Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода

Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах

Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 103.82 Кб (Скачать)

4. Содержание, нагрузка, методы обучения и развития  физических качеств на уроке  лыжной подготовки всегда должны  соответствовать программному материалу,  поставленным задачам, полу и  возрасту школьников. Для решения  конкретных задач урока учитель  должен подобрать средства (подводящие  и специальные упражнения), методы  и методические приемы, которые  способствовали бы более быстрому  и прочному овладению техникой  способов передвижения на лыжах.  При этом необходимо всегда  учитывать соответствие трудности  изучаемого материала уровню  подготовленности школьников (как  двигательной, так и физической). Помимо этого, необходимо тщательно  спланировать объем и интенсивность  нагрузки, направленной на развитие  физических качеств средствами  лыжной подготовки, с учетом тех  конкретных условий, в которых  будут проводиться уроки.

По сравнению  с другими видами физических упражнений (например, с играми) передвижение на лыжах более однообразно и  монотонно, поэтому одной из важнейших  задач учителя является повышение  эмоциональности урока, что будет  способствовать более быстрому и  прочному усвоению учащимися учебного материала. С этой целью необходимо своевременно чередовать передвижение по учебному кругу с занятиями  на склоне по изучению элементов горнолыжной  техники, включать игры и игровые  задания, разнообразить методы обучения и т.д.

Уроки лыжной подготовки, учитывая внешние погодные условия, имеют свою специфику - при морозе и ветре недопустимы длительные паузы в передвижении по учебному кругу, объяснение и показ должны быть оптимально краткими и точными  и в то же время объемными по информации. В целом плотность  урока по лыжной подготовке выше по сравнению с другими видами занятий  физическими упражнениями. А это  обязывает учителя внимательно  контролировать состояние учащихся и своевременно (в случае необходимости) вносить поправки в дозировку  упражнений на лыжах. Неверное представление о степени утомления учеников, об их подготовленности может привести к перегрузке учащихся. Учитель должен всегда внимательно наблюдать за реакцией учеников на выполняемую нагрузку и правильно оценивать степень утомления, а это можно определить как по внешним признакам (изменению глубины дыхания, потоотделению, цвету кожи лица, осанке, координации движений), так и по объективным показателям - частоте сердечных сокращений (ЧСС).

При передвижении на лыжах на уроках лыжной подготовки ЧСС у школьников должна быть в  пределах 120-160 уд/мин, что говорит  о допустимой нагрузке на уроке. На отдельных отрезках при передвижении с повышенной интенсивностью этот показатель может достигать 160-180 уд/мин, а в  паузах относительного отдыха (передвижение с пониженной скоростью) он должен снижаться  до 110-120 уд/мин. При оценке ЧСС необходимо учитывать и возраст учащихся. Помимо этого, всегда следует сопоставлять эти данные с самочувствием учеников после передвижения с повышенной интенсивностью.

5. Методика проведения  и содержание урока должны  всегда стимулировать активную  деятельность учащихся на уроке,  побуждать к сознательному освоению  нового материала. При планировании  учебной работы необходимо предусмотреть  применение методов и методических  приемов, активизирующих сознательное  отношение школьников к изучению  нового материала и проявление  самостоятельности. Для повышения  эмоциональности урока следует  широко включать элементы соревнования, игры и игровые задания. При  закреплении навыков в технике  способов передвижения целесообразно  проводить состязание на достижение  более высоких количественных  показателей (пройти отрезок за  наименьшее количество скользящих  шагов, при спуске подобрать  больше расставленных флажков  и др.). Однако недопустимо превращение  урока в чисто развлекательное  мероприятие, в этом случае  будет страдать решение образовательных,  а порой и воспитательных задач.

Правильное соотношение  применяемых подводящих упражнений с основными в передвижении на лыжах и с игровыми упражнениями и заданиями будет способствовать повышению качества учебной работы на уроках лыжной подготовки.

6. Необходимо  оптимальное сочетание коллективной  и индивидуальной работы учащихся. Вначале, при изучении нового  способа передвижения, всегда применяется  коллективное обучение. Однако различная  степень подготовленности школьников  приводит к тому, что часть  из них опережает товарищей  в освоении нового материала.  С тем чтобы не тормозить  процесс обучения и не снижать  активность учащихся, целесообразно  на определенном этапе обучения  распределить учеников на подгруппы  по подготовленности так, чтобы,  передвигаясь по разным лыжням (по внутреннему и наружному  кругу), они могли успешно осваивать  технику, не мешая друг другу.  Ученики, хуже осваивающие изучаемый  ход, передвигаются по внутреннему  (ближе к учителю) кругу.

В дальнейшем по мере освоения способа передвижения следует перейти к индивидуальному  исправлению ошибок у отдельных  школьников, поочередно вызывая отстающих  на внутренний круг, не останавливая всего  класса. Подобный подход необходим  и при развитии физических качеств, следует разбивать учеников на подгруппы  с одинаковой подготовленностью. В  этом случае все ученики в подгруппе  будут двигаться примерно с одинаковой скоростью, не мешая друг другу. В  то же время такой подход позволит избежать перегрузки школьников, что  может случиться, если в подгруппе  хорошо подготовленных школьников окажется один-два слабых ученика. При обучении технике можно составлять пары из учеников различной подготовленности (в этом случае лучше владеющий техникой идет впереди, а его товарищ - следом, перенимая навыки техники).

В процессе уроков необходимо варьировать индивидуальные и групповые формы работы. Так, при развитии быстроты передвижения на одном из уроков целесообразно  проводить эстафеты (командные гонки), а на другом уроке наоборот - индивидуальное прохождение отрезка на скорость с раздельного старта (через 5-10 с). Такое сочетание различных методов  проведения обучения и развития физических качеств во многом будет способствовать повышению эффективности урока.

7. Активная деятельность  школьников на уроке лыжной  подготовки должна быть разнообразной  не только по содержанию материала,  но и характеру напряжений. Применение  разнообразных подводящих, имитационных  и основных упражнений в передвижении  на лыжах в различных сочетаниях (чередование обучения на учебной  площадке, на учебном склоне и  на учебно-тренировочной лыжне)  с разнообразной интенсивностью  позволяет не только переключать  внимание, но и поддерживать на  оптимальном уровне работоспособность  учеников на протяжении всего  урока.

Следует отметить, что все это чередуется с образовательными элементами, рассказом, объяснением, пояснением деталей и другими методами сообщения  знаний по изучаемому способу передвижения или применяемому методу и т.д. Выполнение всех этих требований к уроку во многом будет способствовать повышению  его эффективности. Особенно важно  применять методы, повышающие интерес  школьников к изучаемым элементам, побуждающие умственную активность школьников, повышающие их внимание и  самостоятельный поиск знаний, изучение вариантов ходов в разнообразных  условиях и т.п.  

Выводы  по первой главе  

Обучение двигательным действиям занимает центральное  место в физическом образовании, являясь важной стороной физического  воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и  навыки.

Обучение –  это организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование  человека.

Результатом обучения является физическое образование. Обучение действию опирается на знания. Знания – это определённая система фактов, понятий и закономерностей, лежащих  в основе правильно организованного  физического воспитания.

В результате освоения учебной программы по лыжной подготовке в 5-7 классах учащиеся должны:

- овладеть умениями  и навыками основных способов  передвижения на лыжах; 

- развить важнейшие  физические качества (выносливость, силу, ловкость и др.);

- воспитать морально-волевые  качества (смелость, настойчивость,  дисциплинированность и др.);

- повысить общую  работоспособность; 

- оздоровление  и закаливание учащихся;

- сформировать  навыки и умения, необходимые  для самостоятельных занятий. 

В 5-7 классах  школьники, как правило, изучают  и совершенствуют свои навыки владения техников классического лыжного  хода. Основными классическими лыжными  ходами являются: попеременными (двухшажный и четырехшажный), одновременными (бесшажный, одношажный, двухшажный).   

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНИКЕ КЛАССИЧЕСКИХ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ ДЛЯ  ШКОЛЬНИКОВ 5-7 КЛАССОВ  

2.1 Общие методические  рекомендации к  проведению урока  по технике классических  лыжных ходов для  5-7 классов  

Основной формой обучения в лыжном спорте является урок. Для полного и быстрого овладения  техникой передвижения на лыжах занятия  проводятся комплексно, в выше указанной  последовательности.

Программный материал распределяется так, чтобы обучающиеся  имели время прочно освоить технику  ходов, научиться применять их на пересеченной местности в соответствии с её особенностями.

В школах, как  правило, применяются традиционные способы организации выполнения упражнений при обучении и совершенствовании  двигательных умений и навыков: фронтальные, поточные, индивидуальные, групповые.

Обучение всем видам техники лыжного хода разделяется  на три этапа.

Первый этап:

1. Создать у  занимающихся целостное представление  о способе передвижения.

2. Освоить отдельные  элементы необходимые для овладения  способом в целом. 

3. Научить выполнять  способ передвижения с полной  координацией.

4. Устранить  излишние движения и ненужные  мышечные напряжения.

Второй этап:

1. Освоить к  уточнить отдельные детали техники  способа передвижения на лыжах. 

2. Овладеть слитным  свободным и точным выполнением  способа передвижения в целом.  Понять закономерность цикла  данного способа (пространственных  временных и динамических характеристик).

Третий этап:

1. Освоение вариантов  техники и их применение при  различных внешних условиях.

2. Учет индивидуальных  особенностей.

3. Использование  техники на высших скоростях  и напряжениях. 

4. Совершенствование  техники при повышении функционального  состояния и физического развития.

Основными методами обучения являются объяснение, показ  и опробование. Объяснение (рассказ) о данном ходе (упражнении) должен быть кратким, ёмким и понятным.

Подробное объяснение даёт лучшие результаты после показа, когда у учащихся создалось общее  представление об изучаемом ходе (упражнении).

Показ должен быть доступен для восприятия. Показывать упражнение надо первый paз в обычном  темпе, затем в замедленном, под  счет. Очень хорошие результаты дает показ в замедленном темпе  с акцентированием на основные элементы упражнения посредством их выделения  за счет увеличения амплитуды или  более выразительного движения в  сопровождении краткого объяснения. В заключении полезно определить нужный ритм для выполнения упражнений обучаемых с учетом их возможностей. Для этого также используют счёт, но с точным соблюдением соотношений  интервалов между элементами.

При обучении детей  способам передвижения на лыжах показ  имеет большее значение, чем объяснение, так как дети больше склонны к  подражанию и меньше к теоретическому анализу.

В практике обучения способам передвижения на лыжах могут  быть использованы приёмы, облегчающие  усвоение техники.

Во-первых, можно  относительно уменьшить силу действия внешних раздражителей на лыжника. Для этого следует облегчить  учебный материал: снизить скорость передвижения, изменить условия, в которых  происходит обучение (качество подготовки лыжни, профиль учебного круга и  т.д.).

Но нельзя забывать, что излишнее облегчение в дальнейшем затрудняет процесс обучения.

Во-вторых, при  изучении сложных движений, которые  невозможно разделить, не нарушая структуры  двигательного акта в целом, внимание обучаемых нужно направить на тот элемент движения, усвоение которого наиболее сложно для обучаемого.

Одна из наиболее распространенных схем последовательности обучения такова:

1. Название упражнения.

2. Показ в  обычном или в соревновательном  теме.

3. Показ в  замедленном темпе под счет.

4. Показ с  выделением главных элементов  в сопровождении короткого объяснения.

5. Опробование  изучаемого упражнения учащимися. 

6. Имитация упражнения  в целом или главных его  элементов под счет, с остановкой  на каждый счет и уточнением  положения отдельных частей тела  на этот счет.

Информация о работе Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов