Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация
Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.
Ценностно-смысловой компонент, затрагивая аффективную сферу личности (формирование личностных смыслов – значений «для меня») в культуре, позволяет выйти на уровень общечеловеческих, надындивидуальных ценностей. Сторонники ценностно-смыслового подхода в формировании духовности (Г.А.Аванесова, А.С.Арсеньев, Б.С.Братусь, Л.И. Буева, З.А.Лекторский, Б.Т.Лихачев, В.И-Слободчиков, С.Л.Соловейчик, С.Л.Рубинштейн, В.Н-Шердаков, Н.Е.Щуркова) делают акцент на включенности человека в мир культуры, нравственном самосовершенствовании.
Культурно-деятельностный критерий заключается в понимании духовности как формы самоорганизации и управления человеком самим собой (В.И. Мурашов, И.В.Силуянова, Леонтьев) и отражает созидательную направленность деятельности личности в социуме. (7)
Основная направленность процесса формирования духовной культуры личности обеспечивается возвышением потребностей (А.В.Кирьякова) в процессе личностного роста. (8) Согласно теории самоактуализации А.Маслоу, для нормального личностного роста требуется сдвиг относительно значимости потребностей от наиболее примитивных к наиболее «человеческим». (3) На основе изучения людей с реализованной потребностью в самоактуализации Маслоу сформулировал параметры личностного профиля, куда вошли такие качества, как: приятие себя, других и природы, независимость, способность к эстетическим переживаниям («вершинным», вероятнее всего – катарсическим), креативность и др. (всего 15). Эти характеристики самоактуализирующейся личности не в полной мере соответствуют нашим представлениям о человеке высокой духовной культуры, поэтому наибольший интерес для исследования представляет концепция становления личности, являющаяся в данной теории основополагающей. Ведущие идеи концепции становления личности (человек не бывает статичен, он всегда в процессе становления): значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества; холический подход; потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования заложены от природы в каждом человеке; творчество – неотъемлемое свойство природы каждого человека и его универсальная функция, которая ведет ко всем формам самовыражения; изменение личности – движение к актуализации ее потенциала. (3)
Существование творческого начала в человеческой природе и его роль в самореализации личности разрабатывалась в концепции творческого «Я» А.Адлера (индивидуальная теория личности). Его идеи социального интереса, творческой природы и свободы человека, идея самосогласующейся личности и ее формирования стиля жизни, идея человеческой жизни как акта стремления к совершенству, предвосхитившие гуманистическое направление в теории личности, в нашем исследовании составляют теоретическую основу формирования духовной культуры личности как творческого процесса, обусловленными социальными детерминантами поведения. (22) В теории Маслоу мы не нашли подтверждения необходимости включения личности в культуру на каких бы то ни было основаниях. Более того: самоопределяющийся человек, по его мнению, автономен – независим от культуры и окружения, а «окультуривание» – это насилие по отношению к личностной культуре. Маслоу, несколько ранее (и фрагментарно) Г.Оллпорт, К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мей, разрабатывали идеи гуманистической педагогики на основе взглядов экзистенциальной философии, сформулированных С.Кьеркегором, К.Ясперсом, М.Хайдеггером, Ж.П.Сартром. «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам», – главный постулат Сартра. (12) Полагая, что человек живет как «сущий-в-мире», экзистенциалисты подчеркивают уникальность его бытия в конкретный момент времени и пространства.
Н.Н. Мулюков, например, чувство
патриотизма рассматривает как
коллективное сознание, где каждый
член единого коллектива воспринимает
себя на уровне нахождения сходства и
различия себя с другими. (7) Однако этот
же автор утверждает, что формирование
чувства патриотизма не в полной
мере зависит от поиска сходных и
различных характеристик. По его
мнению, в формировании чувства патриотизма
фактором выступает язык, выражающий
чувства и стремления представителя
конкретной нации. Вопросы патриотизма
были предметом изучения Н.Л. Бердяева,
который понимал нацию как
единство исторических судеб, а чувство
патриотизма связывал с осознанием
религиозно-нравственного
В последнее десятилетие,
по мнению Р.Х. Шогенова, сформировалось
несколько подходов к содержанию
чувства патриотизма: как духовное
образование, включающее национальные
стереотипы, представления о территории,
культуре, языке, историческом прошлом”;
как комплекс представлений национальности
о самой себе, интересах, ценностных
ориентирах и установках по отношению
к другим национальностям; как национальная
самоидентификация. На наш взгляд, относительно
предмета нашего исследования, чувство
патриотизма можно
Национальное самосознание
— это совокупность взглядов и
оценок, мнений и отношений, выражающих
содержание, уровень и особенности
представлений членов национально-этнической
общности о своей истории, современном
состоянии и будущих
Национальное самосознание
— ядро национального сознания.
(30) Оно выступает в качестве стержневой
системы оценочных отношений
и рационально-ценностных представлений,
необходимых для
Генезис национального самосознания
представляет собой длительный исторический
процесс, многоуровневый и весьма неравномерный
по ходу своего развития. Первоначально,
в историческом плане, появление
зачатков национального самосознания
происходило на обыденном этнопсихологическом
уровне. (42) Оно было связано с
действием одного из базовых социально-
Основу этой антитезы составляют
один или несколько наиболее ярко
выраженных внешних признаков, характерных
для «них» в отличие от «нас».
Это может быть физический облик
(иная внешность, черты лица и т. п.)
или социокультурные признаки (язык,
обычаи, традиции и т. п.). Могут быть
религиозные верования (иные идолы,
тотемы, боги, религия) или социально-экономический
уклад (иной способ общественного производства
и способ жизни, кочевой или оседлый,
земледельческий или
В действии антитезы «мы» и
«они» проявляется влияние
На бытовом психологическом
уровне решению задач консолидации
способствует еще один выработанный
исторически, но сохранивший свое действие
до сих пор механизм национально-этнических
стереотипов. Это эмоциональные, картиночно,
даже лубочно яркие, но внутренне
абстрактно обобщенные, содержательно
выхолощенные и упрощенные, сугубо
плоскостные (хотя и претендующие на
всеобъемлемость и
Так, в армянской реальности бытует мнение, что если человек русский, то обязательно пьет, если женщина курит, то она гулящая.
Другие стереотипы, как
"все мусульмане террористы
и делают бомбы", «белые
американцы страдают ожирением,
В армянской политической и социальной среде существуют следующие стереотипы: «Все милиционеры взяточники», «все чиновники подкупны», «Запад нам поможет вернуть наши земли».
В Турции, например с помощью метода "стереотипизации" в сознание внедряют мифы и иллюзии - армяне - мелкие торговцы и попрошайки, армяне - террористы и экстремисты, захватчики чужих территорий.
Армянской аудитории пермаментно навязывается тезис о том, что мы обыкновенные и не совсем цивилизованные, что армянский народ отсталый, некультурный, грубый.
Выпячивание отдельных и игнорирование всех прочих качеств и признаков иной национально-этнической группы ведет к искажению реальности и препятствует процессам объективного познания, однако для национального самосознания это и не обязательно. Стереотипы выполняют иные функции, прежде всего, решая задачи сплочения общности против негативно представляемых (стереотипные представления о своей нации всегда позитивны) стереотипизированных других наций. К аналогичным по действию механизмам относится этноцентризм.
Разумеется, основополагающей стратегической детерминантой развития национального самосознания в историческом плане были, помимо и на фоне действия этнопсихологических факторов, еще и реальные материальные, исторически обусловленные потребности развития общностей. Это было связано с формированием экономических общностей людей, относящихся к одним национальным группам, и определялось, прежде всего, общностью крови, территории их проживания, на которой с течением времени формировалось единое общее рыночное экономическое пространство.
Очевидное противостояние своей
национально-этнической группы иным общностям
способствует ускорению осознания
и перевода в рациональный план,
в разряд узко трактуемого национального
самосознания, всех эмоционально-чувственных
основ национальной психологии, психического
склада нации. Это включает в себя
не только осознанное национальное самоопределение,
осознание своей принадлежности
к общности, единства интересов и
целей и необходимости
На основе подобного комплекса
соответственно возникает эмоционально
окрашенное, но уже вполне осознанное
и целеустремленное в поведенческом
плане состояние психики в
целом, соответствующее определенному
настрою человека и выражающееся,
например, в волевом устремлении
к борьбе за независимость своего
народа, его свободу и суверенитет.
(28) Многочисленные примеры политического
поведения такого типа, обусловленные
данным настроем, известны в истории
национально-освободительных