Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время вопросам проведения досуга уделяется большое внимание. Это обусловлено уровнем развития общества, а также подтвер-ждено различными исследованиями на тему влияния досуга на уровень развития человека. Исследования показывают прямо пропорциональную зависимость культурного уровня развития человека от проводимого им досуга. Более того, влиять на социальное развитие, к примеру, подростка, возможно именно через сферу отдыха, досуга.
Целью нашей работы станет изучение эффективности применения культурной анимации как способа организации подростковых культурно-досуговых программ.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты культурной анимации 8
1.1. Сущность и типология культурной анимации 9
1.2. Специфика и содержание подросткового досуга. Ролевая игра. 19
Выводы по главе I 46
Глава II Практика использования технологий культурной анимации в
организации подростковых культурно-досуговых программ
48
2.1. Культурно-досуговая программа для подростков
как форма культурной анимации
48
2.2. Эффективность культурно-досуговой программы для подростков 56
Заключение 61
Список литературы 63

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 3.71 Мб (Скачать)

В связи с этим определяем, что досуг – это деятельность, которая       наполняет свободное время человека.

Существуют две формы  организации досуга: общественная и  индивидуально-личностная. В основе организации культурного досуга лежат       следующие методы:

 

1. Сочетание отдыха с различными  просветительными и  воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие форм  и методов организации и добровольность  в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера   отдыха, массовые праздники и др.) 6.

Различают следующие  виды досуга: самообразование, общественная деятельность, потребление культурных ценностей, занятие спортом, туризм и путешествия, развлечения, общение с людьми, общение с природой, пассивный отдых, антисоциальные виды досуга. Это обуславливает и наличие     различных типов анимационной деятельности, направленной на удовлетворение каждого типа досуга - анимационная деятельность выполняет ряд      задач оздоровительного, развлекательного, познавательного, релаксационного характера. Например, одной из форм досуга являются праздничные        мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год,         проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.). Популярны и развлекательно-образовательные формы (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, ролевые игры, а    также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме            повышать свой интеллектуальный уровень. Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие,      посиделки, литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, а также большие праздничные концерты.

Самый простой вид  досуга – отдых. Он предназначен для  восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и      пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет     значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения,          получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Отдых такого рода не ставит перед                                                                                              собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь    зачатки позитивного досуга.

И, тем не менее, такой  отдых – неотъемлемый элемент  жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой       деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт,     физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение7.

Исследователи выделяют три основные функции активного  отдыха: восстановительную, развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела.    В общем многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий8.

С активным отдыхом связана  активизация духовных интересов,         которые побуждают человека к активным поискам в сфере культуры.         Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности,               состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения    музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный    непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество9. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества      заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить         открывается всем без исключения. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов,     кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство,        конструирование, рационализаторство.

Основами культурно-досуговой анимации является:

· полный подход к организации  мероприятий;

· свобода выбора этих мероприятий;

· театрализация: внедрение  разнообразных приемов и всех видов                                                               

искусства (живопись, музыка, литература), при этом ход действия определяется сценарием;

· персонификация10.

Различают следующие  виды анимации:

- рекреационная - вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Например, экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).

- гостиничная тесно связана с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и в специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении      отдыхающих, отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения, т. е. в восстановлении жизненных сил и энергии.

- туристская - это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном теплоходе, поезде, автобусе и т. д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т. д.),      которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие11.

- спортивная – в её базе лежит здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствуетвыполнению человеком пуб-личных, профессиональных и бытовых функций. Сохранение и укрепление здоровья - это главные функции спортивной анимации. Анимационные программы вместе с развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание    делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

- культурно-образовательная – своей главной задачей, помимо развлечения людей, ставит образовательный момент. Типичным примером может служить анимационные шоу исторического формата, на которых зрители    могут познакомиться, к примеру, с костюмами определённой исторической эпохи, манерой поведения, иерархическими связями нутрии общества.          В конечном итоге она удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и  современным образцам культуры страны, региона, народа, нации .

- творческая - удовлетворяет потребность человека в творчестве,        демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

- детская – особый вид анимации, ведь в данном случае аниматор     обязан учесть целый ряд физиологических и психологических особенностей детей различного возраста, сделать такие условия, чтобы любому ребенку было интересно, и он сумел проявить и воплотить себя как личность. Детская анимация – это творческий и кропотливый процесс и является не просто     организация досуга детей, развитие их познавательной, физической и психологической сферы, но и организацией, при которой каждый день для ребёнка преобразовывался бы в целое событие, праздник,  Для организации эффективной работы с детьми нужно иметь соответствующие помещения           пребывания детей в летние месяцы и в непогоду, оснащенные разным инвентарем для рисования, лепки, подвижных и развивающих игр и т.д.12

Соответственно мотивации человека на практике складываются        следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности     публики:

• анимация в движении - удовлетворяет потребность современного    человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

• анимация через переживание  — удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

• анимация через общение - удовлетворяет потребности в  общении с новыми, интересными  людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

• анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей  в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение,   уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной   лености»;

При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности зрителей, как возраст, пол, численность (индивидуальная, групповая, массовая), а также активность участия людей. Хотя реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ13.

Для того чтобы успешно  составить анимационную развлекательную программу, нужно определиться с рядом критериев:

· жанром, при котором  создается особая атмосфера и  чувства для     зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.). При  этом номера и фрагменты обязаны  сочетаться таковым образом, чтоб сложилась единая картина из   частей данного представления;

· заглавием данного  мероприятия, которое создает настрой  и раскрывает его суть;

· сценарным планом, в  котором обозначен список частей, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их дела и движение.              Непременно обязана быть завязка, кульминация и развязка;

· сценарием, т.е. детализацией пунктов сценарного плана, а также      работа над литературной частью - проработкой  монологов и диалогов,        исследованием речевого стиля;

· режиссерским планом - перевод литературы на язык деяния (если это постановка по мотивам литературного произведения), составление и координация непрерывной действенной цепочки, и работа с техникой, светом и   звуком.

· определением места, где  будет разыгрываться действо (на летней площадке, в баре, около бассейна и т.п.)14.

Необходимо отметить, что анимационная программа –  это действо, в котором принимает  участие несколько сторон, и успешность мероприятия оценивается гармоничностью восприятия культурно-досуговой среды со   стороны зрителей. Гармоничность обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:

а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде,              способность ориентироваться в  ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;

б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости,     изумления; образ культурно-досуговой  среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;

в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды        включает: осознание значимости исторического культурного прошлого,      современности, память о событиях и людях, памятниках культуры,              искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение           причастности к культуре, искусству и истории;

г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры      человека и культурно-досуговой среды15.

Под технологией создания анимационных программ понимается      комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический     просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец,            творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет    собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты.

Информация о работе Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ