Анимация в культурно-досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Анимационная деятельность – процесс сложный, многоуровневый. В ее задачи входит создание анимационных культурно-досуговых программ, поиск оригинальных решений и сохранение традиционных форм, поиск новых форм средств и методов активации культурно-досуговой деятельности отдыхающих.

Работа содержит 1 файл

Анимация в культурно-досуговой деятельности.doc

— 112.50 Кб (Скачать)
 

     Государственное образовательное  учреждение

     Высшего профессионального  образования

     Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры

     «Сургутский государственный  педагогический университет» 

     Факультет социально-культурных коммуникаций

     Кафедра социально-художественного образования 
 
 
 

     Анимация  в культурно-досуговой  деятельности 

     Курсовая работа 
 
 
 

                            Исполнитель: Золоторенко Евгения Николаевна,

                            студентка группы 0201 _________________

                            Научный руководитель: Белошапка Г.И.,

                            к.п.н., доцент __________________________

                            Дата  защиты «___»_______2011 г.

                            Оценка  ____________ 
 
 
 
 

     Сургут 2011 г. 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность. Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.

     Свободное время является одним из важных средств  формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и  на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.

     Цель  исследования - выявить современные условия совершенствования анимации в культурно-досуговой деятельности.

     Задачи  исследования:

     1. Раскрыть сущность понятия «культурно-досуговая деятельность».

     2. Раскрыть сущность понятия «анимация».

     3. Охарактеризовать направления анимационной деятельности.

     4. Выявить условия совершенствования анимационных технологий на современном этапе. 
 
 
 
 
 

     Глава 1. КУЛЬТУРНО_ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     1.1. Понятие «Культурно-досуговая деятельность» 

         В понятие "деятельность" отечественными  учеными относит представление, прежде всего о системном характере деятельности: "Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры... Природа деятельности определяется сложным взаимодействием цели, средства и результата деятельности" (1, стр.30). Сложение культурно-просветительной работы в относительно самостоятельный феномен деятельности с достаточно четкой функциональной структурой, видами занятий и услуг, со своими организационно-методическими основаниями находило отражение в формировании целого ряда научных концепций (10, с. 13).

         Организация деятельности учреждения  культуры требует от специалистов умения распределить работу, определить персонально обязанности, права и ответственность, установить время выполнения работ, разработать систему контроля исполнения принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.

     В организаторской деятельности очень  важно умение выделить главные задачи и второстепенные, внимательно следить  за всей суммой задач, что позволяет вовремя увидеть изменение статуса второстепенной задачи, ее переход в разряд основных, своевременно решать те второстепенные задачи, которые оказывают или могут оказать влияние на ход выполнения основных.

     Большой вклад в разработку понятия "организация  деятельности учреждений культуры" внесли МП Белова, И.М. Болотников, Е.А. Владимиров, В.П. Догаев, А.П. Марков, Ю.Д. Красилышков, Е.М. Клюско, В.П. Одинцов, Г.Л. Тульчинский, которые, с одной стороны, поэтапно теоретически рассмотрели различные аспекты организаторской деятельности, а с другой—определили основные направления сосредоточения исследований на наиболее актуальных и неразработанных вопросах (10, с. 18).

     В культурно-просветительной деятельности под понятием "метод" принято понимать сумму примеров раскрытия и донесения до посетителей учреждения культуры необходимого содержания. Каждый метод представляет из себя сумму различных приемов, с помощью которых содержание передается в зависимости от организационно-педагогических условий и воплощается в определенной форме.

     В.Е. Триодин считает, что "...под методами клубной работы следует понимать разнообразные способы организации и управления деятельностью посетителей в единстве с их поведением и побуждением к взаимовоспитанию и самовоспитанию. Такое понимание методов клубной работы означает, что личность включается в систему отношений через коллектив, ее деятельность в этом коллективе определенным образом организуется, в результате чего накапливается опыт общественных отношений, который затем осознается"1. В данной характеристике методы предстают в процессе формирования сознания человека, развития его творческих способностей (16, с. 38).

     За  всю историю своего развития методика культурно-просветительной деятельности располагала тремя родовыми методами: театрализация, иллюстрирование и игра, выражающими ее природу и специфику. Анализ показывает: большинство авторов безоговорочно приняли значение и функции трех родовых методов при создании и проведении различных культурно-досуговых программ.

     Д.М. Генкин настаивал на том, чтобы при  подготовке мероприятий специалисты смогли "органически соединить художественно-творческие навыки с организационно-педагогическими в практической деятельности, рассматривая более детально методику подготовки как "этап реализации сценарно-режиссерского замысла" (4, с. 34).

     В целом мнения ученых сводились к  тому, что методику подготовки и проведения мероприятий надо рассматривать как единый процесс создания и воплощения сценарно-режиссерского замысла, который реализуется через ряд этапов: развитие социально-культурной деятельности участников; информация о мероприятии; финансирование; организация репетиционного процесса и приема мероприятия; проведение мероприятия; документальное оформление мероприятия во времени и пространстве. Сюда же входит процесс отбора и определения целей, форм, средств и методов целенаправленного творческого воздействия на аудиторию в зависимости о конкретных условий и состава аудитории.

     Обобщая сказанное об основных понятиях методики культурно-просветительной деятельности, автор считает, что из поля зрения ученых выпадал один из ведущих элементов  — знание объектом закономерностей процесса восприятия, выработка умений, навыков личности в творческом процессе предметной деятельности  (4, с. 40).

     Опираясь  на социально-психологические механизмы  при подготовке и проведении культурно-досуговых программ, специалисты учреждений культуры воплощают идеальную конструкцию сначала в драматургической основе, а затем в режиссерском замысле. Драматургия представляет собой вид литературы, способный создать каркас художественно-педагогической деятельности специалистов учреждений культуры. Сценарий как основной вид драматургии имеет два аспекта: художественно-публицистический и психолого-педагогический. Он предусматривает художественную организацию материала и аудитории, а также программирует предполагаемую реакцию участников. 

     1.2. Цели, мотивы, методы и формы культурно-досуговой деятельности 

     Цели  и мотивы человека, обращающегося  к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.

     Под целями досуга понимаются представления  о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех  или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

     Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный  характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего  развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.

     Мотивы  досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).

     Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как  правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные  влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.

     Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти  специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий.

     Мотивация, направленная на обретение свободы  в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.

     Однако  исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе  выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе считает  досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.

     Кроме того, формы как домашнего, так  и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга - мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.

Информация о работе Анимация в культурно-досуговой деятельности