Автор: p*************@list.ru, 24 Ноября 2011 в 20:01, контрольная работа
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в
конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от
средневекового сословно-монархического устройства к новым формам
организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные
эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным
устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали
позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности.
Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в
структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные
тенденции
1. Введение. Зарождение социологии как науки.
2. Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивистской социологии.
3. Идейные истоки творчества О. Конта.
4. Основные идеи.
. классификация наук
. идея «социальной системы»
. семья в понимании О. Конта
. «прикладная социология»
5. Закон трех стадий.
. Теологическая стадия
. Метафизическая стадия
. Позитивная стадия
6. Предмет и задачи социологии
7. Методы социологии
8. Заключение.
CОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение.
Зарождение социологии как
2. Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивистской социологии.
3. Идейные истоки творчества О. Конта.
4. Основные идеи.
. классификация наук
. идея «социальной системы»
. семья в понимании О. Конта
. «прикладная социология»
5. Закон трех стадий.
. Теологическая стадия
. Метафизическая стадия
. Позитивная стадия
6. Предмет и задачи социологии
7. Методы социологии
8. Заключение.
Огюст конт как основатель позитивной науки
об обществе - социологии.
Введение. Зарождение социологии как науки.
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в
конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от
средневекового сословно-монархического устройства к новым формам
организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные
эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным
устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали
позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности.
Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в
структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные
тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти
изменения.
Характерно, что обществознание, занимавшее промежуточное положение
между абстрактными философскими концепциями, с одной стороны, и
естественнонаучными дисциплинами - с другой, как раз и явилось тем полем
научных изысканий, на котором отрабатывались принципы новой позитивной
философии. Стали общепринятыми критика прежних философско-схоластических
концепций общественного устройства и попытки создания науки об обществе,
которая бы соответствовала методам естественных наук. В силу этого в
область социального познания начали вторгаться не только строгие научные
методы (наблюдение, эксперимент и т. д.), но и некоторые онтологические
модели пронатуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм,
структурализм, эволюционизм и т. д.). Поэтому с момента своего появления
социология несла на себе и блеск научной респектабельности, и глубокие тени
естественнонаучного схематизма в понимании своего объекта исследования, что
определялось
соответствующим уровнем
И нет ничего удивительного в том, что с момента возникновения
социологии и вплоть до наших дней идет спор о собственном предметном поле
социологии и специфике ее познавательных средств.
Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивистской социологии.
Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст
Конт (1798-1857). Он родился во Франции, в семье финансового чиновника. В
1814 году
поступил в Высшую
за антиклерикальные и республиканские взгляды. Работал домашним учителем, с
1818 по 1824 год - секретарем Сен-Симона.
Идейные истоки творчества О. Конта.
На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Монтескье
и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но
особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. В историко-
социологической литературе на эту тему высказываются различные мнения. Так,
Ф. Энгельс отмечал, что Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-
Симона. Другие авторы, напротив, подчеркивают оригинальность концепции
Конта и даже несовместимость его взглядов с основными идеями Сен-Симона.
Воздействие Сен-Симона на творчество его секретаря действительно было
существенным, но не прямым, так как многие его идеи получили иную
интерпретацию. Сен-Симон был одним из ведущих представителей утопического
социализма. Конт же, напротив, придерживался либерально-консервативных
убеждений, был сторонником сильного государства, социального порядка,
жесткой социальной иерархии и постепенных реформ. Конт не воспринял идей
утопического социализма, проповедовал классовый мир и категорически защищал
частную собственность, чем и объясняется холодное отношение к нему Маркса и
его последователей.
Основные идеи.
Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был
опубликован в 1830-1842 годах, в 1844 вышло «Рассуждение о духе позитивной
философии», в 1851 - «Позитивистский катехизис», в 1851-1854 годах -
«Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию
человечества» (в 4 томах), после смерти - «Завещание Огюста Конта» (в 4
томах). Умер О. Конт в бедности, забытый своими учениками и
последователями.
Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен,
которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и
социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных
институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и
взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать
идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к
новому состоянию, по Конту, не может произойти без активного участия
человека, его волевых и творческих усилий. О. Конт верил в безграничные
возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая
должна заменить религию и стать основной организующей силой общества. Свою
историческую миссию он видел в том, чтобы создать «Научную Библию»
будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования:
религии, политики, социальной практики и т. д.
Идея объединения наук, сведения всей совокупности знания к
ограниченному
числу простых и ясных
была популярной еще в XVIII веке. Однако Конт стремился к органическому
синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически не
сводятся к простым законам физики. «Я имею в виду рассмотреть - писал Конт,
- как
каждая из основных наук
характер ее направления, т. е. науку с двух сторон: ее существенные методы
и ее главные результаты».
Классификация наук.
Конт классифицировал науки по нескольким основаниям: историческому (по
времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к
конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному),
по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в
следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология,
социология.
Математика, с его точки зрения, меньше всего зависит от других наук,
является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому
возникла раньше всех других форм научного познания. Социология напротив -
непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже
других, так как опирается на их достижения.
В своей классификации наук Конт пытался избежать упрощенного
редукционизма. Появление социологии он связывает не только с новой стадией
развития общества, но и со всей историей развития науки. Без становления и
укрепления духа «позитивных» наук, без использования методов
экспериментального естествознания социология невозможна. Она возникает на
почве, подготовленной усилиями многих поколений ученых. Каждая
предшествующая наука в классификации Конта становится предпосылкой
появления последующей, более сложной. Но «высшие» науки несводимы, как по
содержанию, так и по методам, к низшим. Наиболее близкой и родственной
социологии наукой является биология. Их объединяет сложность предмета
исследования, каковым выступает целостная система, поэтому в биологии и
социологии нельзя следовать аналитическим путем, т. е. двигаться от части к
целому. Сообщество животных или человеческое общество - это не механический
агрегат индивидов, а нечто цельное, обобщенное. Эта целостность существует
самостоятельно и определяет свойства составляющих ее частей Соответственно
движение познания должно идти от целого к части. Идеи системности общества
высказывались задолго до Конта, но он первым детально разработал и применил