей  при спуске со склонов. Учащиеся, ранее  хорошо изучившие торможение упором, обычно легче осваивают и поворот  упором.

В результате освоения учебной программы по лыжной подготовке в 5-7 классах учащиеся должны:

- овладеть умениями  и навыками основных способов  передвижения на лыжах; 

- развить важнейшие  физические качества (выносливость, силу, ловкость и др.);

- воспитать морально-волевые  качества (смелость, настойчивость,  дисциплинированность и др.);

- повысить общую  работоспособность; 

- оздоровление  и закаливание учащихся;

- сформировать  навыки и умения, необходимые  для самостоятельных занятий  [3, с. 128].

Успешное решение  задач урока лыжной подготовки во многом зависит от следующих факторов:

- предварительной  подготовки материальной базы;

- мест занятий;

- внедрения в  практику городской школы инновационных  и эффективных технологий, методов  и форм организации на уроке;

- учебной документации  и разъяснительной работы с  учащимися и родителями.

В целом, в процессе уроков лыжной подготовки в школе  большое внимание следует обратить на развитие физических качеств, повышения  уровня общей работоспособности  и закаливание школьников. Планирование материала на развитие физических качеств  осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического  развития и двигательной подготовленности учащихся.

В ходе уроков лыжной подготовки учитель физической культуры должен не только планировать материал на развитие физических качеств, но и  прививать навыки самостоятельных  занятий с тем, чтобы ученики  могли дополнительно к двум урокам в неделю провести еще 1-2 занятие  на лыжах в свободное от учебы  время.

Для развития физических качеств программой предусмотрено  начиная с первого класса, длительное передвижение на лыжах и пробегание коротких отрезков для развития быстроты передвижения на лыжах. Во время длительного  передвижения на лыжах очень важно  научить школьников передвижению с  равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя и не мешая  друг другу.

Начиная с 5-го класса дистанции, проходимые с равномерной  скоростью, постепенно увеличиваются  и достигают к 8-му классу 4 км у  мальчиков и 3 км у девочек. Но на уроке нет времени для увеличения нагрузки в этом виде, так как  значительная часть урока уходит на обучение способам передвижения.

В процессе урока  учащимся необходимо ознакомиться с  переменным методом тренировки, включая  в уроки прохождение дистанции  с ускорением на отрезках 300-500метров у мальчиков и 250-300метров у девочек.

Развитие физических качеств также осуществляется на уроках, для этого следует в  документах учебного планирования предусмотреть  средства и методы тренировки. Но, кроме  этого, повышение уровня общей работоспособности  и развитие физических качеств достигается  повышением общей и моторной плотности  урока.

Далее мы рассмотрим подготовку урока по технике лыжных ходов более подробно.  

 

1.2 Техника и методика  обучения классическим  способам передвижения  на лыжах  

Способ передвижения на лыжах представляет собой целостное  единство отдельных элементов. Поэтому  обучение всегда должно охватывать сложные  действия в их целостном единстве. Часто возникает необходимость  разделить ход (упражнение) на ряд  более мелких элементов, чтобы облегчить  дальнейшее усвоение движения в целом. При этом отдельные элементы не следует  доводить до автоматизма. Разделяя упражнение на составные части, надо выделить наиболее существенные элементы движения, типичные для данного упражнения. При этом надо следить за тем, чтобы не было коренного изменении самой структуры  этого хода.

На втором этапе  обучения происходит закрепление ранее  изученных элементов техники  передвижения. Закреплению подлежат не все движения, а только те которые  действительно необходимы для точного  выполнения упражнения. Ненужные связи  пропадают в процессе упражнения. С самого начала надо добиваться того, чтобы учащийся сам мог контролировать свои действия, сосредотачивал внимание на главных элементах, постепенно переходить к охвату всех элементов. Учитель  должен следить направлять его действия, в первую очередь, основанных на самоконтроле. Это будет способствовать сознательному  усвоению упражнения. Чем точнее будет  основан каждый элемент, тем более  совершенным станет движение. Дальнейшее совершенствование, доведенное до автоматизма, ни сколько не снижает роли сознания управлении движением. В нужный момент спортсмен всегда, может сосредоточить  внимание на каком-либо элементе техники  и выделить его из общего числа  элементов [1, с. 54].

Информация о работе Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов