Методы социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Метод опроса - это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где
для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он
имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя
течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят
анамнестические опросы

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

1. Метод опроса.  

Метод опроса - это  не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где 

для получения  информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он

имеет дело с  различными модификациями этого  метода. Например, врачи, выясняя 

течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят

анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела,

также пользуются методом опроса, специально изучают  его психологические 

аспекты и возможности  оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги,

работники служб  социального обеспечения и многих других сфер социальной практики

используют этот метод для получения интересующей их информации.            

 Специфика  метода состоит прежде всего  в том, что при его использовании

источником первичной  социологической информации является человек (респондент) -

непосредственный  участник исследуемых социальных процессов  и явлений.

Существует две  разновидности опроса, связанные  с письменной или устной формой

общения с респондентами - анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит

совокупность  предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и 

образуют первичную  информацию.

Каждый вариант  опроса представляет собой одну из наиболее сложных 

разновидностей  социально-психологического общения, обусловленного рядом

обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в 

которых реализован предмет исследования; качеством  работы анкетёра или 

интервьюера; сосредоточенной  работы респондента над предложенными вопросами;

психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.

Метод опроса, опирающийся  на достаточное число обученных  анкетёров или 

интервьюеров, позволяет  в максимально короткие сроки  опрашивать довольно

большое количество респондентов  и получать различную по своей природе

информацию.

Однако, всегда следует учитывать возможное  искажение информации, полученной

методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон

социальной практики в сознании людей.

1.1. Анкетирование.  

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид  опроса -

анкетирование. Оно может быть групповым или  индивидуальным.            

 Групповым  анкетированием называется опрос,  применяемый в основном в 

организациях (места работы, учёбы и т.д.).            

 При индивидуальном  анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на 

рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое 

распространение получил единовременный опрос (с  помощью электронных видов

связи: телефон, E-mail).            

 Социологическая  анкета - объединенная единым исследовательским  замыслом 

система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных

характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную

информацию. Для  этого надо знать и соблюдать  ряд правил и принципов ее

конструирования, а также особенности различных  вопросов. При составлении анкет 

необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково  понятен различным 

социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с

разным образованием и т.д.).            

 Все вопросы  можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах 

сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и 

закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).            

 Вопросы о  фактах сознания людей направлены  на выявление мнений,

пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы  о фактах поведения 

выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о

личности респондента  выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и 

т.д.).            

 Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится

полный набор  вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только

тот, который  совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть

альтернативные  и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность 

выбора респондентом всего одного варианта ответа, а  неальтернативные -

нескольких вариантов  ответов.            

 Открытые вопросы не содержат подсказок и не "навязывают" респонденту

вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до

мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую  по содержанию

информацию, чем  закрытые вопросы.            

 Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от

респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки

негативных явлений  действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев 

или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных

случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной 

форме. Респонденту  предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его 

личных качеств  или обстоятельств его деятельности.            

 Основные  вопросы анкеты направлены на  сбор информации о содержании 

исследуемого  явления. Неосновные - на выявление  адресата основного вопроса 

(вопросы-фильтры), проверку искренности ответов  (контрольные вопросы).  

1.2. Почтовый опрос.  

Почтовый опрос - разновидность анкетирования и  правомерно

рассматривается как эффективный прием сбора  первичной информации. В наиболее

общем виде он заключается  в рассылке анкет и получении  на них ответов по почте.            

 Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет

надобности в  подборе, обучении, контроле за деятельностью  большого количества

анкетеров. Еще  одним позитивным свойством является возможность выбора

респондентом  наиболее удобного для него времени  заполнения анкеты.            

 Вместе с  тем почтовый опрос имеет и  свои недостатки. Основной из  них -

неполный возврат  анкет, то есть не все респонденты  заполняют анкеты и 

отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения

ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом

опросе.            

 Разновидность  почтового опроса - прессовый опрос.  В этом случае анкета 

печатается в  газете или журнале. Существует два  вида такого опроса. Один - когда 

редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях

и их мнений о  работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный

орган изучается  мнение по какой-либо актуальной проблеме.  

1.3. Интервьюирование.

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом

осуществляется  при помощи интервьюера, который  задает вопросы,

предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым

отдельным человеком  и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот

метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но

вместе с тем  повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения

числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.            

 Особенности  интервью по-разному проявляются  в различных его

организационных формах. Рассмотрим их.            

 Интервью  по месту работы, занятий, то  есть в служебном помещении.  Оно 

наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы,

а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.            

 Интервью  по месту жительства. Оно становится  предпочтительным, если 

предмет опроса касается таких проблем, о которых  удобнее поговорить в 

неофициальной обстановке, свободной от влияния  служебных или учебных 

отношений.            

 В прикладной  социологии различают три вида  интервью: формализованное, 

фокусированное  и свободное.                

 Формализованное интервью - самая распространенная разновидность

интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго

регламентировано  детально разработанными вопросником  и инструкцией,

предназначенной для интервьюера. При использовании  этого вида опроса интервьюер

обязан точно  придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.                

 Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению

стандартизации  поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью 

сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или 

причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы.

Предварительно  заготавливают и вопросы для  такого интервью, причем их перечень

для интервьюера  обязателен: он может менять их последовательность и 

формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.                

 Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения

интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех  случаях, когда исследователь 

приступает к  определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится

без заранее  подготовленного вопросника или  разработанного плана беседы;

определяется  только тема интервью.  

2. Метод анализа информации.

Анализ документов - один из широко применяемых и эффективных методов

сбора и анализа  первичной информации. Документы с различной степенью полноты

отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах 

деятельности  человека; вследствие этого документальная информация представляет

большой интерес  для социологов.

Информация о работе Методы социологии