Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация

Описание работы

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Работа содержит 1 файл

Магистерская new.docx

— 201.82 Кб (Скачать)

Немецкий философ и  психолог Э. Шпранглер выделяет и  описывает три типа развития подросткового  возраста. Первый тип развития –  это “подростковый кризис”, когда  ребенок переживает свой возраст, как  “второе рождение”. Второй тип развития отличает стабильный и постепенный  рост, когда ребенок плавно приобщается  к “взрослой деятельности”. Третий тип развития представляет собой  более активное и сознательно  направляемое самим индивидом самовоспитание, преодоление усилием воли, собственных  недостатков, в том числе тревоги, кризисных проявлений, а также  более ясное осознание своей  индивидуальности.(48)

По словам Б.Ц. Бадмаева, “подростковый  возраст самый трудный для  учителей и родителей, самый критический  для самих подростков. Девиантное поведение подростков приносит много  хлопот не только непосредственным воспитателям – учителям, но и всей воспитательно–образовательной  и правоохранительной системе. И  у медицины тут есть проблемы, связанные  с нервно-психическими расстройствами подростков, наркоманией, сексуальными отношениями и т.д.”.(49)

Переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название “подросткового кризиса”, когда учебная  деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину – интимно-личное общение), психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.

Одной из возрастных особенностей младших подростков является повышенная утомляемость. Ученый Г.Г. Шахвердов, много  лет изучавший особенности протекания физиологической перестройки организма, находит следующие причины возникновения  этой проблемы: “У подростка более  интенсивно функционируют гипофиз, щитовидная железа и половые железы. Передняя доля гипофиза стимулирует  рост организма в длину и вместе с щитовидной железой усиливает  обмен веществ в организме”. “Сердечно-сосудистая система еще не достаточно совершенна. В среднем школьном возрасте в  связи с общим ростом тела в  длину наблюдается интенсивный  рост всей сердечно-сосудистой системы  при некотором несоответствии в  росте сердца и сосудов”. “В самом  начале этого возраста рост сердца несколько задерживается, кровяное давление понижается, что сопровождается часто общим малокровием, и, в  частности, малокровием мозга, вялостью и повышенной утомляемостью”. Именно в этом возрасте происходит все большее  расходование энергии, которые не могут  остаться без определенных последствий. Отсюда напрашивается вывод о  том, что даже обычные нагрузки приводят к переутомлению. (48)

К. Д. Ушинский в работе “Человек как предмет воспитания” указывал, что педагог, стремящийся воспитывать  человека должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях. “Изучайте  законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить”. (49)

В 60-е годы XX века Д. Б. Эльконин высказал гипотезу о том, что “нет оснований для абсолютизации  существующей схемы возрастов, основанной на среднестатистических возрастных нормах развития, для превращения их в  некий инвариант любого возможного пути умственного развития. Эта схема  отражает лишь вполне определенный и  конкретный путь умственного развития детей, протекающего в конкретно-исторических формах…”. (48)

Психическая деятельность человека носит опосредованный характер. Поэтому  индивидуально-возрастные особенности  младших подростков опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут  и развиваются, с вытекающими  из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный характер. Так, например, Пиаже считал, что  логические операции развиваются у  детей только к 11-12 годам. Исследования Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова показали, что при изменении условий обучения, меняются возрастные границы и формы психического развития детей. (48)

Оригинальную концепцию  возрастного подхода разработала  Л.И. Божович, которая опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие  о социальной ситуации развития. Фундаментальным  является сформированный ею тезис о  том, что подлинно возрастной подход предполагает не только учет тех свойств, которые ярко проявляются на данном возрастном этапе, но и опору на те особенности, которые еще не полностью  проявились на данной ступени развития, которым принадлежит будущее. С  точки зрения Л.И. Божович, возрастной подход – это воспитание ребенка  с учетом перспектив его развития. (49)

Таким образом, индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены: (48)

особенностями биологического развития организма;

культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития;

условиями обучения и воспитания;

резервами индивидуального  развития. Причем процесс развития индивидуально-возрастных особенностей носит поступательный характер.

Индивидуально-возрастное развитие характеризуется необратимостью своих  процессов. На каждом новом витке  развития реализуются результаты предыдущего  этапа.

Внутренней движущей силой  процесса развития является единство борющихся противоположностей. Разрешение внутренних противоречий и приводит через скачок к новому этапу развития. Результатом индивидуально-возрастного  развития на каждом этапе является формирование психических новообразований, которые представляют собой качественно  новый способ функционирования психики, личности, а раскрытие их субстратных  характеристик позволяют прогнозировать ход развития личности. Возникновение  психических новообразований характеризует  “непрерывный процесс самодвижения”  личности (Л.С. Выготский). Причем процесс  самодвижения в современной психологической  науке рассматривается в единстве двух противоположных сторон:

интериоризация существующих во вне социальных факторов, их усвоение;

выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности. (48)

Изучение индивидуально-возрастных особенностей детей необходимо для  выявления резервов развития младших  подростков. Знание и пользование  в педагогической практике резервов развития младших подростков более  успешно обучать и воспитывать детей. Перед педагогом встают проблемы: как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить. Учеными и практиками затрачиваются колоссальные усилия для их разрешения. Но почему-то установилась печальная закономерность: чем дальше идет процесс обучения, тем ниже активность учеников. В социальную технологию взаимоотношения по формуле “учитель снабжает – ученик потребляет”, познавательная мотивация ученика, выбор учеником своего места в жизни не вписывается. Знаменитые “почемучки” именно поэтому и остаются в дошкольном детстве, что у них на жизненном пути устанавливается шлагбаум “ответы без вопросов”. Формируется определенный тип ученика – интеллектуального потребителя.

В.В. Давыдов, подводя итоги  экспериментальной работы по развивающему обучению, констатировал: “Мы не располагаем  цифровыми данными, но наблюдения говорят  о том, что проблемы средней школы, связанные с неумением, а главное  – с нежеланием учеников учиться, существуют и в экспериментальных  классах и в другом месте…”. Увы, формулы самоопределения подростков по отношению к школе типично  антишкольные: в традиционном варианте – “не хочу (и не умею) учиться”, в экспериментальном – “умею, но не хочу”. Исследования показали, что  активность человека, как субъекта во взаимодействии с окружающим миром, рождается информационной потребностью. Именно она источник активности человека, который в физиологии зарегистрирован  И.П. Павловым как рефлекс “что такое?”.(48)

Информационная потребность  – это потребность всего живого в информации для ориентировочно-приспособительного поведения и борьбы за существование. Для человека это еще и осознанная необходимость информации для осуществления  творчески преобразовательной деятельности. В развитии информационной потребности, главным является – слово. Изучение информационной потребности вскрыло  ее прямую зависимость от уровня знания учеников. Чем он выше, тем настоятельней  информационная потребность и тем  больше школьник проявляет себя как  субъект в познавательной деятельности, информационная потребность развивается  при условии ощущении учеником успеха, удовлетворения результатом, преодоления  трудности. А это требует развития в личности волевой сферы, способности  к волевым условиям. (49)

Неправомерно рассматривать  индивидуальные особенности школьника (например, индивидуальные особенности  внимания, памяти, мышления и т.д.) безотносительно  к возрастному периоду, стадии его  развития. Одно из основных условий  успешного формирования индивидуальных особенностей у ученика, это знание этих особенностей на каждой возрастной ступени. Возрастные особенности всегда существуют и проявляются в форме индивидуальных вариантов развития и являются фоном для изучения индивидуальных различий. Учет психологических особенностей чрезвычайно важен в воспитании и обучении.(48)

Подростковый возраст  охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. Писательница Елена Кононенко правдиво охарактеризовала сложность и противоречивость подросткового  возраста: “Человек уже не ребенок, хотя подчас ходит в коротких штанах и охотно заглядывается на витрины  игрушек. И человек еще не юноша, хотя уже дерзает критически мыслить  строить планы своего будущего”. А вот, что написал о подростковом возрасте, главный редактор “Семьи и школы” Н. Монахов: “Подрастают  дети, сложнее становится их жизнь  и уже не все в ней открыто  нам. Новые друзья и увлечения, интересы и занятия – как разобраться, как отнестись ко всему этому? Только с уважением. Подростковая пора испытывает и взрослых, и самого подростка – что накоплено, что  создано в предшествующие годы? Опыт сотрудничества, соучастия всех в  семье в жизни каждого, внимания и взаимного понимания позволяет  иные перемены предвидеть, другие –  предупреждать, третьи – поддерживать. Более того, этот опыт открывает  взрослым благодатную возможность  в полной мере передать детям все, что дали прожитые годы: житейскую  опытность, знание людей, нравственные убеждения. Подростку необходимо все  это – ведь он уже на пороге взрослой жизни. Конечно, что-то не примет, с чем-то не согласится, что-то решит и сделает  по-своему. Отнесемся с уважением  и к этому выбору. (49)

А если все годы держали, вели за руку, сами решали, и он выполнял, а теперь не слушается, вырывается, рвется, неведомо куда? И к этому  отнесемся с пониманием и уважением. Иначе и нельзя: ведь больше не удержим… Пусть его стремление кажутся  нам нелепыми, претензии – преувеличенными, суждения – необоснованными. Понять все это он может только как  взрослый человек – собственным  уразумением и в равноправном сотрудничестве с близкими, а не по нашей команде. Нам открывается  последняя возможность стать  для него такими близкими”. (48)

Психологически подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется  максимальными диспропорциями в  уровне и темпах развития. Важнейшей  психологической особенностью является его чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его  будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве  у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. В целом  – это период завершения детства  и начала “вырастания” из него. Американский музыкант Ди Снайдер так описывает этот возраст: “Юность великолепна и трудна – но это ее великолепие непонятно, пока ты не повзрослеешь и не обретешь возможности оглядываться назад. Это время необходимых несоответствий: тело тянется вверх, а голос становится ниже: усы, хоть убей, не прорастают, зато физиономия усыпана целым урожаем прыщиков; к тому времени, когда ты наконец начинаешь интересоваться противоположным полом, противоположный пол демонстрирует явную потерю интереса к тебе; родители требуют, чтобы ты “был взрослым”, требуя одновременно, чтобы ты “прекратил изображать из себя умника”. К тебе относятся не как к маленькому ребенку, но и не как к взрослому, а как к чему-то посередке”. (49)

А вот точка зрения Б.Ц. Бадмаева: “Причина конфликтных ситуаций в общении взрослых с подростком объясняется изменением отношения  подростка к действительности: он чувствует себя “уже не ребенком”  или “не хуже взрослого”, а взрослый продолжает считать его ребенком, т.е. налицо изменение позиции ребенка  по отношению к самому себе и ко всем взрослым, в том числе к  учителям и родителям”.

Общие закономерности подросткового  возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условия  воспитания, но и от особенностей организма  или личности. Подростковый возраст  занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава  деятельности ребенка закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Информация о работе Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема