Методика «7 Радикалов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:05, реферат

Описание работы

Методика «7 Радикалов» – технология распознавания характера и управления поведением, разработанная врачом-психиатром, психологом-практиком спецслужб РФ - Виктором Викторовичем Пономаренко.
Данная методика позволяет по отдельным (как правило, наблюдаемым воочию, в режиме «реального времени») фрагментам поведения, получить целостное объективное представление о психологическом потенциале индивида. Прежде всего:

Работа содержит 1 файл

7 радикалов.docx

— 95.93 Кб (Скачать)

Методика  «7 Радикалов» – технология распознавания  характера и управления поведением, разработанная врачом-психиатром, психологом-практиком  спецслужб РФ - Виктором Викторовичем Пономаренко.

Данная  методика позволяет по отдельным (как  правило, наблюдаемым воочию, в режиме «реального времени») фрагментам поведения, получить целостное объективное  представление о психологическом  потенциале индивида. Прежде всего:

    • о наиболее перспективных направлениях профессиональной самореализации;
    • о целях и задачах во всех сферах социального взаимодействия, достижимых и решаемых с максимальной эффективностью;
    • об индивидуально-психологических основах мировоззрения, системы социальных установок, ценностей и предпочтений;
    • о ведущих содержательных тенденциях индивидуального стиля деятельности и общения.

Полученная  точная, объемная и достоверная информация даёт возможность индивиду и его  социальному окружению создавать  оптимальные условия для реализации этого потенциала. Условия, в которых  деятельность и общение протекают  наиболее результативно, с наименьшими  энергетическими и иными ресурсными потерями, на комфортном эмоциональном  фоне.

В основе методики «7 Радикалов» – так  называемый клинический или, иначе, феноменологический подход к описанию форм и результатов поведения  человека.

Этот  подход, как явствует из названия, возник и сформировался в психиатрической  практике. Было замечено, что разнообразные  поведенческие феномены, оцениваемые  психиатрами, как симптомы (признаки) душевного заболевания, отчасти  наблюдаются и у здоровых людей  – адекватных, социально успешных.

Разумеется, у здоровых они не достигают маргинальной степени выраженности, они как  бы «смазаны» по сравнению с болезненными проявлениями. И по своей сути феномены поведения больных и здоровых не тождественны, но аналогичны.

Тем не менее, клинические наблюдения дали возможность утверждать: психическая  болезнь не рождает новых качеств  характера – она лишь усугубляет, доводит до крайности свойства некогда  здоровой личности. «Болеет личность»  – так говорят психиатры, анализируя своих пациентов. Из этого последовал и другой вывод: если болезнь не привносит  ничего принципиально нового, значит, наблюдение за её симптомами – яркими, выпуклыми – может дать очень много информации о психической норме, о поведении психически здорового человека. И патологическая модель, в этом аспекте, даже более информативна: ведь то, что у больного очевидно, детализировано, неприкрыто – у здорового надо еще отыскать, выделить и очистить от наслоений других, присущих его личности, постоянных свойств и сиюминутных реакций.

Эта гипотеза была подтверждена многолетней  практикой. Клинический подход действительно  позволил на основе информации, полученной при изучении душевнобольных, делать выводы о целях и средствах, характерных для поведения здоровых людей.

Для клинического подхода было важно  показать содержательную связь между  тенденцией здорового поведения  и той патологической моделью, на которой аналогичные проявления (феномены) изучались в клинике. Эта  связь отразилась в названии тенденций. Так, описанная выше демонстративная  тенденция в рамках данного подхода  получила название истероидной, поскольку изучена была на пациентах, страдающих истерией.

Греческий суффикс «ид» в названии означает «подобие». Истероидная тенденция – не истерия, но «подобие истерии» в поведении здорового человека.

Больные истерией – «истерики» – отличаются стремлением имитировать симптомы различных заболеваний (выступают  «в ролях» псевдоастматиков, псевдопаралитиков, псевдоинфарктников и т.д.). Здоровые носители данной тенденции – «истероиды» – тоже склонны к имитации. В этом аналогия между этими двумя поведенческими моделями. Но истероиды имитируют не симптомы болезней, а социальные достижения и выдающиеся способности (они – псевдоаристократы, псевдоталанты, псевдомастера, псевдогерои).

Кроме демонстративной (истероидной) тенденции, клиницистами были выявлены и подробно описаны и другие. Например, агрессивно-взрывная (эпилептоидная), отталкивающе-оригинальная (шизоидная) и т.д.

На  этом пути возникало (и существует до сих пор) серьезное затруднение: поведение реального человека, ставшего объектом управленческого (психолого-педагогического) интереса, не вписывается в рамки  одного типа. А иного «типология»  не предполагает.

Указанное затруднение не случайно. Оно связано  с условиями формирования клинического подхода. Как правило, наблюдателя-психиатра  интересовала лишь основная причина  страдания пациента, поэтому его  занимало изучение и описание лишь тех феноменов, которые непосредственно  связаны с этой причиной.

К примеру, больной истерией мучает себя и других имитациями болезненных  симптомов, беспрерывно жалуется, стремясь завладеть исключительным вниманием  врача, придумывает несуществующие обстоятельства, оправдывающие его  поведение и т.д. Для понимания  того, что с ним происходит, врачу  вполне достаточно знать, что собой  представляет истерия. И врач пытается лечить истерию, а не что-либо другое.

Поэтому для клиники типологический подход вполне приемлем. Всё, что в структуре  личности пациента, в его поведении  остается за рамками «типа», врачу  знать не обязательно, ведь к болезни  это «прочее» прямого отношения  не имеет.

Однако, поведение здорового человека –  иное дело. Здесь нельзя ничего игнорировать, поскольку каждое явление – не случайно, всё имеет значение для  определения индивидуального психологического потенциала и оптимальных условий  его развития.

К примеру, в характере (стиле поведения) одного психически здорового индивида обнаруживается истероидная и, скажем, эпилептоидная тенденции, а в характере другого – истероидная и шизоидная. Это вполне реально. Так бывает в жизни.

Если  придерживаться «типологии», то следует, выяснив, какая из этих тенденций  превалирует, отнести конкретного  индивида к соответствующему типу характера. Представим, что у обоих индивидов  в данном примере превалирует  истероидная (демонстративная) тенденция. Значит, по правилам «типологии» оба должны быть отнесены к «истероидному типу».

Следовательно, при разработке стратегии социально-психологического развития этих индивидов (например, в  целях их профессионального роста), описывая их актуальное и перспективное  поведение, определяя круг профессиональных задач и адекватных им инструментов, придется исходить из их принадлежности исключительно к данному типу.

Базовым понятием методики является «Радикал» (слово, производное от лат. radix – корень).

Радикал – структурно-функциональный элемент характера индивида, устойчивая совокупность черт (качеств поведения), имеющих одинаковое происхождение (однородных, однокоренных).

Радикал – это, по сути, проявление конкретных особенностей темперамента и интеллекта в поведении. Но радикал – элемент  характера, а не, скажем, темперамента. Следовательно, его базовые свойства проявляются не непосредственно. Они  опосредуются адекватными им технологиями (способами) поведения.

Темпераментную (или интеллектуальную) основу радикал  получает от природы. Она, чаще всего, генетически  детерминирована. А способы поведения, ей соответствующие, радикал обретает в процессе социализации, интеграции в общественные отношения.

Радикал, таким образом, это совокупность технологий (способов, образцов) поведения, усвоенных индивидом, благодаря  особенностям его природного темперамента и интеллекта.

Автор методики утверждает, основываясь на собственном практическом опыте, а  также на информации, получаемой регулярно  от других подготовленных и практикующих пользователей, что для содержательного, управленчески значимого анализа поведения индивида достаточно знания семи радикалов.

Их  названия: истероидный, эпилептоидный, паранойяльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный, тревожный.

Близкое по значению к понятию «радикал»  слово в русском языке –  «начало». Говорят: «в нём развито  творческое начало», «в ней отсутствовало  материнское начало» и т.п. Исходя из этого, приведенные выше «технические»  названия радикалов можно так  перевести на русский язык:

Истероидный радикал – демонстративное начало.

Эпилептоидный радикал – упорядоченно-агрессивное начало.

Паранойяльный радикал – лидерское начало.

Шизоидный радикал – творческое начало.

Гипертимный радикал – общительно-развлекательное начало.

Эмотивный и тревожный радикалы в подобном переводе не нуждаются. Первый означает эмоциональную восприимчивость, способность реагировать на нюансы происходящего, отличать гармоническое состояние воспринимаемой системы (предметов и человеческих отношений) от дисгармонического. Второй – склонность пасовать перед новизной, уклоняться от психических и физических нагрузок, стрессов, ответственности.

ИСТЕРОИДНЫЙ РАДИКАЛ, ИЛИ ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА

Общая характеристика

В основе этого радикала - слабая нервная  система. В психофизиологии силу нервной системы принято оценивать  по тому, как долго она способна выдерживать процесс возбуждения.

Таким образом, одним из ведущих внутренних условий истероидного радикала является неспособность нервной системы относительно долго выдерживать возбуждение. На поведенческом уровне это означает прерывистую, нестабильную работоспособность, повышенную истощаемость, быстро развивающуюся потребность в отдыхе, восстановлении сил, склонность беречь то немногое (в смысле запаса энергии), чем наградила природа.

Образ поведения - поиск – всегда и во всем – легких путей. Неспособность и, соответственно, нежелание глубоко погружаться в какую бы то ни было проблему, бороться с трудностями, добиваться реальных результатов… индивидуум, наделенный истероидным радикалом, старается не связываться с задачами, требующими длительных, сосредоточенных усилий.

Вторым  по значению внутренним условием истероидного радикала является неистребимая уверенность в высокой социальной значимости, в особом предназначении и ценности собственной личности. Это свойство формирует логика социальной адаптации. Судите сами. Как человеку, с самого раннего возраста неспособному равняться со сверстниками в объемах и качестве любой поведенческой «продукции» отвоевать себе место под солнцем? Ответ: только уверенно и неутомимо нахваливая то немногое, что ему удалось сделать (чтобы шевелить во рту языком, сил хватит).

Таким образом, истероидный радикал складывается, с одной стороны, из неустойчивой работоспособности, поверхностности, в принципе не предполагающих достижения каких-либо серьезных, осязаемых практических результатов. С другой – из представления о собственной непогрешимости в любых обстоятельствах.

Есть  еще и третье. Самооценка человека складывается, с одной стороны, из отношения к масштабу и общественному  значению собственной личности, с  другой – из уверенности (или неуверенности) в своих реальных силах, в способности решить предлагаемую задачу «здесь и сейчас». У обладателя истероидного радикала первая из этих частей самооценки получает постоянное положительное подкрепление (кумир семьи) и с годами только развивается, вторая же, напротив, время от времени страдает от осознания объективно невысокой результативности.

Итак, третье внутреннее условие возникновения  истероидной тенденции, являющееся производным от первых двух, – конфликт самооценки. Обладатель истероидного радикала постоянно испытывает психический дискомфорт, воспринимая себя неординарной, одаренной личностью и одновременно переживая стыдную для высоко ценящего себя человека неуверенность, боязнь спасовать перед реальными трудностями. Единственным выходом для него становится поиск социального окружения, которое безоговорочно согласилось бы воспринимать его таким, каким он хочет казаться, – ярким, значительным, успешным. Иными словами, истероид в течение всей жизни воспроизводит модель межличностных отношений, аналогичную той, семейной, модели, в которой он играл роль кумира. Не имея полноценной возможности справиться с реальностью, истероид создает иллюзию благополучия и успеха. При этом все, что противоречит этой иллюзии, удаляется (вытесняется) из его сознания. Всех тех, кто не желает верить в иллюзию, он удаляет их своего ближайшего социального окружения.

Внешний вид

У обладателей истероидного радикала нет каких-либо особенностей телосложения. Поэтому сразу перейдем к особенностям внешности и внешнего вида.

Если  вы спросите: «Можно ли на групповой  фотографии разглядеть истероида? Отвечу: «Нельзя не разглядеть!» Истероид, желая обратить на себя благожелательное внимание, делает все, чтобы не затеряться в толпе. Он хочет выделиться. Говоря языком гештальтпсихологии, он стремится предстать перед окружающими «фигурой» и ни в коем случае не слиться с «фоном». В этой связи основной особенностью внешности, свойственной истероидному радикалу, является яркость.

Для истероидного радикала характерна насыщенность красок в одежде, яркость косметики, обилие и яркость украшений, иных аксессуаров. Помните, как Пушкин в «Арапе Петра Великого» описывает процесс одевания «щеголя» Корсакова: «Француз камердинер подал ему башмаки с красными каблуками, голубые бархатные штаны, розовый кафтан, шитый блестками; в передней наскоро пудрили парик, его принесли, Корсаков… потребовал шпагу и перчатки, раз десять перевернулся перед зеркалом и объявил Ибрагиму, что он готов».

Информация о работе Методика «7 Радикалов»