Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация

Описание работы

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Работа содержит 1 файл

Магистерская new.docx

— 201.82 Кб (Скачать)

Развитие национального  самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным, синусоидальным характером. Его подъемы и спады  определяются как уже названными факторами, так и форматом национально-этнической группы.  (44) Известно: чем меньше общность, тем более обостренно переживаются в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. Наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше озабоченности данными проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как правило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национально­го самосознания. Связанные с ним вопросы давно решены на соответствующей государственно-политической основе. Поэтому для их сознания естественной является озабоченность более широким кругом наднациональных или интернациональных проблем. Но на мой взгляд этот вопрос спорный, т.к. для каждой нации важно самоутверждение ее национального самосознания в любой исторический период и особенно в периоды исторических событий и при разрешении интернациональных проблем.

1.5 Воспитание национального самосознания, патриотизма и гражданственности.

Судьба Армении как  самостоятельного государства зависит  во многом от уровня сформированности у нашего народа национального самосознания. Таким образом, воспитание национального  самосознания подрастающего поколения - проблема особой гражданской значимости, от решения которой в значимой мере зависит духовное здоровье нации, перспективы её развития.

Воспитание национального  самосознания, как и воспитание в  целом - комплексный процесс, поэтому  может возникнуть вопрос, какие качества формировать сначала, а какие  потом. (45)Воспитание национального  самосознания необходимо начинать с  воспитания самосознания личности. Самосознание личности - относительно устойчивая система  представлений индивида о самом  себе как о части общества, своих  взаимоотношениях с окружающим миром, другими людьми о своих действиях  и поступках, мыслях, чувствах, о  всем разнообразии качеств личности, на основе чего формируется образ  собственного «Я». Без наличия самосознания невозможно воспитать и национальное самосознание.[10]

Вследствие специфики  патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует  признать воспитание патриотических чувств. (46)

Содержательно патриотические чувства (19):

  1. выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;
  2. включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;
  3. проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;
  4. выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности. (45)

Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном  стимулировании переживаний субъектом  отношений к родной стране.

Воспитание гражданина - одна из важнейших задач деятельности учреждения образования. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, необходимо сосредоточить усилия, прежде всего  на формировании целостного отношения  к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных социальных групп и личности. Хорошего гражданина можно определить по тому, насколько  качественно он выполняет возложенные  на него функции и по его вкладу в благополучие государства. (33) Хорошему человеку присущи патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и совершенству в рамках закона. (46)Следовательно, хороший гражданин - это законопослушный, патриотически  настроенный человек, который прилагает  все усилия для того, чтобы выполнять  свое предназначение в обществе. Сегодня  важно уточнить критерии и признаки, на которые надо ориентироваться, чтобы  избежать крайностей и не повторять  ошибок прошлого: подлинный гражданин  не только хороший человек и законопослушный  член общества, но и самостоятельная  личность, имеющая адекватное представление  о целостной картине мира, осознающая свое особое предназначение в нем. Понятие «гражданственность» может стать ментальной основой подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности. По определению, «гражданственность» - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях к деятельности человека при выполнении им основных специально-ролевых функций - защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности ориентациям и на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых и межличностных отношений. [36]

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Оно обеспечивает формирование гражданского сознания как  формы общественного сознания, выражающей интересы общества и личности в разрешении проблем государства. Общественное и личностное сознание не тождественны. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское  сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское  сознание дает человеку возможность  оценивать социальные явления и  процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества. (37)

Основными проблемами гражданского воспитания являются: (36)

  1. необходимость воссоздания детских организаций в школах и вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь;
  2. привитие любви к своей Родине, чувства гражданского долга. Нужно научить детей умению как, каждодневно являясь объектом политических манипуляций, остаться субъектом политического процесса;
  3. школьное самоуправление: вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания; именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вырабатывается отношение к себе и окружающей действительности;
  4. изучение Конституции Республики Армения.

Реально участвуя в выработке  и принятии решений, подростки приобретают  практические навыки, необходимые в  их будущей «взрослой» жизни, у них  вырабатывается активная жизненная  и гражданская позиция (37). А значит, в своей будущей жизни, новые  граждане новой Армении будут  иметь иммунитет от различного рода, так называемых «избирательных технологий». Они сумеют без подсказки СМИ  отличить политического деятеля  от политического проходимца. Они  будут способны принять самостоятельное  решение в интересах своей  семьи и в интересах Армении.

Реализация цели гражданского воспитания зависит от решения конкретных задач, основными из которых, на наш  взгляд, являются: (46)

  1. Развитие и поддержание заложенного в каждом человеке естественного чувства любви к своей земле, историческим корням и Родине в целом на основе осознания самоценности общества, членом которого он является;
  2. Формирование у учащихся основ мировоззренческих представлений об обществе и человеке, знакомство с основами правовых и экономических знаний, политико-правовой и экологической культуры, а также морально-этическими традициями общества;
  3. Содействие реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентация учащихся на ценности национальной (в первую очередь) и мировой культуры;
  4. Формирование у подрастающего гражданина активной жизненной позиции, способствующей его интеграции в современное общество и участию в совершенствовании последнего.

Цели гражданского воспитания должны реализоваться педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном  мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми  установками, оценками, ценностными  ориентациям. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы  от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и  родителей быть вооруженными знанием  особенностей детского восприятия политической информации, осознания и осмысления фактов и событий. (47)

Главной особенностью психолого-педагогической деятельности является единство процесса обучения и воспитания, развивающий  и воспитывающий характер содержания основных предметов, в которых наиболее полно представлены богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его  традиции, социальные нормы поведения, духовные идеалы и ценности.(47) Цель гражданского воспитания - сформировать сознательного гражданина, у которого личностные качества и черты характера, поступки и поведение будут направлены на саморазвитие, самосовершенствование  и будут согласовываться с  интересами других граждан и общества в целом.[37]

1.6 Возрастно-психологические особенности подростков.

Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности  младшего подростка:

  1. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  2. повышенная утомляемость;
  3. стремление обзавестись верным другом;
  4. стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  5. повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  6. стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  7. отсутствие авторитета возраста;
  8. отвращение к необоснованным запретам;
  9. восприимчивость к промахам учителей;
  10. переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  11. отсутствие адаптации к неудачам;
  12. отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  13. тенденция предаваться мечтаниям;
  14. боязнь осквернения мечты;
  15. ярко выраженная эмоциональность;
  16. требовательность к соответствию слова делу;
  17. повышенный интерес к спорту;
  18. увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Следует добавить, что младшие  подростки драчливы, проявляют элементы жестокости и агрессивности, могут  попасть под чужое влияние, попасть  в уличные преступные группировки, то есть подвержены внушаемости и  ведомости. (48) В этом возрасте проявляются  элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и  т.д.). Младшие подростки порой  не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны, особенно проявляют  активность при выполнении классных, общественных поручений, при уборке кабинета, школьной территории и т.д. (что говорит о высокой физиологической  энергии), правда эта активность может  уступить место утомляемости. Желание  сохранить тайны и секреты  у них соседствует с неумением  хранить эти тайны и секреты  от окружающих, младшие подростки  часто ябедничают друг на друга, начинают давать друг другу “прозвища”, которые  сохраняются вплоть до окончания  школы. У многих младших подростков наблюдается завышенная самооценка своих возможностей (“я все могу сделать сам”), эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным  или менее успешным чем он.  (49)Младшие подростки очень ранимы и обидчивы. Очень любят младшие  подростки бравировать вещами, предметами, нарядами, которые есть только у  них, но отсутствуют у остальных  товарищей. Сейчас мы наблюдаем, как  среди младших подростков идет разделение в классах на детей обеспеченных родителей и на детей из малообеспеченных семей (это особенно ярко проявляется  в городах), на первое место ставится богатство, а не знания. Весьма активно  в младшем подростковом возрасте идет формирование “малых групп”. (49)

Нельзя не упомянуть и  вопрос о взаимоотношениях между  младшими подростками и учителями. Положение учителя само по себе не гарантирует уважительного отношения  со стороны младших подростков, и  наставник должен обладать определенными  качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить такое  к себе уважение. От того, как учитель, сможет проявить себя при работе с  младшими подростками, зависит их отношение  к нему в процессе дальнейшего  обучения в школе. Строгость нужна, но ее следует сочетать с настойчивостью, вежливостью и занимательностью изложения нового материала. (48)

Американский психолог Ст. Холл еще в начале XX века, подробно осветил эту тему. Подростковый возраст  он относил к переходному, промежуточному периоду развития, периоду “бури  и натиска”, а содержание подросткового  возраста он охарактеризовал как  “кризис самосознания”. Только преодолев  этот кризис, подросток приобретает  “чувство индивидуальности”. А пока это не наступило, он будет находиться в состоянии поиска своего “я”, ему будет присуща неустойчивость, которая проявляется в следующих  моментах: высокая активность сменяется  ослаблением, самоуверенность сменяется  застенчивостью, эгоизм может переходить в альтруизм, веселое, приподнятое  настроение сменяется апатией, спокойная  сосредоточенность вдруг переходит  в бесконечные рассуждения, стремление к новациям может уступить место  любви к рутине и т.д.(48)

Информация о работе Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема