Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время вопросам проведения досуга уделяется большое внимание. Это обусловлено уровнем развития общества, а также подтвер-ждено различными исследованиями на тему влияния досуга на уровень развития человека. Исследования показывают прямо пропорциональную зависимость культурного уровня развития человека от проводимого им досуга. Более того, влиять на социальное развитие, к примеру, подростка, возможно именно через сферу отдыха, досуга.
Целью нашей работы станет изучение эффективности применения культурной анимации как способа организации подростковых культурно-досуговых программ.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты культурной анимации 8
1.1. Сущность и типология культурной анимации 9
1.2. Специфика и содержание подросткового досуга. Ролевая игра. 19
Выводы по главе I 46
Глава II Практика использования технологий культурной анимации в
организации подростковых культурно-досуговых программ
48
2.1. Культурно-досуговая программа для подростков
как форма культурной анимации
48
2.2. Эффективность культурно-досуговой программы для подростков 56
Заключение 61
Список литературы 63

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 3.71 Мб (Скачать)

В числе игровых методов культурной анимации разработано и придумано множество различных тестов, игр, конкурсов, соревнований и викторин, которые имеют разную направленность. Эти виды развлечений могут быть юмористические, интеллектуальные, научные, экспериментальные, психологические, педагогические и др. Поэтому необходимо организовывать анкетирование среди подростков с целью выявления их пожеланий и интересов, чтобы все действия, направленные на молодежь, вызывали духовный подъем, положительные эмоции, жизненный тонус и отвлекали подрастающее     поколение от пагубных привычек: наркомании, курения, пристрастия к    алкоголю и т.д.

Игра дает подростку:

- перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, монотонностью,     жесткой детерминацией образа жизни;

- порядок. Система правил в  игре абсолютна и несомненна;

- возможность создать и сплотить  коллектив. Привлекательность игры  столь велика и игровой контакт  людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок;

- элемент неопределенности, который  возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений;

- понятие о чести, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра противостоит корыстным интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой      мужество, ум, честность и благородство;

- компенсацию. Игра нейтрализует  недостатки действительности,    противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир, романтизм;

- физическое совершенствование,  поскольку в активных своих  формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования,      умение ориентироваться и двигаться по пересеченной местности;

- возможность проявить или совершенствовать  свои творческие навыки в создании  игровой атрибутики, развить воображение,  поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;

- умение ориентироваться в реальных  жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно, психологическую устойчивость.

Игра  снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и  целеустремленность в выполнении поставленной цели, создает гармонию, формирует стремление к совершенству46.

Роль игры одинаково  велика в формировании и развитии всех сторон человеческой мысли - интеллектуальной, физической, эстетической, этической, духовной. Игра учить соотносить свою позицию с позицией другого ее участника и доставляет радость творчества, победы. Она становится мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования.

Игра сопровождает человека в течение  всей жизни: родители играют с детьми, начиная с самого рождения, дети играют друг с другом во всё более сложные по мере взросления игры, молодёжь и взрослые участвуют в        различных жизненных ситуациях, поведение внутри которых является ничем иным, как достаточно сложной, запутанной на взгляд со стороны игрой.   Иногда незаметно, иногда явно, но почти каждый день мы становимся свидетелями и/или участниками тех или иных социальных, политических, экономических, культурных и спортивных игр47. Поэтому вполне естественным является желание понять и определить роль игры как культурного и философского явления в развитии и текущем состоянии человечества.

Такой форме культурной анимации, как игра, свойственна объединяющая функция. Её участники связаны друг с другом всеми вышеуказанными условиями, принимая на себя совместное обязательство их выполнения.     Таким образом, у игры появляется существенное этическое и социальное   значение.

Одним из наиболее подходящих для подростков вариантов культурно-досуговой программы (по динамичности действий, возможности проявления творческого начала) является ролевая игра — игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры 48.

Достижение цели не обязательно  является основной задачей ролевой  игры, а в некоторых ролевых  играх её вообще нет. Главной задачей  может выступать развитие персонажа, правильный отыгрыш или исследование    мира.

Различают следующие  виды ролевой игры:

- Сюжетно-ролевая – это деятельность подростков, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

- Театрализованная, театр – это однокоренные слова, указывающие на родство театрализованных игр с театром. Театр – синтетический вид         деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства49.

В ролевой игре участники отражают свой окружающий мир и его     многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя игрок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя.

Условия, необходимые для развертывания ролевой игры сводятся к следующим:

1) Все играющие должны  одинаково относиться к игре. Если в живо протекающую игру  включаются не все участники,  которые сразу не понимают значения всех игровых действий, не включаются в игровую ситуацию или относятся к игре недостаточно серьезно,— игра прекращается. Чтобы        развернулась ролевая игра школьников, необходимо, чтобы в ней принимали участие те дети, с которыми дружат и которых уважают играющие. В       противном случае они отказываются принять участие в игре. Наблюдения показывают, что чем старше дети, тем большее значение для них имеет данное условие.

2) Чтобы развернулась  игра с сюжетом, участники должны  представлять себе характеры людей, в роли которых они будут находиться в игре.

Любопытно отметить, что место и положение подростков в игре, как правило, совпадает с положением их в коллективе. Например, главные роли получают те, кто пользуется наибольшим уважением в коллективе. Отрицательные или маловыразительные роли разыгрывают те, кто занимает по тем или иным причинам несколько обособленное место в коллективе. Однако, такие роли подростки часто получают не потому, что они сами к этому    стремятся, а потому, что их стремления ограничиваются коллективом. При этом связь между положением участника в игре и в коллективе настолько велика, что в тех случаях, когда подростку удается проявить в игре новые еще неизвестные его товарищам положительные качества, место его в коллективе значительно изменяется50.

В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты:

- роли. Могут быть социальными  и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений    (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются   местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы   формировать у подростков активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п.

- исходная ситуация - выступает как способ ее организации.

- ролевые действия, которые выполняют  учащиеся, играя определенную роль. Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

Основной ценностью ролевой  игры является её способность приспосабливаться к возрастным особенностям играющих, и реализовывать в     каждом случае свои функции. Так, существуют исследования, в которых детям  разных возрастов (1-5 классы) одни и те же сюжеты для игры, при этом содержание игры в каждом из них развертывалось своеобразно51.

Интересно отметить, что  среди игр, которые описывают  подростки, значительное место составляют игры промежуточные между ролевыми, и   играми с правилами. Они вносят правила в еще ролевую по своему характеру игру. Этот факт является интересным потому, что он подтверждает предположение, высказанное еще Л.С. Выготским, что развитие игры заключается в переходе от игр с явной воображаемой ситуацией и скрытыми правилами к игре с явными правилами и скрытой воображаемой ситуацией.

Значительно различие в  выборе сюжетов игр между мальчиками и     девочками. Девочки в основном выбирают сюжеты, отражающие популярные профессии (врача, геолога, артиста и т.п.); они выбирают сюжеты, отражающие бытовые стороны жизни; сюжеты героические встречаются в играх девочек реже. Мальчики, наоборот, чаще всего выбирают в качестве сюжетов героические события и довольно редко сюжеты, отражающие популярные профессии или жизнь взрослых людей.

В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них   жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. С возрастом адекватной формой игрового общения становится имитационная ролевая игра. В такой сфере соблюдаются правила имитируемой деятельности, общение организуется в соответствии с игровым заданием, учитываются правильные и неправильные решения, по окончании игры подводятся итоги, определяются победители, выполнившие задания наилучшим образом.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

 

На основе проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Досуг – это тщательно  спланированный отдых, включающий  в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательных, познавательных, созидательных и праздничных. Таким образом, организация досуга – активная часть нашей жизни, и организация анимации в культурно-досуговых программах, ориентированных на различную, широкую аудиторию – кропотливая и серьёзная работа,

2. Анимационные программы  используются в различных досуговых  программах: тематических (посвящённым  праздникам, важным датам и т.д.), рекреационных, детских и взрослых, на корпоративных событиях и  личных праздниках. Термин «анимация» следует понимать не только как деятельность, связанную с организацией досуга, но и культурно-познавательную, развлекательную и зрелищную.

3. Менеджер-аниматор обязан  знать психолого-педагогические  базы управления временным коллективом, с которым работает, быть фаворитом в разнообразных туристских коллективах, различающихся по возрасту, составу, образованию, социальному положению, уметь влиять на мировоззрение окружающих. Принципиальное значение имеет склонность к лидерству, а конкретно: умение проявлять инициативу, завлекать и направлять внимание остальных, давать им решение, способность разговаривать на языке собственных приверженцев. Кроме того, аниматоры должны обладать навыками костюмерной работы, гримерной, декораторской.

4. Подростковая аудитория характеризуется теми общественными      отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую группу. С 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать).

5. При создании современных  досуговых программ должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия подростков в клубных объединениях, учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения,но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентаций людей,складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного клубного учреждения. Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие подростка, его удовлетворенность своим свободным временем. Дифференциация досуга по интересам должна дополняться разделением его проведения с учетом различных групп подростков.

6. Одним из наиболее  подходящих для подростков вариантов  культурно-досуговой программы (по динамичности действий, возможности проявления творческого начала) является ролевая игра — игра развлекательного    назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия вместе создают или следуют уже        созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ

 КУЛЬТУРНОЙ  АНИМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ 

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

 

 

Во второй главе мы рассмотрим метод  ролевой игры как способ организации культурной анимации и проведём практическое исследование эффективности применения ролевой игры для выполнения определённых функций – в нашем случае – познавательной, коллективной и профориентационной.

 

 

2.1. Культурно-досуговая  программа для подростков

как форма культурной анимации

 

 

Одним из наиболее подходящих для подростков вариантов культурно-досуговой программы (по динамичности действий, возможности проявления творческого начала) является ролевая игра. Она имеет свои особенности построения, функции, правила проведения и несёт определённые задачи. Своей задачей по исследованию изучения культурной анимации как способа организации культурно-досуговых программ мы обозначили предложить использование ролевой подростковой игры.

Информация о работе Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ