Методы
социологии по Конту
Основным
методом исследования
в социологии
Конт считал наблюдение
социальных фактов.
При этом под ними понималось,
прежде всего, наблюдаемое
физическое поведение
людей. Именно социальное,
наблюдение должно было
поставить социологию
в ранг науки, придать
анализируемому материалу
характер объективности -
точно так, как это имело
место в физике. Не будем
забывать, что социология
субъективно оставалась
для Конта всю жизнь
социальной физикой,
т.е. наукой, основанной
на естественнонаучном
способе изучения фактов.
Другое дело, что в реальности
он не сумел воплотить
в социологии естественнонаучный
тип (способ) получения
знания. Но здесь мы
имеем дело с противоречием
или, как утверждают
некоторые исследователи,
парадоксом контовской
социологии [Громов,
Мацкевич, Семенов. 1996.
С. 27].
Чтобы быть надежным
источником получения
знаний, наблюдение
социальных фактов должно
опираться на законченную
теорию (у Конта это
позитивная философия),
иначе есть риск запутаться
в их бесконечном многообразии.
Это - первое условие
эффективности применения
метода наблюдения.
Второе условие заключается
в том, что социальное
наблюдение предполагает
четкое разделение его
субъекта и объекта.
По Конту, в социологии
возможно наблюдение
только "со стороны" (подобное
тому, какое существует
в науках о природе).
Метод "включенного
наблюдения", который
в эмпирической социологии XX
в. стал одним из популярных,
Конту был неизвестен.
Зато он признавал большое
значение, и это следует
особо подчеркнуть,
косвенного наблюдения,
состоявшего в описании
нравов, обычаев, традиций
изучаемых народов.
Третье условие эффективности
социального наблюдения,
согласно учению Конта,
определяется необходимостью
преодоления иллюзии
легкости наблюдения
в социологии, поскольку
исследователь является
как бы сам участником
событий. Основатель
социологии считает,
что "наблюдатель"
должен уметь уходить
от давления личного
и группового интереса,
не поддаваться ему,
равно как и влиянию
определенных предрассудков.
Вторым по значимости
методом социологии
Конт считал эксперимент -
наблюдение за изменением
явления, под влиянием
специально созданных
для целей исследования
условий. Он различал
непосредственный и
опосредованный эксперимент.
Чаще всего, но его мнению,
применяется последний,
выступающий как наблюдение
за переменами, кризисами,
патологическими отклонениями
в обществе, наконец,
за резкими социальными
потрясениями. Такое
наблюдение (опосредованный
эксперимент) помогает
лучше понять нормальное
состояние общества.
Что касается непосредственного
эксперимента, то возможности
его ограничены ввиду
сложности осуществления
контроля и искусственного
изменения социальных
факторов.
Третий метод в социологии,
о котором Конт много
писал, - сравнительный,
состоящий в сопоставлении
жизни народов и деятельности
государств. Социолог
говорит о трех основных
видах сравнения: а)
сравнение нравственных
и интеллектуальных
факторов, оказывающих
влияние на жизнь обществ,
народов и государств;
б) сравнение различных
обществ, сосуществующих
синхронно, но не влияющих
друг на друга, что позволяет
обнаружить общее в
развитии различных
народов; в) сравнение
различных состояний
одного и того же общества,
социального положения
различных классов и
групп - для того, чтобы
выявить определенные
этапы развития
этого общества.
Отсюда следует интерес
Конта еще к одному,
четвертому Методу -
историческому. Именно
этот метод способен,
по его мнению, поднять
науку до уровня позитивной.
Задача исторического
метода состоит в том,
чтобы сравнить последовательные
состояния общества
с учетом связи прошлого,
настоящего и будущего.
Исторический метод
направлен на выявление
тенденций и закономерностей
развития общества.
В связи с рассмотрением методов
в социологии важным
положением . учения
Конта стало требование
строгой эмпирической
проверки социальных
фактов. При этом, как
считает социолог, следует
руководствоваться
тремя основными принципами
социологии - эмпиризмом,
позитивизмом и физикализмом. "Эмпиризм,
- писал Конт, - означает,
что единственным источником
истинной науки о мире
является опыт. Позитивизм -
что предметом его являются
только факты... Физикализм - ...что
самыми совершенными
понятиями являются
те, которые создала
физика, и что к ним можно
и нужно сводить все
научное значение"*9.
Проблемы
образования и
воспитания по Конту
Смысл
контовского понимания
реформы образования
состоит в отказе от
католической системы
обучения и воспитания,
которая могла быть
пригодна только в Средние
века. Конт критикует
средневековую систему
и за то, что тогда воспитание
преобладало над образованием,
восхищались же реальной
мудростью весьма невежественных
рыцарей.
Новое образование (он
его называет высшим
народным образованием)
должно быть в первую
очередь всеобщим и
общедоступным. В "Духе
позитивной философии"
французский мыслитель
пишет, что "образование
имеет своим прямым
предназначением всеобщее
воспитание, необходимо
изменяющее, вопреки
всякой противной тенденции,
его характер и направление".
И далее: "...всеобщее
распространение главных
приобретений положительного
знания назначено теперь...
для удовлетворения
потребности, уже весьма
резко выраженной у
широких кругов общества,
которое все более и
более сознает, что науки
вовсе не созданы исключительно
для ученых, а существуют
преимущественно и главным
образом для него самого" [Конт. 1996.
С. 71].
Конт считает, что необходимо
в первую очередь распространение
в массах реальных знаний.
Именно таким образом
общество окажет новой
школе услугу, которая
станет равноценной
той, которую оно само
от нее получит. На базе
такого широкого, всеобщего,
народного образования
станет возможным взаимодействие,
и даже установление
союза между пролетариями
и философами, без которого,
был убежден Конт, позитивного
общества не создать.
При этом необходимо
поднимать образовательный
уровень пролетариата
до осознания им задач
и проблем позитивного
общества.
Все образование человека (а
оно в трактовке Конта
охватывает период от
рождения до совершеннолетия)
делится им на две части.
Первая связана с обучением
и социализацией в семье,
развитием эстетического
вкуса, началом обучения
ремеслу и завершается
с появлением половой
зрелости. Вторая часть
не может быть только
домашней, так как она
требует школьного преподавания,
в котором большинство
родителей сможет принимать
только второстепенное
участие. Однако при
этом ребенка нельзя
лишать семейной жизни,
без которой невозможна
нравственная эволюция
личности. Значительный
вклад в пополнение
образования, считает
Конт, могли бы внести
путешествия, польза
от которых весьма велика.
Содержанием второй
части образования
должно стать изучение,
прежде всего, тех шести
наук, которым Конт уделяет
особое внимание в своей
классификации. Правда,
в "Общем обзоре позитивизма"
он специально подчеркивает
роль еще одной, крайне
важной для образования
пролетариев, науки
- истории. Преподавание,
по мнению Конта, должно
быть независимым от
влияния какой-либо
официальной доктрины
и правительства. Поскольку
пролетарии не питают
более никакого доверия
к теологии, полагает
он, ее преподавание
не следует включать
в систему их образования.
Французский социолог
считает, что в деле развития
и распространения
образования особую
роль играет государство,
причем речь идет об
образовании исключительно
для пролетариев. Об
образовании для остальных
классов и слоев общества
Конт не говорит.