Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время вопросам проведения досуга уделяется большое внимание. Это обусловлено уровнем развития общества, а также подтвер-ждено различными исследованиями на тему влияния досуга на уровень развития человека. Исследования показывают прямо пропорциональную зависимость культурного уровня развития человека от проводимого им досуга. Более того, влиять на социальное развитие, к примеру, подростка, возможно именно через сферу отдыха, досуга.
Целью нашей работы станет изучение эффективности применения культурной анимации как способа организации подростковых культурно-досуговых программ.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты культурной анимации 8
1.1. Сущность и типология культурной анимации 9
1.2. Специфика и содержание подросткового досуга. Ролевая игра. 19
Выводы по главе I 46
Глава II Практика использования технологий культурной анимации в
организации подростковых культурно-досуговых программ
48
2.1. Культурно-досуговая программа для подростков
как форма культурной анимации
48
2.2. Эффективность культурно-досуговой программы для подростков 56
Заключение 61
Список литературы 63

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 3.71 Мб (Скачать)

Технологический процесс  создания анимационных программ включает следующие элементы:

- объект деятельности - обслуживаемые туристы, население  (группы и отдельные личности);

- субъект деятельности - руководитель, специалист анимационной службы;

- собственно анимационная  деятельность со всеми ее компонентами - процесс взаимодействия субъекта на объект16.

Все элементы функционирования технологического процесса             находятся в единстве взаимодействий и образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди (отдыхающие).             Все предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому специалистам-аниматорам надо знать эти потребности,       изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы молодежи.

Надо отметить, что личность аниматора, специалиста, который занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения   досуга, цель которого всеми возможными способами вовлечь потребителя в водоворот творческих, художественных и спортивных программ, с тем,    чтобы он получил заряд бодрости и хорошего настроения и психофизического самочувствия, занимает центральное место в организации культурно-досуговых программ. Как специалист широкого профиля, менеджер анимационной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы различных групп населения, разрабатывать     целевые анимационные программы и социальные технологии их воплощения, провоцировать инновационные движения в сфере туризма, управлять экономическими механизмами организации анимационной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества17.

Менеджер-аниматор обязан знать психолого-педагогические базы управления временным коллективом, с которым работает, быть фаворитом    в разнообразных коллективах, различающихся по возрасту, составу, образованию, социальному положению, уметь влиять на мировоззрение окружающих. Принципиальное значение имеет склонность к лидерству, а конкретно: умение проявлять инициативу, завлекать и направлять внимание остальных, давать им решение, способность разговаривать на языке собственных       приверженцев. Кроме того, аниматоры должны обладать навыками костюмерной работы, гримерной, декораторской.

В играх аниматоры  принимают роль в качестве игроков, ведущих и    судей. В их задачу входит контроль за ходом игры, улаживание вероятных конфликтных ситуаций. Аниматоры создают такую атмосферу  увлеченности и азарта, чтобы публика с удовольствием втягивалась в процесс игры18.

Резюмируя вышесказанное, отмечаем, что культурно-досуговая       программа несет в себе целью  коллективный или индивидуальный отдых   населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного    вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения        сценария с учетом возраста аудитории19.

 

1.2. Специфика и содержание подросткового досуга

 

Культурно-досуговые программы  могут быть ориентированы на разные целевые аудитории, различные по возрастному составу, социальному положению и т.п.  В своём исследовании мы подробнее остановимся на подростковом досуге, ведь это наиболее активная часть населения, мобильная, готовая проводить свой досуг с наибольшей оригинальностью20.

Современным подросткам отнюдь не свойственны ни детская  наивность, ни все отрицающий негативизм. Им присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.

Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки  лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных подростков психологию «нового типа»: это более открытый непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера, и самостоятельность — хотя и не всегда правильность — суждений, и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических и религиозных проблем, которые совсем еще недавно считались не характерными для юности, непедагогическими, идеологически неоправданными, например: вопросы религии, бизнеса, секса, поведение учителей и родителей, их критика и т.п.21.

Большинство подростков нынешнего поколения утвердились  в иной нравственной позиции, которую Ж.Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не выражает собой модель вседозволенности и нравственного беспредела. Это, скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый в суждении: «Правда не абсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей».

Таким образом, нравственное развитие личности - это процесс  обретения его все большей и большей моральной свободы, когда личность мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний внешней среды и от влияния собственных импульсивных желаний.             

Решающим  для перехода подростка от одной возрастной моральной  ступени к другой, более высокой, являются новообразования, возникающие  в процессе развития его интеллектуальной   и  нравственной сфер22.

Подростковая аудитория  характеризуется теми общественными          отношениями и общественными  формами, которые определяют её как        самостоятельную социально- демографическую  группу. С 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать) – это нижняя граница юности,        подростковый возраст. Верхняя граница молодёжного возраста определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и      личной стабильности (создание семьи, рождение детей). Всё это время        человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Системный подход к решению  психолого-педагогической организации  досуга людей в культурно-досуговых  учреждениях предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. Нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях23.

Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать       позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный.

Создавая различные  досуговые программы для подростков, чередуя   занятия в свободное  время, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного    занятия на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха. Следовательно: много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче, тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится утомительным и даже начинает раздражать.

В педагогическом плане  культурно-досуговая деятельность состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более    разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и      глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое         учреждение является институтом социализации24.

Социализация – это  процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Социализация личности происходит в основном на базе группового    опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и    вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой      отдельной личности25.

На начальной стадии социализации осуществляется подготовка подростка к жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям – первым агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения       родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии       социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и  познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание26.

Помимо родителей, большой  и все возрастающий вклад в  социализацию личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школа, центры внешкольной работы, культурно-досуговые учреждения, детские и другие программы средств массовой информации и т.д.

На юношеском этапе (13-16 лет) – на этом «сложном», «переходном», «трудном», «переломном», «нестабильном» периоде своей жизни – подростки и молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности и своего мировоззрения, осмысливают в основном через ближайшее окружение свое место и роль в жизни. В социализации этого периода прослеживается ряд особенностей27. Это – возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир,    которые несут разные агенты социализации – родители, школа, сверстники. Они во многом по-разному трактуют социальный мир, что затрудняет социализацию подростка.

В культурно-досуговом  учреждении происходит процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация:     деятельность, общение, самосознание. Можно смело утверждать, что          современные учреждения культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих трех сфер, меняя личности28.

Своеобразной формой социализации человека является его  деятельность по интересам в досуговой сфере. В социалистическом аспекте деятельность по интересам (хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности подростка. Социальное назначение хобби состоит в том, что здесь человек иногда достигает более высокого мастерства, чем в профессиональной деятельности. Деятельность по интересам, достигая уровня социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых     социокультурных ценностей.

В настоящее время  в сфере подросткового досуга сложились два         основных вида этой деятельности –  общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые увлечения.

Добровольный выбор  видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между  культурно-познавательными,      культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей.

Являясь наиболее совершенным  видом досугового коллектива, любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой деятельности как возможность широкого приобщения молодых людей к    разнообразным формам досуга. В любительском движении основным       способом приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее социализации в различных сферах жизнедеятельности является неформальное досуговое общение.

Другими не менее важным социально значимым показателем подросткового досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых    культурных потребностей. Универсальным показателем культурной зрелости индивида может выступать степень социально-культурной развитости, ее   отношение к природе, другим людям, а в конечном итоге к самому себе.

Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей подростка и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения. Сегодня культура выступает как динамическая сила, формирующая жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должно выступать важным средством повышения органичности социально-культурного развития29.

Информация о работе Использование технологий культурной анимации в организации подростковых культурно-досуговых программ