Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка
по курсу социология
Основные проблемы отношения личности и общества сводятся к следующим моментам:
1. как соотносятся стабильные социальные институты с подвижными потребностями и интересами отдельной личности;
2. как в конкретном обществе организовано взаимодействие одних личностей с другими;
3. какова степень автономности, независимости личности от социальных институтов.
2. Основные положения ролевой теории личности были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. То есть, социальный статус – это определенное место человека, личности в общественной иерархии, обусловленное его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным происхождением. Особую роль играет генеральный (всеобщий) статус. Это, прежде всего статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества (гражданина). Это фундамент статусной позиции личности. Остальные статусы относятся к особенным. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях). Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь). Выделяются также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость в обществе занимаемых позиций. Престиж выступает побудителем желаний, намерений, действий человека, а престижные оценки – регуляторами поведения людей, определяющими профессиональную занятость, социальные перемещения, структуру потребления и др. Статусная самооценка как сущностная черта целостной личности имеет две крайности. Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом, неуверенностью в себе и пессимизмом. Высокая самооценка, наоборот, чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом.
Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается пятью основными характеристиками:
Социальную роль следует рассматривать в 2-х аспектах:
ролевого ожидания
ролевого поведения.
Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Ролевые ожидания – то, чего ждут от той или иной роли. Ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов.
3. Под социализацией понимают процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям восприятия норм и ценностей общества, приобретение навыков и умений для того, чтобы стать дееспособными членами общества.
Выделяют начальную, охватывающую период детства и юности и продолженную социализацию.
Процесс начальной социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, характеризуемой достижением главного социального статуса. Достижение последнего обычно предполагает:
умение распоряжаться деньгами независимо от других;
возможность обеспечивать себя средствами к существованию;
проживание отдельно от родителей;
самостоятельность в выборе образа жизни.
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация направлена на освоение межличностных ролей и отношений, вторичная - социальных ролей и отношений.
Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением новых статусов. В связи с этим часто выделяют следующие этапы: детство, отрочество, юность, зрелость и старость.
Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В современной социологии получило распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций. Ценностями личности выступают предметы человеческих желаний, стремлений, влечений, явления, процессы, факты действительности, которые не оставляют человека равнодушным, способны заставить его действовать определенно. Ценностные ориентации – это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие целями жизни и основными средствами их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Установка – это общие ориентации личности на определенные объекты, предшествующие действию и выражающие предрасположенность действовать определенным образом.
Основная литература:
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.
2. Грошева И.А. Социология: уч. пособие (УМК с курсом лекций). –Тюмень: ТГИМЭУП, 2006.
3. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.
4. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
5. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 1999.
Дополнительная литература:
1. Грошева И.А. Социология: Уч. пособие (курс лекций в схемах). – Тюмень: ТГИМЭУП, 2002.
2. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии/ Уч. пособие для вузов. Под общ. ред. проф. Батыгина Г.С. – М.: «NOTA BENE», 1999.
3. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Уч. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000.
4. Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И., Луков В.А. Социальный контроль масс: Уч. пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007.
5. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.
Тесты, задания и упражнения
1. Известный немецкий социолог Макс Вебер в своей работе «Наука как призвание и профессия» утверждал следующее: «…Подлинный наставник будет очень остерегаться навязывать с кафедры ту или иную позицию слушателю, будь то откровенно или путем внушения, потому что, конечно, самый нечестный способ – когда «заставляют говорить факты».…И я считаю безответственным пользоваться тем, что студенты ради своего будущего должны посещать лекции преподавателей и что там нет никого, кто мог бы выступить против него с критикой; пользоваться своими знаниями и научным опытом не для того, чтобы принести пользу слушателям – в чем состоит задача преподавателя, – а для того, чтобы привить им свои личные политические взгляды». О каком качестве личности преподавателя идёт речь? Попытайтесь сформировать идеальный тип личности преподавателя.
2. Являются ли агентами социализации следующие лица:
а) продавец | в) надзиратель тюрьмы |
б) диктор телевидения | г) сержант в армии? |
Если да, то какой именно социализации и какую функцию они выполняют?
3. Социализация — обучение нормам и ценностям общества. Означает ли это, что обучение нормам и ценностям, которые не являются общими для всего общества (нормы и ценности узкой группы людей), не есть социализация?
4. Существует ли способ, позволяющий обнаружить, что выступает в качестве норм и ценностей общества, а что не является таковыми?
5. Каждая личность индивидуальна. В то же время для
общественной сферы характерно объединение интересов людей, когда каждый выступает «не от себя», а идентифицирует себя с интересами группы (семья, национальность, местожительство). Рассмотрите механизм взаимодействия по линии «личность — группа». Можно ли разрешить неизбежные противоречия между групповой принадлежностью, способствующей конформизму, и индивидуальным «я» каждой личности?
6. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните, почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? Приведите примеры. В чём заключается отличие десоциализации от ресоциализации?
7. Обратите внимание на негативные воспроизведения социализации в буддийской философии: «Вот, о, монахи, благородная истина о страдании. Рождение есть страдание, старость есть страдание, разлука с любимым есть страдание, соединение с нелюбимым есть страдание...
Вот, о, монахи, благородная истина об источнике страдания: это жажда, ведущая от рождения к рождению, связанная со страстью и желанием, находящая удовлетворение там и тут, а именно: жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества.
Вот, о, монахи, благородная истина о прекращении страдания: это уничтожение жажды путем полного подавления желания, ее удаление и изгнание, отделение самого себя от нее, ее недопущение» (Сиддхартха Гаутама. «Бенаресская проповедь»). Что нам дает осознание социализации через ее негативные последствия? Возможно ли бегство от действительности в мир субъективных переживаний личности? Могли ли быть уничтожены страдания в раннедеспотических государствах Индии на базе социальных институтов? Почему буддизм сохраняет свою привлекательность и в наши дни?
8. В 1920 г. в Индии были найдены две девочки полутора и восьми лет — воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой, они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнем и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Что существенно важного для понимания социализации дает опыт изучения подобного?
9. Немецкий социолог Макс Вебер в своей работе «Наука как призвание и профессия» утверждал: «Студенты приходят к нам на лекции, требуя от нас качества вождя, и не отдают себе отчета в том, что из сотни профессоров, по меньшей мере, девяносто девять не только не являются мастерами по футболу жизни, но вообще не претендуют и не могут претендовать на роль «вождей», указывающих, как надо жить. Ведь ценность человека не зависит от того, обладает ли он качествами вождя или нет».
Что имел ввиду учёный?
10. Есть ли отличия в процессе социализации мальчиков и девочек. Каким образом и при помощи каких средств формируются желательные образцы поведения у представителей мужского и женского пола? К каким последствиям это может привести?
11. Какое место занимают детские игры в процессе социализации с точки зрения символического интеракционизма? Почему маленькие дети говорят от третьего лица, например: «Коля хочет пить».
12. Какой тип социальной адаптации личности характеризуют следующие высказывания: «Я доволен тем, что у меня есть», «Другие находятся в гораздо худшем положении, чем я», «Чем выше взлетишь, тем больнее падать», «Не стоит слишком высовываться».