Предмет и методы социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе. В последнем издании Вебстеровского словаря социология определяется так: "Изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие науки…………………………………..………………………………4
1.1 Объект и предмет социологии………………………………………………..7
2. Связь социологии с другими гуманитарными науками, ее особенности…10
3. Общая характеристика используемых методов в социологии……………..15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 42.00 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ

Экономический факультет

Кафедра философии и истории 
 

Контрольная работа 

по дисциплине

      Социология

      на  тему:  «Предмет и методы социологии». 
       
       
       

Работу  выполнил:

студент 4 курса, группы № 4202

Шифр  № Э0801

Бабинцев  Алексей Анатольевич 
 
 
 

Рязань 2011

   Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  науки…………………………………..………………………………4

1.1 Объект и предмет социологии………………………………………………..7

2. Связь  социологии с другими гуманитарными  науками, ее особенности…10

3. Общая  характеристика используемых методов  в социологии……………..15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список  использованной литературы…………………………………………...19

 

   Введение

   В настоящее время  социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография. Среди  них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как  социологические методы позволяют  давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.

   Социология - наука о закономерностях становления  и развития социальных систем,  общностей, групп, личностей, то есть она изучает  социальную специфику развития общества.  Смелзер считает, что социология - способ изучения людей. Социологи  стремятся выяснить, почему люди ведут  себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п.

         Социологию можно определить  как научное изучение специфики  общества и социальных отношений.  Это обстоятельство крайне важно  подчеркнуть еще и потому, что  есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития  общества и соответствующие отношения  в обществе. В последнем издании  Вебстеровского словаря социология  определяется так: "Изучение истории  развития, организации и проблем  совместной жизни людей как  представителей определенных социальных  групп, общностей".

         Что такое  социальная общность? Это группа людей, которые объединены  благодаря исторически сложившимся  устойчивым связям. Не всяким, а  именно устойчивым. К ним можно  отнести такие социальные группы, как семья, нация, государство,  классы, профессиональные и возрастные  группы, трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения между  отдельными людьми и есть предмет  изучения социологии.

     1. Понятие науки. 

     Термин  ”социология” происходит  от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

      На всех этапах истории человечество  пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель). Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом  Контом в 30-х годах прошлого столетия. Как наука социология сформировалась в XIX веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком, английском языках. Огюст Конт (1798 - 1857) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории, которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.

      В конце XIX нач. XX вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду  с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный.  Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

   Первым  социологом давшим узкую трактовку  социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский социолог и философ, создатель так называемой «французской социологической школы». С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

     Институциализация социологии в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. «О социалистической академии общественных наук», где специальным пунктом было записано “ .. одной  из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований  в Петроградском и Ярославском  Университетах”. В 1920 г. в Петроградском Университете  был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

   В этот период издается обширная социологическая  литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения  русской социологической мысли  и социологии марксизма. В этой связи  в развитии социологии России наблюдаются  различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли ( М. Ковалевский, П. Михайловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социология М. - 1923), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода  в свет краткого курса “ История ВКПб “ И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц. профессионалы.

   Принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.

   Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого  могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно-буржуазной социологии.

   Т. к. социологические исследования имели  право на жизнь, то к середине 60 годов  стали появляться первые крупные  социологические труды по социальной инженерии и конкретному социальному анализу С.Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социальных исследований при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская соц. ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных соц. исследований ( с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал “ Соц. исследования“. Но развитие социологии постоянно тормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии “ Ю. Левады, институт  социологических  исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

   Запрет  на развитие теоретической социология был 1988 г. Закончился семидесятилетний период борьбы социологии как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г.  повышение роли марксистской - ленинской социологии в решении узловых и социальных проблем советского общества). Сегодня на западе в США социологии уделяется большое внимание. Только в США работает 90 000  ученых в области социология , 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием.

   В нашей в 1989 г. был первый выпуск ста  человек. Сейчас около 20  000 людей  профессионально причастны к  этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой. 

     1.1 Объект и предмет социологии.

     Объектом социологического познания  является общество, но определить  только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социологии как и любой другой науки лежит в различии объекта и предмета познания.

   Объект  познания -  все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук ( физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

   Каждая  наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

  • свою особую сторону или среду объективной реальности;
  • специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности;
  • особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей.

   Предмет любой науки - это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки и никакой больше.

   Социология  довольно поздно отпочковалась от  философии во  Франции, политической экономии в Германии, социальной  психологии в США, именно по той причине, что отождествлялись объект и предмет социологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный методологический порок еще присущ.

   Так что же является предметом социологии? По Конту, социология - это единственная наука изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни.

   Сен - Симон считает предметом социологии - социальные обязанности, группы, соц. институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие.

   Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

Информация о работе Предмет и методы социологии