Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка
по курсу социология
13. В чём заключается отличие маргинального типа личности от люмпен-пролетария, модальной личности от нормативной? Каковы критерии «нормальной» личности?
14. Задумайтесь, что происходит, когда Вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у Вас на курсе лекции. Вы думаете: «Если я задам вопрос, он сочтёт меня тупицей. Лучше уж помолчать». Как это объяснить?
15. В 1865 году в Западной Европе широко распространилась анкета-исповедь. На эту анкету в числе других отвечали К. Маркс, его жена и дочери, Поль Лафарг, участники Парижской коммуны. Даже в современных анкетах для девочек встречаются некоторые вопросы из знаменитой анкеты-исповеди. Вот эти вопросы.
1. Достоинство, которое Вы больше всего цените в людях?
2. Ваша отличительная черта?
3. Ваше представление о счастье?
4. Ваше представление о несчастье?
5. Недостаток, который внушает Вам наибольшее отвращение?
6. Ваша антипатия?
7. Ваше любимое занятие?
8. Ваш любимый поэт?
9. Ваш любимый прозаик?
10. Ваш любимый герой?
11. Ваш любимый цветок?
12. Ваш любимый цвет?
13. Ваше любимое имя?
14. Ваш любимый девиз? (Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Уч. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000, с.55).
Попробуйте ответить на эту анкету сами и посмотрите, что в результате получилось у других. Какие выводы можно сделать?
16. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях:
а) когда духовное лицо становится депутатом;
б) когда спортсмен курит;
в) когда директор завода едет на подножке трамвая;
г) когда министр занимается коммерческой деятельностью?
17. Назовите, к какому статусу – аскриптивному, главному, достигаемому, смешанному, прирождённому или личному – относятся следующие:
а) олимпийский чемпион | ж) брат |
б) академик | з) студент |
в) дочь кинозвезды | и) гражданин |
г) безработный | к) директор |
д) женщина | л) чемпион мира |
е) отец | м) «ботаник» |
18. Напишите на листочке свои статусы и роли. Всегда ли они уживаются мирно? Какие ролевые конфликты встречаются?
19.Ролевая игра «Человек в автобусе»
Подобно актерам, исполняющим определенную роль, члены общества занимают определенные ролевые позиции; так же, как актеры придерживаются текста пьесы, члены общества должны придерживаться соответствующих норм; так же, как актер должен реагировать на игру другого, члены общества взаимно корректируют свою реакцию друг на друга; подобно тому, как каждый актер дает свою интерпретацию роли, члены общества, обладающие различными навыками проигрывания роли, имеют свой стиль взаимодействия. Противоречия между людьми нередко являются результатом непонимания ролей друг друга. Для их преодоления необходимо осознание взаимных прав и обязанностей по отношению друг к другу.
Цель предлагаемой игры: понять роли других людей, представляя, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать.
Задача игры: участники должны представить себя в положении другого, преодолев барьеры ролевой трансформации.
Преподаватель распределяет роли за неделю до начала игры. Участникам необходимо продумать свою роль, по мере возможностей подобрать соответствующие роли аксессуары. Используя метод наблюдения, определить необходимые статусные символы, продумать статусный образ. Ролевая игра хороша тем, что «актеры», участвующие в ней, могут поменять пол, возраст, социальное положение и пережить ситуации и события чужой жизни.
Это развивает чувство сопричастности и «драматургические» способности, углубляет понимание других людей, расширяет вариативность поведения.
План игры
1. Вступительная часть: преподаватель (или другой ведущий) раскрывает цель и задачи игры, дает задание в соответствии со сценарием. «Актеры» коротко характеризуют ту личность, которую они будут «играть».
2. Основные действия.
3. Обсуждение игры.
4. Заключительная часть: выводы.
Один из вариантов исходной системы ролей:
студент; преподаватель вуза; инженер преуспевающего предприятия; инженер обанкротившегося предприятия; пенсионер; офицер Вооруженных Сил; священник; домохозяйка; преуспевающий бизнесмен (в автобусе — случайно); кондуктор; контролеры(2чел.)
Сценарий. Действие первое.
Картина первая. Посадка в автобус. Приобретение билетов и предъявление проездных документов. Задается элемент драматизации (взаимоотношения с кондуктором). Как статусный набор пассажиров влияет на их взаимоотношения с кондуктором?
Картина вторая. Входят контролеры, начинается проверка проездных документов. Интересно, кто из действующих лиц окажется без билета? Почему? Значим ли для контролеров статус преподавателя? А для преподавателя — статус контролеров?
Действие второе.
Кто-то наступает на ногу домохозяйке. Участники вступают в конфликтное взаимодействие. Как статус разных людей влияет на их поведение в одной и той же ситуации?
Действие третье.
Ремонт дороги. Автобус неожиданно меняет маршрут. Как будет выглядеть ролевая модель поведения каждого из «пассажиров»?
Действие четвертое.
Поломка автобуса. Выход пассажиров. Что произойдет на «сцене», если те же «роли» сыграют другие «актеры»?
Примеров подобных ситуаций можно привести множество. Подчеркнем, что процесс формирования личности означает ее «вживание» в различные социальные роли. Человек становится «актером», способным к постоянным социальным перевоплощениям. Умение личности понимать жизнь, отличную от собственной, — один из важных показателей ее социальной зрелости.
20. Тест.
1. Состояние разрыва между биологическим и социокультурным взрослением молодёжи, проявляющееся в неприятии социальных обязанностей и обязательств это:
а) инфантилизм | в) конформизм |
б) гедонизм | г) пессимизм |
2. Процесс передачи социального опыта, усвоения культурных и социальных норм называется:
а) социализацией | в) интеграцией |
б) депривацией | г) пауперизацией |
3. Наличие статусной несовместимости характерно для следующего статусного набора:
а) девушка, 22 года, санитарка | в) девочка, 14 лет, мать |
б) мужчина, 45 лет, отец 3-х детей | г) женщина, 33 года, директор завода |
4. Вид защиты от ролевого конфликта, когда индивид говорит себе «Я не на работе» - это:
а) разделение ролей | в) совмещение ролей |
б) смешение ролей | г) игнорирование роли |
5. Студент из-за нехватки времени вынужден выбирать между подготовкой курсовой работы и подготовкой доклада. Данная ситуация относится к..
а) конфликту мнений | в) конфликту статусов |
б) конфликту ожиданий | г) конфликту с друзьями |
6. Отличие социализации детей от социализации взрослых состоит в том, что…
а) в процессе детской социализации дети сами способны оценивать социальные нормы;
б) в процессе детской социализации в большей степени формируются навыки;
в) в процессе детской социализации формируются базовые ценности личности;
г) детская социализация выражается в изменении их внешнего поведения
7. Без каких двух элементов социальное действие утратит характер социального:
а) экспектации (ожидания) | в) установки |
б) направленности на других | г) рациональности |
8. Ролевая компетентность личности проявляется в том, что человек…
а) не знает о социальных ролях, но исполняет их правильно;
б) знает обо всех видах социальных ролей;
в) исполняет все социальные роли одновременно;
г) не смешивает социальные роли и быстро переключается с одной на другую.
9. Ролевая концепция личности возникла в рамках:
а) символического интеракционизма | в) макросоциологии |
б) психоанализа | г) социологии Г. де Тарда |
10. Формирование личности через исполнение ролей других людей рассматривал:
а) Дж. Мид | г) Ж. Пиаже |
б) М. Мид | д) З. Фрейд |
в) Ч. Кули |
|
11. Предвосхищающая социализация – это:
а) школьное образование;
б) дошкольное воспитание;
в) социализация в раннем детстве;
г) приобщение к нормам и ценностям группы, к которой человек хочет принадлежать
12. Односторонние, упрощённые негативные представления о чужих группах – это:
а) схема | в) стереотип |
б) миф | г) предрассудок |
13. Понятие «homo sociologicus» введено в научный обиход:
а) И. Гофманом | г) Ч. Кули |
б) О. Шпенглером | д) Р. Миллсом |
в) Р. Дарендорфом |
|
14. В описанные Т. Парсонсом характеристики, присущие любой социальной роли входит:
а) увлечение | в) формализация |
б) рефлексия | г) инстинкт |
15. Для идеальной коммуникативной ситуации в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса характерно:
а) не принимать в расчёт аргументов не по существу дела;
б) отсутствие аргументации;
в) приватный характер дискуссии;