Методы социологии

Автор: p*************@list.ru, 24 Ноября 2011 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в
конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от
средневекового сословно-монархического устройства к новым формам
организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные
эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным
устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали
позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности.
Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в
структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные
тенденции

Содержание

1. Введение. Зарождение социологии как науки.
2. Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивистской социологии.
3. Идейные истоки творчества О. Конта.
4. Основные идеи.
. классификация наук
. идея «социальной системы»
. семья в понимании О. Конта
. «прикладная социология»
5. Закон трех стадий.
. Теологическая стадия
. Метафизическая стадия
. Позитивная стадия
6. Предмет и задачи социологии
7. Методы социологии
8. Заключение.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 39.30 Кб (Скачать)

CОДЕРЖАНИЕ. 

1. Введение. Зарождение социологии как науки.

2. Огюст  Конт - основатель позитивизма и  позитивистской социологии.

3.  Идейные  истоки творчества О. Конта.

4.  Основные  идеи.

. классификация  наук

. идея  «социальной системы»

. семья  в понимании О. Конта

. «прикладная  социология»

5.  Закон  трех стадий.

. Теологическая  стадия

. Метафизическая  стадия

. Позитивная  стадия

6.  Предмет  и задачи социологии

7.  Методы  социологии

8. Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Огюст конт как основатель позитивной науки

об  обществе - социологии.

Введение. Зарождение социологии как науки.

Становление социологии как самостоятельной  науки связано  с  глубокими

изменениями мировоззренческого характера, которые  происходили  в  Европе  в

конце  XVIII-  начале  XIX   века.   Общество   мучительно   переходило   от

средневекового   сословно-монархического   устройства   к    новым    формам

организации экономической и политической жизни. Рушились старые  религиозные

эталоны истины, добра и  красоты,  уступая  свое  место  более  прагматичным

устремлениям  людей.  Ответом  на  новые  общественные   потребности   стали

позитивный  стиль  мышления  и  разумно-рациональный   образ   деятельности.

Изменение  мировоззренческих  установок  так или иначе   фиксировалось   в

структуре  философского  знания,  в  котором  стали  усиливаться  позитивные

тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии  было  ответом на  эти

изменения.

Характерно, что  обществознание,  занимавшее  промежуточное  положение

между  абстрактными   философскими   концепциями,   с   одной   стороны,   и

естественнонаучными дисциплинами - с другой, как раз  и  явилось  тем  полем

научных изысканий,  на  котором  отрабатывались  принципы  новой позитивной

философии. Стали  общепринятыми  критика прежних философско-схоластических

концепций общественного устройства и попытки  создания  науки  об  обществе,

которая бы  соответствовала методам естественных  наук.  В силу  этого в

область социального познания начали вторгаться  не  только  строгие  научные

методы (наблюдение, эксперимент и т.  д.),  но  и  некоторые  онтологические

модели  пронатуралистического характера (механицизм,  биологизм,  органицизм,

структурализм, эволюционизм и т. д.). Поэтому  с  момента  своего  появления

социология  несла на себе и блеск научной  респектабельности, и глубокие  тени

естественнонаучного схематизма в понимании своего объекта  исследования,  что

определялось  соответствующим уровнем развития естествознания.

И  нет  ничего  удивительного  в  том,  что  с  момента  возникновения

социологии  и вплоть до наших дней идет спор о  собственном  предметном  поле

социологии  и специфике ее познавательных средств.

Огюст Конт - основатель позитивизма  и позитивистской социологии.

Основателем позитивизма и позитивистской  социологии  считается  Огюст

Конт (1798-1857). Он родился во Франции, в семье  финансового  чиновника.  В

1814 году  поступил в Высшую политехническую  школу, из которой  был   исключен

за антиклерикальные и республиканские взгляды. Работал  домашним учителем,  с

1818 по 1824 год - секретарем Сен-Симона.

Идейные истоки творчества О. Конта.

На формирование взглядов Конта большое влияние  оказали идеи  Монтескье

и Кондорсе о естественно-закономерном развитии  человеческого  общества.  Но

особенно  плодотворным было его сотрудничество  с  Сен-Симоном.  В  историко-

социологической литературе на эту тему высказываются  различные мнения.  Так,

Ф. Энгельс  отмечал, что Конт все свои гениальные  идеи  заимствовал  у  Сен-

Симона.  Другие  авторы,  напротив,  подчеркивают  оригинальность  концепции

Конта и даже несовместимость его взглядов с основными идеями Сен-Симона.

Воздействие Сен-Симона на творчество его секретаря  действительно  было

существенным,  но  не  прямым,  так  как  многие  его  идеи  получили   иную

интерпретацию. Сен-Симон был одним из  ведущих  представителей  утопического

социализма.  Конт  же,  напротив,  придерживался   либерально-консервативных

убеждений,  был  сторонником  сильного  государства,  социального   порядка,

жесткой социальной иерархии и постепенных  реформ.  Конт  не  воспринял  идей

утопического  социализма, проповедовал классовый  мир и категорически  защищал

частную собственность, чем и объясняется  холодное отношение к нему Маркса  и

его последователей.

Основные  идеи.

Основной  труд  Конта  «Курс  позитивной  философии»  в  6  томах  был

опубликован в 1830-1842 годах, в 1844 вышло «Рассуждение о духе  позитивной

философии», в  1851  -  «Позитивистский  катехизис»,  в  1851-1854  годах  -

«Система  позитивной  политики,   или   Трактат,   устанавливающий   религию

человечества» (в 4 томах), после смерти -  «Завещание  Огюста  Конта»  (в  4

томах).  Умер   О.   Конт   в   бедности,   забытый   своими   учениками   и

последователями.

Творчество  Конта  совпало  с  периодом  глубоких  социальных  перемен,

которые воспринимались им  как всеобщий  нравственный,  интеллектуальный  и

социальный  кризис. Причины этого кризиса  он видел в разрушении  традиционных

институтов  и духовных основ  общества,  в  отсутствии  системы  верований  и

взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям,  могли  стать

идейной  основой  будущих  социальных  преобразований.  Переход  общества  к

новому  состоянию,  по  Конту,  не  может  произойти  без  активного  участия

человека, его волевых и творческих усилий.  О.  Конт  верил  в  безграничные

возможности разума как движущей силы истории, в  «позитивную» науку,  которая

должна  заменить религию и стать основной организующей силой  общества.  Свою

историческую  миссию  он  видел  в  том,  чтобы  создать  «Научную   Библию»

будущего, поставить науку во главе всех  форм  человеческого  существования:

религии, политики, социальной практики и т. д.

Идея  объединения  наук,   сведения   всей   совокупности   знания   к

ограниченному числу простых и ясных положений, например к  законам  Ньютона,

была  популярной еще в XVIII веке.  Однако  Конт  стремился  к  органическому

синтезу наук,  при  котором  их  законы,  хотя  и  связаны  иерархически  не

сводятся  к простым законам физики. «Я имею в виду рассмотреть - писал  Конт,

- как  каждая из основных наук относится  ко всей позитивной системе  и какой

характер  ее направления, т. е. науку с двух сторон: ее  существенные  методы

и ее главные  результаты».

Классификация наук.

Конт  классифицировал науки по нескольким основаниям: историческому (по

времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного  к

конкретному), по сложности предмета исследования (от простого  к сложному),

по характеру  связи с практикой. В результате основные науки расположились  в

следующем  порядке:  математика,  астрономия,   физика,   химия,   биология,

социология.

Математика, с его точки зрения, меньше всего  зависит от  других  наук,

является  наиболее абстрактной, простой и  отдаленной от  практики  и  поэтому

возникла  раньше всех других форм научного познания.  Социология  напротив  -

непосредственно связана  с практикой,  сложна,  конкретна,  возникла  позже

других, так как опирается на их достижения.

В  своей  классификации  наук  Конт   пытался   избежать   упрощенного

редукционизма. Появление социологии он связывает не только с новой стадией

развития  общества, но и со всей историей развития науки. Без  становления  и

укрепления   духа   «позитивных»    наук,    без    использования    методов

экспериментального  естествознания социология невозможна.  Она  возникает  на

почве,   подготовленной   усилиями   многих   поколений    ученых.    Каждая

предшествующая  наука  в   классификации   Конта   становится   предпосылкой

появления последующей, более сложной. Но «высшие» науки несводимы,  как по

содержанию, так и по методам,  к  низшим.  Наиболее  близкой и родственной

социологии  наукой  является  биология.  Их  объединяет  сложность  предмета

исследования, каковым выступает целостная  система,  поэтому  в  биологии  и

социологии  нельзя следовать аналитическим  путем, т. е. двигаться от части  к

целому. Сообщество животных или человеческое общество - это не  механический

агрегат индивидов, а нечто цельное, обобщенное. Эта  целостность  существует

самостоятельно  и определяет свойства составляющих ее  частей  Соответственно

движение  познания должно идти от целого к части. Идеи  системности  общества

высказывались задолго до Конта, но он первым детально разработал и  применил

Информация о работе Методы социологии