Методичка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка

Описание работы

по курсу социология

Работа содержит 1 файл

Практикум по социологии.doc

— 853.50 Кб (Скачать)

Журналист. А что это такое?

Демограф. Вера, что западные стандарты рождаемости наилучшие и что образцы, паттерны репродуктивного, контрацептивного и сексуального поведения – тоже наилучшие. Вера, что западная модель семьи способствует прогрессивному развитию, а «восточная модель» – тормозит её.

Журналист. Можно ли назвать некоторые из депопулирующих стран?

Демограф. На первом месте по убыли населения, разумеется, Россия – мы теряем свыше 26 млн. После нас идёт Япония, теряющая 21 млн., потом Италия – 16 млн., Украина – 11,5 млн., Германия – 10 млн., Испания – 9 млн. и Румыния – 6 млн.

Журналист. Как оценить размеры этой убыли населения – большие это или малые потери?

Демограф. Отвечая на вопрос, следует признать на примере России, что убыль окажется гораздо большей с учётом социологической коррекции. Сокращение числа детей в семье будет намного больше, чем предполагается в среднем варианте. Поэтому реализуется низкий прогноз, по которому в 2050 г. будет не 9,4, а 7,3 млрд. Это значит, что население России уменьшится в 2025 г. не на 20, а на 25-27 млн., и на 50-55 млн. в 2050 г. – при условии отказа от мощной политики укрепления института семьи с несколькими детьми, или политики поощрения иммиграции из пограничных стран.

Журналист. А что доказывают социологические данные?

Демограф. Прогнозное число детей с учётом социологических исследований будет не 1,3, а уменьшится к 2010 г до 1,0, и далее будет колебаться в пределах 0,8-0,9, что увеличит убыль населения как минимум на треть.

Журналист. Всё-таки ценность семьи держится тысячелетиями, и даже в своём малодетном виде семья оказывается для большинства предпочтительней многих и многих благ. Но это предмет забот, как я понимаю, для социологов, изучающих кризис семьи.

Социолог. Не все знают, что причиной спада рождаемости является ценностный кризис семьи и семейности, семейной формы жизни. Люди перестали жить большими семьями не просто так. Теперь всё больше склоняются к одиночно-холостяцкому бытию, к удобствам независимости. Но и для тех, кто ещё отважно решается на семейное «бремя» - брак получается какой-то походно-туристический: быстренько собрали- разобрали палатку и, оставив одиночку-феминистку у потухшего костра семейной страсти, двигаются дальше, к следующей «переночёвке». Тут уж не до детей – один ребёночек на трёх-четырёх кочующих друг от друга взрослых.

Журналист. Получается, будто общество не способно разглядеть социальную опасность, что оно слабее, чем отдельный человек со здравым смыслом, чётко различающим, где гибель и где спасение.

Социолог. Никто не предполагал, что наступит время, когда придётся оценивать эффективность социального строя по его способности обеспечить воспроизводство населения…. Давайте займёмся……алгеброй. Какие экономические показатели уровня жизни контролирует государство, или о чём пекутся профсоюзы, политические партии? О величине прожиточного минимума, минимальной зарплаты, о душевом доходе. Допустим, что усилия правительства направлены на то, чтобы минимальный (не средний!) душевой доход равнялся 500 рублям в месяц. Тогда при четырёх детях работающие отец и мать должны минимально получать 500 х 6 = 3000 : 2 = 1500 рублей каждый. При трёх детях = 1250 руб., при 2-х=1000 руб., при одном ребёнке = 750 руб. Государству выгодно, чтобы детей было меньше, поэтому при фиксированном душевом доходе распространение малодетности позволяет уменьшать и минимальную и среднюю – вообще любую зарплату работающих. Однако с точки зрения семьи, фиксированным является уровень получаемой зарплаты, поэтому супруги могут варьировать душевой доход в зависимости от числа детей. В этом случае малодетность позволяет повысить уровень жизни семьи.

13. В исследовании, проведенном автором в Тюменской области в 2005 г. (Выборочная совокупность составила 1146 человек, из них: 53% мужчин и 47% женщин) обращает на себя внимание большой разрыв между фактором «счастливая семейная жизнь» и «чувственные удовольствия, наслаждение» при расстановке приоритетов. Если «счастливая семейная жизнь» занимает в основном, 1-2 ранг, то  «чувственные удовольствия» помещались респондентами на 9-12 места. О чём это может свидетельствовать?

14. Тест.

1. Какие функции присущи СМИ как социальному институту (более одного варианта):

а) идеологическое и политическое влияние;

б) создание и распространение новейших систем индивидуальной и коллективной связи.

в) социальная депривация;

г) социальная адаптация

2. Семья, когда молодожёны проживают совместно с родителями жены относится к типу:

а) матрилокальная

в) нуклеарная

б) патрилокальная

г) билатеральная

3. Тип поведения членов общества, который достигается благодаря социальному контролю – это…

а) аффективное поведение

в) аддиктивное поведение

б) конформное поведение

г) девиантное поведение

4. Социальный институт – это…

а) совокупность социальных групп;

б) исторически сложившаяся форма деятельности людей;

в) совокупность социальных агрегатов;

г) социальная организация

5. Полиандрия – это:

а) один мужчина состоит в браке с несколькими женщинами;

б) одна женщина состоит в браке с несколькими мужьями;

в) несколько мужчин и женщин состоят в браке;

г) фактически не существующий брак

6. Конкубинат – это….

а) сватовство

в) многоженство

б) развод

г) сожительство

7. Какое событие характеризует такую фазу жизненного цикла семьи как уменьшение (по Антонову А.И.):

а) рождение последнего ребенка;

б) первый ребенок покидает родительский дом;

в) рождение первого ребенка;

г) смерть первого супруга

8. Институт дружбы относится к:

а) политическим социальным институтам;

б) экономическим социальным институтам;

в) формальным институтам;

г) неформальным институтам

9. Отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения называется:

а) социальной группой

в) социальной общностью

б) домохозяйством

г) групповой брак

10. Система родства, где отсчет ведется от отца, называется:

а) матрилинейной

в) патрилинейной

б) экзогамной

г) эндогамной

11. Родство является основной формой социальной организации в таком обществе как:

а) открытое

г) индустриальное

б) традиционное

д) простое

в) закрытое

 

12. Правила, предписывающие заключение брака вне пределов собственной группы, носят название:

а) полигиния

в) экзогамия

б) эндогамия

г) групповой брак

13. Процесс упорядочивания социальных связей, складывающийся исторически и начинающийся с определения потребностей общества, называется:

а) интернализацией

в) организацией

б) институционализацией

г) флуктуацией

14. В билатеральной структуре родства дети считаются связанными кровными узами с:

а) мифологическими предками рода

в) родственниками отца и матери

б) родственниками отца

г) родственниками матери

15. Правительственные учреждения, университеты – это…

а) утилитарные организации

в) принудительные организации

б) общественные организации

г) тоталитарные организации

16. Каждый из социальных институтов:

а) повышает уровень активности личности;

б) стремится подчинить поведение личности институциональным нормам;

в) создаёт референтные личности;

г) повышает уровень индивидуальности личности

17. По мнению ______бюрократия есть «царство секретности и некомпетентности», средоточие «ужасающего паразитирования»…

а) Т. Парсонса

в) К. Маркса

б) М. Ковалевского

г) Р. Мертона

18. Под институционализацией конфликта в социологии понимают:

а) научное изучение классовых конфликтов в обществе с целью их предотвращения;

б) развитие особых социальных институтов для урегулирования конфликтов между работодателями и наёмными работниками с целью ограничения их от конфликтов политических;

в) создание специальных судебных и арбитражных учреждений для рассмотрения трудовых и гражданских споров;

г) разработку правил гражданского противостояния

19. Охранительная функция присуща двум социальным институтам:

а) идеологии

в) дружбе

б) семье

г) религии

20. Образование как социальный институт не включает в себя:

а) общеобразовательную школу;

б) воскресную школу;

в) послевузовское образование;

г) систему переподготовки специалистов;

д) систему дошкольного воспитания и образования

 

 

Тема 8. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Цель занятия: Сформировать представление о соотношении личности и общества. Ознакомить с основными теориями личности. Раскрыть основные проблемы, связанные с социализацией личности.

 

Основные положения

 

1. Особенность социологического подхода заключается в целостном рассмотрении природы человека как биосоциальной. Это означает, что в социальном, хотя оно и вырастает из природного, навсегда сохраняются живые начала. Биологические особенности человека проявляются в двух аспектах: а) биологические особенности человечества, сделавшие возможной социальную жизнь (прямая походка как анатомическая особенность, механизм голосовых связок гортани и губ, длительность срока опеки взрослых, что делает возможным внегенетическую передачу большого объема знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями людей, отсутствие жестких механизмов инстинктов и т.д.); б) биологические особенности конкретного человека, индивида, влияющие на индивидуальность личности. Ведущим признаком социальных явлений чаще всего считают то, что они возникают во взаимодействии индивидов, имеют признак скоординированности, упорядоченности, носят целенаправленный характер. Человеку необходимо осуществление усилий для удовлетворения потребностей, лишь у него эти усилия скоординированы и объединены. Все эти свойства – свойства живого, но лишь наличие сознания придает жизни человека особое состояние – социальное. Сознание – особая, присущая человеку способность отражать и активно преобразовывать мир. Создает логику событий, действий, ожиданий реакций от другого человека. Проблема «личность и общество» в социологии выступает в двух основных относительно независимых, но тесно связанных ракурсах.

1. Нацелен на осмысление того, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько они могут и должны выражать ее интересы или они независимы от нее.

2. Как личность взаимодействует, насколько способна проявить свою независимость, автономность, или общество достаточно жестко программирует ценности.

Взаимодействие личности и социальной среды можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (личностью из предложенного обществом).

Информация о работе Методичка по социологии