Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:44, курсовая работа
Анимационная деятельность – процесс сложный, многоуровневый. В ее задачи входит создание анимационных культурно-досуговых программ, поиск оригинальных решений и сохранение традиционных форм, поиск новых форм средств и методов активации культурно-досуговой деятельности отдыхающих.
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский
государственный
педагогический университет»
Факультет социально-культурных коммуникаций
Кафедра
социально-художественного
образования
Анимация
в культурно-досуговой
деятельности
Курсовая
работа
Ис
ст
На
к.
Да
Оц
Сургут
2011 г.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.
Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.
Цель исследования - выявить современные условия совершенствования анимации в культурно-досуговой деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «культурно-досуговая деятельность».
2. Раскрыть сущность понятия «анимация».
3. Охарактеризовать направления анимационной деятельности.
4.
Выявить условия совершенствования анимационных
технологий на современном этапе.
Глава 1. КУЛЬТУРНО_ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1.
Понятие «Культурно-досуговая
деятельность»
В понятие "деятельность" отечественными учеными относит представление, прежде всего о системном характере деятельности: "Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры... Природа деятельности определяется сложным взаимодействием цели, средства и результата деятельности" (1, стр.30). Сложение культурно-просветительной работы в относительно самостоятельный феномен деятельности с достаточно четкой функциональной структурой, видами занятий и услуг, со своими организационно-методическими основаниями находило отражение в формировании целого ряда научных концепций (10, с. 13).
Организация деятельности
В организаторской деятельности очень важно умение выделить главные задачи и второстепенные, внимательно следить за всей суммой задач, что позволяет вовремя увидеть изменение статуса второстепенной задачи, ее переход в разряд основных, своевременно решать те второстепенные задачи, которые оказывают или могут оказать влияние на ход выполнения основных.
Большой вклад в разработку понятия "организация деятельности учреждений культуры" внесли МП Белова, И.М. Болотников, Е.А. Владимиров, В.П. Догаев, А.П. Марков, Ю.Д. Красилышков, Е.М. Клюско, В.П. Одинцов, Г.Л. Тульчинский, которые, с одной стороны, поэтапно теоретически рассмотрели различные аспекты организаторской деятельности, а с другой—определили основные направления сосредоточения исследований на наиболее актуальных и неразработанных вопросах (10, с. 18).
В
культурно-просветительной
В.Е. Триодин считает, что "...под методами клубной работы следует понимать разнообразные способы организации и управления деятельностью посетителей в единстве с их поведением и побуждением к взаимовоспитанию и самовоспитанию. Такое понимание методов клубной работы означает, что личность включается в систему отношений через коллектив, ее деятельность в этом коллективе определенным образом организуется, в результате чего накапливается опыт общественных отношений, который затем осознается"1. В данной характеристике методы предстают в процессе формирования сознания человека, развития его творческих способностей (16, с. 38).
За всю историю своего развития методика культурно-просветительной деятельности располагала тремя родовыми методами: театрализация, иллюстрирование и игра, выражающими ее природу и специфику. Анализ показывает: большинство авторов безоговорочно приняли значение и функции трех родовых методов при создании и проведении различных культурно-досуговых программ.
Д.М. Генкин настаивал на том, чтобы при подготовке мероприятий специалисты смогли "органически соединить художественно-творческие навыки с организационно-педагогическими в практической деятельности, рассматривая более детально методику подготовки как "этап реализации сценарно-режиссерского замысла" (4, с. 34).
В целом мнения ученых сводились к тому, что методику подготовки и проведения мероприятий надо рассматривать как единый процесс создания и воплощения сценарно-режиссерского замысла, который реализуется через ряд этапов: развитие социально-культурной деятельности участников; информация о мероприятии; финансирование; организация репетиционного процесса и приема мероприятия; проведение мероприятия; документальное оформление мероприятия во времени и пространстве. Сюда же входит процесс отбора и определения целей, форм, средств и методов целенаправленного творческого воздействия на аудиторию в зависимости о конкретных условий и состава аудитории.
Обобщая
сказанное об основных понятиях методики
культурно-просветительной
Опираясь
на социально-психологические
1.2.
Цели, мотивы, методы
и формы культурно-досуговой
деятельности
Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.
Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.
Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.
Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).
Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.
Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий.
Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.
Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.
Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга - мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.
Информация о работе Анимация в культурно-досуговой деятельности