Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:57, контрольная работа
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности или как педагогику досуга. Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» – оживлять, одушевлять.
Санкт-Петербургский
заочное отделение
кафедра СКД
Контрольная работа
по предмету «Социально-культурная анимация».
Выполнила: студентка группы 30450
Краснопёрова В.В.
Санкт-Петербург
2012 г
Социально-культурная анимация в России.
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной
психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-
культурной деятельности или как педагогику досуга.
Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в
буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» –
оживлять, одушевлять. Понятие «анимация», с одной стороны, характеризует цели анимационной деятельности, выявляет ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой – обозначает собственно духовный аспект взаимоотношений, наполненных подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием в процессе анимационной деятельности, а также определяет психолого-педагогические подходы, основанные на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.
При обращении к истокам
«учения о душе» древних
были обнаружены зачатки психолого-педагогических свойств сущности и
содержания анимационной деятельности. В сложных концептуальных
переплетениях идеалистического
и материалистического
понимание души не только как некой субстанции, но и как объекта
воспитания, обладающего формирующим воздействием.
Так, в воззрениях Платона, сводимых к пониманию совершенствования
души через ее воспитание, – «душа не уносит с собой в Аид ничего, кроме
воспитания и образа жизни» – обнаруживаются зачатки свойства
социализации, прослеживающегося в его тезисах, непосредственно
связанных с восприятием и развитием – «от правильного воспитания души
зависит мудрость, справедливость, правильный строй в государстве».
Значение в понимании свойства сублимации имеет идея Аристотеля о
сущности очищения (катарсиса) через эмоциональные потрясения путем
«сострадания и страха». В учении Пифагора, установившего воспитание при
помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, прослеживается
терапевтическое свойство, откуда происходит «врачевание человеческих
нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей».
Аналитическое обращение к истории «учения о душе», которое прошло
определенные этапы своего становления и развития в соответствии с эпохой
и развивающейся
Несомненный вклад в исследование содержания и сущностных характеристик анимационной деятельности в российских условиях внес
Н.Н. Ярошенко, рассматривающий анимацию как «особый вид социально-
культурной деятельности», основанной на современных технологиях
(социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.),
обеспечивающих преодоление
социального и культурного
В своих работах он
изучает теоретические
культурной анимации и приходит к выводу, что современная концепция
социально-педагогической деятельности существенно раздвигает границы
социальной педагогики, рассматривает ее как научную дисциплину,
исследующую воспитательный процесс во всех возрастных группах.
«С позиций социально-
может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающейся на
методы организации культурно-досуговой деятельности населения».
Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социально-
культурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих
отечественных специалистов в области культурно-досуговой деятельности
Е.Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной
и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в
виде особой модели организации социокультурной деятельности:
• как совокупность элементов (учреждения, государственные органы,
организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория),
находящихся в постоянных отношениях;
• как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые
отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и
особенно в ее свободное время;
• как своеобразная социально-педагогическая система, в которой
ведущую роль играют аниматоры, профессиональные илидобровольные, обладающие специальной подготовкой и
использующие, как правило, методы активной педагогики.
Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику и даже структуру анимационной деятельности, которая проявляется на организационном (кто), деятельностном (что), методическом и технологическом (как) уровнях. Вместе с тем не следует ограничивать
сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями
(лишь бы заполнить досуг, неважно чем, неважно для чего), поскольку
весьма серьезная составляющая социокультурной анимации — это ее
мировоззренческий (смысловой) потенциал.
Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно
точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее
консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой — обозначать
внутренний аспект взаимоотношений
субъектов педагогического
(особые способы общения, диалога, наполненного соучастием, сочуствием,
содействием). В связи с этим можно сказать, что в современной психолого-
педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей
части со вторым аспектом, т. е. используется в основном для характеристики
отношений.
В этом плане типична
мысль французской
Схожую мысль выражает и М. Симоно, определяя социокультурную анимацию как область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения в межличностных и коллективных отношениях путем прямых воздействий на индивидов. Понятно, что это воздействие осуществляется главным образом посредством разнообразных видов деятельности. Надо сказать, что возникновение социокультурной анимации, по крайней мере, как самостоятельного явления в науке, социологи условно связывают с Францией 1901 года, когда был введен закон о создании различных неполитических ассоциаций. До этого года различные социальные объединения людей (по интересам, по способу заполнения досуга и пр.) не могли мыслиться вне конкретного политического действия, очевидного или скрытого. К 1901 году ситуация резко изменилась: увеличился объем свободного времени населения за счет постепенного сокращения рабочего времени. Начали получать развитие любительские ассоциации (объединения), что и потребовало соответствующего юридического оформления.
Вместе с тем возникновение специальной заинтересованности именно в педагогическом моделировании социальной среды и целенаправленном
построении педагогического процесса формально принято относить к
периоду 70-х годов ХХ столетия. В это время во Франции проводились
обширные социологические исследования, которые касались, кроме прочего,
особенностей внеучебного времени подрастающих поколений и,
соответственно, влияния содержания этого времени на общий социальный
фон, как в среде молодежи, так и в социуме вообще. Результаты оказались
плачевными. С одной стороны, условия для конструктивного заполнения
жизненного времени подрастающих поколений сводились к минимальным
значениям, с другой — сами дети в основной своей массе, кроме
потребления, ничего не хотели и не могли: ни знать историю, ни
поддерживать и культивировать собственную и мировую культуру и т. д.
Тогда правительство Франции в спешном порядке озаботилось выделением
больших бюджетных ресурсов на решение этой проблемы.
Нашелся и человек, которого принято теперь считать основоположником социокультурной анимации, – это Жан Фридман. Он выступил с идеей формирования гармоничного единства ребенка и той среды, в которой он развивается. Правительство же, со своей стороны, возвело идею Фридмана в ранг первоочередных программ государства. По ее замыслу – вся страна становится воспитательной нацией. Такого рода решения конечно же потребовали больших изменений, и не только общесоциальных, но и сугубо педагогических: необходимо было пересмотреть весь научный аппарат теории и практики воспитания, разработать концепцию воспитательных сил и элементов социума, способных оживить окружающую среду и социальное бытие вообще.
Поэтому с начала 70-х годов ХХ столетия начали активно проводиться
исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их
психологии, образования и целеполагания, аудитории социокультурной
деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. В результате к
концу ХХ века социокультурная анимация стала представлять собой
самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в
сфере досуга.
Что касается нашего отечественного опыта в области социально-
культурной деятельности, то здесь можно сказать следующее. В недавнем
прошлом, в эпоху Советского Союза, в нашей отечественной педагогике и
сфере заполнения досуга в целом был накоплен достаточно богатый опыт
построения такой деятельности.
социокультурной анимацией, однако именно эта сфера социальной
деятельности была весьма насыщенной.
Достаточно вспомнить чрезвычайно активную и конструктивную
деятельность пионерской и комсомольской организаций, богатый опыт
организации летнего (каникулярного) досуга, внеклассную работу в школе,
функционирование социально-
надо помнить и известные события последнего десятилетия ХХ века, когда в
стране вся социальная (в т. ч. воспитательная) сфера была оставлена в самом
беспомощном и убогом положении. Это и понятно – о какой профессиональной организации досуга могла идти речь во время колоссальных социально-экономических и политических потрясений. Вместе с тем накопленный за прошлое столетие богатый опыт в сфере
социально-культурного развития населения в нашей стране все чаще
обращает на себя внимание не только отечественных, но и зарубежных
специалистов.
Сейчас, в современном российском обществе, тенденция инициации
социальных действий в сфере досуга становится все более актуальной, и на
это, по мнению специалистов, есть ряд причин:
• изменение мировоззренческих оснований в организации
педагогической работы в социуме;
• изменение экономического статуса социально-культурной
деятельности, потребность в поиске «предпринимательской ниши» в
сфере свободного времени;
• переориентация социально-культурной деятельности на
многообразный спектр реальных потребностей населения,
проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения,
утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития;
• потребность конструктивно
культурной деятельности советского периода.
Что же представляет собой социально-культурная анимационная деятельность в современных условиях? Необходимо напомнить, что хотя
понятие социокультурная анимация встречается не только, порой не столько,
в педагогической сфере, тем не менее, деятельность по социальному
оживлению, включению человека в активную жизнедеятельность по своей
сути является психолого-педагогической. Это становится тем более
очевидным, если мы рассмотрим методы социокультурной анимации,
особенности подготовки
различных мероприятий
Известно, что такой специалист, как социокультурный аниматор (по
край ней мере в таком звучании), чаще встречается в сфере культурно-
досуговой (в туристическом, развлекательном бизнесе, в шоу-бизнесе и т. д,),
а не в педагогической. Схожее обозначение такого специалиста ранее звучало как «массовик-затейник» Однако в нашем случае социокультурный
аниматор – это не только и не столько сценический персонаж, ведущий
какого-либо шоу, но – специалист.
Какие же характеристики имеет такая специализация? Самая общая:
аниматор – специалист осуществляющий анимационную работу. Если
обратиться к французскому
опыту социокультурной
увидим, что социокультурные аниматоры во Франции в большинстве своем –