Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:37, реферат
Метод опроса - это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где
для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он
имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя
течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят
анамнестические опросы
1. Метод опроса.
Метод опроса - это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где
для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он
имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя
течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят
анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела,
также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические
аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги,
работники служб
социального обеспечения и
используют этот
метод для получения
Специфика
метода состоит прежде всего
в том, что при его
источником первичной социологической информации является человек (респондент) -
непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой
общения с респондентами - анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит
совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и
образуют первичную информацию.
Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных
разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом
обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в
которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или
интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами;
психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или
интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно
большое количество респондентов и получать различную по своей природе
информацию.
Однако, всегда следует учитывать возможное искажение информации, полученной
методом опроса,
связанное с особенностями
социальной практики в сознании людей.
1.1. Анкетирование.
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса -
анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
Групповым
анкетированием называется
организациях (места работы, учёбы и т.д.).
При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на
рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое
распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов
связи: телефон, E-mail).
Социологическая
анкета - объединенная единым
система вопросов,
направленных на выявление количественно-
характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную
информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее
конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет
необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным
социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с
разным образованием и т.д.).
Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах
сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и
закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).
Вопросы о
фактах сознания людей
пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения
выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о
личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и
т.д.).
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится
полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только
тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть
альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность
выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные -
нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не "навязывают" респонденту
вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до
мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию
информацию, чем закрытые вопросы.
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от
респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки
негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев
или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных
случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной
форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его
личных качеств
или обстоятельств его
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании
исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса
(вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
1.2. Почтовый опрос.
Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно
рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее
общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.
Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет
надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества
анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора
респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.
Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них -
неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и
отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения
ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом
опросе.
Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета
печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один - когда
редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях
и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный
орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.
1.3. Интервьюирование.
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом
осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы,
предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым
отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот
метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но
вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения
числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Особенности
интервью по-разному
организационных формах. Рассмотрим их.
Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно
наиболее целесообразно,
когда изучаются
а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.
Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если
предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в
неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных
отношений.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное,
фокусированное и свободное.
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность
интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго
регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией,
предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер
обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению
стандартизации
поведения интервьюера и
сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или
причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы.
Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень
для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и
формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения
интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь
приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится
без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы;
определяется
только тема интервью.
2. Метод анализа информации.
Анализ документов - один из широко применяемых и эффективных методов
сбора и анализа первичной информации. Документы с различной степенью полноты
отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах
деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет
большой интерес для социологов.