Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:14, курс лекций
Целью дисциплины является: обеспечение организации высокоэффективной деятельности предприятий на рынке товаров народного потребления; изучение факторов, влияющих на состояние рынка и удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления; овладение методами оценки состояния торговли, позволяющих определить пути повышения её эффективности; обеспечение комплексного подхода к организации торговых процессов.
ОРГАНИЗАЦИЯ
И ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ
Цель
преподавания дисциплины
Торговля является одной из основных отраслей экономики народного хозяйства, направленной на развитие деловых взаимоотношений в условия формирования рыночных отношений, с учётом правовых регулирований торговой деятельности в Республике Беларусь.
В процессе изучения
Целью дисциплины является:
обеспечение организации
Современный специалист
торговли должен уметь анализировать
современные торговые и технологические
процессы, знать особенности развития
отрасли, конкретной торговой организации
и на этой основе прогнозировать деятельность,
направленную на повышение эффективности
торговли.
Задачи изучения
дисциплины
Задачами изучения дисциплины «Организация и технология торговли» является: формирование знаний, умений и навыков в области функционирования организационных структур торговли, построение и использование материально-технической базы торговли; рациональной организации торгово-технологических процессов и системы товароснабжения, изучение организации труда работников торговли, тарного хозяйства и транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий торговли.
Материалы курса строятся на изложении основных понятий организации торговли, раскрытии теоретических и методологических основ, на выявлении факторов, оказывающих влияние на организацию торговых процессов, на определение места и роли торговых работников в решении задач по насыщению рынка товарами народного потребления и удовлетворению спроса населения в них.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- законы и нормативные документы по организации торговли;
- торговую терминологию;
- организационное построение торговли в РБ;
- построение и размещение розничной торговой сети и складского хозяйства;
- содержание технологии торговых процессов;
- тенденции развития торговли;
- вопросы организации товароснабжения;
- организацию труда в торговле;
- организацию транспортно-
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
-правильно организовать
- пользоваться библиотечными и
другими литературными
- собирать и анализировать фактический материал;
- рассчитывать потребность в торговой сети и общетоварных складов;
- пользоваться Интернетом.
Перечень дисциплин (их разделов, тем), усвоение которых
студентами
необходимо для изучения
данной дисциплины
Для
изучения данной дисциплины необходимо
изучение следующих дисциплин: «Экономика
предприятий торговли», «Оборудование
предприятий торговли».
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Название темы |
Содержание |
1.Организационное построение торговли | 1.Принципы организационного
построения торговли и его
совершенствование
2.Оптовая и розничная торговля и их роль в сфере товарного обращения 3.Организационно- 4.Республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь 5.Торговые организации и предприятия. Торговые ассоциации, концерны, консорциумы, торговые дома, союзы 6.Рынки и их место в структуре торговли. Виды рынков и организация управления ими |
2.Построение и размещение розничной торговой сети | 1.Сущность и
факторы развития розничной 2.Виды розничной торговой сети 3.Специализация и типизация розничной сети 4.Принципы размещения розничной торговой сети 5.Планирование развития розничной торговой сети 6.Зарубежный
опыт организации розничной |
3.Устройство, планировка, основы проектирования магазинов | 1.Классификация
торговых зданий и помещений
2.Требования к устройству магазинов 3.Помещения магазина: торговые и неторговые 4.Устройство и планировка магазинов 5.Проектирование типовых зданий 6.Технико-экономические показатели использования зданий магазина |
4.Организация технологических процессов в магазинах | 1.Содержание
торгово-технологического 2.Организация и технология приемки товаров в магазине 3.Организация и технология хранения товаров в магазине 4.Технология подготовки товаров к продаже. Размещение товаров в торговом зале 5.Принципы выкладки товаров. Потери товаров при организации технологического процесса 6.Зарубежный
опыт технологии работы |
5.Организация снабжения розничной торговой сети товарами | 1.Сущность и
принципы товароснабжения 2.Источники товароснабжения розничной торговой сети 3.Организационно- 4.Организация и технология доставки товаров в розничную сеть 5.Информационно-диспетчерские службы поставщиков и получателей. Организация их работа 6.Зарубежный опыт организации снабжения товарами розничной торговой сети |
6.Организация розничной продажи товаров и обслуживания покупателей | 1.Роль торговли
в удовлетворении потребностей населения
в товарах и услугах. Закон о защите прав
потребителей
2.Понятия культуры торговли, качества торгового обслуживания, культуры обслуживания. Показатели культуры обслуживания 3.Понятие продажи
товаров. Формы и методы 4.Самообслуживание: понятие, значение показателей и пути повышения эффективности 5.Продажа товаров по предварительным заказам, образцам, с индивидуальным обслуживанием 6.Методы активизации продажи товаров 7.Внемагазинные формы продажи товаров 8.Сущность и
значение дополнительного 9.Правила торговли и продажи товаров. Организация контроля в торговле |
7.Организация труда в предприятиях торговли | 1.Сущность и
особенности труда работников
торговли
2.Научная организация труда в торговле, ее понятия, задачи, принципы 3.Основные категории
работников магазинов. Их 4.Формы и организация
материальной ответственности 5.Понятие рабочего места. Режим работы магазина. Графики выхода на работу 6.Зарубежный
опыт организации труда |
8.Организация
оптовой торговли товарами народного
потребления 9.Товарные склады. Устройство, планировка и оборудование |
1.Сущность и
функции оптовой торговли
2.Оптовые торговые предприятия и их классификация 3.Организационное
построение и размещение 4.Зарубежный
опыт организации оптовой 1. Понятие товарного склада. Роль и функции складов 2. Классификация складов. Состояние и тенденции развития товарных складов 3. Факторы, влияющие на устройство и планировку складов. Формы складских зданий 4. Конструктивные элементы складских зданий и их характеристика 5. Складские помещения, их классификация и взаимосвязь 6. Характеристика операционных вспомогательных, подсобно-технических и административных зданий 7. Оборудование складских помещений. Торгово-технологическое оборудование для хранения товаров 8.Методика расчета площадей и емкости складов 9. Зарубежный
и передовой отечественный |
10. Организация технологических процессов на складах | 1. Понятие технологического
процесса на складе. Содержание
технологического процесса. Складские
операции
2. Организация приемки товаров по количеству и качеству 3. Операции по хранению товаров. Организация размещения товаров на складе. Способы укладки на хранение 4. Организация отпуска товаров со склада 5. Управление
складским технологическим 6. Зарубежный
и передовой отечественный |
11.Тара и тарные операции в торговле | 1. Понятие упаковки
и тары. Роль и требования, предъявляемые
к таре
2. Классификация тары 3. Стандартизация и унификация тары. Маркировка тары 4. Организация работы с тарой. Организация тарооборота. Приемка тары 5. Вскрытие, ремонт и хранение тары. Возврат (сдача) тары. Пути снижения расходов и потерь по таре в торговле 6. Зарубежный опыт работы с тарой |
12.Организация перевозок товаров и транспортно-экспедиционного обслуживания торговли | 1. Роль транспорта
в организации товародвижения. Виды
транспорта и транспортных средств
2. Управление
транспортом в Республике 3. Организация
перевозок грузов 4. Операции по прибытию грузов на станцию назначения. Оформление документов на право получения грузов 5. Контейнерные перевозки товаров. Пакетные перевозки грузов 6. Перевозки
грузов автомобильным 7. Показатели
эффективности использования 8. Основные направления повышения эффективности работы автотранспорта 9. Транспортно-эксплуатационное обслуживание предприятий торговли. Правила транспортно-эксплуатационного обслуживания в Республике Беларусь. |
ИНФОРМАЦИОННАЯ (ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ
Основная
литература
Дополнительная
литература
7.
Сборник нормативных
Законодательные
и нормативные
акты
ми) Мн.: «Амалфея», 2001
5. Правила осуществления
6.Трудовой кодекс Республики Беларусь. 1999.
7. Устав
железнодорожного транспорта
к
техническим средствам
обучения
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
по
дисциплине «Организация
и технология торговли»
Их преимущества и недостатки.