Качественные методы в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:16, доклад

Описание работы

«Фамильная ценность» — термин, пока не обретший научного статуса в науках о человеке. В это понятие мы вкладываем ту составляющую материально-духовной среды или экологии человека, которая позволяет личности идентифицировать себя в качестве представителя определенного рода (родов) и звена в цепи семейных поколений. Принципиальное значение здесь имеет именно осмысление, осознание соответствующих материальных или информационных объектов в качестве фамильной ценности, т.е. наличие ценностного отношения личности к ним.

Содержание

Андрей Алексеев «Фамильная ценность и семейная память»………..3
Семейная история моих родственников………………………………6
Заключение………………………………………………………………8
Список литературы……………………………………………………..9

Работа содержит 1 файл

Соц.практикум.docx

— 805.10 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Семейная память

Работа  по дисциплине «Качественные методы в социологии»

 

 

 

 

 

Автор работы:

студентка группы 25С801

Е.Ю. Редикульцева

Научный руководитель:

Ю.М. Беспалова

 

 

 

 

 

Тюмень 2011

 

Содержание:

 

  1. Андрей Алексеев «Фамильная ценность и семейная память»………..3
  2. Семейная история моих родственников………………………………6
  3. Заключение………………………………………………………………8
  4. Список литературы……………………………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Андрей  Алексеев «Фамильные и семейные ценности»

 

«Фамильная ценность» — термин, пока не обретший научного статуса  в науках о человеке. В это понятие  мы вкладываем ту составляющую материально-духовной среды или экологии человека, которая  позволяет личности идентифицировать себя в качестве представителя определенного  рода (родов) и звена в цепи семейных поколений. Принципиальное значение здесь  имеет именно осмысление, осознание  соответствующих материальных или  информационных объектов в качестве фамильной ценности, т.е. наличие  ценностного отношения личности к ним.

Алексеев считает, что  для понимания  специфики феномена фамильной ценности является вычленение в ценностном сознании субъекта особой сферы или слоя —  «семейной памяти». Этот слой нередко  оказывается весьма тонким (говоря попросту — «короткая семейная память»). Человек является обладателем вещи, доставшейся ему от предков, но не знает «истории» этой вещи. Или: человеку неизвестно, кто же из его старших  родственников изображен на фотографии, хранящейся в семейном альбоме.

Личностное осознание субъективной значимости объектов-носителей фамильной  ценности сплошь и рядом приходит к человеку достаточно поздно, когда  старших уже нет в живых, и  «спросить не у кого». Устные биографические рассказы родителей стираются в  памяти детей, в свое время не придавших  этому значения. Порой полученная младшими от старших информация трансформируется в «семейное предание» (не поддающееся  проверке).

В последнее время усилился интерес  к биографическим методам в социологических, культурологических, этнографических  исследованиях. Мемуарный, «житийный», документальный жанры становятся все  более популярными в литературе и публицистике. При этом делается упор на историко-культурной ценности соответствующих текстов. Хочется, однако, подчеркнуть экзистенциальную значимость фамильной ценности и  семейной памяти для конкретных лиц, которые, при неразвитости интереса к своему происхождению, своим корням, часто оказываются в положении «Ивана, не помнящего родства».

Автору этих строк довелось консультировать  составление ряда «семейных хроник». Их инициаторами были уже немолодые  люди, осознавшие свою ответственность  за сохранение памяти о своих предках  для своих потомков. Это оказалось  достаточно трудной задачей. Следует  заметить, что работа эта оказалась  бы куда более эффективной, если бы была предпринята составителями  семейных хроник в более молодом  возрасте.

Далее автор пишет, что во всякой семейной хронике обычно представлены два пласта информации. Первый —  «генеалогическое дерево» и хотя бы минимум информации о предках, которых пишущий хронику в  живых уже не застал. Здесь он опирается на сохранившиеся документальные свидетельства и рассказы старших. Другой пласт — личные впечатления  и воспоминания, относящиеся в  первую очередь к собственным  родителям. Здесь возникает особая проблема моральной ответственности  за сохранение информации, которой  располагает только данный индивид  и которая исчезнет невозвратно, если не будет транслирована младшему поколению.

Одним из самых главных вопросов, является рассмотрение вопроса о  воспитании в младших поколениях не просто "уважения к старшим» и  «заботы о стариках», а внимания к ним, в частности, как к носителям  семейной памяти. В идеале, не старшие, а младшие должны быть инициаторами того, чтобы эта память не оказалась  утраченной. Способы культивирования  фамильной ценности могут быть самыми разнообразными (включая современные  технические средства). Но общение  поколений должно включать ценностно-мотивированный запрос младших на семейную память.

Представляется необходимой пропаганда сохранения личных архивов в семьях. Здесь не идет речь об архивах «выдающихся  людей» (которые имеют шанс получить государственное хранение и т.п.). Не только фотографии, но и всевозможные документы, письма, иногда — дневники, любые письменные свидетельства, оставшиеся от покойных, заслуживают сбережения детьми, внуками. К сожалению, материальные ценности ныне наследуются куда охотнее, чем ценности, имеющие духовное значение. Отношение к последним часто оказывается варварским.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейная история моих родственников.

 

Я хотела вам рассказать о моей прабабушке, прадедушке и о его сестре.

Поведала  мне о них моя бабушка по маминой линии, это ее родители.

Со слов бабушки: « Мои родители Федоров Гаврил Федорович (прадедушка), Лялина Анна Петровна (прабабушка) и Федорова Татьяна Федоровна. Годы рождения были утеряны, но я помню только год рождения тети Тани 1911 год 25 января.

Мой папа Гаврил Федоров родом из села около Пскова. Семья была у него очень большая 7 детей, он был 4 ребенком. Жизнь была трудная, поскольку жили они бедно, а детей было много. Папу забрали в 30 лет на войну, он воевал на Курской дуге. Получил травму и был контужен. Но с войны в 45 вернулся домой. Вскоре в 49 году родилась я и мой брат. С моей мамой Анной Петровной, я не знаю, как они познакомились, в то время было неловко спрашивать об этом.

Моя мама Анна родилась в крупной деревне под  Москвой. Семья была большая 8 детей. Жили они зажиточно, имели свои поля. На них работали рабочие. Не в чем  себе не отказывали. Но в то время  как дети подросли, их раскулачили  и все их деньги, поля и все  драгоценности забрали, а детей  посадили на сани и развезли по разным городам. Больше моя мама не знала  и не видела своих родственников. Ее привезли в село, там она и стала устраивать свою дальнейшую жизнь. Познакомилась с папой, и они поженились и родили нас.

Папа и  мама умерли, когда мне было 20 лет. И я осталась с братом вдвоем...»

Еще я хотела бы вам рассказать  про сестру моего прадедушки: « Ее звали Федорова Татьяна Федоровна она 1911 года рождения. Родилась в Татьянин день и в честь  этого ее назвали Татьяной». Моя мама писала про тетю Таню в школе сочинение, в 12 лет, она больше помнит про ее жизнь, поэтому далее буду повествовать с ее слов: «Вся жизнь тети Тани была связанна с политикой. Она собирала продналог (продовольственный налог) в селе Герасимовка, в Свердловской области. Там она и познакомилась с семьей Морозовых. Она знала всю их семью. Хорошо с ними общалась. Даже жила у них одно время. Знала Павлика Морозова, ему тогда было 12 лет. Со слов тети Тани: « У Павлика Морозова была большая семья 5 детей- все мальчики и отец и мать. Отношения в семье между родителями были очень сложные. Отец - Трофим Морозов был жену Татьяну Морозову. Вскоре вообще ушел из семьи к соседке. Остались они без кормильца. А так как Павел был старшим из братьев, а мать была безграмотна, он работал на полях, помогал по хозяйству. Не смотря на то, что он был маленьким, он старался содержать семью и при этом еще посещал школу. И обучал мать тому, чему его учат в школе (грамоте) . Был пионером, почитал коммунистов, хотел быть как они».

Со слов моей мамы: « В 1931 году Павлик Морозов  доложил на своего отца, что тот  будучи председателем сельского  совета подделывал документы и скрывал  продовольственные налоги, т.е отдавал не все что полагалось отдать. Укрывался от налогов в полной мере». Я считаю, что он доложил на своего отца в большей мере потому что, его отец бил мать и ушел из семьи бросив их.

«Состоялся  суд над Трофимов Морозовым его виновность доказали и посадили на 10 лет. Дед Павлика по отцовской линии был очень озлоблен на него, тетя говорила, что он вообще не любил его семью кроме своего сына Трофима. И через год, Паша пошел со своим братом в лес и их, как говорили в селе, закололи вилами около сарая дедушка и дядя». После этого тетя Таня ездила еще в деревню собирала продналог, и поговаривали, что Татьяна Морозова уехала из села с братьями и больше туда не возвращалась. А Отец, как отсидел приговор переехал жить в Тюмень и тут скончался.

«Тетя Таня прожала в Тюмени. Но в 1972 году умерла и похоронена на Текутьевском кладбище».

Вот такая  интересная история у моих родственников. Я очень ими горжусь и помню  их…Не забывайте и вы своих родных. Знайте свою историю.

 

Заключение

Наши предки уходят, но мы будем  помнить о них, пока будут жить вещи, напоминающие о них и дела, которые мы продолжим, а после  продолжат наши дети. Пусть цепочка  памяти о Вашем роде не прервется  на Вас. Но фамильной ценностью может  быть все, что угодно – от старинной  иконы, с которой прабабушка выходила замуж до швейной машинки и  наперстка, с помощью которых  бабушка шила себе приданое. А может, это будет домотканая скатерть, которую  стелили на стол в большие праздники.

Также вместе с памятной вещью должна быть интересная семейная история, которую  потом расскажем своим внукам. Пока не поздно, пока живы любимые дедушки  и бабушки, прабабушки и прадедушки, попросите их рассказать Вам историю  Вашего рода. Запишите имена и нарисуйте  свое родословное древо.

Сохраняя память о родителях, бабушках и дедушках, о родных местах, мы узнаем много интересного о нашей  семье.  Неоценимое приобретение для  Вашей семьи - знание своих корней. Кем бы ни были Ваши предки - дворянами  или крестьянами, купцами, мещанами или солдатами. Ценный подарок для  человека с семейными ценностями - как образовалось родовое имя, каковы его исторические и культурные корни.

Не каждый человек знает, как  зовут его прабабушку или прадедушку. А все дело в том, что у его  предков не было возможности или  желания составить генеалогическое  древо.

Надо вместе делать все, что бы память о наших близких и о нас с вами сохранилась навсегда, что бы сформировалась культура сохранения памяти обо всех живших на Земле.

 

 

 

 

 

 


1953 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. А. Н. Алексеев. Фамильная ценность и семейная память (к постановке вопроса) / Дом человека (экология социально-антропологических процессов). СПб, 1998, с. 55-57.
  2. Социологический журнал Номер: №1 за 1995 год «Многообразие биографических повествований» Голофаст В.Б.

 


Информация о работе Качественные методы в социологии