Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 07:53, курсовая работа
Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов
Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода
Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах
Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов
2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов
2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
7. Имитация упражнения под счет без остановки.
8. Выполнение упражнения в целом или
9. Выполнение упражнения в условиях
10. Учащемуся не умеющему стоять на лыжах,
они мешают. Носки и пятки лыж перекрещиваются, задевают
Эти задачи решаются упражнениями:
1. Поочередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево.
2. Поочередное поднимание носков лыж и
3. Повороты переступанием на месте вокруг пяток и вокруг носков лыж.
4. Боковые приставные шаги.
5. Повороты махом кругом.
6. Ходьба ступающим шагом по неглубокому снегу с изменением направления от 20 до 60 градусов по команде учителя.
7. Подъемы на пологих склонах прямо,
Следует добиваться четкого их выполнения путем многократного их исполнения и постоянного контроля со стороны учителя. Только после этого переходят к обучению способам передвижения на лыжах.
Учителю необходимо помнить, что существуют моменты (условия) которые могут отрицательно влиять на освоение техники. Их можно разделить на объективные и субъективные.
Объективные: плохой инвентарь, одежда, обувь, учебная лыжня, плохая погода, плохо подобрана мазь.
Субъективные: пассивное отношение занимающихся к данному упражнению, неуверенность, пониженное самочувствие занимающихся.
Другая важная проблема- это формы работы на уроках по лыжной подготовке. Как сделать урок интересным, необычными и эффективным?
На наш взгляд, очень интересная и эффективная групповая форма работы на уроке. Этот способ организации занятий для учащихся очень интересен, динамичен, что позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку, также обеспечивает высокую моторную плотность, а высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению его качества.
Эту форму урока можно использовать
следующим образом: учащиеся делятся на
небольшие группы 4-6 человек. К каждой группе
прикрепляется консультант (обычно наиболее
подготовленный ученик). В начале урока консультанты
получают задания, с ними проводится инструктаж.
Затем каждый консультант работает со
своей группой по специальному заданию
(например, первая группа - классический
ход, вторая группа - коньковый ход, третья
группа отрабатывает малый спуск, четвертая группа
отрабатывает подъем). Через определенное
время группа переходит к другому
Причем следует отметить, что группы
могут быть разноуровневыми и
Какова же роль учителя в процессе
обучения школьников лыжному ходу? Учитель выступает
в роли инструктора, консультанта, наставника.
При такой форме организации урока учитель может
В конце урока обычно между командами - группами проводятся соревнования, лыжные гонки, эстафеты, а также учащиеся (по желанию) демонстрируют лучшие свои умения и навыки.
2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов в 5-7 классах
Одним из важнейших средств физического воспитания школьников являются игры. При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные трудности в их организации в связи со спецификой занятий) игры, игровые упражнения и задания получили самое широкое распространение. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психическое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в одном месте (на пришкольном участке, в соседнем со школой парке) и на однообразной местности. Применение игр и игровых заданий не только в значительной мере повышает эмоциональность урока, но и увеличивает интенсивность нагрузки, моторную плотность, интерес школьников и в то же время тормозит развитие утомления.
В процессе игр можно целенаправленно
Применение игр очень разнообразно.
На уроках лыжной подготовки и в школьной
секции лыжного спорта игры и игровые задания
применяются при обучении и совершенствовании
техники способов передвижения на лыжах,
и при развитии физических качеств. Вместе
с тем игры необходимо широко включать
в различные физкультурно-
Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от поставленных задач можно условно разделить на две группы: игры для обучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения могут быть использованы и для развития физических качеств.
При изучении и закреплении навыков в технике лыжных ходов или отдельных элементов и для развития равновесия в 5-7 классах можно использовать разнообразные игровые упражнения (задания).
Для совершенствования техники двухшажного
1. С небольшого разбега проскользить на одной
лыже до полной остановки.
2. Преодолеть с места или с
3. Пройти без палок скользящим шагом
4. Пройти скользящим шагом по лыжне, размеченной
флажками. Расстояние между ориентирами
(флажками, ветками) один полный скользящий шаг. Постепенно с
овладением техникой
Совершенствованию техники скользящего шага поможет проведение игры «Сороконожка на лыжах». Для игры необходимо иметь несколько веревок по количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна длине разомкнутой колонны команды. Школьники на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной рукой за веревку, по сигналу начинают передвигаться к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно в ногу). Обычно ведет команду юный лыжник, хорошо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуются по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне. Игра может быть проведена и без веревки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягивает одну палку вперед, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в команде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с веревкой: лыжники бегут цепью, не отпуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овладевшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенствования. В младших классах школьники еще не в состоянии согласованно передвигаться в такой колонне.
Для совершенствования отталкивания в одновременных ходах и ходах в целом применяются следующие игры-задания:
1. Пройти заданный отрезок одновременным
2. Пройти заданный отрезок одновременным ходом,
отталкиваясь у ориентиров. Условия те же,
что и в упражнении для скользящего шага,
но учитываются и изучаемый одновременный ход,
3. Одновременными ходами пройти участок с
Для совершенствования отталкивания ногой, воспитания чувства равновесия и улучшения координации при управлении лыжами используется передвижение коньковым ходом на равнине и под небольшой уклон (снег должен быть достаточно хорошо укатан). Пройти отрезок нужно за наименьшее количество шагов (отталкиваний).
В 5-7 классах для совершенствования техники двухшажного хода, а также уверенного владения лыжами при поворотах переступанием можно провести соревнование-эстафету «Слалом на равнине». Школьники делятся на 3-4 команды в зависимости от количества играющих и размеров площадки. На ровной укатанной площадке по числу команд устанавливаются трассы «слалома», 5-6 флажков (лыжных палок) на расстоянии 6-8 м один от другого. По команде учителя первые номера в командах преодолевают трассу скользящим шагом или попеременным двухшажным ходом, огибая флажки справа и слева поочередно.
В конце трассы соревнующиеся обходят
Победителем объявляется команда,
закончившая эстафету первой. Трассу «слалома» можно усложнить,
сокращая расстояние между флажками или расставляя
их в шахматном порядке (школьники в этом
случае обходят флажки с наружной стороны).
Учитель может подготовить
Подобные эстафеты могут проводиться и для
Если класс большой, учащиеся
разбиваются на подгруппы. В каждую подгруппу включаются
школьники, примерно равные по силам. Правила игры
заключаются в следующем. Школьники медленно
передвигаются группой по замкнутой лыжне.
Когда подгруппа проходит по одной из длинных сторон,
учитель подает сигнал, по которому ученики должны
быстро повернуться, занять одну из ближайших коротких
лыжней и с максимальной скоростью пересечь
площадку до другой лыжни. Пришедшему
первым присуждается одно очко, второму
- два и т.д. Затем игра повторяется: ученики опять медленно
идут по кругу и по сигналу вновь бегут поперек
площадки. Победитель определяется по
наименьшей сумме очков. Длина пробегаемых
отрезков, количество повторении (игр)
зависят от пола, возраста и подготовленности
школьников. Можно уплотнить занятие, чтобы школьники не
простаивали - подгруппы идут одна за другой.
Игра способствует развитию двигательной
реакции и быстроты передвижения на лыжах.
Если кто-то из школьников повернет на
короткую лыжню до сигнала, нарушитель
наказывается штрафом: к сумме его очков
за каждое нарушение добавляется штрафное
очко. Равенство сил участников в подгруппе значительно
Информация о работе Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов