Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время вопросам проведения досуга уделяется большое внимание. Это обусловлено уровнем развития общества, а также подтвер-ждено различными исследованиями на тему влияния досуга на уровень развития человека. Исследования показывают прямо пропорциональную зависимость культурного уровня развития человека от проводимого им досуга. Более того, влиять на социальное развитие, к примеру, подростка, возможно именно через сферу отдыха, досуга.
Целью нашей работы станет изучение эффективности применения культурной анимации как способа организации подростковых культурно-досуговых программ.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты культурной анимации 8
1.1. Сущность и типология культурной анимации 9
1.2. Специфика и содержание подросткового досуга. Ролевая игра. 19
Выводы по главе I 46
Глава II Практика использования технологий культурной анимации в
организации подростковых культурно-досуговых программ
48
2.1. Культурно-досуговая программа для подростков
как форма культурной анимации
48
2.2. Эффективность культурно-досуговой программы для подростков 56
Заключение 61
Список литературы 63

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 3.71 Мб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО      КУЛЬТУРЫ     РОССИЙСКОЙ      ФЕДЕРАЦИИ

   Филиал Федерального  государственного образовательного  учреждения

                        Высшего профессионального образования

«Московский государственный  университет культуры и искусств»  в 

                                                г. Норильске

 

                  Кафедра социально-культурной деятельности

 

                              

                         Выпускная квалификационная  работа

 

Использование технологий культурной анимации

в организации  подростковых культурно-досуговых  программ

 

                                                               Допущен к защите

                                                               зав. кафедрой______________  

                                                                 «___»_____________________2010 г.  

 

 

Студентки  5 курса 

Григорьевой Полины Назаровны

специальности «Социально-культурная деятельность»

специализации «продюсирование  и постановка культурно-досуговых программ»

Научный руководитель: С.В.Астраханцева, к.п.н., доцент

Рецензент:

 

                                             

Защищена

Протокол ГАК №____ от «____»____________2010 г.

с оценкой____________________

 

 

Норильск, 2010

                                     

                                                Содержание

Введение

……………………………………………………………

    3

Глава I.

Теоретические аспекты культурной анимации

     8

1.1.

Сущность и типология  культурной анимации

     9

1.2.

Специфика и содержание подросткового досуга.    Ролевая игра.

   19

Выводы по главе I

   46

Глава II

Практика использования технологий культурной    анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ

   48

2.1.

Культурно-досуговая  программа  для подростков как форма культурной анимации

   48

2.2.

Эффективность культурно-досуговой  программы для подростков

   56

Заключение

 

   61

Список литературы

   63

Приложение 1.

 Таблица 1. «Досуговая деятельность подростков: дома»

   69 

 Таблица 2. «Досуговая деятельность подростков: вне дома»

   70

Приложение 2. АНКЕТА 1 «Ориентированность подростков на коллективное взаимодействие»

   72

Приложение 3. АНКЕТА 2 «Профессиональные ориентации подростков»

   78

Фото практики

   84

Сценарий игры № 1 «Олимпиада в Норильске»

   91

Сценарий игры  № 2  «Выбор профессии»

   98

Сценарий игры № 3  «Собеседование»

  102

Сценарий игры № 4  «Поиск сокровищ»

  106

Иллюстрации дипломов к  сценариям

  109


 

                                          ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  термин «анимация» распространён более чем      широко. Анимационные программы используются в различных досуговых программах: тематических (посвящённым праздникам, важным датам и т.д.), рекреационных, детских и взрослых, на корпоративных событиях и личных праздниках. Их организация может занимать как длительный период – от   нескольких месяцев или недель, так и небольшой временной отрезок –        несколько часов. Проведение же, как правило, ограничивается несколькими часами – за исключением поэтапных многоступенчатых игр.

Однако прежде чем  говорить об анимационных программах, необходимо определить суть главного понятия, вокруг которого складывается     анимационная деятельность – досуг. Досуг – это тщательно спланированный отдых, включающий в себя большое количество полезных мероприятий:    развлекательных, познавательных, созидательных и праздничных1. Таким образом, организация досуга – активная часть нашей жизни, и организация анимации в культурно-досуговых программах, ориентированных на различную, широкую аудиторию – кропотливая и серьёзная работа, к которой    нужно относиться со знанием и ответственностью, ведь отдых, культурный досуг – важнейшая часть жизни каждого человека, моменты, которые     должны быть яркими, запоминающимися.

Однако организовать коллективный досуг – это означает каждого      человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других людей. И эффективность этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения отдыхать2.

Досуг позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями.                          Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял те   социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и      возможностям.

Подростки, молодые люди в возрасте от 13 лет - одна из наиболее      активных частей населения, которая готова участвовать в различных формах удовлетворения досуга. Та досуговая деятельность, в которую подросток    вовлечен на определённом этапе развития, влияет на успешное развитие его эмоциональной и социальной сфер почти в той же степени, что и целенаправленное воспитание. Ведь эмоциональная и социальная сфера подростка нуждается в развитии. Воспитание чувств является важнейшей социально-педагогической задачей. А креативная, увлекательная и полезная досуговая деятельность способна развить у него творческие способности, желание быть в потоке созидательной мысли.

В связи с этим организация  анимационной работы должна быть        глубоко продуманным и тщательно спланированным процессом. То, как     будут усваиваться эти знания и умения и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от    эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной действительности3. Поэтому актуальность темы данной работы заключается в необходимости развития сферы эмоционально-чувственного восприятия действительности подростком (молодым человеком) через        методы культурной анимации, например, ролевую, сюжетно-ролевую,        театрализованную игру.

В выбранной нами теме исследования отдельного внимания                заслуживает определение ролевой игры, на основе которой мы рассматриваем культурно-досуговую подростковую деятельность. В ролевых играх      воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь,        активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях4.

Важной особенностью ролевой игры является то, что она  может быть применима к участникам разных возрастов – начиная от младших детей, и до взрослых. Однако на каждом этапе ролевая игра будет обладать своими    особенностями – в функциях, структуре, форме построения и так далее. Эти особенности закономерны и складываются под влиянием осознанного и    бессознательного поведения и действий играющих. Какими конкретно бывают особенности ролевой игры, мы рассмотрим во второй главе работы.

В ходе нашего исследования мы рассмотрим особенности техники  анимации, ориентированной на разные тематики, публику, рассмотрим     особенности игрового метода анимации, ориентированной на потребности и увлечения подростков.

Объект исследования: культурная анимация как средство культурно-досуговой деятельности.

Предмет исследования: технологии культурной анимации в процессе организации подростковых культурно-досуговых программ.

Целью нашей работы станет изучение эффективности применения культурной анимации как способа организации подростковых культурно-досуговых программ.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: применение            культурной анимации в культурно-досуговых программах позволяет не только организовать и разнообразить досуг участников программы, но и    выполнить ряд дополнительных функций, в частности, объединяющую     коллектив, культурную, образовательную, воспитательную, спортивную.

 

 

 

 

Задачи исследования:

    1. Выявить особенности и функции культурной анимации.
    2. Рассмотреть технику культурной анимации как способ организации культурно-досуговых программ.
    3. Предложить культурно-досуговую программу для подростков.
    4. Изучить эффективность культурно-досуговой программы для     подростков.

 

Методы исследования:

    1. Изучение литературы по теме технологий культурно-досуговой анимации, значения ролевых игр.
    2. Опытная работа по организации культурно-досуговой программы.
    3. Педагогическое наблюдение.
    4. Методы статистической обработки данных.

 

База исследования: гимназия № 1, 9 «б» класс.

Теоретическая значимость исследования: Рассмотрение подростков как объекта воздействия досуговой среды осуществлено с позиции их ценностно-ориентационного отношения к своему свободному времени.     Выявлены досуговые интересы подростков в условиях современной социокультурной ситуации, мотивы их участия в досуговой деятельности, а также проблемы, связанные с организацией их свободного времени.

Определены  концептуальные основы культурно-досуговой  деятельности подростков, согласно которым необходимым условием эффективности этого процесса является формирование у них досуговой культуры.

Практическая  значимость: Своей гипотезой мы выдвинули предположение о том, что ролевая игра имеет ряд функций, имеющих глубокую практическую значимость. Например, выполнение объединяющей функции позволяет изучить и сплотить подростковый коллектив; спортивной или     познавательной – расширить границы познаний подростков в различных    областях. Таким образом, практическая значимость использования ролевой игры как способа организации досуга подростков представляется очевидной – это возможность не только организовать свободное время молодых людей, но и выполнить ряд сопутствующих действий, имеющих серьёзное значение для развития подростка как личности.   

 

Организация исследования:

Исследование проводилось  в три этапа. На первом были проанализированы источники литературы по проблеме исследования. На втором этапе была проведена анимационная программа на основе ролевой игры и произведена оценка её эффективности. На третьем этапе были проанализированы и обобщены полученные данные.

          

           Структура дипломной работы: исследование состоит из введения,   2-х глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ

 АНИМАЦИИ

 

Анимацией в общепринятом смысле слова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специальных программ для проведения свободного времени. Культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, который основан на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.         В первой главе приведено развёрнутое содержание термина «анимация»,       а также его типология и функции.

Технологии культурной-досуговой анимации предлагают в виде основных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, обширное использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке.

Культурно-досуговая  анимация на сегодняшний день является одним из наиболее интенсивно развивающихся  направлений современной социально-культурной деятельности, предполагающих реализацию программ      творческой направленности, активного отдыха, консолидации индивидов и  общественных групп на основе ценностей культуры. Это полностью отвечает интересам организации подросткового досуга. О его особенностях и            социально значимых функциях также будет рассказано в первой главе.

 

 

 

1.1. Сущность культурной анимации, её типология

 

Анимационная деятельность складывается из существующих направлений социокультурной, культурно-досуговой деятельности, из сложного   переплетения видов искусств и направлений культур, которые преобразовываются в новое качество – в многообразные анимационные процессы,        разнообразные формы и виды анимационной деятельности.

Термин «анимация» следует  понимать не только как деятельность,    связанную с организацией досуга, но и культурно-познавательную, развлекательную и зрелищную. Анимационные программы могут включать в себя спортивные состязания, шоу, танцевальные вечера, карнавалы, театрализованные представления и иные формы проведения досуга. С точки зрения системного подхода анимация - это удовлетворение специфических потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении. Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл: для одних отдых - это путешествие, для других - чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т. д.5.

Информация о работе Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ