Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода

Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах

Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 103.82 Кб (Скачать)

7. Имитация упражнения  под счет без остановки. 

8. Выполнение  упражнения в целом или отдельных  элементов на лыжне в максимально  упрощенных условиях, в темпе,  наиболее благоприятном для учащихся.

9. Выполнение  упражнения в условиях постепенного  усложнения. На первом этапе обучения  проводится освоение упражнений  и элементов из «школы лыжника».

10. Учащемуся  не умеющему стоять на лыжах,  они мешают. Носки и пятки лыж  перекрещиваются, задевают одна  за другую и за снег, при  потере бокового равновесия лыжи  мешают быстро переставить ногу  это приводит к частым падениям, которые тормозят обучение. Следовательно,  с такими учащимися еще до  обучения отдельным способам  передвижения надо освоить общие  основы владения лыжами. На первых  занятиях ставятся задачи: овладеть  лыжами как снарядом (чувство  лыжи), развить чувство сцепления  лыжи со снегом (чувство снега) [30, с. 89].

Эти задачи решаются упражнениями:

1. Поочередное  поднимание ноги с лыжей и  движение ею по воздуху вниз  и вверх, вправо и влево. 

2. Поочередное  поднимание носков лыж и движение  ими вправо, влево, вверх и вниз, не отрывая пяток лыж от  снега; то же, не поднимая пятки  лыж, не отрывая носков лыж  от снега. 

3. Повороты переступанием  на месте вокруг пяток и  вокруг носков лыж. 

4. Боковые приставные  шаги.

5. Повороты махом  кругом.

6. Ходьба ступающим  шагом по неглубокому снегу  с изменением направления от 20 до 60 градусов по команде учителя. 

7. Подъемы на  пологих склонах прямо, наискось, ступающим шагом, лесенкой ёлочкой,  полуёлочкой [24, с. 112].

Следует добиваться четкого их выполнения путем многократного  их исполнения и постоянного контроля со стороны учителя. Только после  этого переходят к обучению способам передвижения на лыжах.

Учителю необходимо помнить, что существуют моменты (условия) которые могут отрицательно влиять на освоение техники. Их можно разделить  на объективные и субъективные.

Объективные: плохой инвентарь, одежда, обувь, учебная лыжня, плохая погода, плохо подобрана мазь.

Субъективные: пассивное  отношение занимающихся к данному  упражнению, неуверенность, пониженное самочувствие занимающихся.

Другая важная проблема- это формы работы на уроках по лыжной подготовке. Как сделать  урок интересным, необычными и эффективным?

На наш взгляд, очень интересная и эффективная  групповая форма работы на уроке. Этот способ организации занятий  для учащихся очень интересен, динамичен, что позволяет обеспечить оптимальную  по объему и интенсивности нагрузку, также обеспечивает высокую моторную плотность, а высокая эмоциональность  проведения урока во многом способствует повышению его качества.

Эту форму урока  можно использовать следующим образом: учащиеся делятся на небольшие группы 4-6 человек. К каждой группе прикрепляется  консультант (обычно наиболее подготовленный ученик). В начале урока консультанты получают задания, с ними проводится инструктаж. Затем каждый консультант  работает со своей группой по специальному заданию (например, первая группа - классический ход, вторая группа - коньковый ход, третья группа отрабатывает малый спуск, четвертая группа отрабатывает подъем). Через определенное время группа переходит к другому консультанту и выполняет следующее задание.

Причем следует  отметить, что группы могут быть разноуровневыми и одноуровневыми (например, сильные - сильные, слабые-слабые; сильные-слабые). Например, в группу могут объединяться учащиеся с общей  проблемой - плохо получается коньковый  ход и т.д. Важно отметить, что  такой подход позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении, т.е. давать задание по силам, а это, в свою очередь, помогает учащемуся  сделать выбор своей образовательной  траектории на основе осознания своих  возможностей и выбора форм учебной  деятельности.

Какова же роль учителя в процессе обучения школьников лыжному ходу? Учитель выступает  в роли инструктора, консультанта, наставника. При такой форме организации  урока учитель может осуществлять и индивидуальный подход к учащимся. В результате на уроке формируются  различные умения, совершенствуются навыки, происходит смена деятельности, что не вызывает утомляемости и однообразия  у ребят. А когда в роли учителя  выступает ученик - это тоже своеобразным образом мотивирует и воспитывает  ребят.

В конце урока  обычно между командами - группами проводятся соревнования, лыжные гонки, эстафеты, а также учащиеся (по желанию) демонстрируют  лучшие свои умения и навыки.  

2.2 Игровые методы  обучения технике  классических лыжных  ходов в 5-7 классах  

Одним из важнейших  средств физического воспитания школьников являются игры. При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные трудности в их организации  в связи со спецификой занятий) игры, игровые упражнения и задания  получили самое широкое распространение. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психическое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в  одном месте (на пришкольном участке, в соседнем со школой парке) и на однообразной местности. Применение игр  и игровых заданий не только в  значительной мере повышает эмоциональность  урока, но и увеличивает интенсивность  нагрузки, моторную плотность, интерес  школьников и в то же время тормозит развитие утомления.

В процессе игр  можно целенаправленно воспитывать  такие важные качества, как смелость, ловкость, настойчивость в достижении поставленной цели. Игры с элементами соревнований порой являются незаменимым  средством в воспитании морально-волевых  качеств у школьников при организации  уроков по лыжной подготовке и спортивно-массовых мероприятий в школе. Особенно важно  применение игр, игровых упражнений и заданий на уроках лыжной подготовки в начальной школе. Они играют исключительно важную роль при организации  уроков в начальной школе в  связи с началом обучения с  шести лет. Дети младшего школьного  возраста ввиду особенностей развития центральной нервной системы  быстро теряют интерес к многократным, однотипным повторениям элементов  ходов и т.д.

Применение игр  очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной секции лыжного  спорта игры и игровые задания  применяются при обучении и совершенствовании  техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры необходимо широко включать в различные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в программу  зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.

Все игры и игровые  задания на лыжах в зависимости  от поставленных задач можно условно  разделить на две группы: игры для  обучения и совершенствования техники  способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения могут  быть использованы и для развития физических качеств.

При изучении и  закреплении навыков в технике  лыжных ходов или отдельных элементов  и для развития равновесия в 5-7 классах  можно использовать разнообразные  игровые упражнения (задания).

Для совершенствования  техники двухшажного попеременного  хода целесообразно применять следующие  игровые упражнения с элементами соревнований:

1. С небольшого  разбега проскользить на одной  лыже до полной остановки. Упражнение  выполняется поочередно на правой  и левой лыже (естественно, без  потери равновесия).

2. Преодолеть  с места или с предварительного  разбега за 5 скользящих шагов  наибольшее расстояние.

3. Пройти без  палок скользящим шагом заданный  отрезок за наименьшее количество  шагов. В зависимости от возраста  и подготовленности школьников  длина отрезка изменяется от 20 до 40 м. 

4. Пройти скользящим  шагом по лыжне, размеченной  флажками. Расстояние между ориентирами  (флажками, ветками) один полный  скользящий шаг. Постепенно с  овладением техникой скользящего  шага расстояние между ориентирами  увеличивается с учетом условий  скольжения на данном занятии  (уроке).

Совершенствованию техники скользящего шага поможет  проведение игры «Сороконожка на лыжах». Для игры необходимо иметь несколько веревок по количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна длине разомкнутой колонны команды. Школьники на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной рукой за веревку, по сигналу начинают передвигаться к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно в ногу). Обычно ведет команду юный лыжник, хорошо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуются по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне. Игра может быть проведена и без веревки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягивает одну палку вперед, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в команде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с веревкой: лыжники бегут цепью, не отпуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овладевшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенствования. В младших классах школьники еще не в состоянии согласованно передвигаться в такой колонне.

Для совершенствования  отталкивания в одновременных ходах  и ходах в целом применяются  следующие игры-задания:

1. Пройти заданный  отрезок одновременным бесшажным  ходом за наименьшее количество  отталкиваний.

2. Пройти заданный  отрезок одновременным ходом,  отталкиваясь у ориентиров. Условия  те же, что и в упражнении  для скользящего шага, но учитываются  и изучаемый одновременный ход,  возраст, пол, и подготовленность  школьников.

3. Одновременными  ходами пройти участок с воротами  из палок с верхней перекладиной, отталкиваясь палками между воротами, проскользить под ними в положении  наклона.

Для совершенствования  отталкивания ногой, воспитания чувства  равновесия и улучшения координации  при управлении лыжами используется передвижение коньковым ходом на равнине и под небольшой уклон (снег должен быть достаточно хорошо укатан). Пройти отрезок нужно за наименьшее количество шагов (отталкиваний).

В 5-7 классах  для совершенствования техники  двухшажного хода, а также уверенного владения лыжами при поворотах переступанием  можно провести соревнование-эстафету «Слалом на равнине». Школьники делятся  на 3-4 команды в зависимости от количества играющих и размеров площадки. На ровной укатанной площадке по числу  команд устанавливаются трассы «слалома», 5-6 флажков (лыжных палок) на расстоянии 6-8 м один от другого. По команде учителя первые номера в командах преодолевают трассу скользящим шагом или попеременным двухшажным ходом, огибая флажки справа и слева поочередно.

В конце трассы соревнующиеся обходят последний  флажок, возвращаются по параллельной лыжне одновременным. Условия передвижения по трассе и обратно заранее оговариваются. Передача эстафеты осуществляется касанием руки следующего участника. Если школьники  сбили флажки или пропустили, они  обязаны вернуться, поставить их на место и обойти вновь с заданной стороны.

Победителем объявляется  команда, закончившая эстафету первой. Трассу «слалома» можно усложнить, сокращая расстояние между флажками или расставляя их в шахматном  порядке (школьники в этом случае обходят флажки с наружной стороны). Учитель может подготовить различные  варианты таких эстафет с включением разнообразных (в том числе и  искусственных) препятствий. Сложность  трассы зависит от возраста и подготовленности школьников и от поставленных задач.

Подобные эстафеты могут проводиться и для развития физических качеств, в первую очередь  быстроты передвижения на лыжах. В этом случае прокладывается «гладкая» (без  препятствий) и прямолинейная лыжня. Эстафета может носить встречный  характер. Учащиеся при развитии быстроты передвигаются с максимальной скоростью  и на коротких отрезках (в зависимости  от возраста), но не более 200-250 м. Две  противоположные длинные стороны (лыжни) прокладываются обязательно  параллельно одна другой на расстоянии, зависящем от возраста учеников. Эти  две лыжни соединены между  собой короткими (50-150 м) перпендикулярными  лыжнями, проложенными на равном расстоянии друг от друга. Количество таких лыжней должно быть не меньше числа играющих.

Если класс  большой, учащиеся разбиваются на подгруппы. В каждую подгруппу включаются школьники, примерно равные по силам. Правила игры заключаются в следующем. Школьники  медленно передвигаются группой  по замкнутой лыжне. Когда подгруппа  проходит по одной из длинных сторон, учитель подает сигнал, по которому ученики должны быстро повернуться, занять одну из ближайших коротких лыжней и с максимальной скоростью  пересечь площадку до другой лыжни. Пришедшему первым присуждается одно очко, второму - два и т.д. Затем игра повторяется: ученики опять медленно идут по кругу  и по сигналу вновь бегут поперек  площадки. Победитель определяется по наименьшей сумме очков. Длина пробегаемых  отрезков, количество повторении (игр) зависят от пола, возраста и подготовленности школьников. Можно уплотнить занятие, чтобы школьники не простаивали - подгруппы идут одна за другой. Игра способствует развитию двигательной реакции  и быстроты передвижения на лыжах. Если кто-то из школьников повернет на короткую лыжню до сигнала, нарушитель наказывается штрафом: к сумме его очков  за каждое нарушение добавляется  штрафное очко. Равенство сил участников в подгруппе значительно повышает соревновательный интерес и дает большой эффект для развития скорости.

Информация о работе Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов