Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка
по курсу социология
В конце 90-х гг. доход, получаемый 10% наиболее обеспеченных россиян, почти в 27 раз превышал доход 10% наименее обеспеченных. На долю 20% наиболее обеспеченных слоев населения приходится 47,5% общего объема денежных доходов, а на долю 20% самых бедных 5,4%. 4% российских граждан являются сверхбогачами — их доходы примерно в 300 раз превышают доходы основной массы населения. Косвенным показателем крайней поляризации общества является структура денежных сбережений населения. Согласно исследованиям российских социологов, 50% населения вообще не имеет сбережений, а более половины всех сбережений (примерно 70 млрд. долл.) находится у 2% населения.
2. Клановая система неравенства напоминает кастовую, но, тем не менее, имеет существенное отличие. В чём оно заключается?
3. Представители теорий, основывающихся на консервативной традиции (функционалистских), утверждали, что неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения главных задач общества, она полезна для общества. Сторонники радикального подхода (теория конфликта), напротив, резко критикуют существующий социальный порядок и считают, что социальное неравенство является механизмом эксплуатации и связано с борьбой за ценимые и дефицитные товары и услуги. С каким подходом Вы согласны и почему? Приведите аргументы «за» и «против».
4. В западной теоретической социологии принято различать в структуре общества высший, средний и низший классы. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырёх социальных слоёв: верхнего, среднего, базового и нижнего и ещё отдельно – социального дна. В чём заключается принципиальная разница в подходах?
5. Существуют различные методы классификации социальных классов: объективный, самооценочный и репутационный. Каждый из этих методов имеет определённые достоинства и недостатки. (см. подробно Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006). В чём они заключаются?
6. В чём Вы находите разность между понятиями «абсолютная бедность» и «относительная бедность»? Различение абсолютной и относительной бедности – не просто классификационное ухищрение. Эти формы бедности имеют неодинаковую перспективу и для их преодоления нужно использовать различные методы. Какие методы имеются ввиду.
7. Что такое депривация? Существует пять типов депривации: экономическая, социальная, организмическая, этическая и психическая. Определите разницу между ними.
8. Приведите примеры гендерной стратификации.
9. В. Парето утверждал: «В той или иной форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей». Подтвердите на примерах, или опровергните утверждение великого классика.
10. П. Сорокин как-то заметил: «….наделал своим теоретикам не меньше хлопот, чем национальность. И в этом случае попытки «схватить этого Протея» оказывались не более успешными: «…..» либо ускользает из пальцев своих теоретиков, либо, пойманный, превращается в нечто столь неопределенное и неясное, что становится невозможным отличить его от ряда других кумулятивных групп, либо, наконец, сливается с одной из элементарных группировок». Назовите феномен, доставивший столько хлопот ученым. В чем заключается сложность названного феномена?
11. П. Сорокин утверждал: «За исключением разве что тех редких случаев, когда представители того или иного племени ведут изолированный образ жизни, когда не существует постоянной социальной жизни и социального взаимодействия и потому отсутствует какая-либо социальная организация в подлинном смысле этого слова, как только появляются признаки такой организации, в примитивных социальных группах появляются и признаки стратификации. Они выражаются в различных формах». Как Вы считаете, в каких именно?
12. Р. Парк отмечал, что периоды перехода и кризиса в жизни большинства людей сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране. Но в отличие от миграционных переживаний этот кризис является хроническим и непрерывным, в результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности. О каком явлении идет речь? Определите причины появления и зоны существования (сферы общества, сегменты рынка труда и др.) этого феномена.
13. По оценкам российского социолога Т.И. Заславской, доля лиц, входящих в средний класс российского общества, составляет примерно 11% от экономически активного населения, что значительно меньше, чем, скажем, в Венгрии и Чехии, где он составляет, соответственно, 18,5 и 16,9%. К каким социальным, экономическим, политическим последствиям может привести малочисленность и неразвитость среднего класса российского общества? Укажите, какие меры могли бы активизировать процесс формирования среднего класса в современной России.
14. Что, по мнению П.А. Сорокина влияет на интенсивность индивидуальной и групповой мобильности?
15. Дискуссия: Проблемы происхождения неравенства.
На семинарском занятии по социологии между студентами возник спор о происхождении и основах неравенства.
1-й студент: Мне кажется, что неравенство в различных обществах зависит от оценки важности разнообразных видов деятельности. Для того, чтобы поощрить наиболее способных членов общества заниматься наиболее значимыми из них, общество открывает им доступ к социально значимым ресурсам, обеспечивает льготы и привилегии, определяя тем самым высокий престиж.
2-й студент: К сожалению, не могу согласиться с вами. Сплошь и рядом в современных обществах более высокие социальные позиции занимают не столько способные, сколько наиболее богатые и состоятельные члены общества. Я думаю, что основой социального неравенства является экономическая дифференциация общества. Те социальные группы, которые контролируют средства производства, занимают более высокое положение в обществе по сравнению с теми, кто не может осуществлять подобный контроль. Именно объем собственности определяет отношение к тому или иному классу.
1-й студент: Безусловно, экономические факторы влияют на социальные различия. Однако коренную причину социальной дифференциации я усматриваю в необходимости качественного исполнения функций социальной системы. Эта необходимость должна порождать закрепление за определенными группами специфических ролей и специализации в определенных областях деятельности.
3-й студент: По моему мнению, неравенство не является одномерным, на него влияют не только экономические аспекты, такие, как богатство и собственность, но и власть и престиж.
4-й студент: Мне кажется, что в современном обществе неравенство проистекает из неравного распределения власти и авторитета. Собственность и богатство лишь одни из форм реализации власти. Источниками же авторитета могут также выступать знания, образование, квалификация, необходимые навыки и умения и многое другое. Поэтому положение об экономических факторах детерминации неравенства можно сегодня считать устаревшим и в значительной степени утратившим свою теоретическую ценность.
2-й студент: Прошу прощения, но ваша аргументация кажется мне весьма не убедительной.
Какие теоретические подходы и концепции были отражены участниками дискуссии? Какая точка зрения кажется вам наиболее убедительной и аргументированной? Сформулируйте собственную позицию по обсуждаемому вопросу. Постарайтесь найти новые обоснования занимаемой вами теоретической позиции.
Литература к дискуссии:
1. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. М, 1972.
2. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.
3. Дэвис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации//Социальная стратификация. М., 1992. Вып.1.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.
16. Дискуссия: Средний класс современной России: реальность или фантом?
«Оптимист»: Средний класс в России начал формироваться с началом рыночных реформ. Он является социальным производным возникших в России рыночных отношений. Именно средний класс является социальной основой демократических процессов в российском обществе. Я думаю, что дальнейшее продвижение общества по пути рыночных реформ будет способствовать абсолютному росту среднего класса и увеличению его относительной доли в социальной структуре общества.
«Пессимист»: Реального среднего класса в российском обществе нет. Прежние социальные слои оказались разрушенными, а новые классы и социальные группы не сложились, поэтому говорить о среднем классе в России не приходится. Существуют лица, занимающие среднее положение по таким показателям, как доход и престиж, однако средний класс еще не оформился. Думается, что реальных перспектив для формирования среднего класса у России не будет еще в ближайшие пять лет.
«Скептик»: Формирование среднего класса было прервано глубоким экономическим кризисом, начавшимся во второй половине 1998 г. В результате даже тот немногочисленный слой, который можно было по основным социальным характеристикам сравнивать с западным средним классом, подвергся сильнейшей маргинализации. «Middle class» — это скорее социальный призрак, нежели реальность российского общества.
Сформулируйте свою позицию относительно современного состояния и перспектив развития среднего класса в России. Какие аргументы из приведенной дискуссии кажутся вам убедительными, а какие — нет?
Литература к дискуссии:
1. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. 1998. №7.
2. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д Средние слои в современной России (опыт анализа проблемы) // Социологические исследования. 1998. № 7.
3. Исправников В.О. «Теневая» экономика и перспективы образования среднего класса // Общественные науки и современность. 1998. № 6.
4. Космарская Т. Средний класс и социальная политика //Вопросы экономики. 1998. №7.
5. Умов В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом // Полис. 1993. № 4 .
17. Сравнительное исследование:
«Ранжирование престижа профессиональных групп».
Проведите в вашей группе исследование престижности различных профессиональных групп (табл.).
Престижность измеряется по шкале от 100 (максимальное значение) до 1 (минимальное значение). Определите среднее значение престижности по каждой из указанных профессиональных групп.
Сравните полученные вами данные с результатами опросов, регулярно проводимых в Америке и представленных в таблице.
Таблица
Шкала профессионального престижа
Виды занятий | Баллы согласно американских исследований (по: Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 1998, с. 211) | Баллы |
1. Инженер (гражданский) | 68 |
|
2.Социолог | 66 |
|
3. Физик | 82 |
|
4. Адвокат | 76 |
|
5. Банкир | 72 |
|
6. Продавец | 29 |
|
7. Домработница | 25 |
|
8. Специалист по компьютерам | 51 |
|
9. Водитель грузовика | 32 |
|
10. Менеджер в офисе | 50 |
|
11. Министр | 69 |
|
12. Врач | 74 |
|
13. Дантист | 74 |
|
14. Библиотекарь | 55 |
|
15. Учитель начальных классов | 63 |
|
16. Милиционер | 48 |
|
17. Мясник | 28 |
|
18. Дворник | 17 |
|
19. Пожарный | 44 |
|
20. Лётчик | 70 |
|
18. «В далеком прошлом возник институт наследования детьми социального положения их родителей: тот, кто рожден в высокопоставленной семье, заслуживает, чтобы его тоже поместили в верхний слой, рожденный же в простой семье должен был занять более скромное положение. Семью сделали первым критерием для суждения об общих и специфических свойствах человека и первичным основанием для определения будущего социального положения индивида. Такая ситуация характерна не только для многих обществ прошлого, такой же она остается и в настоящее время» (Сорокин П.А. Социальная мобильность.- М.: Academia; LVS, 2005, с. 170).Согласны ли Вы с высказыванием автора? Можно ли сказать, что то же самое происходит в настоящее время?
19. Тест.
1. Малая группа отличается…
а) межличностным взаимодействием | в) закрытостью |
б) официальным признанием | г) открытостью |
2. Группа людей, оказавшихся в одном месте, в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом, называется…
а) формальной организацией | в) социальной группой |
б) малой группой | г) социальным агрегатом |
3. Социальная структура общества – это…
а) социальный состав общества;
б) устойчивая связь элементов социальной системы;
в) набор элементов социальной системы;
г) иерархическая связь элементов социальной системы
4. К малой социальной группе относится:
а) референтная | в) реальная |
б) номинальная | г) толпа |
5. Для поведения людей в толпе характерно…
а) подражание | в) молчание |
б) радостные объятия | г) бурный восторг |