Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 07:53, курсовая работа
Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов
Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода
Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах
Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов
2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов
2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
4. Содержание, нагрузка, методы обучения и развития
физических качеств на уроке лыжной подготовки всегда
По сравнению с другими видами физических упражнений (например, с играми) передвижение на лыжах более однообразно и монотонно, поэтому одной из важнейших задач учителя является повышение эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому и прочному усвоению учащимися учебного материала. С этой целью необходимо своевременно чередовать передвижение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению элементов горнолыжной техники, включать игры и игровые задания, разнообразить методы обучения и т.д.
Уроки лыжной подготовки, учитывая внешние погодные условия, имеют свою специфику - при морозе и ветре недопустимы длительные паузы в передвижении по учебному кругу, объяснение и показ должны быть оптимально краткими и точными и в то же время объемными по информации. В целом плотность урока по лыжной подготовке выше по сравнению с другими видами занятий физическими упражнениями. А это обязывает учителя внимательно контролировать состояние учащихся и своевременно (в случае необходимости) вносить поправки в дозировку упражнений на лыжах. Неверное представление о степени утомления учеников, об их подготовленности может привести к перегрузке учащихся. Учитель должен всегда внимательно наблюдать за реакцией учеников на выполняемую нагрузку и правильно оценивать степень утомления, а это можно определить как по внешним признакам (изменению глубины дыхания, потоотделению, цвету кожи лица, осанке, координации движений), так и по объективным показателям - частоте сердечных сокращений (ЧСС).
При передвижении на лыжах на уроках лыжной подготовки ЧСС у школьников должна быть в пределах 120-160 уд/мин, что говорит о допустимой нагрузке на уроке. На отдельных отрезках при передвижении с повышенной интенсивностью этот показатель может достигать 160-180 уд/мин, а в паузах относительного отдыха (передвижение с пониженной скоростью) он должен снижаться до 110-120 уд/мин. При оценке ЧСС необходимо учитывать и возраст учащихся. Помимо этого, всегда следует сопоставлять эти данные с самочувствием учеников после передвижения с повышенной интенсивностью.
5. Методика проведения и содержание урока должны
всегда стимулировать активную деятельность учащихся на
Правильное соотношение применяемых подводящих
упражнений с основными в передвижении
на лыжах и с игровыми упражнениями и заданиями будет
6. Необходимо оптимальное сочетание
В дальнейшем по мере освоения
способа передвижения следует перейти к
В процессе уроков необходимо
варьировать индивидуальные и групповые формы работы.
Так, при развитии быстроты передвижения
на одном из уроков целесообразно проводить эстафеты
(командные гонки), а на другом уроке наоборот
- индивидуальное прохождение отрезка на
скорость с раздельного старта (через 5-10
с). Такое сочетание различных
7. Активная деятельность школьников на уроке лыжной
подготовки должна быть
Следует отметить, что все это чередуется
с образовательными элементами, рассказом,
объяснением, пояснением деталей и другими методами
сообщения знаний по изучаемому способу передвижения
или применяемому методу и т.д. Выполнение
всех этих требований к уроку во многом
будет способствовать повышению его эффективности.
Особенно важно применять методы, повышающие
интерес школьников к изучаемым элементам,
побуждающие умственную активность школьников,
повышающие их внимание и самостоятельный поиск знаний,
изучение вариантов ходов в
Выводы по первой главе
Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь важной стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки.
Обучение – это организованный
процесс передачи и усвоения систем специальных знаний
и двигательных действий, направленных
на физическое и психическое
Результатом обучения является физическое образование. Обучение действию опирается на знания. Знания – это определённая система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного физического воспитания.
В результате освоения учебной программы по лыжной подготовке в 5-7 классах учащиеся должны:
- овладеть умениями и навыками основных способов передвижения на лыжах;
- развить важнейшие физические качества (выносливость, силу, ловкость и др.);
- воспитать морально-волевые качества (смелость, настойчивость, дисциплинированность и др.);
- повысить общую работоспособность;
- оздоровление и закаливание учащихся;
- сформировать навыки и умения, необходимые для самостоятельных занятий.
В 5-7 классах школьники, как правило,
изучают и совершенствуют свои навыки
владения техников классического лыжного
хода. Основными классическими
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНИКЕ КЛАССИЧЕСКИХ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-7 КЛАССОВ
2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов
Основной формой обучения в лыжном спорте является урок. Для полного и быстрого овладения техникой передвижения на лыжах занятия проводятся комплексно, в выше указанной последовательности.
Программный материал распределяется так, чтобы обучающиеся имели время прочно освоить технику ходов, научиться применять их на пересеченной местности в соответствии с её особенностями.
В школах, как правило, применяются традиционные способы организации выполнения упражнений при обучении и совершенствовании двигательных умений и навыков: фронтальные, поточные, индивидуальные, групповые.
Обучение всем видам техники лыжного хода разделяется на три этапа.
Первый этап:
1. Создать у занимающихся целостное
2. Освоить отдельные элементы необходимые для
3. Научить выполнять способ передвижения с полной координацией.
4. Устранить излишние движения и ненужные мышечные напряжения.
Второй этап:
1. Освоить к уточнить отдельные детали
2. Овладеть слитным свободным и точным
Третий этап:
1. Освоение вариантов техники и их применение при различных внешних условиях.
2. Учет индивидуальных особенностей.
3. Использование техники на высших скоростях и напряжениях.
4. Совершенствование техники при повышении
Основными методами обучения являются объяснение, показ и опробование. Объяснение (рассказ) о данном ходе (упражнении) должен быть кратким, ёмким и понятным.
Подробное объяснение даёт лучшие результаты после показа, когда у учащихся создалось общее представление об изучаемом ходе (упражнении).
Показ должен быть доступен для восприятия. Показывать упражнение надо первый paз в обычном темпе, затем в замедленном, под счет. Очень хорошие результаты дает показ в замедленном темпе с акцентированием на основные элементы упражнения посредством их выделения за счет увеличения амплитуды или более выразительного движения в сопровождении краткого объяснения. В заключении полезно определить нужный ритм для выполнения упражнений обучаемых с учетом их возможностей. Для этого также используют счёт, но с точным соблюдением соотношений интервалов между элементами.
При обучении детей способам передвижения на лыжах показ имеет большее значение, чем объяснение, так как дети больше склонны к подражанию и меньше к теоретическому анализу.
В практике обучения способам передвижения на лыжах могут быть использованы приёмы, облегчающие усвоение техники.
Во-первых, можно относительно уменьшить силу действия внешних раздражителей на лыжника. Для этого следует облегчить учебный материал: снизить скорость передвижения, изменить условия, в которых происходит обучение (качество подготовки лыжни, профиль учебного круга и т.д.).
Но нельзя забывать, что излишнее облегчение в дальнейшем затрудняет процесс обучения.
Во-вторых, при изучении сложных движений, которые невозможно разделить, не нарушая структуры двигательного акта в целом, внимание обучаемых нужно направить на тот элемент движения, усвоение которого наиболее сложно для обучаемого.
Одна из наиболее распространенных схем последовательности обучения такова:
1. Название упражнения.
2. Показ в обычном или в
3. Показ в замедленном темпе под счет.
4. Показ с выделением главных элементов
в сопровождении короткого
5. Опробование изучаемого упражнения
6. Имитация упражнения в целом или главных его
элементов под счет, с остановкой на каждый счет и уточнением
положения отдельных частей
Информация о работе Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов