Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

Основы подготовки школьников к обучению технике лыжного хода

Техника и методика обучения классическим способам передвижения на лыжах

Общие вопросы организации уроков по технике классических лыжных ходов в 5-7 классах

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация уроков по технике классических лыжных ходов для школьников 5-7 классов

2.1 Общие методические рекомендации к проведению урока по технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

2.2 Игровые методы обучения технике классических лыжных ходов для 5-7 классов

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 103.82 Кб (Скачать)

При изучении данного  варианта хода необходимо обратить внимание на энергичный маховый вынос рук  вперед и постановку палок в снег ударом кольцами к себе (назад). Быстрый  маховый вынос рук и выпад  другой ногой увеличивают силу отталкивания опорной ногой. Толчку ногой предшествует быстрое и короткое подседание. В  любом варианте хода большое значение имеет энергичный маховый вынос  толчковой ноги вперед с быстрым  торможением ее около опорной [7, с. 182-183].

Двухшажный одновременный ход.

Одновременный двухшажный ход применяется на равнине  при отличных и хороших условиях скольжения и на пологих спусках  при удовлетворительном скольжении. Ход позволяет передвигаться  с достаточно высокой скоростью, хотя он и уступает по этому показателю одновременному одношажному; поэтому  сильнейшие лыжники применяют его  мало. У лыжников-новичков и школьников он пользуется большей популярностью, особенно в туристских походах и  на прогулках. Ход требует твердой  опоры для палок. Благодаря наличию  в цикле хода двух скользящих шагов  и только одного одновременного толчка палками ученики даже с относительно слабым уровнем развития мышц рук  и плечевого пояса достигают  довольно высокой скорости при передвижении на подготовительной лыжне. Цикл движений хода состоит из двух скользящих шагов  и одновременного толчка руками на второй шаг. Квалифицированные лыжники  за один цикл проходят на лыжне от 8 до 11 м со средней скоростью 5-7 м/с.

Одновременный двухшажный ход выполняется следующим  образом:

1. После окончания  одновременного толчка руками  лыжник скользит на двух лыжах  в согнутом положении и, медленно  выпрямляясь, начинает выносить  палки вперед.

2-3. Сосредоточив  массу тела на левой ноге, после  предварительного небольшого подседания  лыжник делает шаг правой вперед, продолжая вынос палок. После  окончания толчка левой ногой  начинается скольжение на правой.

4-5. Предварительно  перенеся массу тела на правую  лыжу и выполнив подседание, лыжник  отталкивается правой ногой; палки  в это время выводятся кольцами  вперед и ставятся на снег.

6. В момент  окончания толчка ногой палки  приходят в рабочее положение  (под острым углом вперед) и  начинается отталкивание руками.

7. Продолжается  отталкивание руками и скольжение  на левой лыже. В это время  правая нога непрерывным маховым  движением выносится вперед.

8. С окончанием  толчка руками правая нога  приставляется к опорной и  начинается скольжение на двух  лыжах. Некоторое время лыжник  пассивно скользит на двух  лыжах, используя набранную скорость.

Затем цикл движений повторяется.

При объяснении или показе следует обратить внимание учеников на следующие детали хода, которые очень важны для достижения высокой скорости скольжения и экономичности движения: в момент проката недопустимо резкое выпрямление, так как это увеличивает давление лыж на снег и сокращает длину скольжения; палки выносятся вперед мягким, расслабленным маятникообразным движением с последующей энергичной постановкой на снег; давление на палки резко увеличивается сразу после постановки их; недопустимо отбрасывание палок назад-вверх после окончания отталкивания.

После объяснения и показа техники данного хода целесообразно вместе со школьниками  проимитировать без лыж все движения цикла хода, добиваясь согласованности  в работе рук и ног и выполняя все элементы скользящего шага. После  этого приступают к выполнению всего  хода в целом при передвижении на лыжах. Ученики после показа и  объяснения хода обычно довольно быстро осваивают общую схему движений. Дальнейшее изучение идет по пути устранения ошибок в цикле, а также совершенствования  отдельных элементов и всего  хода в целом.

Нельзя допускать  значительного падения скорости в момент скольжения на двух лыжах. Это приведет к неравномерности  передвижения и к большей затрате  сил. Оба шага в цикле хода должны быть длинными, сочетание сильных  отталкиваний ногами и руками позволяет  поддерживать высокую скорость передвижения.

Если некоторые  ученики после показа и объяснения за несколько попыток (прохождение 2-3 учебных кругов) не осваивают в  общих чертах согласованности движений, целесообразно провести обучение расчлененным методом под счет преподавателя  с остановкой и проверкой положения  частей тела после первого и второго  шага. Затем можно выполнить движения в замедленном темпе под команду  учителя. При такой последовательности освоение хода проходит всегда успешно. Указанными методическими приемами можно воспользоваться и при  изучении других способов передвижения на лыжах, но прибегать к расчленению  движений следует только в крайних  случаях, когда целостный метод  не дает нужного эффекта.

Наиболее типичной для школьников ошибкой при передвижении этим ходом являются короткие «подбегающие»  шаги. Внешне это выглядит как разбег перед отталкиванием руками. Данная ошибка обычно бывает вызвана недостаточно сильным или неверно (больше вверх, чем вперед) выполненным толчком  ногой. Исправлению этой ошибки способствует передвижение по лыжне, размеченной  ориентирами для отталкивания ногами (на расстоянии скользящих шагов). Кроме  того, полезно повторить и другие упражнения для освоения и совершенствования  скользящего шага. Встречаются ошибки и в работе рук, что уменьшает  силу отталкивания: незаконченный толчок руками «до бедра». Причиной этому  может быть неверно усвоенное  движение, а также слишком короткие или слишком длинные петли  у палок (ученики боятся потерять контроль за палкой и поэтому сжимают  ее в кулаке). При исправлении  этой ошибки необходимо требовать от учеников убирать руки за спину, как  бы стараясь соединить там кисти  рук.

Заметно уменьшается  сила толчка и при «провале» головы и туловища между рук при постановке палок в начале отталкивания. Появление  такой ошибки может быть связано  с широкой постановкой палок  и, что встречается особенно часто, с сильным сгибанием рук и  отведением локтей в сторону до начала отталкивания. Для устранения ошибки необходимо требовать от учеников держать  близко друг к другу кисти рук  и опущенные локти, а также  постоянно смотреть на кисти рук.

Ошибками также  являются: чрезмерный наклон туловища (ниже горизонтального) при отталкивании руками, отбрасывание рук с палками  вверх после окончания толчка. Последующее выпрямление туловища из низкого положения и перемещение  рук с палками вниз вызывают инерционные силы и сокращение длины свободного скольжения. Это надо объяснить ученикам при исправлении указанных ошибок. Недопустимо и сгибание (приседание) ног при одновременном толчке руками - это вызывает снижение силы отталкивания, так как не создается жесткая система (руки - туловище - ноги) для передачи усилий от толчка руками на скольжение лыж. Ошибкой следует считать и быстрый (преждевременный) вынос палок вперед, в этом случае ученики вынуждены удерживать палки впереди в статическом положении, что нарушает общую согласованность движений.

Необходимо объяснить  ученикам способы постановки палок  на снег под различными углами. При  хорошем скольжении (под уклон) палки  можно выносить кольцами вперед, что  позволит своевременно выполнить «навал»  туловищем на палки, усилить и  удлинить отталкивание. При ухудшении  скольжения или при движении по равнине  палки ставятся более вертикально  с тем, чтобы быстрее перевести  их в острый угол, что сразу увеличит горизонтальную составляющую силу толчка. Следует иметь в виду, что, как  только палки пройдут вертикальное положение (даже если они выбрасывались  кольцами вперед), необходимо сразу  увеличить давление на них (начать отталкивание), так как, создавая жесткую передачу усилий по замкнутой цепи «палки - руки - туловище - ноги - лыжи», лыжники уже  частично уменьшают давление лыж  на снег, а тем самым увеличивается  скорость скольжения. В дальнейшем с уменьшением угла отталкивания палками скорость увеличивается  за счет возрастания горизонтальной составляющей толчка. Ошибками считаются  и широкая постановка палок (кольца ставятся далеко от лыжни), и широкое  разведение локтей.

Первоначальное  обучение одновременному двухшажному  ходу удобно проводить на учебной  площадке, имеющей небольшой уклон. Лыжня должна иметь твердую опору  для палок. Если часть учениковне смогла сразу освоить общую согласованность  движений, можно рекомендовать проводить  обучение на обычной скорости, но под  счет. На счет «раз» - первый шаг и  вынос палок; на счет «два» - толчок другой ногой и постановка палок  на снег; на счет «три» - отталкивание палками  с одновременным приставлением  ноги. Иногда счет заменяют командами  «Шаг - шаг!», «Толчок!» Как только ученики освоят движение без грубых ошибок, можно перейти к совершенствованию  хода на учебно-тренировочной лыжне, объясняя и показывая ученикам, где  лучше применить этот способ передвижения. С первого же занятия по изучению этого хода необходимо приучать учеников делать первый шаг в цикле поочередно с левой и правой ноги.

Как только ученики  освоят ход в целом, необходимо обратить их внимание на согласование движений с дыханием. Это необходимо делать и при изучении других одновременных  ходов. Толчок выполняется в момент выдоха, при выпрямлении делается вдох. Такая ритмичность усиливает  отталкивание и улучшает вентиляцию легких.

Хороший эффект при обучении всем одновременным  ходам дает применение упражнений игрового характера. Например, на хорошо подготовленной лыжне на расстоянии 25-50 м устанавливаются  ворота; задание ученикам: кто пройдет  отрезок за наименьшее количество циклов одновременного хода. Длина отрезка  зависит от изучаемого хода; естественно, при бесшажном ходе он короче.

 

Можно устроить небольшие соревнования: учащиеся проходят по параллельным лыжням (отрезок 50-100 м) на скорость (кто быстрее). Это задание  можно давать, если ученики хорошо освоили технику хода. Здесь внимание обращается на силу отталкивания. Недопустимо  применение этого упражнения при  наличии ошибок в цикле хода. Целесообразно применять упражнение и на освоение техники одновременных ходов по ориентирам (флажкам, воротам из палок и др.) [7, с. 185-187].

С появлением пластиковых  лыж, у которых трение меньше, мастера  почти перестали применять двухшажный ход. Он с лыжной «сцены» постепенно сходит, уступая место одношажному.   

1.3 Общие вопросы  организации уроков  по технике классических  лыжных ходов в  5-7 классах  

Успешное решение  задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной  подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной  работы с учащимися и родителями.

Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация  урока. На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные  программами по физической культуре для общеобразовательных школ в  целом и разделом «Лыжная подготовка»  в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических  и психологических особенностей школьников. На уроках лыжной подготовки решаются следующие основные задачи: обучение школьников способам передвижения на лыжах; оздоровление и закаливание  учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливости, силы, ловкости и др.); воспитание морально-волевых  качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навыков и умений, необходимых  для самостоятельных занятий, и  т.д.

К каждому отдельному уроку и ко всему учебно-воспитательному  процессу по лыжной подготовке предъявляется  целый ряд требований, которые  базируются на принципах дидактики  и отечественной системы физического  воспитания.

1. На каждом  уроке лыжной подготовки решаются  конкретные образовательные, а  также оздоровительные и воспитательные  задачи. Если образовательные задачи  обязательно планируются и точно  формулируются на каждый урок, то оздоровительные и воспитательные  задачи обычно на каждый урок  не планируются. 

Воспитание морально-волевых  качеств, оздоровление и закаливание  школьников, как правило, осуществляются всей системой уроков лыжной подготовки, внеклассных мероприятий и применением  упражнений из других разделов, включенных в школьную программу. В ряде случаев  воспитательные и оздоровительные  задачи могут планироваться как  частные на отдельные уроки или  систему взаимосвязанных уроков. Для решения указанных задач  учитель должен подобрать комплекс упражнений из средств лыжного спорта, необходимо также предусмотреть  и условия их проведения. Например, для воспитания смелости на нескольких взаимосвязанных уроках лыжной подготовки можно планировать спуски в различных  стойках с постепенным увеличением  крутизны склонов и с переходом  на неровные склоны.

2. Каждый урок  неразрывно связан с предыдущими  и последующими в единую систему  уроков по лыжной подготовке, и в то же время он является  вполне самостоятельной и целостной  частью учебной работы. Большинство  способов передвижения на лыжах  школьники не в состоянии освоить  на одном уроке. Для изучения  даже простых ходов, поворотов  в движении и других элементов  отводится несколько уроков, связанных  между собой. Так как каждый  способ требует разного времени  обучения, то, как правило, изучение  одного заканчивается, другого  начинается, а какого-либо третьего  еще продолжается. При планировании  данной системы уроков необходимо  учитывать взаимодействие навыков,  максимально используя такое  явление, как положительный перенос.

3. Руководящая  роль учителя - важнейшее требование  к уроку лыжной подготовки. Урок  по лыжной подготовке имеет  свои организационные особенности,  связанные с выдачей инвентаря,  его подготовкой и возвращением  на базу после окончания урока,  с затратой времени при передвижении  к месту занятий, с влиянием  погодных условий на процесс  обучения и т.п. С тем чтобы  избежать значительных потерь  времени, требуются четкая организация  урока, высокая дисциплинированность  и активность учеников; оптимальное  планирование времени, отводимого  на различные части урока и  отдельные организационные мероприятия.  Решение поставленных задач во  многом определяется предварительной  подготовкой, различного рода  организационными мероприятиями  и личной готовностью учителя  к каждому конкретному уроку.  При подготовке к уроку, в  процессе его проведения учитель  должен быть организатором и  руководителем школьников, всегда  проявлять высокую требовательность  и направлять деятельность учеников, активизируя их на решение  поставленных задач.

Информация о работе Методика обучения классических лыжных ходов для 5-7 классов