Социально-культурная анимация

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности или как педагогику досуга. Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» – оживлять, одушевлять.

Работа содержит 1 файл

анимация.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский Государственный  Университет  Культуры и Искусств

заочное отделение

кафедра СКД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету «Социально-культурная анимация».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы 30450

                     Краснопёрова В.В. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г

Социально-культурная анимация в России.

 

Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной

психологии,  которую  все чаще обозначают как педагогику социально-

культурной деятельности или как педагогику досуга.

Слово «anima»,  являясь  коренной основой термина  «анимация»,  в

буквальном переводе с латинского означает  «душа»,  а глагол «animo» – 

оживлять, одушевлять. Понятие  «анимация»,  с одной стороны, характеризует цели анимационной деятельности,  выявляет ее одухотворяющий, консолидирующий характер,  а с другой –  обозначает собственно духовный аспект взаимоотношений,  наполненных подлинным сочувствием, сопереживанием,  содействием в процессе анимационной деятельности,  а также определяет психолого-педагогические подходы,  основанные на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины,  добра, красоты.

При обращении к истокам  «учения о душе» древних мыслителей нами

были обнаружены зачатки  психолого-педагогических свойств сущности и

содержания анимационной деятельности.  В сложных концептуальных

переплетениях идеалистического и материалистического рождалось

понимание души не только как некой субстанции,  но и  как объекта

воспитания, обладающего формирующим воздействием.

Так, в воззрениях Платона, сводимых к пониманию совершенствования

души через ее воспитание, – «душа не уносит с собой в  Аид ничего, кроме

воспитания и образа жизни» –  обнаруживаются зачатки  свойства

социализации,  прослеживающегося в его тезисах,  непосредственно

связанных с восприятием  и развитием – «от правильного  воспитания души

зависит мудрость, справедливость, правильный строй в государстве».

Значение в понимании  свойства сублимации имеет идея Аристотеля о

сущности очищения  (катарсиса)  через эмоциональные потрясения путем

«сострадания и страха». В учении Пифагора, установившего  воспитание при

помощи музыки,  тех  или иных мелодий и ритмов,  прослеживается

терапевтическое свойство,  откуда происходит  «врачевание  человеческих

нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей».

Аналитическое обращение  к истории «учения о душе», которое прошло

определенные этапы  своего становления и развития в  соответствии с эпохой

и развивающейся мировоззренческой  картиной,  дало нам возможность выделить основные формирующие человека процессы – социализацию, сублимацию, терапию. 

Несомненный вклад в  исследование содержания и сущностных характеристик анимационной деятельности в российских условиях внес

Н.Н. Ярошенко,  рассматривающий анимацию как  «особый вид социально-

культурной деятельности»,  основанной на современных технологиях

(социальных,  педагогических,  психологических,  культуротворческих  и др.),

обеспечивающих преодоление  социального и культурного отчуждения. 

В своих работах он изучает теоретические источники  социально-

культурной анимации и  приходит к выводу,  что современная концепция

социально-педагогической деятельности существенно раздвигает границы

социальной педагогики,  рассматривает ее как научную  дисциплину,

исследующую воспитательный процесс во всех возрастных группах.

«С позиций социально-педагогического  анализа социокультурная анимация

может быть определена как  отрасль социальной педагогики, опирающейся  на

методы организации  культурно-досуговой деятельности населения».

Обобщая теоретические  идеи анимации и опыт организации  социально-

культурной деятельности в ряде зарубежных стран,  один из ведущих

отечественных специалистов в области культурно-досуговой  деятельности

Е.Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной

и воспитательной системы  общества,  которая может быть представлена в

виде особой модели организации  социокультурной деятельности:

• как совокупность элементов  (учреждения,  государственные органы,

организации, добровольные ассоциации,  аниматоры,  аудитория),

находящихся в постоянных отношениях;

• как совокупность занятий,  видов деятельности и отношений,  которые

отвечают интересам, проявляемым  личностью в ее культурной жизни  и

особенно в ее свободное  время;

• как своеобразная социально-педагогическая система,  в которой

ведущую роль играют аниматоры,  профессиональные илидобровольные,  обладающие специальной подготовкой  и

использующие, как правило, методы активной педагогики. 

Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику и даже структуру анимационной деятельности,  которая проявляется на организационном  (кто), деятельностном  (что), методическом и технологическом  (как)  уровнях.  Вместе с тем не следует ограничивать

сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями

(лишь бы заполнить  досуг,  неважно чем,  неважно  для чего),  поскольку

весьма серьезная составляющая социокультурной анимации —  это  ее

мировоззренческий (смысловой) потенциал. 

Само понятие  «анимация»  позволяет,  с одной стороны,  достаточно

точно характеризовать  цели социокультурной деятельности,  выявлять ее

консолидирующий  (объединяющий)  характер,  а с другой —  обозначать

внутренний аспект взаимоотношений  субъектов педагогического процесса

(особые способы общения,  диалога,  наполненного соучастием,  сочуствием,

содействием). В связи  с этим можно сказать,  что в  современной психолого-

педагогической науке  применение понятия  «анимация»  связано по большей

части со вторым аспектом, т. е. используется в основном для характеристики

отношений.

В этом плане типична  мысль французской исследовательницы проблематики социокультурной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами. 

Схожую мысль выражает и М.  Симоно,  определяя социокультурную анимацию как область общественной жизни,  участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения в межличностных и коллективных отношениях путем прямых воздействий на индивидов.  Понятно,  что это воздействие осуществляется главным образом посредством разнообразных видов деятельности. Надо сказать,  что возникновение социокультурной анимации,  по крайней мере,  как самостоятельного явления в науке,  социологи условно связывают с Францией 1901  года,  когда был введен закон о создании различных неполитических ассоциаций. До этого года различные социальные объединения людей  (по интересам, по способу заполнения досуга и пр.) не могли мыслиться вне конкретного политического действия, очевидного или скрытого.  К 1901  году ситуация резко изменилась:  увеличился объем свободного времени населения за счет постепенного сокращения рабочего времени.  Начали получать развитие любительские ассоциации (объединения),  что и потребовало соответствующего юридического оформления.

Вместе с тем возникновение  специальной заинтересованности именно в педагогическом моделировании социальной среды и целенаправленном

построении педагогического процесса формально принято относить к

периоду 70-х годов ХХ столетия.  В это время во Франции  проводились

обширные социологические  исследования, которые касались, кроме  прочего,

особенностей внеучебного  времени подрастающих поколений  и,

соответственно,  влияния содержания этого времени на общий социальный

фон,  как в среде  молодежи,  так и в социуме  вообще. Результаты оказались

плачевными.  С одной  стороны,  условия для конструктивного  заполнения

жизненного времени  подрастающих поколений сводились  к минимальным

значениям,  с другой —  сами дети в основной своей  массе,  кроме

потребления,  ничего не хотели и не могли:  ни знать  историю,  ни

поддерживать и культивировать собственную и мировую культуру и т.  д.

Тогда правительство  Франции в спешном порядке озаботилось выделением

больших бюджетных ресурсов на решение этой проблемы.

Нашелся и человек,  которого принято теперь считать основоположником социокультурной анимации, – это Жан Фридман.  Он выступил с идеей формирования гармоничного единства ребенка и той среды,  в которой он развивается. Правительство же,  со своей стороны, возвело идею Фридмана в ранг первоочередных программ государства. По ее замыслу –  вся страна становится воспитательной нацией.  Такого рода решения конечно же потребовали больших изменений,  и не только общесоциальных,  но и сугубо педагогических:  необходимо было пересмотреть весь научный аппарат теории и практики воспитания, разработать концепцию воспитательных сил и элементов социума, способных оживить окружающую среду и социальное бытие вообще.

Поэтому с начала 70-х  годов ХХ столетия начали активно  проводиться

исследования,  касающиеся педагогики анимации,  аниматоров,  их

психологии,  образования  и целеполагания,  аудитории социокультурной

деятельности,  осуществляемой в ее рамках,  ее учреждений. В результате к

концу ХХ века социокультурная  анимация стала представлять собой

самостоятельное направление  психолого-педагогической деятельности в

сфере досуга.

Что касается нашего отечественного опыта в области социально-

культурной деятельности,  то здесь можно сказать следующее.  В недавнем

прошлом,  в эпоху  Советского Союза,  в нашей отечественной  педагогике и

сфере заполнения досуга в целом был накоплен достаточно богатый опыт

построения такой деятельности.  И хотя она редко называлась

социокультурной анимацией,  однако именно эта сфера социальной

деятельности была весьма насыщенной.

Достаточно вспомнить  чрезвычайно активную и конструктивную

деятельность пионерской и комсомольской организаций,  богатый опыт

организации летнего  (каникулярного)  досуга,  внеклассную работу в школе,

функционирование социально-педагогических комплексов и другое. Однако

надо помнить и известные  события последнего десятилетия  ХХ века, когда в

стране вся социальная  (в т. ч. воспитательная) сфера была оставлена в самом

беспомощном и убогом положении.  Это и понятно –  о какой профессиональной организации досуга могла идти речь во время колоссальных социально-экономических и политических потрясений.  Вместе с тем накопленный за прошлое столетие богатый опыт в сфере

социально-культурного  развития населения в нашей стране все чаще

обращает на себя внимание не только отечественных,  но и зарубежных

специалистов.

Сейчас,  в современном  российском обществе,  тенденция  инициации

социальных действий в сфере досуга становится все более актуальной, и на

это, по мнению специалистов, есть ряд причин:

• изменение мировоззренческих  оснований в организации

педагогической работы в социуме;

• изменение экономического статуса социально-культурной

деятельности,  потребность в поиске  «предпринимательской ниши»  в

сфере свободного времени;

• переориентация социально-культурной деятельности на

многообразный спектр реальных потребностей населения,

проявившихся в период социальной дезинтеграции,  разобщения,

утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития;

• потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-

культурной деятельности советского периода.

Что же представляет собой  социально-культурная анимационная деятельность в современных условиях?  Необходимо напомнить,  что хотя

понятие социокультурная  анимация встречается не только, порой  не столько,

в педагогической сфере,  тем не менее,  деятельность по социальному

оживлению,  включению  человека в активную жизнедеятельность по своей

сути является психолого-педагогической.  Это становится тем более

очевидным,  если мы рассмотрим методы социокультурной анимации,

особенности подготовки различных мероприятий анимационного  характера.

Известно,  что такой  специалист,  как социокультурный аниматор  (по

край ней мере в  таком звучании),  чаще встречается  в сфере культурно-

досуговой (в туристическом, развлекательном бизнесе, в шоу-бизнесе  и т. д,),

а не в педагогической.  Схожее обозначение такого специалиста  ранее звучало как  «массовик-затейник» Однако в нашем случае социокультурный

аниматор –  это  не только и не столько сценический  персонаж,  ведущий

какого-либо шоу, но –  специалист. 

Какие же характеристики имеет такая специализация?  Самая  общая:

аниматор –  специалист осуществляющий анимационную работу.  Если

обратиться к французскому опыту социокультурной анимации,  то мы

увидим, что социокультурные  аниматоры во Франции в большинстве  своем –

Информация о работе Социально-культурная анимация