Методичка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка

Описание работы

по курсу социология

Работа содержит 1 файл

Практикум по социологии.doc

— 853.50 Кб (Скачать)

В конце 90-х гг. доход, получаемый 10% наиболее обеспе­ченных россиян, почти в 27 раз превышал доход 10% наиме­нее обеспеченных. На долю 20% наиболее обеспеченных слоев населения приходится 47,5% общего объема денежных дохо­дов, а на долю 20% самых бедных 5,4%. 4% российских граждан являются сверхбогачами — их доходы примерно в 300 раз превышают доходы основной массы населения. Косвенным по­казателем крайней поляризации общества является структура денежных сбережений населения. Согласно исследованиям рос­сийских социологов, 50% населения вообще не имеет сбереже­ний, а более половины всех сбережений (примерно 70 млрд. долл.) находится у 2% населения.

2. Клановая система неравенства напоминает кастовую, но, тем не менее, имеет существенное отличие. В чём оно заключается?

3. Представители теорий, основывающихся на консервативной традиции (функционалистских), утверждали, что неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения главных задач общества, она полезна для общества. Сторонники радикального подхода (теория конфликта), напротив, резко критикуют существующий социальный порядок и считают, что социальное неравенство является механизмом эксплуатации и связано с борьбой за ценимые и дефицитные товары и услуги. С каким подходом Вы согласны и почему? Приведите аргументы «за» и «против».

4. В западной теоретической социологии принято различать в структуре общества высший, средний и низший классы. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырёх социальных слоёв: верхнего, среднего, базового и нижнего и ещё отдельно – социального дна. В чём заключается принципиальная разница в подходах?  

5. Существуют различные методы классификации социальных классов: объективный, самооценочный и репутационный. Каждый из этих методов имеет определённые достоинства и недостатки. (см. подробно Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006). В чём они заключаются?

6. В чём Вы находите разность между понятиями «абсолютная бедность» и «относительная бедность»? Различение абсолютной и относительной бедности – не просто классификационное ухищрение. Эти формы бедности имеют неодинаковую перспективу и для их преодоления нужно использовать различные методы. Какие методы имеются ввиду.

7. Что такое депривация? Существует пять типов депривации: экономическая, социальная, организмическая, этическая и психическая. Определите разницу между ними.

8. Приведите примеры гендерной стратификации.

9. В. Парето утверждал: «В той или иной форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей». Подтвердите на примерах, или опровергните утверждение великого классика.

10. П. Сорокин как-то заметил: «….наделал своим теоретикам не меньше хлопот, чем национальность. И в этом случае попытки «схватить этого Протея» оказывались не более успешными: «…..» либо ускользает из пальцев своих теоретиков, либо, пойманный, превращается в нечто столь неопределенное и неясное, что становится невозможным отличить его от ряда других кумулятивных групп, либо, наконец, сливается с одной из элементарных группировок».  Назовите феномен, доставивший столько хлопот ученым. В чем заключается сложность названного феномена?

11. П. Сорокин утверждал: «За исключением разве что тех редких случаев, когда представители того или иного племени ведут изолированный образ жизни, когда не существует постоянной социальной жизни и социального взаимодействия и потому отсутствует какая-либо социальная организация в подлинном смысле этого слова, как только появляются признаки такой организации, в примитивных социальных группах появляются и признаки стратификации. Они выражаются в различных формах». Как Вы считаете, в каких именно?

12. Р. Парк отмечал, что периоды перехода и кризиса в жизни большинства людей сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране. Но в отличие от миграционных переживаний этот кризис является хроническим и непрерывным, в результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности. О каком явлении идет речь? Определите причины появления и зоны существования (сферы общества, сегменты рынка труда и др.) этого феномена.

13. По оценкам российского социолога Т.И. Заславской, доля лиц, входящих в средний класс российского общества, составляет примерно 11% от экономически активного населения, что значитель­но меньше, чем, скажем, в Венгрии и Чехии, где он составляет, соответственно, 18,5 и 16,9%. К каким социальным, экономическим, политическим последствиям может привести малочисленность и неразвитость среднего класса российского общества? Укажите, ка­кие меры могли бы активизировать процесс формирования средне­го класса в современной России.

14. Что, по мнению П.А. Сорокина влияет на интенсивность индивидуальной и групповой мобильности?

15. Дискуссия: Проблемы происхождения неравенства.

На семинарском занятии по социологии между студен­тами возник спор о происхождении и основах неравенства.

1-й студент: Мне кажется, что неравенство в различ­ных обществах зависит от оценки важности разнообраз­ных видов деятельности. Для того, чтобы поощрить наибо­лее способных членов общества заниматься наиболее зна­чимыми из них, общество открывает им доступ к социально значимым ресурсам, обеспечивает льготы и привилегии, оп­ределяя тем самым высокий престиж.

2-й студент: К сожалению, не могу согласиться с вами. Сплошь и рядом в современных обществах более высокие социальные позиции занимают не столько способные, сколь­ко наиболее богатые и состоятельные члены общества. Я ду­маю, что основой социального неравенства является экономи­ческая дифференциация общества. Те социальные группы, которые контролируют средства производства, занимают более высокое положение в обществе по сравнению с теми, кто не может осуществлять подобный контроль. Именно объем соб­ственности определяет отношение к тому или иному классу.

1-й студент: Безусловно, экономические факторы вли­яют на социальные различия. Однако коренную причину со­циальной дифференциации я усматриваю в необходимости качественного исполнения функций социальной системы. Эта необходимость должна порождать закрепление за опреде­ленными группами специфических ролей и специализа­ции в определенных областях деятельности.

3-й студент: По моему мнению, неравенство не являет­ся одномерным, на него влияют не только экономические аспекты, такие, как богатство и собственность, но и власть и престиж.

4-й студент: Мне кажется, что в современном обще­стве неравенство проистекает из неравного распределе­ния власти и авторитета. Собственность и богатство лишь одни из форм реализации власти. Источниками же ав­торитета могут также выступать знания, образование, ква­лификация, необходимые навыки и умения и многое другое. Поэтому положение об экономических факторах детерминации неравенства можно сегодня считать уста­ревшим и в значительной степени утратившим свою те­оретическую ценность.

2-й студент: Прошу прощения, но ваша аргументация кажется мне весьма не убедительной.

Какие теоретические подходы и концепции были от­ражены участниками дискуссии? Какая точка зрения ка­жется вам наиболее убедительной и аргументированной? Сформулируйте собственную позицию по обсуждаемому воп­росу. Постарайтесь найти новые обоснования занимаемой вами теоретической позиции.

Литература к дискуссии:

1.   Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенден­ции социальной мобильности // Американская социология. М, 1972.

2.   Вебер М. Основные понятия стратификации // Социоло­гические исследования. 1994. № 5.

3.   Дэвис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации//Социальная стратификация. М., 1992. Вып.1.

4.   Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.

16. Дискуссия: Средний класс современной России: реаль­ность или фантом?

«Оптимист»: Средний класс в России начал формиро­ваться с началом рыночных реформ. Он является социальным производным возникших в России рыночных отношений. Именно средний класс является социальной основой демок­ратических процессов в российском обществе. Я думаю, что дальнейшее продвижение общества по пути рыночных ре­форм будет способствовать абсолютному росту среднего класса и увеличению его относительной доли в социальной структуре общества.

«Пессимист»: Реального среднего класса в российском обществе нет. Прежние социальные слои оказались разру­шенными, а новые классы и социальные группы не сложи­лись, поэтому говорить о среднем классе в России не прихо­дится. Существуют лица, занимающие среднее положение по таким показателям, как доход и престиж, однако средний класс еще не оформился. Думается, что реальных перспек­тив для формирования среднего класса у России не будет еще в ближайшие пять лет.

«Скептик»: Формирование среднего класса было пре­рвано глубоким экономическим кризисом, начавшимся во второй половине 1998 г. В результате даже тот немногочис­ленный слой, который можно было по основным социальным характеристикам сравнивать с западным средним классом, подвергся сильнейшей маргинализации. «Middle class» — это скорее социальный призрак, нежели реальность рос­сийского общества.

Сформулируйте свою позицию относительно современ­ного состояния и перспектив развития среднего класса в России. Какие аргументы из приведенной дискуссии кажут­ся вам убедительными, а какие — нет?

Литература к дискуссии:

1.      Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. 1998. №7.

2.      Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д Средние слои в современ­ной России (опыт анализа проблемы) // Социологичес­кие исследования. 1998. № 7.

3.      Исправников В.О. «Теневая» экономика и перспективы об­разования среднего класса // Общественные науки и со­временность. 1998. № 6.

4.      Космарская Т. Средний класс и социальная политика //Вопросы экономики. 1998. №7.

5.      Умов В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом // Полис. 1993. № 4 .

 

17. Сравнительное исследование:

 

«Ранжирование прести­жа профессиональных групп».

Проведите в вашей группе исследование престижности различных профессиональных групп (табл.).

Престижность измеряется по шкале от 100 (макси­мальное значение) до 1 (минимальное значение). Опре­делите среднее значение престижности по каждой из указанных профессиональных групп.

Сравните полученные вами данные с результатами опросов, регулярно проводимых в Америке и представ­ленных в таблице.

 

 

 

Таблица

Шкала профессионального престижа

 

Виды занятий

Баллы согласно американских исследований (по: Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 1998, с. 211)

Баллы

1. Инженер (гражданский)

68

 

2.Социолог

66

 

3. Физик

82

 

4. Адвокат

76

 

5. Банкир

72

 

6. Продавец

29

 

7. Домработница

25

 

8. Специалист по компьютерам

51

 

9. Водитель грузовика

32

 

10. Менеджер в офисе

50

 

11. Министр

69

 

12. Врач

74

 

13. Дантист

74

 

14. Библиотекарь

55

 

15. Учитель начальных классов

63

 

16. Милиционер

48

 

17. Мясник

28

 

18. Дворник

17

 

19. Пожарный

44

 

20. Лётчик

70

 

 

18. «В далеком прошлом возник институт наследования детьми социального положения их родителей: тот, кто рожден в высокопоставленной семье, заслуживает, чтобы его тоже поместили в верхний слой, рожденный же в простой семье должен был занять более скромное положение. Семью сделали первым критерием для суждения об общих и специфических свойствах человека и первичным основанием для определения будущего социального положения индивида. Такая ситуация характерна не только для многих обществ прошлого, такой же она остается и в настоящее время» (Сорокин П.А. Социальная мобильность.- М.: Academia; LVS, 2005, с. 170).Согласны ли Вы с высказыванием автора? Можно ли сказать, что то же самое происходит в настоящее время?

19. Тест.

1. Малая группа отличается…

а) межличностным взаимодействием

в) закрытостью

б) официальным признанием

г) открытостью

2. Группа людей, оказавшихся в одном месте, в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом, называется…

а) формальной организацией

в) социальной группой

б) малой группой

г) социальным агрегатом             

3. Социальная структура общества – это…

а) социальный состав общества;

б) устойчивая связь элементов социальной системы;

в) набор элементов социальной системы;

г) иерархическая связь элементов социальной системы

4. К малой социальной группе относится:

а) референтная

в) реальная

б) номинальная

г) толпа

5. Для поведения людей в толпе характерно…

а) подражание

в) молчание

б) радостные объятия

г) бурный восторг

Информация о работе Методичка по социологии