Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода

Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах

Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 103.82 Кб (Скачать)

В дальнейшем при  изучении попеременного двухшажного  хода основное внимание обращается на освоение общей схемы движений, на согласованность в работе рук  и ног. Для этого помимо упражнений, применяемых для изучения скользящего  шага и вышеперечисленных подводящих упражнений, используется целостный  метод обучения с исправлением ошибок в цикле хода.

Основные ошибки при разучивании этого хода:

1) в толчке  ноги не распрямляются;

2) после толчка  туловище не наклоняется в  сторону выдвинутой вперед ноги;

3) после толчка  лыжа не отрывается от снега,  нога не расслабляется;

4) когда выдвинута  вперед нога, колено находится  не впереди голеностопного сустава;

5) палка ставится  под тупым углом к переднему  концу лыж;

6) рука не  полностью проносится назад - толчок заканчивается у бедра;

7) палка выносится  напряженной рукой;

8) ноги мало  согнуты;

9) туловище сильно  раскачивается, а плечи закручиваются.

Основные ошибки в отталкивании ногой:

1. слишком глубокое  или, наоборот, недостаточное подседание, когда лыжник идет или на  полусогнутых, или другая крайность  - на прямых ногах; 

2. медленное  подседание на толчковой ноге  без использования массы тела  и его силы инерции; 

3. преждевременное  незавершенное отталкивание ногой  с выпрямлением её в воздухе; 

4. отталкивание  с давлением на лыжу назад,  а не вниз («толчок в воздух»);

5. незавершенное  отталкивание ногой, согнутой  в коленном и голеностопном  суставах;

6. отсутствие  движения «на взлет»;

7. ранний отрыв  пятки толчковой ноги от опоры,  незавершенное движение стопы. 

В отталкивании рукой наиболее часто встречаются  следующие ошибки:

1. вялая постановка  палки на опору; 

2. постановка  палки слишком согнутой в локтевом  суставе рукой; 

3. постановка  палки далеко от лыжни (широкая  постановка);

Лечение заболеваний суставов*

Эффективное лечение суставов: остеоартрозы, артропатии.

hondrolon.lt • Москва

Ипликатор Кузнецова. Доставка.

Ипликатор игольчатый массажный  № 70 1000 товаров для  здоровья и массажа

golden-bee.ru • Москва


 

 
begun

*Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.


4. постановка  палки к пятке ботинка и  (ещё хуже) за пятку; 

5. незавершенное  отталкивание с окончанием толчка  у бедра; 

6. незавершенное  отталкивание рукой, согнутой  в локтевом и лучезапястном  суставах.

Ошибки в маховых  движениях ногой:

1. чрезмерное  поднимание ноги вверх после  окончания толчка;

2. вялый мах  ногой и короткий выпад без  разворота таза, когда таз не  участвует в махе и выпаде;

3. мах согнутой  ногой с выносом вперед в  начале маха колена, а не голени  и стопы; 

4. ранняя постановка  маховой ноги на опору и  переход на двухопорное скольжение;

5. преждевременная  передача опоры на маховую  ногу;

6. жесткая постановка  маховой ноги на опору и  резкий перенос на неё массы  тела.

Ошибки в махе рукой:

1. излишнее поднимание  руки вверх сзади, после окончания  отталкивания;

2. вынос слишком  согнутой в локтевом суставе  руки;

3. вынос руки, далеко отставленной в сторону  от лыжни; 

4. поднимание  руки впереди выше головы.

Основные ошибки в движении туловища:

1. туловище не  участвует в усилении отталкивания  рукой нажимом на палку за  счет небольшого наклона; 

2. наклон туловища  в сторону при отталкивании  рукой; 

3. недостаточное  перемещение туловища при выполнении  переката;

4. резкое выпрямление  туловища вверх-назад при окончании  отталкивания.

Перечисленные ошибки необходимо тщательно устранять, не допуская их автоматизации. Классификация  ошибок по двигательным действиям позволяет  лучше и быстрее выявлять и  устранять неправильные движения. На практике чаще придерживаются такой  последовательности работы над ошибками: сначала обращают внимание на толчок ногой, затем на мах ногой; зафиксировав ошибки в работе ног, переключают  внимание на махи и отталкивания руками; с учетом эффективности маховых  и толчковых движений руками и  ногами исправляют ошибки в работе туловища.

Выявление причин возникновения ошибок, подбор упражнений для их устранения осложняются тем, что одна и та же ошибка у разных лыжников может иметь различные  причины. Поэтому дать вполне конкретные указания для исправления той  или иной ошибки как в попеременном двухшажном ходе, так и в других способах передвижения на лыжах зачастую не представляется возможным. Более  того, в отдельных случаях индивидуальная техника может иметь такие  устойчивые, доведенные до автоматизма  отклонения от эталона рациональной биомеханики движений, что возникает  необходимость перестройки уже  сформировавшегося навыка. И здесь  специалисты-практики считают такую  задачу не всегда выполнимой.

Для устранения причин возникновения ошибок в технике  попеременного двухшажного хода используют упражнения, которые позволяют:

1) исключить  очень высокую или слишком  низкую посадку; 

2) добиться сохранения  устойчивого равновесия при скольжении  на одной лыже;

3) выполнять  энергичный мах ногой с выносом  её к носку скользящей лыжи  и с небольшим, но активным  разворотом таза;

4) овладеть мягкой  постановкой лыжи на опору  и плавной загрузкой её массой  тела;

5) использовать  преимущественно опережающий выпад; 

6) эффективно  выполнять перекат и выход  в положение «броска»;

7) задержать  отрыв каблука ботинка от лыжи  в начале отталкивания ногой; 

8) активно (как  бы ударом) ставить лыжную палку  немного впереди ботинка; 

9) овладеть небольшим  навалом туловища на палку  для усиления толчка рукой; 

10) достичь свободы,  легкости, экономичности, межмышечной  координации движений рук, ног  и туловища;

11) добиться возможно  большего скольжения и быстрого  продвижения вперед в каждом  цикле попеременного двухшажного  хода.

Предлагаемая  методика обучения попеременному двухшажному  ходу и другим изложенным ниже способам передвижения на лыжах не предусматривает  обязательного выполнения всех перечисленных  упражнений. К тому же практика, научно-методический поиск постоянно выдвигают новые  упражнения, многие из которых, наверняка, будут достойны широкого внедрения  в подготовку квалифицированных  лыжников-гонщиков. Окончательный выбор  и определение практической эффективности  того или иного упражнения для  конкретного лыжника остаются за учителем и учеником [7, с. 164-171].

Попеременный  четырехшажный ход

Он известен также под названием хода «в перекладку». Этот ход употребляется при движении по рыхлому снегу, когда отталкивание палками затруднено.

Попеременный  четырехшажный ход по своему ритму  довольно сложен. Цикл движений в этом ходе состоит из поочередных четырех  шагов и двух попеременных толчков  палками на два последних шага. Вынос палок перед отталкиванием  выполняется поочередно на первые два  шага в цикле хода. При передвижении по равнине лыжник проходит за цикл до 8-10 м при средней скорости 4-6 м/с. Чаще всего попеременный четырехшажный  ход применяется на равнине и  пологих подъемах при плохой опоре  для палок (при движении с рюкзаком в туристских походах), когда передвижение попеременным двухшажным ходом и  одновременными ходами затруднено. Порой  квалифицированные лыжники применяют  этот ход для преодоления затяжных подъемов, чередуя циклы хода с  попеременным двухшажным ходом. Однако за последние годы сильнейшие лыжники  стали реже применять этот ход  во время соревнований, так как  он уступает по скорости другим ходам.

По координации  этот способ передвижения является одним  из самых сложных. Однако все основные элементы хода (скольжение, отталкивание палками, лыжами) уже изучены школьниками  при освоении скользящего шага и  попеременного двухшажного хода.

Скользящие шаги выполняются так же, как и в  попеременном двухшажном, но последние  два шага в цикле хода несколько  длиннее, чем первые; этому помогают отталкивания палками.

Цикл движений в попеременном четырехшажном ходе выполняется следующим образом:

1. На первый  шаг правой ногой левая закончила  отталкивание, вперед выносится  левая рука с палкой (кольцами  назад). Лыжник переходит к скольжению  на правой лыже.

2-3. На второй  шаг (левой ногой) вперед выносится  правая рука с палкой кольцом  назад, а левая выводится кольцом  вперед. Характерным для этого  хода является скоростное положение  палок в данный момент.

4. В момент  скольжения на левой лыже правая  палка выводится кольцом вперед.

5-6. С третьим  шагом цикла (правой ногой)  на снег для отталкивания ставится  левая палка.

7. Начало шага  левой ногой и окончание толчка  левой рукой.

8-9. С последним  шагом левой ногой правая палка  ставится на снег и правая  рука выполняет отталкивание.

10. Закончен толчок  правой рукой, начинаются шаг  правой ногой и вынос левой  руки с палкой.

Цикл движений повторяется.

Главная задача при обучении школьников этому ходу заключается в том, чтобы соединить  все знакомые элементы хода в новом  для них ритме.

Основной особенностью хода является сложная координация  в работе рук и ног, значительно  более медленный (по сравнению с  попеременным двухшажным ходом) вынос  палок вперед. Каждая палка выносится  вперед на три скользящих шага и  выполняет толчок на один шаг, заметно  опережая толчок ногой. Созданию ритма  хода способствуют подводящие упражнения, например: передвижение шагом без  палок, почти без скольжения с  подсче- том шагов в цикле хода («раз-два-три-четыре»). Затем выполняется  то же упражнение, но на первые два шага руки с палками опущены, а на третий и четвертый шаги выполняются  поочередно легкие «подталкивания»  палками. Длина скольжения несколько  увеличивается. Необходимо, чтобы школьники  поняли ритм цикла хода и то, что  отталкивания выполняются поочередно в конце цикла. Затем переходят  к обучению этому ходу.

В начале следует  попытаться обучить школьников данному  ходу, применяя целостный метод обучения. Порой это приносит желаемые результаты, учитывая то, что школьники большую  часть элементов попеременного  четырехшажного хода уже освоили, изучив попеременный двухшажный ход. По существу обучение сводится к освоению общей  схемы координации движении в  работе рук и ног. Обучение этому  ходу начинается с образцового показа на различных скоростях и объяснения его техники. Затем ученикам предлагается самостоятельно выполнить этот ход  в целом на учебном кругу.

Передвигаясь  по учебному кругу, ученики по полученному  представлению пытаются выполнять  ход в целом. В первое время  не следует требовать от учеников точности движений во всех элементах  хода, главное здесь - освоить хотя бы общую схему координации движений, согласованность в работе рук  и ног. Естественно, с первых попыток  у школьников может сразу это  и не получиться. Это не значит, что  следует их немедленно остановить и  начинать объяснение и показ вновь. Пусть ученики пройдут несколько  кругов, не оставляя попыток наладить согласованность движений. В это  время можно на ходу поправлять учащихся, подсказывать им отдельные моменты, давать указания. Порой целесообразно сопровождать движения командами «Вынос-вынос!» «Толчок-толчок!» Очень важно, чтобы эти команды были поданы своевременно в сочетании с работой ног на каждый шаг.

В этом ходе вынос  палок несколько замедленный, а  ученики порой допускают ошибку, которая нарушает всю координацию  движений, - сразу на один шаг выносят  палку вперед и удерживают ее в  статическом положении; аналогичное  движение выполняется и другой рукой. Исправить указанный недостаток и добиться согласованности позволяет  следующий методический прием. Учитель  предлагает школьникам выносить палки  маятникообразным движением с большей, чем необходимо, амплитудой: вперед до горизонтального положения и  даже чуть вверх.

Затем палка  спускается вниз и ставится на снег. Такое движение отнимает больше времени, и ученики своевременно выполняют  длинные скользящие шаги. Однако следует  помнить, что это только временный  методический прием. С освоением  координации амплитуда движений палками уменьшается до нормальной, а скорость их выноса остается медленной (нормальной, как требуется по координации  движений).

В дальнейшем обучение идет по пути устранения ошибок в цикле  хода и его совершенствования  в различных условиях. После того как ученики освоят прямолинейный  маятникообразный вынос палок, следует  их научить другому варианту: вынос  палок кругообразным движением, кольцо палки описывает при выносе дугу, а кисть руки идет чуть вовнутрь, в направлении противоположного плеча. Такой способ выноса палок  может пригодиться в туристском походе при передвижении с грузом по очень глубокому снегу или  низкорослому кустарнику. Здесь не требуется высокое поднимание руки при выносе, что пришлось бы сделать  в прямолинейном способе, передвигаясь по глубокому снегу.

Несмотря на все старания, порой в классе остаются несколько школьников, которые так  и не смогли освоить координацию  в работе рук и ног целостным  методом обучения. В таком случае целесообразно применить раздельный метод обучения. Учитель вначале  сам показывает выполнение движений по разделениям на каждый шаг, одновременно подсчитывая ритм: «раз», «два», «три-и», «четыре-и». Затем ученики пробуют  сами это сделать по команде учителя.

Информация о работе Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов