Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация

Описание работы

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Работа содержит 1 файл

Магистерская new.docx

— 201.82 Кб (Скачать)

Ценностно-смысловой  компонент, затрагивая аффективную сферу личности (формирование личностных смыслов – значений «для меня») в культуре, позволяет выйти на уровень общечеловеческих, надындивидуальных ценностей. Сторонники ценностно-смыслового подхода в формировании духовности (Г.А.Аванесова, А.С.Арсеньев, Б.С.Братусь, Л.И. Буева, З.А.Лекторский,    Б.Т.Лихачев,    В.И-Слободчиков,    С.Л.Соловейчик, С.Л.Рубинштейн, В.Н-Шердаков, Н.Е.Щуркова) делают акцент на включенности человека в мир культуры, нравственном самосовершенствовании.

Культурно-деятельностный критерий заключается в понимании духовности как формы самоорганизации и управления человеком самим собой (В.И. Мурашов, И.В.Силуянова, Леонтьев) и отражает созидательную направленность деятельности личности в социуме. (7)

Основная направленность процесса формирования духовной культуры личности обеспечивается возвышением  потребностей (А.В.Кирьякова) в процессе личностного роста. (8) Согласно теории самоактуализации А.Маслоу, для нормального личностного роста требуется сдвиг относительно значимости потребностей от наиболее примитивных к наиболее «человеческим». (3) На основе изучения людей с реализованной потребностью в самоактуализации Маслоу сформулировал параметры личностного профиля, куда вошли такие качества, как: приятие себя, других и природы, независимость, способность к эстетическим переживаниям («вершинным», вероятнее всего – катарсическим), креативность и др. (всего 15). Эти характеристики самоактуализирующейся личности не в полной мере соответствуют нашим представлениям о человеке высокой духовной культуры, поэтому наибольший интерес для исследования представляет концепция становления личности, являющаяся в данной теории основополагающей. Ведущие идеи концепции становления личности (человек не бывает статичен, он всегда в процессе становления): значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества; холический подход; потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования заложены от природы в каждом человеке; творчество – неотъемлемое свойство природы каждого человека и его универсальная функция, которая ведет ко всем формам самовыражения; изменение личности – движение к актуализации ее потенциала. (3)

Существование творческого  начала в человеческой природе и  его роль в самореализации личности разрабатывалась в концепции  творческого «Я» А.Адлера (индивидуальная теория личности). Его идеи социального интереса, творческой природы и свободы человека, идея самосогласующейся личности и ее формирования стиля жизни, идея человеческой жизни как акта стремления к совершенству, предвосхитившие гуманистическое направление в теории личности, в нашем исследовании составляют теоретическую основу формирования духовной культуры личности как творческого процесса, обусловленными социальными детерминантами поведения. (22) В теории Маслоу мы не нашли подтверждения необходимости включения личности в культуру на каких бы то ни было основаниях. Более того: самоопределяющийся человек, по его мнению, автономен – независим от культуры и окружения, а «окультуривание» – это насилие по отношению к личностной культуре. Маслоу, несколько ранее (и фрагментарно) Г.Оллпорт, К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мей, разрабатывали идеи гуманистической педагогики на основе взглядов экзистенциальной философии, сформулированных С.Кьеркегором, К.Ясперсом, М.Хайдеггером, Ж.П.Сартром. «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам», – главный постулат Сартра. (12) Полагая, что человек живет как «сущий-в-мире», экзистенциалисты подчеркивают уникальность его бытия в конкретный момент времени и пространства. 

Н.Н. Мулюков, например, чувство  патриотизма рассматривает как  коллективное сознание, где каждый член единого коллектива воспринимает себя на уровне нахождения сходства и  различия себя с другими. (7) Однако этот же автор утверждает, что формирование чувства патриотизма не в полной мере зависит от поиска сходных и  различных характеристик. По его  мнению, в формировании чувства патриотизма  фактором выступает язык, выражающий чувства и стремления представителя  конкретной нации. Вопросы патриотизма  были предметом изучения Н.Л. Бердяева, который понимал нацию как  единство исторических судеб, а чувство  патриотизма связывал с осознанием религиозно-нравственного идеала. Фактором становления чувства патриотизма  Бердяев определял изучение истории, которую рассматривал ядром национального  сознания.  (12) Именно история обеспечивает единство исторических судеб народа и непрерывную связь одного поколения  с другим. С.JI.Франк чувство патриотизма  считал универсальной всечеловеческой  категорией, понимая его как национальный дух, в котором раскрывалось своеобразие  духовных тенденций. Факторами развития чувства патриотизма он определяет культурный и жизненный опыт, формирующийся  на принципах общности, единства и  переплетения духовных ценностей. Исходя из этого можно предположить, что  чувство патриотизма складывается как система ценностей, осмысленных  личностью с точки зрения своей  национальной самобытности. (18)

В последнее десятилетие, по мнению Р.Х. Шогенова, сформировалось несколько подходов к содержанию чувства патриотизма: как духовное образование, включающее национальные стереотипы, представления о территории, культуре, языке, историческом прошлом”; как комплекс представлений национальности о самой себе, интересах, ценностных ориентирах и установках по отношению  к другим национальностям; как национальная самоидентификация. На наш взгляд, относительно предмета нашего исследования, чувство  патриотизма можно рассматривать  с точки зрения духовного образования  у подростков.  (7)

1.4 Национальное самосознание.

Национальное самосознание — это совокупность взглядов и  оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности  представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном  состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем  месте среди других аналогичных  общностей и характере взаимоотношений  с ними. (10) Включает рациональные (собственно осознание своей принадлежности к нации) и, отчасти, в меньшей  степени эмоциональные (подчас неосознаваемое сопереживание своего единства с  другими представителями национально-этнической группы) компоненты. (41)

Национальное самосознание — ядро национального сознания. (30) Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений  и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни(42). В отличие от национального сознания, отражающего обобщенные представления  национально-этнической группы, национальное самосознание является более индивидуализированным  понятием, выражающим прежде всего  степень усвоения тех или иных компонентов общенационального  сознания индивидами-членами национальной общности. (10)

Генезис национального самосознания представляет собой длительный исторический процесс, многоуровневый и весьма неравномерный  по ходу своего развития. Первоначально, в историческом плане, появление  зачатков национального самосознания происходило на обыденном этнопсихологическом  уровне. (42) Оно было связано с  действием одного из базовых социально-психологических  механизмов развития человеческого  сознания в целом, с формированием  и укоренением в психике представителей той или иной общности антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена некой группы, целостности («мы») как раз и строится через противопоставление представителям иной группы — неким «они».

Основу этой антитезы составляют один или несколько наиболее ярко выраженных внешних признаков, характерных  для «них» в отличие от «нас». Это может быть физический облик (иная внешность, черты лица и т. п.) или социокультурные признаки (язык, обычаи, традиции и т. п.). Могут быть религиозные верования (иные идолы, тотемы, боги, религия) или социально-экономический  уклад (иной способ общественного производства и способ жизни, кочевой или оседлый, земледельческий или скотоводческий и т. п.). Такими признаками могут  становиться и политическое устройство (иные способы устройства власти и  управления) или идеологическая доктрина (иные системы ценностей), и т. д. (42) Фиксация одного или нескольких таких  непривычных и потому удивляющих, бросающихся в глаза признаков  сопровождается их наделением негативной оценкой («они» всегда «плохие» по определению, поскольку отличаются от «нас», по тому же определению, безусловно «хороших»). (43)Свойственные «им» качества, обычно, оцениваются аналогично. Их внешность, обычаи, традиции, способ жизни и  т. д,, как правило, «неправильные». В  отношении богов и религии  они — «неверные», в отличие  от «нас» и т. д. «Им» приписываются  все возможные негативные, «нам»  же — все возможные позитивные качества. На этом всегда базировалось и до сих пор держится национальное самосознание. Эти механизмы функционируют  практически во всех националистических и расистских идейно-политических концепциях. (27)

В действии антитезы «мы» и  «они» проявляется влияние естественного  психологического механизма, посредством  которого человек осознает свою национально-этническую (а первоначально родовую, клановую и племенную), а затем и иные, уже сугубо социальные принадлежности. С ее помощью он идентифицирует себя со своей группой, разделяя ее ценности и отождествляя себя со всем положительным, «эталонным», свойственным именно своей  группе. Противопоставление собственной  общности иным группам всегда способствовало фиксации и активному закреплению  своих этнических отличий, их осмыслению и созданию на этой основе самых  разных (от экономических — к  духовным, идеологическим и политическим) способов укрепления своей общности. Причем противостоять можно не только аналогичным, национально-этническим, но и иным социальным группам. (27)

На бытовом психологическом  уровне решению задач консолидации способствует еще один выработанный исторически, но сохранивший свое действие до сих пор механизм национально-этнических стереотипов. Это эмоциональные, картиночно, даже лубочно яркие, но внутренне  абстрактно обобщенные, содержательно  выхолощенные и упрощенные, сугубо плоскостные (хотя и претендующие на всеобъемлемость и абсолютизацию) оценочные образы «типичных представителей»  иных национально-этнических групп. (27) Они складываются на основе одностороннего, субъективного, подчас разового впечатления и излишне эмоционального восприятия членов иной этнической группы за счет абсолютизации одного или нескольких поведенческих качеств (например, черт характера или психологических качеств), напрямую, механически связываемых с какими-то внешними признаками, контрастными по сравнению с чертами собственной нации.

Так, в армянской реальности бытует мнение, что если человек  русский, то обязательно пьет, если женщина курит, то она гулящая.

 Другие стереотипы, как  "все мусульмане террористы  и делают бомбы",  «белые  американцы страдают ожирением,  ленивы, тупы, субъективны по отношению  к другим расам и очень материалистичны», «выходцы из Латинской Америки  являются незаконными иностранцами»  - являются отрицательными стереотипами.

В армянской политической и социальной среде существуют следующие  стереотипы: «Все милиционеры взяточники», «все чиновники подкупны», «Запад нам  поможет вернуть  наши земли».

В Турции, например с помощью  метода "стереотипизации" в сознание внедряют мифы и иллюзии -  армяне - мелкие торговцы и попрошайки, армяне - террористы и экстремисты, захватчики чужих территорий.

Армянской аудитории пермаментно  навязывается тезис о том, что  мы обыкновенные и не совсем цивилизованные, что армянский народ отсталый, некультурный, грубый.

Выпячивание отдельных и  игнорирование всех прочих качеств  и признаков иной национально-этнической группы ведет к искажению реальности и препятствует процессам объективного познания, однако для национального  самосознания это и не обязательно. Стереотипы выполняют иные функции, прежде всего, решая задачи сплочения  общности против негативно представляемых (стереотипные представления о своей  нации всегда позитивны) стереотипизированных других наций. К аналогичным по действию механизмам относится этноцентризм. 

Разумеется, основополагающей стратегической детерминантой развития национального самосознания в историческом плане были, помимо и на фоне действия этнопсихологических факторов, еще и реальные материальные, исторически обусловленные потребности развития общностей. Это было связано с формированием экономических общностей людей, относящихся к одним национальным группам, и определялось, прежде всего, общностью крови, территории их проживания, на которой с течением времени формировалось единое общее рыночное экономическое пространство.

Очевидное противостояние своей  национально-этнической группы иным общностям  способствует ускорению осознания  и перевода в рациональный план, в разряд узко трактуемого национального  самосознания, всех эмоционально-чувственных  основ национальной психологии, психического склада нации. Это включает в себя не только осознанное национальное самоопределение, осознание своей принадлежности к общности, единства интересов и  целей и необходимости совместной борьбы за их осуществление. Сюда же включается и пробуждение целой гаммы  осознанных национальных чувств, появление  особого рода «национального самочувствия». Оно включает чувство сопричастности к судьбе своей общности, любовь к исторической национальной родине (подчас независимо от места реального  рождения и проживания человека), преданность  своему народу, уважение его национальных особенностей и национальной культуры. Сюда же относится своеобразная ностальгия, сочетающаяся с национальной гордостью  или чувством тревоги за судьбу своего народа, готовность к жертвам во имя нации и т. п. (28)

На основе подобного комплекса  соответственно возникает эмоционально окрашенное, но уже вполне осознанное и целеустремленное в поведенческом  плане состояние психики в  целом, соответствующее определенному  настрою человека и выражающееся, например, в волевом устремлении  к борьбе за независимость своего народа, его свободу и суверенитет. (28) Многочисленные примеры политического  поведения такого типа, обусловленные  данным настроем, известны в истории  национально-освободительных движений и осуществлявшихся ими антиколониальных революций. Импульсивность, динамичность и заразительность данных компонентов  национального самосознания могут  делать такие явления массовыми  в соответствующие периоды исторического  развития. Это подтвердилось и  массовым стремлением населения  ряда республик СССР  (в том  числе и Армении – обретение  независимости, суверенитет Арцаха) к достижению реального суверенитета в ходе радикальных реформ социально-политической системы общества и национально-государственного устройства (конец 80-х — начало 90-х  гг.). Широта, динамика и интенсивность  распространения подобных явлений  и определяемые ими политические последствия во многом были связаны  с особенностями национального  характера, уровнем национальной культуры, а также с политико-психологической  историей общностей. Под историей здесь  понимается степень предшествующей социально-политической дискриминации  национального сознания данной общности и тот уровень развития национального  самосознания, который уже был  ею когда-то достигнут.

Информация о работе Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема