Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:01, дипломная работа
В настоящее время вопросам проведения досуга уделяется большое внимание. Это обусловлено уровнем развития общества, а также подтвер-ждено различными исследованиями на тему влияния досуга на уровень развития человека. Исследования показывают прямо пропорциональную зависимость культурного уровня развития человека от проводимого им досуга. Более того, влиять на социальное развитие, к примеру, подростка, возможно именно через сферу отдыха, досуга.
Целью нашей работы станет изучение эффективности применения культурной анимации как способа организации подростковых культурно-досуговых программ.
Введение …………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты культурной анимации 8
1.1. Сущность и типология культурной анимации 9
1.2. Специфика и содержание подросткового досуга. Ролевая игра. 19
Выводы по главе I 46
Глава II Практика использования технологий культурной анимации в
организации подростковых культурно-досуговых программ
48
2.1. Культурно-досуговая программа для подростков
как форма культурной анимации
48
2.2. Эффективность культурно-досуговой программы для подростков 56
Заключение 61
Список литературы 63
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал Федерального
государственного
Высшего профессионального
«Московский государственный университет культуры и искусств» в
Кафедра социально-культурной
Выпускная квалификационная работа
Использование технологий культурной анимации
в организации подростковых культурно-досуговых программ
Студентки 5 курса
Григорьевой Полины Назаровны
специальности «Социально-культурная деятельность»
специализации «продюсирование и постановка культурно-досуговых программ»
Научный руководитель: С.В.Астраханцева, к.п.н., доцент
Рецензент:
Защищена
Протокол ГАК №____ от «____»____________2010 г.
с оценкой____________________
Норильск, 2010
Введение |
…………………………………………………………… |
3 |
Глава I. |
Теоретические аспекты культурной анимации |
8 |
1.1. |
Сущность и типология культурной анимации |
9 |
1.2. |
Специфика и содержание подросткового досуга. Ролевая игра. |
19 |
Выводы по главе I |
46 | |
Глава II |
Практика использования технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ |
48 |
2.1. |
Культурно-досуговая программа для подростков как форма культурной анимации |
48 |
2.2. |
Эффективность культурно-досуговой программы для подростков |
56 |
Заключение |
61 | |
Список литературы |
63 | |
Приложение 1. Таблица 1. «Досуговая деятельность подростков: дома» |
69 | |
Таблица 2. «Досуговая деятельность подростков: вне дома» |
70 | |
Приложение 2. АНКЕТА 1 «Ориентированность подростков на коллективное взаимодействие» |
72 | |
Приложение 3. АНКЕТА 2 «Профессиональные ориентации подростков» |
78 | |
Фото практики |
84 | |
Сценарий игры № 1 «Олимпиада в Норильске» |
91 | |
Сценарий игры № 2 «Выбор профессии» |
98 | |
Сценарий игры № 3 «Собеседование» |
102 | |
Сценарий игры № 4 «Поиск сокровищ» |
106 | |
Иллюстрации дипломов к сценариям |
109 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время термин «анимация» распространён более чем широко. Анимационные программы используются в различных досуговых программах: тематических (посвящённым праздникам, важным датам и т.д.), рекреационных, детских и взрослых, на корпоративных событиях и личных праздниках. Их организация может занимать как длительный период – от нескольких месяцев или недель, так и небольшой временной отрезок – несколько часов. Проведение же, как правило, ограничивается несколькими часами – за исключением поэтапных многоступенчатых игр.
Однако прежде чем говорить об анимационных программах, необходимо определить суть главного понятия, вокруг которого складывается анимационная деятельность – досуг. Досуг – это тщательно спланированный отдых, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательных, познавательных, созидательных и праздничных1. Таким образом, организация досуга – активная часть нашей жизни, и организация анимации в культурно-досуговых программах, ориентированных на различную, широкую аудиторию – кропотливая и серьёзная работа, к которой нужно относиться со знанием и ответственностью, ведь отдых, культурный досуг – важнейшая часть жизни каждого человека, моменты, которые должны быть яркими, запоминающимися.
Однако организовать коллективный досуг – это означает каждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других людей. И эффективность этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения отдыхать2.
Досуг позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям.
Подростки, молодые люди в возрасте от 13 лет - одна из наиболее активных частей населения, которая готова участвовать в различных формах удовлетворения досуга. Та досуговая деятельность, в которую подросток вовлечен на определённом этапе развития, влияет на успешное развитие его эмоциональной и социальной сфер почти в той же степени, что и целенаправленное воспитание. Ведь эмоциональная и социальная сфера подростка нуждается в развитии. Воспитание чувств является важнейшей социально-педагогической задачей. А креативная, увлекательная и полезная досуговая деятельность способна развить у него творческие способности, желание быть в потоке созидательной мысли.
В связи с этим организация анимационной работы должна быть глубоко продуманным и тщательно спланированным процессом. То, как будут усваиваться эти знания и умения и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной действительности3. Поэтому актуальность темы данной работы заключается в необходимости развития сферы эмоционально-чувственного восприятия действительности подростком (молодым человеком) через методы культурной анимации, например, ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру.
В выбранной нами теме исследования отдельного внимания заслуживает определение ролевой игры, на основе которой мы рассматриваем культурно-досуговую подростковую деятельность. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях4.
Важной особенностью ролевой игры является то, что она может быть применима к участникам разных возрастов – начиная от младших детей, и до взрослых. Однако на каждом этапе ролевая игра будет обладать своими особенностями – в функциях, структуре, форме построения и так далее. Эти особенности закономерны и складываются под влиянием осознанного и бессознательного поведения и действий играющих. Какими конкретно бывают особенности ролевой игры, мы рассмотрим во второй главе работы.
В ходе нашего исследования мы рассмотрим особенности техники анимации, ориентированной на разные тематики, публику, рассмотрим особенности игрового метода анимации, ориентированной на потребности и увлечения подростков.
Объект исследования: культурная анимация как средство культурно-досуговой деятельности.
Предмет исследования: технологии культурной анимации в процессе организации подростковых культурно-досуговых программ.
Целью нашей работы станет изучение эффективности применения культурной анимации как способа организации подростковых культурно-досуговых программ.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: применение культурной анимации в культурно-досуговых программах позволяет не только организовать и разнообразить досуг участников программы, но и выполнить ряд дополнительных функций, в частности, объединяющую коллектив, культурную, образовательную, воспитательную, спортивную.
Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования: гимназия № 1, 9 «б» класс.
Теоретическая значимость исследования: Рассмотрение подростков как объекта воздействия досуговой среды осуществлено с позиции их ценностно-ориентационного отношения к своему свободному времени. Выявлены досуговые интересы подростков в условиях современной социокультурной ситуации, мотивы их участия в досуговой деятельности, а также проблемы, связанные с организацией их свободного времени.
Определены концептуальные основы культурно-досуговой деятельности подростков, согласно которым необходимым условием эффективности этого процесса является формирование у них досуговой культуры.
Практическая значимость: Своей гипотезой мы выдвинули предположение о том, что ролевая игра имеет ряд функций, имеющих глубокую практическую значимость. Например, выполнение объединяющей функции позволяет изучить и сплотить подростковый коллектив; спортивной или познавательной – расширить границы познаний подростков в различных областях. Таким образом, практическая значимость использования ролевой игры как способа организации досуга подростков представляется очевидной – это возможность не только организовать свободное время молодых людей, но и выполнить ряд сопутствующих действий, имеющих серьёзное значение для развития подростка как личности.
Организация исследования:
Исследование проводилось в три этапа. На первом были проанализированы источники литературы по проблеме исследования. На втором этапе была проведена анимационная программа на основе ролевой игры и произведена оценка её эффективности. На третьем этапе были проанализированы и обобщены полученные данные.
Структура дипломной работы: исследование состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ
АНИМАЦИИ
Анимацией в общепринятом смысле слова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специальных программ для проведения свободного времени. Культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, который основан на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. В первой главе приведено развёрнутое содержание термина «анимация», а также его типология и функции.
Технологии культурной-
Культурно-досуговая
анимация на сегодняшний день является
одним из наиболее интенсивно развивающихся
направлений современной социал
1.1. Сущность культурной анимации, её типология
Анимационная деятельность складывается из существующих направлений социокультурной, культурно-досуговой деятельности, из сложного переплетения видов искусств и направлений культур, которые преобразовываются в новое качество – в многообразные анимационные процессы, разнообразные формы и виды анимационной деятельности.
Термин «анимация» следует понимать не только как деятельность, связанную с организацией досуга, но и культурно-познавательную, развлекательную и зрелищную. Анимационные программы могут включать в себя спортивные состязания, шоу, танцевальные вечера, карнавалы, театрализованные представления и иные формы проведения досуга. С точки зрения системного подхода анимация - это удовлетворение специфических потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении. Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл: для одних отдых - это путешествие, для других - чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т. д.5.