Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:12, реферат
Спортивная ходьба является одним из видов легкой атлетики и отличается от обычной ходьбы техникой выполнения. Однако прежде чем приступить к обучению технике спортивной ходьбы, необходимо исправить имеющиеся недостатки в обычной ходьбе (в походке, осанке). Критериями оценки обучения технике данного вида легкой атлетики будут естественность и экономичность спортивной ходьбы.
Для решения вопросов обучения технике спортивной ходьбы предлагается методическая разработка с ее задачами и целями.
Методика обучения технике спортивной ходьбы
Спортивная ходьба является одним из видов легкой атлетики и отличается от обычной ходьбы техникой выполнения. Однако прежде чем приступить к обучению технике спортивной ходьбы, необходимо исправить имеющиеся недостатки в обычной ходьбе (в походке, осанке). Критериями оценки обучения технике данного вида легкой атлетики будут естественность и экономичность спортивной ходьбы.
Для решения вопросов обучения технике спортивной ходьбы предлагается методическая разработка с ее задачами и целями.
Задача 1. Ознакомить с техникой спортивной ходьбы.
Технику спортивной ходьбы показывает преподаватель. Показ следует проводить с обычной скоростью или в медленном темпе, сопровождая краткими объяснениями. Обучающихся необходимо расположить так, чтобы преподавателя, демонстрирующего технику спортивной ходьбы, можно было видеть и сбоку, и спереди, и сзади. Создавая представления о технике спортивной ходьбы для занимающихся, преподавателю целесообразно использовать кинограммы и кинокольцовки.
После рассказа и демонстрации техники ходьбы занимающимся предлагается самим пройти 2—3 раза по 50—80м. Преподаватель должен отметить наиболее серьезные ошибки (скованность движений, согнутые ноги, утрированная ходьба и т.п.) и назвать возможные варианты их устранения.
Задача 2. Обучить движению ног и таза при спортивной ходьбе.
Основным средством обучения в данном случае является медленная ходьба, при которой выпрямленная нога ставится на грунт с одновременным поворотом тела и движениями рук, как при обычной ходьбе, оставаясь в таком положении до момента вертикали. В дальнейшем скорость движения постепенно увеличивается, главным образом за счет частоты шагов.
Обучая быстроте
вынесения маховой ноги вперед, выполняется
«семенящая» ходьба (шаг
60—80 см), ходьба по кругу диаметром 5—6
м и ходьба «змейкой» (на 2—4 м вправо, затем
влево). Эти упражнения чередуются с ходьбой
по белым линиям беговой дорожки или по
начерченной линии (50—60 м) (рис. 1).
Рис. 1. Спортивная ходьба по разметкам беговой дорожки
Для обучения поворотов таза вокруг вертикальной оси применяются противоположные повороты плечевого пояса и таза (плечи вправо, таз влево, и наоборот), ходьба с «закручиванием», при которой движение правой ногой производится не столько вперед, сколько влево, и наоборот (рис. 2).
Рис. 2. Повороты плечевого пояса и таза
При неполном выпрямлении ноги в опорной фазе следует применять ходьбу в гору, акцентируя внимание на выпрямлении ноги в коленном суставе, ходьба по дорожке в обратном направлении (рис. 3).
Рис. 3. Ходьба в гору
Чтобы ликвидировать излишнюю напряженность, можно выполнять упражнения на месте и в движении, попеременно перемещая тяжесть тела с одной ноги на другую.
Все перечисленные упражнения в процессе обучения повторяются несколько раз в зависимости от освоения отдельных элементов техники.
Задача 3. Обучить движению рук и плечевого пояса при спортивной ходьбе.
Во время спортивной ходьбы руки должны быть согнуты под прямым или тупым углом и двигаться прямолинейно, не пересекаясь в средней плоскости. Необходимо следить за тем, чтобы плечи были опущены, а руки двигались свободно, без лишнего напряжения.
Для решения этой
задачи рекомендуются следующие
упражнения: ходьба в положении «руки
за спиной или за головой»; ходьба со
сцепленными перед собой
Рис. 4. Спортивная ходьба с применением гимнастической палки
Если стоит цель – увеличить амплитуду работы рук, то рекомендуется ходьба с опущенными руками. Дистанция ходьбы в указанных упражнениях – 100—150м. Количество повторов упраж-нений зависит от правильности их выполнения и скорости усвоения движений.
Задача 4. Обучить технике спортивной ходьбы в целом.
В процессе овладения
техникой спортивной ходьбы необходимо
многократно повторять
С этой целью следует обращать особое внимание на следующее: положение туловища и головы; мягкость, раскрепощенность движений туловища, рук и ног; достаточную длину шага; свободный перенос ноги с возможно низким переносом стопы; своевременный (не ранний) отрыв пятки от грунта; согласованность всех движений.
Основными средствами обучения технике спортивной ходьбы в целом будут: ходьба с различной скоростью на различные дистанции (400—800м и более) с указанием ошибок в движениях ног, таза, рук, положении туловища; ходьба с нахождением оптимального соотношения длины и частоты шагов.
Задача 5. Совершенствование техники спортивной ходьбы.
При совершенствовании техники спортивной ходьбы обучающийся должен найти удобный для себя темп с оптимальным сочетанием длины, частоты шагов и соотношением количества вдохов и выдохов с количеством шагов, мягкость, раскрепощенность движений туловища, ног и рук и, наконец, общую слаженность всех движений. Немаловажное значение на данном этапе обучения будет играть повышение уровня общей и специальной физической подготовленности на фоне постепенного увеличения отрезков ходьбы (400 — 2000 м и более) с включением подъемов и спусков различной крутизны. В процессе обучения закрепляется правильный стереотип движений.
Для удобства проведения занятий по данному легкоатлетическому виду спорта предлагаем рассмотреть подробный Примерный план обучения технике спортивной ходьбы (табл.1)
Таблица 1
Примерный план обучения технике спортивной ходьбы
Задача |
Средство |
Организационно-методическое мероприятие |
Типичная ошибка |
Причина |
Исправление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Ознакомить с техникой спортивной ходьбы |
1. Демонстрация преподавателем техники спортивной ходьбы и объяснение (показ и рассказ) |
Просмотр кинограмм, кинокольцовок, видеофильмов, плакатов, знакомство с прави-лами соревнований |
|||
2. Апробирование техники |
Указание на наиболее серьезные ошибки и пути их устранения |
Согнутые ноги, скован-ность движений, утриро-ванная ходьба, наклон туловища вперед или назад |
Малый запас двигательной активности, низкий уровень физической подготовленности |
Регулярные тренировки | |
2. Обучить движению ног и таза при спортивной ходьбе |
1. Медленная ходьба, при которой
выпрямленная нога ставится на
грунт, выпрямленной и |
Свободное, ненапряженное выполнение упражнения, низкий перенос ноги после заднего толчка |
Отсутствие двухопорной фазы |
Скорость ходьбы не соответствует уровню физической и технической подготовленности |
Снизить скорость, уменьшить длину шага |
2. Медленная ходьба широким |
Мягкая постановка ноги вперед с пятки с последующим перекатом на всю стопу |
Излишняя напряженность во время ходьбы |
Очень длинный шаг |
Снизить скорость, совершенство-вать гибкость | |
3. Ходьба по прямой линии |
Руки опущены вниз |
Ходьба на согнутых ногах |
Очень длинный шаг |
Ходьба в гору и с горы. Обратить внимание на работу рук, ходьба по разметкам дорожки | |
4. Ходьба с «закручиванием» (левая нога вправо, правая влево) |
За счет поворота таза |
Ходьба на согнутых ногах. Недостаточное движение таза вокруг вертикальной оси |
Поперечная работа рук (пересечение средней линии) |
Увеличить амплитуду поворота таза вокруг вертикальной оси | |
3. Обучить движению рук и плечевого пояса при спортивной ходьбе |
1. Имитация движения рук на месте |
Обратить внимание на прямолинейное движение рук, не пересекающихся в средней плоскости |
Неправильное положение головы (опущена вниз, накло-нена вправо, влево, запро-кинута назад) |
Закрепощенность мышц плечевого пояса, спины, нарушена осанка |
Выпрямиться, смотреть вперед, расслабить мышцы плечевого пояса, увеличить угол сгибания рук в локтевых суставах |
2. Ходьба со сцепленными за спиной руками |
Без лишнего напряжения плечевого пояса |
То же |
То же |
То же | |
3. Ходьба с руками за головой |
Активное движение плеч с большой амплитудой |
Закрепощенность мышц плечевого пояса, излишнее сгибание рук в локтевых суставах |
|||
4. Ходьба с палкой на плечах
(или сзади в локтевых |
Упражнения выполняются как всей группой, так и поочередно каждым занимающимся |
Плечи подняты вверх, движения рук параллельны туловищу, кисти рук высоко поднимаются |
То же |
Выполнять движения руками свободно по направлению вперед к средней линии тела с измерением темпа и амплитуды движений | |
5. Ходьба в среднем темпе с актив |
То же |
То же |
То же | ||
4. Обучить технике спортивной ходьбы в целом |
1. Спортивная ходьба с различной скоростью (медленная, средняя, быстрая) как по прямой, так и по виражам для уточнения движения ног, рук, таза, положения туловища и головы в зависимости от индивидуальных способностей занимающихся |
Для исправления недостатков в технике спортивной ходьбы необходимо многократно повторять различные упражнения, направленные на положение туловища и головы; мягкость и раскре-пощенность движений туловища, ног и рук; достаточную длину шага; свободный перенос ноги; согласованность всех движений в целом |
Преждевре-менное отталкивание и раннее «снятие» ноги с грунта. Высокое несение стопы маховой ноги над грунтом. Не полностью разогнуты ноги в опорном периоде. «Шлепающая» ходьба |
Излишне быстрое движение коленом вверх—вперед. Неправильное представле-ние о технике спортивной ходьбы Слабые мышцы голени |
Снизить скорость, уменьшить длину шага Ходьба с акцентом на выпрямленные ноги в коленном суставе Акцентировать внимание на ходьбу с постановкой ноги с пятки перекатом резко на носок Ходьба по мягкому грунту |
5. Совершенст-вование техники спортивной ходьбы |
1. Спортивная ходьба с различной
скоростью на средних и |
Длина и частота шагов определяется индивидуально, по мере усвоения техники спортивной ходьбы. При ходьбе в гору увеличить наклон туловища вперед в зависимости от крутизны, а при спусках отклониться назад |
Необходимо использовать средства, указанные ранее |
Все, указанные выше |
Необходимо совершенствовать технику ходьбы до полной автоматизации движений |
2. Сдача контрольных нормативов и участие в соревнованиях |
Методика обучения технике бега на короткие дистанции
Обучение технике бега на короткие дистанции происходит не в той последовательности, как при обучении другим видам легкой атлетики, так как бег является естественным способом быст-рого передвижения человека. Однако техника спортивного бега значительно отличается своей эффективностью от техники обычного бега и требует сохранения естественной свободы движений.
Прежде чем создать у занимающихся правильное представление о современной технике бега на короткие дистанции, необходимо ознакомить их с особенностями этого вида легкой атлетики.
Задача 1. Ознакомить с особенностями бега и создать у обучаемых правильное представление о технике бега на короткие дистанции.
Для решения этой задачи обучаемым необходимо несколько раз с невысокой и средней скоростью пробежать отрезки 60—100 м и зафиксировать обнаруженные ошибки. Количество повторений пробежек может быть различно для каждого занимающегося. Оно зависит от того, как скоро обучаемый пробежит дистанцию в свойственной для него манере. При этом фиксируются те ошибки, которые повторяются в большинстве пробежек.
С целью ознакомления занимающихся с рациональной техникой бега применяются общепринятые средства: объяснение, живой показ, просмотр кинокольцовок, кинограмм, фотографий, рисунков.
Задача 2. Обучить технике бега по прямой дистанции.
Основными средствами для решения этой задачи будут являться многократные пробежки с невысокой и средней скоростью на различных отрезках дистанции (60—100 м): специальные беговые упражнения на отрезках 30—40 м — бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с забрасыванием голени, бег прыжковыми шагами. Все эти упражнения выполняются свободно, с постепенно нарастающей частотой движений, с последующим переходом на обычный бег. Специальные беговые упражнения вначале выполняются индивидуально, а затем всей группой. Многократное повторение этих упражнений в каждом занятии приводит к устранению типичных ошибок в технике бега: недостаточное поднимание бедра, неполное выпрямление ноги при отталкивании, излишнее наклонение или отклонение туловища, держание локтей далеко от туловища и др. (рис. 7).
Рис. 7. Специальные беговые упражнения: а - бег с высоким подниманием бедра;
б - бег с забрасыванием голени; в - бег с толчками вверх, г — семенящий бег
После каждого выполнения упражнения следует обращать внимание только на главные ошибки, предлагая устранить их при следующем повторении. Нецелесообразно одновременно указывать на 3—4 недостатка, так как обучаемый должен сконцентрироваться на исправлении наиболее существенной ошибки, а затем приступать к исправлению следующей, иначе недостатки в беге так и не будут устранены.
Задача 3. Обучить технике бега по повороту.
Основными упражнениями для обучения технике бега по повороту является бег на 50–80 м с ускорением на повороте беговой дорожки. Сначала тренировки происходят по крайним (6–8) дорожкам, затем по 1–2; бег с различной скоростью по кругу радиусом 20–10 м; бег с ускорением по повороту и выходом в поворот; бег с ускорением по повороту и выходом с виража на прямую; имитация движений рук. По мере освоения занимающимися техники бега на короткие дистанции по дорожке большего радиуса следует переходить к бегу по дорожке меньшего радиуса.
В ходе обучения необходимо следить за свободой движений и своевременным наклоном туловища к центру поворота, изменением работы рук и ног, т. е. при более активной и широкой работе правой рукой происходит небольшой разворот стоп влево.
Задача 4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона.
Основными средствами
обучения являются: практика в установке
стартовых колодок на прямой и
повороте (рис. 8); выполнение команд «На
старт!» и «Внимание!» с
Рис. 8. Выполнение команды «На старт!»
Рис. 9. Выполнение команд «На старт!» и «Внимание!»
Бегу с низкого старта должно предшествовать большое количество пробежек с высокого старта, способствующих овладению основами стартовых движений и свободному широкому бегу на первых шагах.
Задача 5. Обучить технике финиширования.
Обучение начинается с разъяснения значения финишного броска и ознакомления с основными способами финиширования: грудью и плечом. Основные средства: бег на 30—40 м с ускорением на финише; наклон вперед на финишный створ с отведением рук назад при ходьбе и беге с различной скоростью; бросок на финишный створ с поворотом плеч при ходьбе и беге с различной скоростью. Для успешного обучения финишированию упражнения следует выполнять сначала самостоятельно, а затем группой.
Задача 6. Обучить технике бега в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
На этапе овладения
техникой бега в целом необходимо
систематически работать над уточнением
деталей техники и закреплением
правильных навыков. Важно добиться
умения бежать свободно, контролируя
свои движения. В процессе совершенствования
техники необходимо применять большее
количество специальных упражнений,
постепенно повышая уровень их сложности
(рис. 10). Примерный план обучения технике
бега на короткие дистанции показан в
таблице 3.
Информация о работе Методика обучения технике спортивной ходьбы