Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время вопросам проведения досуга уделяется большое внимание. Это обусловлено уровнем развития общества, а также подтвер-ждено различными исследованиями на тему влияния досуга на уровень развития человека. Исследования показывают прямо пропорциональную зависимость культурного уровня развития человека от проводимого им досуга. Более того, влиять на социальное развитие, к примеру, подростка, возможно именно через сферу отдыха, досуга.
Целью нашей работы станет изучение эффективности применения культурной анимации как способа организации подростковых культурно-досуговых программ.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты культурной анимации 8
1.1. Сущность и типология культурной анимации 9
1.2. Специфика и содержание подросткового досуга. Ролевая игра. 19
Выводы по главе I 46
Глава II Практика использования технологий культурной анимации в
организации подростковых культурно-досуговых программ
48
2.1. Культурно-досуговая программа для подростков
как форма культурной анимации
48
2.2. Эффективность культурно-досуговой программы для подростков 56
Заключение 61
Список литературы 63

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 3.71 Мб (Скачать)

IV. На заключительном этапе отснятый материал монтировался, и съёмочная бригада впервые посмотрела снятый фильм.

 

 

2.2. Эффективность культурно-досуговой

программы для  подростков

 

 

Оценка эффективности  проведённой для подростков программы  должна вестись по нескольким направлениям: степени выполнения функций конкретной ролевой игры, удовлетворённости от игры и заинтересованности в подобного вида досуговых программах самих участников.

В данном случае, согласно мнению руководителя класса, наблюдавшего за ходом действия игры, а также, по мнению самих ребят, в целом группа осталась довольна проделанной работой. Хотя, нужно отметить, что уже на этапе отсмотра снятых кадров у ребят стали возникать идеи, как улучшить полученный материал, какую информацию можно было ещё привести и т.п. Обсуждение велось всей группой – это говорит о том, что игра сблизила подростков, позволила им отнестись друг к другу на равных.

Подобную игру можно  считать качественным тренингом  личностного роста. Согласно наблюдениям  руководителя группы в результате игры у ребят развивалась уверенность в себе – благодаря возможности презентации своего выбора, его обоснования, они охотнее брали на себя поручения и выполняли их добросовестно. Но главным итогом было то, что ребята по собственной инициативе решили приступить к другой ролевой игре, расширив границы уже предложенной и сделать конкурсную работу-фильм.

Исходя из результатов  наблюдения за командой, можно сделать  вывод, что участие в совместной игре позволило ребятам узнать друг друга с другой стороны, и изменило их межличностные отношения, повысив  их уровень. Была выполнена и другая задача ролевой игры – обучающая. Подростки узнали новое о съемочном процессе, об истории города, у них появилась возможность попробовать себя в творческой профессии. Возможно, в дальнейшем это поможет кому-то из них с профессиональным выбором. Возможность сыграть в предложенную ролевую игру открыла перед ними другие аналогичные возможности: практика показала, что благодаря иным ролевым играм возможно осуществлять и иные функции, кроме познавательной – например, развлекательную, спортивную, психологическую (сплочение коллектива, например) и т.п. Важным моментом нашей ролевой игры является создание мотивации к обучению. Для этого была использована ситуация, решая которую группа обнаруживала свою компетенцию.

На примере этой игры была возможность наблюдать стадии развития сплоченности. На первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет – только между отдельными ребятами. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе мало межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение, не возникает чувства «мы». На этой стадии в школьном коллективе при возникновении каких-то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к педагогу.

На следующей  стадии в коллективе завязываются неформальные отношения между отдельными учениками, в том числе в них включаются те, кто на первом этапе был вне общего внимания. На этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы предопределены общей работой – группа сценаристов советуется друг с другом, операторов – друг с другом и т.п. Общее внутригрупповое общение пока не развито в необходимой мере. Тем не менее, на этой стадии появляется чувство «мы».

На третьей  стадии в группе актуализируется борьба за лидерство. Члены коллектива самостоятельно решают возникающие трудности, несколько лидеров претендуют на власть. Это обусловлено более глубоким включением в работу, когда расписываются конкретные роли, работа каждого, и т.д.

На четвертой стадии развития группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структуре. Группа выступает как единое целое. Говоря «мы», ребята имеют в виду всю группу – каждый высказывается от лица всего коллектива.

Важным условием успешности работы по программе является позиция руководителя (в данном случае лидера группы, руководителя группы – логично, что неформальный лидер должен получить роль руководителя формально) - именно от его поведения, установок, реакции на происходящее зависит вектор направленности сплоченности. Он осуществляет поддержку позитивного поведения (эмпатии, сотрудничества) и спокойное, взвешенное отношение к негативным проявлениям (соперничество, оценки, выпады в чью-то сторону). При возникновении конфликтных ситуаций его задача состоит в том, чтобы не решать проблему, а стимулировать группу самостоятельно найти самое эффективное решение. Стоит отметить также, что лидеру важно распределять свое внимание так, чтобы каждый участник группы получал его в равной степени. Поддержка особенно важна для тех подростков, которые испытывают трудности в общении с одноклассниками. В целом поведение ведущего должно выступать моделью партнерского общения, так как он является тем, кто своим примером демонстрирует, как можно быть успешным в общении.

Оценка эффективности  проведённой культурно-досуговой  программы даётся и с точки  зрения самих участников процесса. Для этого мы предложили подросткам-участникам игры ответить на анкету, вопросы которой позволят нам определить, как сами подростки оценивают важность участия в игре, дала ли она возможность получить новые знания, а также может ли она послужить объединяющим группу фактором (приложение 2). В анкетировании принимали участие все участники игры.

На первый вопрос «Какие из  нижеперечисленных способов досуга, на ваш взгляд, способствуют развитию и воспитанию подростков?», были получены следующие результаты: 40% ребят отдали предпочтение играм, 35% – творческим конкурсам, 25% - спортивным соревнованиям.

Вопрос «Какие источники литературы вы использовали для подготовки к  участию в игре?» выявил склонность ребят к современным способам получения информации: 61% использовал для подготовки интернет, 37% - книги  журналы, и только 2% расспрашивали на интересующую тематику родителей и учителей.

Отвечая на вопрос, «Появились ли  у вас новые знания об истории  города после участия  в игре?», ребята показали следующие результаты: 86% ответили однозначное «да», 3% пояснили, что хоть новые знания и появились, они им вряд ли пригодятся, и 1% счёт, что вся эта информация была им раньше известна.

78% ребят планирует  использовать полученную информацию  на уроках в школе, 17% - не планирует  применять её вообще, а 15% поделится  новыми знаниями с друзьями.

На вопрос «Готовы  ли вы принять участие в организации  обучающих ролевых игр  об истории  города для учеников других параллелей?», ребята ответили: 67% - «да, это полезно знать всем школьникам», 28% не уверены, что справятся с организационной и руководящей работой, 5% не видят необходимости в организации подобных игр.

На вопрос о сплочённости игрового коллектива были получены следующие результаты: 74% респондентов отметили, что в коллективе легко завязываются неформальные отношения между отдельными учениками, группа выступает как единое целое. 16% пояснили, что отдельные члены коллектива по-прежнему самостоятельно решают возникающие трудности (как показало наблюдение, это «лидеры мнения», подростки, которые и вне игрового коллектива являются центром притяжения всеобщего внимания). Наконец, 10%   опрошенных   не ощутили группу до конца сплочённой командой. У них так и не возникло чувства «мы».

Вопрос «Считаете ли вы подобные игры способом погружения в профессиональную деятельность?» показал, что 84% действительно считают игру хорошим способом изучения профессиональной деятельности для своего возраста (они дали ответ А), 16% отметили, что «не уверены, что эта модель настоящей профессии отражает все её аспекты».

Но в то же время  более половины респондентов (67%) на заключительный вопрос ответили, что предложенная им работа оказалась труднее, чем они её себе представляли. 26% решили, что «подростку-школьнику предложенные задания вполне по силам» (ответ Б), и 7% уверены, что «это было легко для меня. Считаю, что готов к выполнению такой работы в будущем на постоянной основе».

Таким образом, мы можем сделать  вывод о том, что проведённое  досуговое мероприятие оказалось полезным для ребят – с точки зрения познавательных функций, и оказало объединяющее влияние на группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В настоящее время  вопросам проведения досуга уделяется  большое внимание. Это обусловлено  уровнем развития общества, а также  подтверждено различными исследованиями на тему влияния досуга на уровень развития человека. Исследования показывают прямо пропорциональную зависимость культурного уровня развития человека от проводимого им досуга. Более того, влиять на социальное развитие, к примеру, подростка, возможно именно через сферу отдыха, досуга.

Для этого предложить подросткам удовлетворяющий их интересы вид проведения досуга, необходимо проводить изучение предпочтений подростков в этой области. Следует отметить, что для того, чтобы организовать коллективный досуг, то есть включить в общую деятельность каждого человека, то эффективность этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения отдыхать.

Ролевая игра формирует у играющих подростков способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению, ориентирует на планирование собственного поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Это позволяет сделать вывод, что она способна выполнить ряд перечисленных выше функций и может рассматриваться как технология культурной анимации в молодёжной досуговой программе.

В ходе своего исследования мы подтвердили свою гипотезу.  Основой для нашего исследования было знание подростковых предпочтений по проведению досуга. Ребята-подростки, которые участвовали в нашем наблюдении, и ролевой игре, показали заметные результаты. В качестве игрового задания мы предложили им снять фильм об истории Норильска, и в ходе проведения игры ребята не только «вжились» свои роли, но и выполнили поставленную задачу, при этом ощущая себя в игровой, досуговой ситуации. Но главное, ролевая игра выполнила познавательную функцию по отношению к участникам, и сплачивающую, коллективную – ребята стали лучше понимать друг друга, общение сало более интенсивным, «партнёрским». Важным моментом нашей ролевой игры является создание мотивации к обучению.

Участники ролевой игры были объединены в игровую группу на основе исследования их профессиональных интересов. Профессиональные интересы участников были выявлены с помощью анкетирования, раскрывающего склонность подростков к той или иной деятельности. В результате команду составили школьники, желающие заниматься сходной деятельностью (согласно заданию игры требовались подростки, склонные к творческой работе).

По окончании ролевой игры участникам было предложено ответить на вопросы ещё одной анкеты. Результаты анкетирования показали, что  большинство участников готовы принять участие в организации подобных игр для других детей и подростков. В процессе выполнения игрового задания подростки получили большой объём новой информации, таким образом, игра выполнила поставленную обучающую функцию. Отмечая выполнение коллективной функции игры, 74% опрошенных отметили, что в коллективе легко завязываются неформальные отношения между отдельными учениками, группа выступает как единое целое. Это даёт основания считать, что игра решила и эту поставленную перед ней задачу. 

Таким образом, в процессе исследования мы выполнили поставленные перед нами задачи: выявили особенности и функции культурной анимации, рассмотрели технику культурной анимации как способ организации культурно-досуговых программ, предложили и осуществили культурно-досуговую программу для подростков, а в заключительной части работы изучили эффективность этой программы, достигли поставленной цели, и доказали гипотезу исследования.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.  2004. № 2. - С. 96.
  2. Акимова Г.Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7 лет», Санкт-Петербург, 2001. - С. 81.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. - С. 303.
  4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., «Просвещение», 1997г. – С. 90.
  5. Борисова Ю. Н., Гаранин Н. И. и др. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания. - М., 1997. - С. 107.
  6. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. – С. 120.
  7. Булыгина И. И. Значение курса туранимации в подготовке менеджеров туризма // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999. - С. 80.
  8. Бестужев – Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984. – С. 117.
  9. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994. – С. 208.
  10. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988. – С. 88.
  11. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культуры, 1983. – С. 62.
  12. Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. – М., 1997 - №12. – С . 4-6.
  13. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитический обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994. – С. 105.
  14. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980-С 5-27.Гаранин Н. И. Менеджмент туранимации в туркомплексах // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999. – С. 204.
  15. Гуляев В.Г. «Организация туристкой деятельности», Москва, 1996. – С. 81.
  16. Гуревич К.М. Психологическая диагностика детей и подростков. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. – С. 360.
  17. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., №7, 1996. – С. 10-13.
  18. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996. – С. 160.
  19. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 1990. – С. 107.
  20. Долматов Г.М. «Международный туристический бизнес: история, действительность и перспективы», Ростов-на-Дону, 2001. – С. 218.
  21. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997. – С. 235.
  22. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. – С.61.
  23. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 1989. – С. 370.
  24. Жуков Л.Я., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 63.
  25. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования. // Совместная деятельность: методология, теория, практика. /Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 2003. – С. 75.
  26. Зорин И.В. «Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме». Москва, 2000 г.5. Квартальнов В.А. «Финансы и статистика», Москва, 2003 . – С. 106.
  27. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. – М.: Лениздат, 1987 г. – С. 167.
  28. Калинин И. Клубные парадоксы // Встреча.- М., 1996 г. №5 – С. 19-21.
  29. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1997. – С. 59.
  30. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991. – С. 170.
  31. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995. – С.144.
  32. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972. – С. 112.
  33. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987. – С. 79.
  34. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, Тетра-Системс, 2000. – С. 436.
  35. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993. – С. 84.
  36. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992. – С. 123.
  37. Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М., 1985. – С. 312.
  38. Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Гвишиани Д.М. Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988. – С. 500.
  39. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.. 2005. – С. 177.
  40. Котлер Ф. «Маркетинг. Гостеприимство и туризм», Москва, 1998. – С.  159.
  41. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001. – С. 403.
  42. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 1990 г., с.111.
  43. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981. – С. 63.
  44. Культура духовных запросов личности. – Киев: Высшая школа, 1986. – С. 203.
  45. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностной активности. – М.: Просвещение, 1976. – С. 143.
  46. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 97.
  47. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. – С. 152.
  48. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 1995. – С. 85.
  49. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук / МГИК.-М., 1991. – С. 120.
  50. Никифорова Е. Перестали работать на глазок. // Клуб. – М., 1998.- № 10 . – С. 98.
  51. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. – М.: сов. Россия, 1987. – С. 140.
  52. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М., 1996.-№7. – С. 214.
  53. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990. – С. 185.
  54. Программа социальных реформ в российской федерации на период 1996-2000 годов./ Российская газета, 12 марта, 1997. –  С. 2-3.
  55. Развитие личности // коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий./ Под.ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова.-С.Пб.: Лениздат, 1987. – С. 96.
  56. Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся туристских лицеев и колледжей. - М.: Советский спорт, 2001. – С. 97.
  57. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. – С. 115.
  58. Петрусинского В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг.-М., Новая школа, 1994. – С. 155.
  59. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. – С. 712.
  60. Салахутдинов Р. Г. Организационные и педагогические основы социально- культурного творчест<span class="dash041e_0

Информация о работе Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ