Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:01, дипломная работа
В настоящее время вопросам проведения досуга уделяется большое внимание. Это обусловлено уровнем развития общества, а также подтвер-ждено различными исследованиями на тему влияния досуга на уровень развития человека. Исследования показывают прямо пропорциональную зависимость культурного уровня развития человека от проводимого им досуга. Более того, влиять на социальное развитие, к примеру, подростка, возможно именно через сферу отдыха, досуга.
Целью нашей работы станет изучение эффективности применения культурной анимации как способа организации подростковых культурно-досуговых программ.
Введение …………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты культурной анимации 8
1.1. Сущность и типология культурной анимации 9
1.2. Специфика и содержание подросткового досуга. Ролевая игра. 19
Выводы по главе I 46
Глава II Практика использования технологий культурной анимации в
организации подростковых культурно-досуговых программ
48
2.1. Культурно-досуговая программа для подростков
как форма культурной анимации
48
2.2. Эффективность культурно-досуговой программы для подростков 56
Заключение 61
Список литературы 63
Технологический процесс создания анимационных программ включает следующие элементы:
- объект деятельности
- обслуживаемые туристы,
- субъект деятельности - руководитель, специалист анимационной службы;
- собственно анимационная
деятельность со всеми ее
Все элементы функционирования технологического процесса находятся в единстве взаимодействий и образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди (отдыхающие). Все предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому специалистам-аниматорам надо знать эти потребности, изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы молодежи.
Надо отметить, что личность аниматора, специалиста, который занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, цель которого всеми возможными способами вовлечь потребителя в водоворот творческих, художественных и спортивных программ, с тем, чтобы он получил заряд бодрости и хорошего настроения и психофизического самочувствия, занимает центральное место в организации культурно-досуговых программ. Как специалист широкого профиля, менеджер анимационной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы различных групп населения, разрабатывать целевые анимационные программы и социальные технологии их воплощения, провоцировать инновационные движения в сфере туризма, управлять экономическими механизмами организации анимационной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества17.
Менеджер-аниматор обязан знать психолого-педагогические базы управления временным коллективом, с которым работает, быть фаворитом в разнообразных коллективах, различающихся по возрасту, составу, образованию, социальному положению, уметь влиять на мировоззрение окружающих. Принципиальное значение имеет склонность к лидерству, а конкретно: умение проявлять инициативу, завлекать и направлять внимание остальных, давать им решение, способность разговаривать на языке собственных приверженцев. Кроме того, аниматоры должны обладать навыками костюмерной работы, гримерной, декораторской.
В играх аниматоры
принимают роль в качестве игроков,
ведущих и судей. В их задачу
входит контроль за ходом игры, улаживание
вероятных конфликтных
Резюмируя вышесказанное, отмечаем, что культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный или индивидуальный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории19.
1.2. Специфика и содержание подросткового досуга
Культурно-досуговые программы могут быть ориентированы на разные целевые аудитории, различные по возрастному составу, социальному положению и т.п. В своём исследовании мы подробнее остановимся на подростковом досуге, ведь это наиболее активная часть населения, мобильная, готовая проводить свой досуг с наибольшей оригинальностью20.
Современным подросткам отнюдь не свойственны ни детская наивность, ни все отрицающий негативизм. Им присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.
Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных подростков психологию «нового типа»: это более открытый непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера, и самостоятельность — хотя и не всегда правильность — суждений, и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических и религиозных проблем, которые совсем еще недавно считались не характерными для юности, непедагогическими, идеологически неоправданными, например: вопросы религии, бизнеса, секса, поведение учителей и родителей, их критика и т.п.21.
Большинство подростков
нынешнего поколения
Таким образом, нравственное развитие личности - это процесс обретения его все большей и большей моральной свободы, когда личность мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний внешней среды и от влияния собственных импульсивных желаний.
Решающим для перехода подростка от одной возрастной моральной ступени к другой, более высокой, являются новообразования, возникающие в процессе развития его интеллектуальной и нравственной сфер22.
Подростковая аудитория характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую группу. С 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать) – это нижняя граница юности, подростковый возраст. Верхняя граница молодёжного возраста определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). Всё это время человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга людей в культурно-досуговых учреждениях предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. Нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях23.
Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный.
Создавая различные
досуговые программы для
В педагогическом плане
культурно-досуговая
Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной личности25.
На начальной стадии социализации осуществляется подготовка подростка к жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям – первым агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание26.
Помимо родителей, большой и все возрастающий вклад в социализацию личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школа, центры внешкольной работы, культурно-досуговые учреждения, детские и другие программы средств массовой информации и т.д.
На юношеском этапе
(13-16 лет) – на этом «сложном», «переходном»,
«трудном», «переломном», «нестабильном»
периоде своей жизни – подростк
В культурно-досуговом учреждении происходит процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные учреждения культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих трех сфер, меняя личности28.
Своеобразной формой социализации человека является его деятельность по интересам в досуговой сфере. В социалистическом аспекте деятельность по интересам (хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности подростка. Социальное назначение хобби состоит в том, что здесь человек иногда достигает более высокого мастерства, чем в профессиональной деятельности. Деятельность по интересам, достигая уровня социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых социокультурных ценностей.
В настоящее время в сфере подросткового досуга сложились два основных вида этой деятельности – общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые увлечения.
Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей.
Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива, любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой деятельности как возможность широкого приобщения молодых людей к разнообразным формам досуга. В любительском движении основным способом приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее социализации в различных сферах жизнедеятельности является неформальное досуговое общение.
Другими не менее важным социально значимым показателем подросткового досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных потребностей. Универсальным показателем культурной зрелости индивида может выступать степень социально-культурной развитости, ее отношение к природе, другим людям, а в конечном итоге к самому себе.
Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей подростка и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения. Сегодня культура выступает как динамическая сила, формирующая жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должно выступать важным средством повышения органичности социально-культурного развития29.