Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация
Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.
Немецкий философ и
психолог Э. Шпранглер выделяет и
описывает три типа развития подросткового
возраста. Первый тип развития –
это “подростковый кризис”, когда
ребенок переживает свой возраст, как
“второе рождение”. Второй тип развития
отличает стабильный и постепенный
рост, когда ребенок плавно приобщается
к “взрослой деятельности”. Третий
тип развития представляет собой
более активное и сознательно
направляемое самим индивидом
По словам Б.Ц. Бадмаева, “подростковый возраст самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков. Девиантное поведение подростков приносит много хлопот не только непосредственным воспитателям – учителям, но и всей воспитательно–образовательной и правоохранительной системе. И у медицины тут есть проблемы, связанные с нервно-психическими расстройствами подростков, наркоманией, сексуальными отношениями и т.д.”.(49)
Переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название “подросткового кризиса”, когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину – интимно-личное общение), психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.
Одной из возрастных особенностей
младших подростков является повышенная
утомляемость. Ученый Г.Г. Шахвердов, много
лет изучавший особенности
К. Д. Ушинский в работе “Человек
как предмет воспитания”
В 60-е годы XX века Д. Б. Эльконин высказал гипотезу о том, что “нет оснований для абсолютизации существующей схемы возрастов, основанной на среднестатистических возрастных нормах развития, для превращения их в некий инвариант любого возможного пути умственного развития. Эта схема отражает лишь вполне определенный и конкретный путь умственного развития детей, протекающего в конкретно-исторических формах…”. (48)
Психическая деятельность человека носит опосредованный характер. Поэтому индивидуально-возрастные особенности младших подростков опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут и развиваются, с вытекающими из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный характер. Так, например, Пиаже считал, что логические операции развиваются у детей только к 11-12 годам. Исследования Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова показали, что при изменении условий обучения, меняются возрастные границы и формы психического развития детей. (48)
Оригинальную концепцию
возрастного подхода
Таким образом, индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены: (48)
особенностями биологического развития организма;
культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития;
условиями обучения и воспитания;
резервами индивидуального развития. Причем процесс развития индивидуально-возрастных особенностей носит поступательный характер.
Индивидуально-возрастное развитие характеризуется необратимостью своих процессов. На каждом новом витке развития реализуются результаты предыдущего этапа.
Внутренней движущей силой
процесса развития является единство
борющихся противоположностей. Разрешение
внутренних противоречий и приводит
через скачок к новому этапу развития.
Результатом индивидуально-
интериоризация существующих во вне социальных факторов, их усвоение;
выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности. (48)
Изучение индивидуально-
В.В. Давыдов, подводя итоги
экспериментальной работы по развивающему
обучению, констатировал: “Мы не располагаем
цифровыми данными, но наблюдения говорят
о том, что проблемы средней школы,
связанные с неумением, а главное
– с нежеланием учеников учиться,
существуют и в экспериментальных
классах и в другом месте…”. Увы,
формулы самоопределения
Информационная потребность
– это потребность всего живого
в информации для ориентировочно-
Неправомерно рассматривать индивидуальные особенности школьника (например, индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления и т.д.) безотносительно к возрастному периоду, стадии его развития. Одно из основных условий успешного формирования индивидуальных особенностей у ученика, это знание этих особенностей на каждой возрастной ступени. Возрастные особенности всегда существуют и проявляются в форме индивидуальных вариантов развития и являются фоном для изучения индивидуальных различий. Учет психологических особенностей чрезвычайно важен в воспитании и обучении.(48)
Подростковый возраст
охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. Писательница
Елена Кононенко правдиво охарактеризовала
сложность и противоречивость подросткового
возраста: “Человек уже не ребенок,
хотя подчас ходит в коротких штанах
и охотно заглядывается на витрины
игрушек. И человек еще не юноша,
хотя уже дерзает критически мыслить
строить планы своего будущего”.
А вот, что написал о подростковом
возрасте, главный редактор “Семьи
и школы” Н. Монахов: “Подрастают
дети, сложнее становится их жизнь
и уже не все в ней открыто
нам. Новые друзья и увлечения, интересы
и занятия – как разобраться,
как отнестись ко всему этому?
Только с уважением. Подростковая пора
испытывает и взрослых, и самого
подростка – что накоплено, что
создано в предшествующие годы? Опыт
сотрудничества, соучастия всех в
семье в жизни каждого, внимания
и взаимного понимания
А если все годы держали, вели за руку, сами решали, и он выполнял, а теперь не слушается, вырывается, рвется, неведомо куда? И к этому отнесемся с пониманием и уважением. Иначе и нельзя: ведь больше не удержим… Пусть его стремление кажутся нам нелепыми, претензии – преувеличенными, суждения – необоснованными. Понять все это он может только как взрослый человек – собственным уразумением и в равноправном сотрудничестве с близкими, а не по нашей команде. Нам открывается последняя возможность стать для него такими близкими”. (48)
Психологически подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшей психологической особенностью является его чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. В целом – это период завершения детства и начала “вырастания” из него. Американский музыкант Ди Снайдер так описывает этот возраст: “Юность великолепна и трудна – но это ее великолепие непонятно, пока ты не повзрослеешь и не обретешь возможности оглядываться назад. Это время необходимых несоответствий: тело тянется вверх, а голос становится ниже: усы, хоть убей, не прорастают, зато физиономия усыпана целым урожаем прыщиков; к тому времени, когда ты наконец начинаешь интересоваться противоположным полом, противоположный пол демонстрирует явную потерю интереса к тебе; родители требуют, чтобы ты “был взрослым”, требуя одновременно, чтобы ты “прекратил изображать из себя умника”. К тебе относятся не как к маленькому ребенку, но и не как к взрослому, а как к чему-то посередке”. (49)
А вот точка зрения Б.Ц. Бадмаева: “Причина конфликтных ситуаций в общении взрослых с подростком объясняется изменением отношения подростка к действительности: он чувствует себя “уже не ребенком” или “не хуже взрослого”, а взрослый продолжает считать его ребенком, т.е. налицо изменение позиции ребенка по отношению к самому себе и ко всем взрослым, в том числе к учителям и родителям”.
Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.