Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация
Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.
Развитие национального самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным, синусоидальным характером. Его подъемы и спады определяются как уже названными факторами, так и форматом национально-этнической группы. (44) Известно: чем меньше общность, тем более обостренно переживаются в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. Наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше озабоченности данными проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как правило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национального самосознания. Связанные с ним вопросы давно решены на соответствующей государственно-политической основе. Поэтому для их сознания естественной является озабоченность более широким кругом наднациональных или интернациональных проблем. Но на мой взгляд этот вопрос спорный, т.к. для каждой нации важно самоутверждение ее национального самосознания в любой исторический период и особенно в периоды исторических событий и при разрешении интернациональных проблем.
Судьба Армении как самостоятельного государства зависит во многом от уровня сформированности у нашего народа национального самосознания. Таким образом, воспитание национального самосознания подрастающего поколения - проблема особой гражданской значимости, от решения которой в значимой мере зависит духовное здоровье нации, перспективы её развития.
Воспитание национального самосознания, как и воспитание в целом - комплексный процесс, поэтому может возникнуть вопрос, какие качества формировать сначала, а какие потом. (45)Воспитание национального самосознания необходимо начинать с воспитания самосознания личности. Самосознание личности - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе как о части общества, своих взаимоотношениях с окружающим миром, другими людьми о своих действиях и поступках, мыслях, чувствах, о всем разнообразии качеств личности, на основе чего формируется образ собственного «Я». Без наличия самосознания невозможно воспитать и национальное самосознание.[10]
Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. (46)
Содержательно патриотические чувства (19):
Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране.
Воспитание гражданина -
одна из важнейших задач деятельности
учреждения образования. Решая проблему
гражданского воспитания учащихся, необходимо
сосредоточить усилия, прежде всего
на формировании целостного отношения
к явлениям общественной жизни, деятельности
и сознания отдельных социальных
групп и личности. Хорошего гражданина
можно определить по тому, насколько
качественно он выполняет возложенные
на него функции и по его вкладу
в благополучие государства. (33) Хорошему
человеку присущи патриотизм и конституционализм:
любовь к стране, уважение к закону
и совершенству в рамках закона.
(46)Следовательно, хороший гражданин
- это законопослушный, патриотически
настроенный человек, который прилагает
все усилия для того, чтобы выполнять
свое предназначение в обществе. Сегодня
важно уточнить критерии и признаки,
на которые надо ориентироваться, чтобы
избежать крайностей и не повторять
ошибок прошлого: подлинный гражданин
не только хороший человек и
Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Оно обеспечивает формирование гражданского сознания как формы общественного сознания, выражающей интересы общества и личности в разрешении проблем государства. Общественное и личностное сознание не тождественны. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества. (37)
Основными проблемами гражданского воспитания являются: (36)
Реально участвуя в выработке и принятии решений, подростки приобретают практические навыки, необходимые в их будущей «взрослой» жизни, у них вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция (37). А значит, в своей будущей жизни, новые граждане новой Армении будут иметь иммунитет от различного рода, так называемых «избирательных технологий». Они сумеют без подсказки СМИ отличить политического деятеля от политического проходимца. Они будут способны принять самостоятельное решение в интересах своей семьи и в интересах Армении.
Реализация цели гражданского воспитания зависит от решения конкретных задач, основными из которых, на наш взгляд, являются: (46)
Цели гражданского воспитания должны реализоваться педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациям. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, осознания и осмысления фактов и событий. (47)
Главной особенностью психолого-педагогической деятельности является единство процесса обучения и воспитания, развивающий и воспитывающий характер содержания основных предметов, в которых наиболее полно представлены богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его традиции, социальные нормы поведения, духовные идеалы и ценности.(47) Цель гражданского воспитания - сформировать сознательного гражданина, у которого личностные качества и черты характера, поступки и поведение будут направлены на саморазвитие, самосовершенствование и будут согласовываться с интересами других граждан и общества в целом.[37]
Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка:
Следует добавить, что младшие
подростки драчливы, проявляют элементы
жестокости и агрессивности, могут
попасть под чужое влияние, попасть
в уличные преступные группировки,
то есть подвержены внушаемости и
ведомости. (48) В этом возрасте проявляются
элементы деструктивного поведения (тяга
к курению, воровству, обмануть и
т.д.). Младшие подростки порой
не дисциплинированны, энергичны, тревожны,
очень активны, особенно проявляют
активность при выполнении классных,
общественных поручений, при уборке
кабинета, школьной территории и т.д.
(что говорит о высокой
Нельзя не упомянуть и
вопрос о взаимоотношениях между
младшими подростками и учителями.
Положение учителя само по себе не
гарантирует уважительного
Американский психолог Ст.
Холл еще в начале XX века, подробно
осветил эту тему. Подростковый возраст
он относил к переходному, промежуточному
периоду развития, периоду “бури
и натиска”, а содержание подросткового
возраста он охарактеризовал как
“кризис самосознания”. Только преодолев
этот кризис, подросток приобретает
“чувство индивидуальности”. А пока
это не наступило, он будет находиться
в состоянии поиска своего “я”,
ему будет присуща