Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время вопросам проведения досуга уделяется большое внимание. Это обусловлено уровнем развития общества, а также подтвер-ждено различными исследованиями на тему влияния досуга на уровень развития человека. Исследования показывают прямо пропорциональную зависимость культурного уровня развития человека от проводимого им досуга. Более того, влиять на социальное развитие, к примеру, подростка, возможно именно через сферу отдыха, досуга.
Целью нашей работы станет изучение эффективности применения культурной анимации как способа организации подростковых культурно-досуговых программ.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты культурной анимации 8
1.1. Сущность и типология культурной анимации 9
1.2. Специфика и содержание подросткового досуга. Ролевая игра. 19
Выводы по главе I 46
Глава II Практика использования технологий культурной анимации в
организации подростковых культурно-досуговых программ
48
2.1. Культурно-досуговая программа для подростков
как форма культурной анимации
48
2.2. Эффективность культурно-досуговой программы для подростков 56
Заключение 61
Список литературы 63

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 3.71 Мб (Скачать)

В настоящее время  сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека. При этом    происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирование культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга.                      В этом как раз и состоит предназначение учреждение культуры, как социально-культурного института. Основная функция, которого заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач.

К таким реально действующим, динамично развивающимся социально-культурным институтам относятся современные  культурно-досуговые      центры. Это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. Культурные центры создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу, путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица30. Цель их создания – интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

Нужно отметить, что в  зависимости от контингента людей, их сложившихся вкусов, традиций, предпочтений в сфере досуга культурного центра, клубы могут быть преимущественно рекреативно развлекательного характера, спортивно-оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности населения (например, выступать как база деятельности различных любительских объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды.

Следует рассмотреть следующую  классификацию социально-культурных центров, участвующих в реализации социального заказа:

1. По основному профилю деятельности – полу функциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий:

социально-гуманитарные (в том числе  реабилитационные и корректирующие);

художественно-эстетические;

спортивно-оздоровительные;

научно-технические;

2. По социальной ориентации:

дошкольные;

детские;

подростковые;

молодежные и т.д.31

При создании современных досуговых  программ должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия подростков в клубных объединениях, учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентаций людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного клубного учреждения.

Казалось бы, сейчас возможности  заполнения свободного времени     неисчерпаемы. Все доступно современному подростку: самообразование,   посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой и т. д. Но это в теории, на практике же не все так просто. В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования подросткового досуга.

Сфера подросткового досуга имеет  свои особенности. Досуг подростков существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость.

Подростков влечет к себе все  новое, неизвестное. Сегодня, ввиду     возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью их досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы32.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие подростка, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости  относится преобладание у нее   поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций33.

К другим особенностям подросткового досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга подростков. Подавляющее большинство подростков предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. При всей важности и силе социализации в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом подростки упрямо «сбиваются» в компании сверстников.

Примечательной особенностью досуговой  подростковой деятельности стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение подростков в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее      потребности: в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий.

Надо подчеркнуть, что характеристика подросткового досуга с точки  зрения культуры его организации  и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным     богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Культура досуга характеризуют  также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей. 

Подростковый досуг  подразумевает свободный выбор  личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация,     интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль   досуга.

Значение данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия  только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, что бы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость34. Таким образом, активный,    содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его  культуры, то сразу же происходит изменения  и в структуре досуга. Досуг  обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного  уровня. Если подросток не ставит перед  собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

В наше время запросы  и интересы подростков непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно   распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Различные категории людей отличаются друг от друга                потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности35.

Отбор материала для  любых мероприятий сложен и противоречив. Ведь в массовой аудитории могут  быть люди с разным образованием, возрастом, социальным положением, культурным уровнем. Одни требуют высокого качества мероприятия, другие об этом не задумываются, поэтому нужно удовлетворить вкусы представителей и низкого и высокого уровня подготовки, надо дать материал, выполняющий простые и более сложные педагогические функции.

Таким образом, в нестабильной аудитории организатор досуга имеет дело с множеством потребностей (и в отдыхе, и в общении, и в познании, и наслаждении) и с множеством различных интересов. Поэтому он должен    обладать педагогической оперативностью в выявлении и использовании этих моментов. Нужно учитывать особенности рекламы мероприятия, рассмотреть мотивы посещения культурно-досугового учреждения.

Подростковый досуг закрепляет, а во многом и закладывает в  человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело  определять его        отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека   вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени – творческий или нетворческий.  Одного поманят странствия, другого – рыбалка, третьего – изобретательство36.

Отметим ещё раз, что каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого   молодого человека – вот путь формирования личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.

Второе требование к организации  подросткового досуга состоит в  том, что он, несомненно, должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Тут важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи. Наиболее удобные формы для этого уже выработаны жизнью – любительские объединения и клубы по интересам. Они, прежде всего, многопрофильны: политические, спортивные, туристические, здоровья, любителей природы, научно-технического творчества, читателей, самодеятельной песни, коллекционеров, книголюбов, выходного дня, молодой семьи и др.

Клуб – сравнительно небольшое  объединение людей, охваченных      общим интересом, занятием. Он является школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий37.

Но в то же время каждый из членов этого объединения стремится      вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научиться чему-то, а научась не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился             с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.

Наблюдения за работой клубных  объединений убеждают: чтобы досуг  стал действительно привлекательным  для молодежи, необходимо строить   работу обеспечивающих его учреждений и организаций на интересах каждого молодого человека. Надо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них регулированием соответствующих форм и видов досуговых      занятий. В связи с этим сейчас в практику работы многих учреждений культуры и спорта все больше входят социологические исследования, с помощью которых они пытаются изучать досуговые запросы молодежи.

Информация о работе Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ