Методичка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка

Описание работы

по курсу социология

Работа содержит 1 файл

Практикум по социологии.doc

— 853.50 Кб (Скачать)

3) Организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

Каждый социальный институт имеет:

А) Установки и образцы поведения.

Для института семьи – это привязанность, лояльность, ответственность, уважение. Для института государства – послушание, лояльность, субординация. Для института образования – любовь к знаниям, посещаемость.

Б) Символические культурные признаки.

Для института семьи – обручальное кольцо, брачный ритуал. Для института государства – флаг, герб, национальный гимн, печать. Для института образования – школьная эмблема, школьная песня.

В) Утилитарные культурные признаки.

Для института семьи – дом, квартира, мебель. Для института государства – общественные здания, общественные работы, бланки и формы. Для института образования – классы, библиотеки, стадионы.

Г) Кодекс устный и письменный.

Для института семьи – семейные запреты и допущения. Для института государства – конституция, законы. Для института образования – правила учащихся.

Д) Идеологию.

Для института семьи – это романтическая любовь, совместимость, индивидуализм. Для института государства – государственное право, демократия, национализм. Для института образования – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Институализированные социальные связи могут быть формальными и неформальными. Так, институт дружбы имеет многие признаки социального института.  Дружба – один из элементов, характеризующих жизнь любого общества, становится обязательным, устойчивым явлением человеческого общества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – своеобразные формы социального контроля в институте дружбы. Но эта регламентация никак не оформлена в виде законов, административных указаний. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, продолжительность знакомства), но нет учреждений. Она отличается от любви, от взаимоотношений с коллегами по работе, от братских отношений, но здесь нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнера. Формальные социальные институты имеют общий признак: взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений. Если социальные институты – «могучие канаты» системы социальных связей, то формальные социальные институты – это «металлический каркас», определяющий прочность общества.

2. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. 2) Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет  политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные  институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие – собственно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты  как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

 

Основная литература:

1.      Грошева И.А. Социология: уч. пособие (УМК с курсом лекций). –Тюмень: ТГИМЭУП, 2006.

2.        Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

3.      Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4.      Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 1999.

5.      Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.

 

Дополнительная литература:

 

1.        Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. – М., 2000.

2.      Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему// Социс. -2008.- №1.-http://www.isras.ru/socis­_2008_1.html.

3.      Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.

4.        Голод С.И. Что было пороками, стало нравами. Лекции по социологии сексуальности. – М.: Научно-изд. центр «Ладомир», 2005.

5.      Грошева И.А. Социология: Уч. пособие (курс лекций в схемах). – Тюмень: ТГИМЭУП, 2002.

6.      Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии/ Уч. пособие для вузов. Под общ. ред. проф. Батыгина Г.С. – М.: «NOTA BENE», 1999.

7.      Казначеев В.П., Акулов А.И., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса XXI века», 2-е изд, перераб и доп./Под общей ред. академика В.П. Казначеева. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2002.

8.      Капитонов Э.А. Социология ХХ века. - Ростов-на-Дону, 1996.

9.      Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2001.

10. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI-XIX вв.).- СПб.: Изд-во Фроловой Т.В., 1999.

11. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Уч. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000.

12. Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И., Луков В.А. Социальный контроль масс: Уч. пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007.

13. Постсоветский институционализм: Монография/Под ред. Р.М. Нуреева, В.В. Дементьева. – Донецк: Каштан, 2005.

14. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика/ Пер. с англ. В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2006.

 

 

 

 

Тесты, задания и упражнения

 

1. Какова разница между явными и латентными функциями социальных институтов?

2. Найдите общее между социальными институтами в обществе и биологическими инстинктами в природе.

3. Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты. Им соответствует пять потребностей. Назовите потребности и соответствующие им институты.

4. Институты возникли в древности. Производству около 2 миллионов лет, семье антропологи отводят второе место – 500 тысяч лет; государству, столько же и образования – 5-6 тысяч лет; религии – 30-40 тысяч лет. У каждого из них существует система наработанных практик, методов, приёмов, процедур. Назовите их применительно к каждому социальному институту.

5. Можно ли назвать очередь в магазине, взятие заложников, импичмент социальными институтами? Поедание вождя в племени и импичмент Президенту – это одно и то же?

6. Назовите общее и отличное между социальным институтом и социальной организацией.

7. Исследователи тоталитарных систем отмечают огромную роль радио в их становлении. С какими особенностями функционирования радио как СМИ может быть связан этот вывод?

8. Женщины, вступающие в брак, ориентируются на две достаточно противоречивых модели ролевого взаимодействия в семье. Для одной модели характерны традиционные ролевые установки: «Мягкая, эмоционально-чувствительная, романтическая женщина занимает пассивную, подчинённую  позицию в семье, отдаёт себя материнству. Муж - материальная и моральная опора семьи, яркий лидер, волевой и независимый». Вторая модель сформировалась в условиях современного социума: «Женщина – самостоятельная, активная, социально смелая личность, имеющая собственные интересы, стремящаяся к активной роли в обществе. Воспитание детей и ведение домашнего хозяйства осуществляется совместно с мужем. Супруг – мягкий, терпеливый, выполняющий в семье роль эмоционально-психологического лидера» (Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Уч. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000, с. 448). Откуда появились эти модели? Реальны ли они в настоящее время? Можно ли их считать идеальными типами?

9. В апреле 2003 года автором было проведено пилотажное исследование в трех Тюменских вузах (Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права (ТГИМЭУП), Тюменский юридический институт МВД РФ (ТЮИ МВД РФ), Тюменский филиал Академии права и управления (ТФ АПУ)). Было опрошено 147 студентов вторых и третьих курсов, 70 из которых – юноши. Им было предложено выделить ряд качеств, которые должны быть присущи девушке или юноше соответственно, а также распределить роли в семье. В результате оказалось, что девушки предпочитают ставить себя на вторые роли. Муж должен обеспечивать семью, заботиться о жене. С точки зрения девушек должен помогать воспитывать детей. Жена должна воспитывать детей (кроме сыновей, которых хотят воспитывать будущие мужчины), хлопотать по хозяйству, обеспечивать «тыл». Иногда встречаются утверждения подобно «зарплата жены для семьи не лишняя», «жена должна работать хотя бы и на маленькой зарплате, для себя». Но у молодежи присутствует все же понимание того, что весь перечень обязанностей по дому надо делить. Девушка должна быть красивой, умной (в меру), доброй, хозяйственной. Юноша – умный, красивый, верный, целеустремленный, состоятельный и самостоятельный, с чувством юмора. Это те качества, которые чаще всех упоминались. Такие качества как предприимчивость, решительность, целеустремленность с образом девушки ассоциировались лишь в единичных случаях. Прокомментируйте результаты исследования.

10. В 1924 году обывательское сообщество было шокировано правилами «пролетарской» любви известного психиатра А. Залкинда. Он считал, что сексуальные отношения «революционного рабочего класса» подлежат регуляции в соответствии с двенадцатью заповедями. Приведу некоторые из них:

      не должно быть слишком ранней половой жизни в среде пролетариата;

      необходимо половое воздержание до брака, брак – лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости;

      половая связь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви;

      не надо часто менять половой объект, поменьше полового разнообразия;

      любовь должна быть моногамной…;

      при всяком половом акте всегда надо помнить о возможности рождения ребёнка – и, вообще, помнить о потомстве;

      не допустимы какие-либо извращения (Голод С.И. Что было пороками, стало нравами. Лекции по социологии сексуальности. – М.: Научно-изд. центр «Ладомир», 2005, с. 50).

Как эти правила согласуются с жизнью современной молодёжи? Как Вы думаете, почему они были предложены сообществу в 20-е годы? Не противоречат ли они сексуальной свободе, провозглашённой в 1918 г.?

11. Семья не может выполнять эффективную воспитательную функцию, формировать детей умственно и нравственно, поскольку она легко распадается. А значит, теряется исключительное значение семьи как основания для социального размещения индивидов. Появляются договорные отношения, которые ограничены по интенсивности и экстенсивности, продолжительности взаимодействия. В договорных отношениях стороны в значительной степени свободны друг от друга. По мнению П. Сорокина, «с точки зрения какой-нибудь договорной «вертихвостки» тот факт, что мать остается с детьми вместо того, чтобы ходить по гостям, проводит много бессонных ночей вместо того, чтобы самой комфортно отдыхать, тратит деньги на самое необходимое вместо того, чтобы купить себе новое платье, - для такой «вертихвостки» все это «ужасное» рабство, крепостное право, страшное ограничение свободы» (Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика/ Пер. с англ. В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2006, с. 562).

12. Прочитайте отрывок из интервью, опубликованной в книге Антонова А.И. и Сорокина С.А. «Судьба семьи в России XXI века». Каковы перспективы развития современной семьи? Прокомментируйте высказанные точки зрения. Согласны ли Вы с ними? Напишите эссе, посвящённое комментарию интервью.

Журналист. Но нельзя же отрицать важности программ планирования семьи?

Демограф. Для чего? Для уменьшения абортов эти программы имеют смысл, т.к. способствуют распространению современных средств среди тех, кто нуждается в контрацепции. Но не для снижения бедности…. Поймите, в развивающихся странах рождаемость и так падает гораздо быстрее, чем ожидают некоторые учёные… Ведь не просто так в этих аграрных странах сохраняется ещё потребность в многодетности. Дети там  пока ещё, слава богу, и экономически и социально выгодны с малолетства. А энтузиастам планирования семьи хочется, чтобы контрацепцию там применяли не ПОСЛЕ, а ДО ТОГО как полностью удовлетворена потребность семьи в детях.  Хотят, чтобы при строе жизни, продолжающем ещё всесторонне поддерживать наличие нескольких детей в семье, вдруг сразу за один день стала выгодна малодетность, и чтобы тут же начали практиковать контрацепцию, как в странах Европейского Союза… Это пример политики, пренебрегающей наукой и принципами демократии. Вот как нарушается право человека иметь то число детей, какое хочется. Так ущемляется свобода выбора любого типа семьи, так навязывается репродуктивный европоцентризм.

Информация о работе Методичка по социологии