Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация

Описание работы

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Работа содержит 1 файл

Магистерская new.docx

— 201.82 Кб (Скачать)

Ушинский писал: «Природа, семья, общество, народ, религия, а особенно язык и история с раннего детства  воздействуют на ребенка, прививая ему  любовь к Отечеству».  (16) Советский  период развития теории и практики патриотического воспитания характеризуется  выдающимися педагогическими экспериментами А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, направленными  на воспитание в коллективе  гражданина – патриота, которые актуальны  и в настоящее время.

В 60-80-е гг. ХХ в. теория и  практика патриотического воспитания нашла отражение в научных  работах  Д.А. Аргазина, А.А. Аронова,  А.Н. Вырщикова, Ю.К. Бабанского, Л.А Бублик, А.В. Барабанщикова,  В.А. Караковского, В.И. Ковалёва, М.Н. Терентия, Н.Е. Хворова,  В.С. Чудного, М.М. Ященко и др.

С позиции гуманизма патриотизм понимается как соподчинение личных и общественных интересов, единение человека с Отечеством. На этой основе у него формируются самые глубокие и устоявшиеся патриотические чувства. Человек заботится об интересах и исторических судьбах страны и проявляет готовность ради них к самопожертвованию. Отечество, в свою очередь, признает ценности человека как личности, его право на свободное развитие, утверждает благо человека как критерий оценки общественных отношений. (4)

 Культурологический подход  в патриотическом воспитании  заключается в усвоении лучших образцов культуры своей Родины — как прошлого, так и настоящего, изучении закономерностей происхождения, развития и функционирования отечественной культуры. Одновременно патриотическое воспитание включает процесс передачи ценностей и норм культуры одного поколения другому и творческое овладение всеми доступными для человечества достижениями культуры, бережное отношение к национально-культурным традициям своего народа. В нашей работе мы придерживаемся культурологического подхода. (8)

Для формирования патриотизма  и гражданственности необходимо формирование соответствующей жизненной  позиции.

В психологии позиция личности представляет собой сложную систему отношений, установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности, целей и ценностей, на которые направлена деятельность (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович и др.). Более подробно об исследованиях психологов мы поговорим в параграфе 1.3.

Среди армянских ученых большой  вклад в этнопсихологию внес А.А. Налчаджян. В 90-ые годы, в результате интенсивной работы над  проблемами этнопсихологии, он разработал теорию этнической психологической самозащиты; концепцию о взаимосвязях межэтнической  и внутриэтнической агрессии, а также  ряд концепций в области этнической характерологии и теории онтогенеза. Он считает, что этническая культура является одним из главных факторов формирования национального склада ума, а особенности и шаблоны  культуры создаются и живут в  процессе социального взаимодействия. (17). Такой верной точки зрения придерживаются и Р.Парк, П.Редфилд, Эд Сепир, Т.Шибутаки и др. Создавая новые культурные ценности, люди усиливают ряд потребностей и создают новые потребности, в том числе квазипотербности. Так и развиваются системы  ценностной ориентации, которые в  результате неоднократной актуализации превращаются в черты (или комплексы) характера индивидов и этносов. Налчаджян считает, что каждая традиция является защитно-адаптивным комплексом для этноса. Анализируя в своей  книге теорию М.Мид о существовании  трех типов культур (пост-, кон- и  префигуративные) и пытаясь описать  типы личностей, которые могут формироваться  в этнических общностях с такими культурами, Налчаджян считает, что  сегодня, живя в обществе с префигуративной  культурой, родителям не удается  формировать из молодых желательные  типы личностей. Но наблюдаются также  случаи регрессии к культуре и  ценностям прошлого. Часто такой  возврат осуществляется с помощью  религии. (17) Мы согласны с тем, что  светская национальная идеология была бы в этом деле эффективным орудием.

1.3 Факторы,  влияющие на формирование  патриотизма 

Факторы, влияющие на воспитание патриотизма, следует понимать как  обстоятельства, условия, природные  и социальные факты, влияющие на эффективность  системы воспитания и побуждающие  человека к активной деятельности. Ю.К. Бабанский классифицировал факторы воспитания на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые . В.Н. Турченко выделяет субъективные и объективные факторы, понимая под субъективным фактором данного процесса проявление субъективных качеств людей (знаний, оценок, установок, моральных и политических воззрений, способностей, личных психических свойств) в их практической деятельности, оказывающее существенное влияние на ход этого процесса [19]. В трактовке Н.В. Бордовской и А.А. Реана также факторы воспитания подразделяются на объективные и субъективные [18]. А.В. Мудрик выделяет факторы воспитания макро-, мезо-, микроуровней и мегафакторы, отражающие космо-психобиологическую природу человека [18]. По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, таких групп три. (18) Подобные разногласия в классификации факторов не случайны. Они свидетельствуют не только и не столько о разнице в подходах к их анализу ученых различных научных школ. Это свидетельствует о неразработанности данной научной проблемы. 

Многомерный подход к анализу  роли среды в формировании патриотически-устойчивой личности требует учета как можно  большего количества воздействующих на нее объектов, учета системных  связей между ними, ранжированного влияния внешних факторов. Условно  возможно классифицировать современные  факторы, влияющие на эффективность  системы патриотического воспитания на:

  1. объективные и субъективные;
  2. внешние и внутренние;
  3. управляемые и неуправляемые и отнести их к мега-, макро, мезо- и микроуровням.

В работах А.В. Мудрика  предложена классификация этих факторов, которая получила признание и  дальнейшее развитие (18):

1. Макрофакторы: государственный  строй, психологическая атмосфера  в обществе, состояние гражданского  общества, история страны, ее международный  авторитет, геополитические интересы, архетип нации. 

2. Мезофакторы - условия  региона: традиции, культура, специфика  производства, уклад, быт, национальные  особенности, природно-климатические  и социально-демографические условия;  образ жизни.

3. Микрофакторы – малые  социальные группы, среда сверстников,  образова-тельные и культурно-массовые учреждения, семья, традиции, обряды, ритуалы и др.

Также к макрофaкторам на наш взгляд относятся СМИ, оказывающие  сильное влияние на общество, которое  трудно переоценить на сегодняшний  день.

Благодаря влиянию указанных  выше факторов, у учащейся молодежи формируется система ценностных отношений к обществу, государству, власти,  к Родине, к образованию, культуре, природе, семье, труду и  нации в целом.  (19)

Система ценностных отношений также может быть классифицирована на:

  1. ценности первого порядка – ближайшие по отношению к человечеству ценности: здоровье, личная жизнь, работа, счастье, семья, удовлетворение витальных потребностей и другие;
  2. ценности второго порядка – ценности, связанные с национальной культурой: родной язык, традиции, обычаи, уклад, национальные особенности, патриотизм; гордость за принадлежность к сообществу; религия и т.д.;
  3. ценности третьего порядка – общечеловеческие ценности: мир, экология, дружба.

Очевидно, что на сегодня  влияние современных факторов воспитания наиболее действенно в области духовной и психической составляющей личности человека, а структура духовности личности наиболее уязвима к культурно-информационному  воздействию. Наиболее сильное влияние  на процесс становления патриотически-устойчивой личности учащегося оказывает микросреда, семья, СМИ, искусство, литература, общественные организации и движения, а также  дифференцируются попытки личности вычленить себя, как сознательную и индивидуальную личность,  из общества, частью которого она является. Это  стремление ведет к активному  осмыслению пережитого опыта и адаптации  будущего, осознанию своего места  в обществе и проектирование желаемого. Поэтому патриотическая воспитанность  способна сплачивать, объединять многих людей во внутренне солидарные общности, выражать сущность воли, проявляющейся  в индивиде, роде, народе, нации.

На наш взгляд, важнейшим  фактором, требующим изменения подходов к патриотическому воспитанию, является возникновение условий для непосредственного включения учащейся молодежи в жизнь общества через развитие у них патриотических чувств. В первую очередь утверждается необходимость нового подхода к структуре и содержанию воспитательного процесса, к определению характера педагогических отношений с акцентом на воспитание патриотизма и приобщения к национальным ценностям с учетом психологических факторов. Результаты реализации новых подходов зависят от целенаправленности усилий в повышении качества интеграции знаний, составляющих содержание патриотического воспитания. Новых подходов требует также разработка вариативных программ воспитательной работы, которые должны стать не традиционными нормативными документами, а плодом творческих исканий авторских и педагогических коллективов школ. При этом очень важно опираться на принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, свободе выбора видов деятельности, учета особенностей самой школы [4, с. 77-78].

Также, одним из приоритетных условий (факторов) воспитания патриотизма  у подростков, выступает не только существующая система общественных отношений, но и личный жизненный  опыт, сквозь призму которого молодой  человек осмысливает и интериоризирует  духовные ценности социума. Здесь следует  выделить возрастной критерий формирования жизненного опыта как  отдельную проблему (отдельный аспект) воспитания патриотизма. Об этом мы поговорим в параграфе 1.6.

Шопенгауэр, Гартман и  Ницше, сформулировав идеи бессознательного, стремления противоположностей к единству, заменив рациональное в понимании реальности волей и интуицией, актуализировали исследования психологов в области психоанализа (12). Важность бессознательных детерминант поведения подчеркивали Фрейд, Юнг, Меррей, Ангъял, Адлер (3). Сегодня теоретики личности проявляют тенденции ко все большему принятию бессознательных мотивов в поведении и самоопределении человека.

Определенный интерес  представляет наиболее детально разработанная  структура личности в аналитической  теории К.Юнга.(20) Индивидуальная личность для Юнга – продукт и вместилище родовой истории, «результирующая» взаимодействия внутренних и внешних сил. По его мнению, опыт предыдущих поколений запечатлен в структурах головного мозга в виде коллективного бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие первообразы – архетипы. Как нам представляется, архетипические образы составляют один из структурных элементов творческой природы личности и влияют на глубину постижения современных процессов бытия (21). Теоретический интерес для разработки проблемы формирования духовной культуры личности представляют такие идеи Юнга, как развитие от глобального к дифференцированному и далее к интегрированному состоянию (аналогичная мысль разрабатывается у Мерфи); целенаправленность поведения; оптимистические взгляды на природу человека (Роджерс и Маслоу); представление о самореализации – «самость» как центр личности (позже понятие самости появится у многих психологов, но контексты будут различны (Гольдштейн, Роджерс, Ангъял, Оллпорт, Маслоу (3)). Практическую ценность представляет ряд методов, способствующих активизации культурных архетипов личности в целях развития ее творческого потенциала и дальнейшего саморазвития (методы словесных ассоциаций, активного воображения и др.) (20).

Процесс формирования духовной культуры личности в условиях образования осуществляется на деятельностной основе. Поэтому теоретический и практический интерес представляют исследования по теории деятельности советских ученых (сущностный подход к проблеме деятельности рассматривают психологи Э.Г. Юдин, В.С. Швырев, Л.И. Буева, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Кристотурьян, В.П. Зинченко; субъектно-объектные отношения – К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев,  М.С. Каган, Е.Ф. Ломов). (3)

 На формирование духовной  культуры личности оказывают  воздействие факторы объективного  и субъективного порядка. Существенным  субъективным фактором выступает природная сторона личности и культурные архетипы, находящиеся в сфере бессознательного. (20) В качестве ведущего объективного фактора следует отметить особенности национальной культуры и социально-культурную ситуацию, переживаемую обществом в данный период. Деидеологизация образования на некоторое время вынесла вопрос о духовных ориентирах за рамки школ, выполнив миссию тотальной моноидеологии, но породив идейный вакуум (по А.Т. Кислову (15)). Такая ситуация оказывается не только следствием, но и производителем бездуховности. Вакуум «семейной бездуховности» усугубляет «кризис детства» (А. Венгер, В. Слободчиков, Б. Эльконин, И. Фрумин) (18). Несмотря на свое нынешнее состояние, заполнять этот вакуум приходится социальным образовательным учреждениям различного типа. Исходя из того, что гражданственность и патриотизм являются аспектами духовной культуры личности, и решение проблемы гражданско-патриотического воспитания следует искать в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения, в образовании должны учитываться процесс личностного становления индивида и направленность его культурной   деятельности.   

Основными   критериями   гражданско-патриотического  воспитания  являются: духовно-нравственный, ценностно-смысловой, культурно-деятельностный. (7)

Духовно-нравственный базируется на идее актуализации духовных сил ребенка. Давая определение слову «духовный», В.И.Даль указывал, что в его содержание входит и «относящееся к душе человека», к «его умственным и нравственным силам», «уму и воле». (2) Современные сторонники философской трактовки понятие «дух» рассматривают в оппозиции материальному и телесному, сторонники же социокультурной трактовки считают «дух» является продуктом высокого уровня культурного развития человека. (12) Духовность сегодня рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В эпоху материалистической идеологии вопрос о духовности человека и общества в советской научной литературе не поднимался, но зато всесторонне рассматривался вопрос о нравственности, нравственном воспитании, морали. Поэтому в названии компонента мы выделяем два аспекта: духовный, как синоним устремленности, направленности личности на достижение личностно значимого идеала, и нравственный – систему гуманных отношений к окружающему миру.

Духовно-нравственный компонент  гражданско-патриотического воспитания в педагогическом процессе заключается в упрочении духовных связей с окружающей средой, как природной, так и социальной, в формировании устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа, в формировании фундаментальных потребностей (П.В.Симонов, Я.И.Ершов, О.П.Вяземский, А.М.Кузин) (7) – идеальной потребности в познании и социальной потребности «жить для других» (для своего народа).

Информация о работе Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема