Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:16, доклад
«Фамильная ценность» — термин, пока не обретший научного статуса в науках о человеке. В это понятие мы вкладываем ту составляющую материально-духовной среды или экологии человека, которая позволяет личности идентифицировать себя в качестве представителя определенного рода (родов) и звена в цепи семейных поколений. Принципиальное значение здесь имеет именно осмысление, осознание соответствующих материальных или информационных объектов в качестве фамильной ценности, т.е. наличие ценностного отношения личности к ним.
Андрей Алексеев «Фамильная ценность и семейная память»………..3
Семейная история моих родственников………………………………6
Заключение………………………………………………………………8
Список литературы……………………………………………………..9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Семейная память
Работа по дисциплине «Качественные методы в социологии»
Автор работы:
студентка группы 25С801
Е.Ю. Редикульцева
Научный руководитель:
Ю.М. Беспалова
Тюмень 2011
Содержание:
Андрей Алексеев «Фамильные и семейные ценности»
«Фамильная ценность» — термин, пока не обретший научного статуса в науках о человеке. В это понятие мы вкладываем ту составляющую материально-духовной среды или экологии человека, которая позволяет личности идентифицировать себя в качестве представителя определенного рода (родов) и звена в цепи семейных поколений. Принципиальное значение здесь имеет именно осмысление, осознание соответствующих материальных или информационных объектов в качестве фамильной ценности, т.е. наличие ценностного отношения личности к ним.
Алексеев считает, что для понимания специфики феномена фамильной ценности является вычленение в ценностном сознании субъекта особой сферы или слоя — «семейной памяти». Этот слой нередко оказывается весьма тонким (говоря попросту — «короткая семейная память»). Человек является обладателем вещи, доставшейся ему от предков, но не знает «истории» этой вещи. Или: человеку неизвестно, кто же из его старших родственников изображен на фотографии, хранящейся в семейном альбоме.
Личностное осознание
В последнее время усилился интерес к биографическим методам в социологических, культурологических, этнографических исследованиях. Мемуарный, «житийный», документальный жанры становятся все более популярными в литературе и публицистике. При этом делается упор на историко-культурной ценности соответствующих текстов. Хочется, однако, подчеркнуть экзистенциальную значимость фамильной ценности и семейной памяти для конкретных лиц, которые, при неразвитости интереса к своему происхождению, своим корням, часто оказываются в положении «Ивана, не помнящего родства».
Автору этих строк довелось консультировать составление ряда «семейных хроник». Их инициаторами были уже немолодые люди, осознавшие свою ответственность за сохранение памяти о своих предках для своих потомков. Это оказалось достаточно трудной задачей. Следует заметить, что работа эта оказалась бы куда более эффективной, если бы была предпринята составителями семейных хроник в более молодом возрасте.
Далее автор пишет, что во всякой семейной хронике обычно представлены два пласта информации. Первый — «генеалогическое дерево» и хотя бы минимум информации о предках, которых пишущий хронику в живых уже не застал. Здесь он опирается на сохранившиеся документальные свидетельства и рассказы старших. Другой пласт — личные впечатления и воспоминания, относящиеся в первую очередь к собственным родителям. Здесь возникает особая проблема моральной ответственности за сохранение информации, которой располагает только данный индивид и которая исчезнет невозвратно, если не будет транслирована младшему поколению.
Одним из самых главных вопросов, является рассмотрение вопроса о воспитании в младших поколениях не просто "уважения к старшим» и «заботы о стариках», а внимания к ним, в частности, как к носителям семейной памяти. В идеале, не старшие, а младшие должны быть инициаторами того, чтобы эта память не оказалась утраченной. Способы культивирования фамильной ценности могут быть самыми разнообразными (включая современные технические средства). Но общение поколений должно включать ценностно-мотивированный запрос младших на семейную память.
Представляется необходимой
Семейная история моих родственников.
Я хотела вам рассказать о моей прабабушке, прадедушке и о его сестре.
Поведала мне о них моя бабушка по маминой линии, это ее родители.
Со слов бабушки: « Мои родители Федоров Гаврил Федорович (прадедушка), Лялина Анна Петровна (прабабушка) и Федорова Татьяна Федоровна. Годы рождения были утеряны, но я помню только год рождения тети Тани 1911 год 25 января.
Мой папа Гаврил Федоров родом из села около Пскова. Семья была у него очень большая 7 детей, он был 4 ребенком. Жизнь была трудная, поскольку жили они бедно, а детей было много. Папу забрали в 30 лет на войну, он воевал на Курской дуге. Получил травму и был контужен. Но с войны в 45 вернулся домой. Вскоре в 49 году родилась я и мой брат. С моей мамой Анной Петровной, я не знаю, как они познакомились, в то время было неловко спрашивать об этом.
Моя мама Анна родилась в крупной деревне под Москвой. Семья была большая 8 детей. Жили они зажиточно, имели свои поля. На них работали рабочие. Не в чем себе не отказывали. Но в то время как дети подросли, их раскулачили и все их деньги, поля и все драгоценности забрали, а детей посадили на сани и развезли по разным городам. Больше моя мама не знала и не видела своих родственников. Ее привезли в село, там она и стала устраивать свою дальнейшую жизнь. Познакомилась с папой, и они поженились и родили нас.
Папа и мама умерли, когда мне было 20 лет. И я осталась с братом вдвоем...»
Еще я хотела бы вам рассказать про сестру моего прадедушки: « Ее звали Федорова Татьяна Федоровна она 1911 года рождения. Родилась в Татьянин день и в честь этого ее назвали Татьяной». Моя мама писала про тетю Таню в школе сочинение, в 12 лет, она больше помнит про ее жизнь, поэтому далее буду повествовать с ее слов: «Вся жизнь тети Тани была связанна с политикой. Она собирала продналог (продовольственный налог) в селе Герасимовка, в Свердловской области. Там она и познакомилась с семьей Морозовых. Она знала всю их семью. Хорошо с ними общалась. Даже жила у них одно время. Знала Павлика Морозова, ему тогда было 12 лет. Со слов тети Тани: « У Павлика Морозова была большая семья 5 детей- все мальчики и отец и мать. Отношения в семье между родителями были очень сложные. Отец - Трофим Морозов был жену Татьяну Морозову. Вскоре вообще ушел из семьи к соседке. Остались они без кормильца. А так как Павел был старшим из братьев, а мать была безграмотна, он работал на полях, помогал по хозяйству. Не смотря на то, что он был маленьким, он старался содержать семью и при этом еще посещал школу. И обучал мать тому, чему его учат в школе (грамоте) . Был пионером, почитал коммунистов, хотел быть как они».
Со слов моей мамы: « В 1931 году Павлик Морозов доложил на своего отца, что тот будучи председателем сельского совета подделывал документы и скрывал продовольственные налоги, т.е отдавал не все что полагалось отдать. Укрывался от налогов в полной мере». Я считаю, что он доложил на своего отца в большей мере потому что, его отец бил мать и ушел из семьи бросив их.
«Состоялся суд над Трофимов Морозовым его виновность доказали и посадили на 10 лет. Дед Павлика по отцовской линии был очень озлоблен на него, тетя говорила, что он вообще не любил его семью кроме своего сына Трофима. И через год, Паша пошел со своим братом в лес и их, как говорили в селе, закололи вилами около сарая дедушка и дядя». После этого тетя Таня ездила еще в деревню собирала продналог, и поговаривали, что Татьяна Морозова уехала из села с братьями и больше туда не возвращалась. А Отец, как отсидел приговор переехал жить в Тюмень и тут скончался.
«Тетя Таня прожала в Тюмени. Но в 1972 году умерла и похоронена на Текутьевском кладбище».
Вот такая интересная история у моих родственников. Я очень ими горжусь и помню их…Не забывайте и вы своих родных. Знайте свою историю.
Заключение
Наши предки уходят, но мы будем помнить о них, пока будут жить вещи, напоминающие о них и дела, которые мы продолжим, а после продолжат наши дети. Пусть цепочка памяти о Вашем роде не прервется на Вас. Но фамильной ценностью может быть все, что угодно – от старинной иконы, с которой прабабушка выходила замуж до швейной машинки и наперстка, с помощью которых бабушка шила себе приданое. А может, это будет домотканая скатерть, которую стелили на стол в большие праздники.
Также вместе с памятной вещью должна быть интересная семейная история, которую потом расскажем своим внукам. Пока не поздно, пока живы любимые дедушки и бабушки, прабабушки и прадедушки, попросите их рассказать Вам историю Вашего рода. Запишите имена и нарисуйте свое родословное древо.
Сохраняя память о родителях, бабушках и дедушках, о родных местах, мы узнаем много интересного о нашей семье. Неоценимое приобретение для Вашей семьи - знание своих корней. Кем бы ни были Ваши предки - дворянами или крестьянами, купцами, мещанами или солдатами. Ценный подарок для человека с семейными ценностями - как образовалось родовое имя, каковы его исторические и культурные корни.
Не каждый человек знает, как
зовут его прабабушку или прадедушку.
А все дело в том, что у его
предков не было возможности или
желания составить
Надо вместе делать все, что бы память о наших близких и о нас с вами сохранилась навсегда, что бы сформировалась культура сохранения памяти обо всех живших на Земле.
1953 год
Список литературы