Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация

Описание работы

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Работа содержит 1 файл

Магистерская new.docx

— 201.82 Кб (Скачать)

Российско-Армянский (Славянский) Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

Диссертация

На тему

Воспитание  чувства патриотизма у старшеклассников 

как психолого-педагогическая проблема

 

 

Научный руководитель:

  канд. псих. наук, доцент А.С.Береберян

Исполнитель:

А.В. Аракелян

магистр фак-та псих. РАУ

 

 

 

 

 

 

 

 

Ереван

2011

Введение

Выбор темы данной работы обусловлен многочисленными проблемами в образовательной  системе современной Армении, ее отчужденной от воспитания патриотизма программой обучения в учебных заведениях. В настоящее время в армянской среде ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

Проблема патриотизма  в настоящее время актуализирована в связи с углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции.

Без государственной поддержки на всех уровнях невозможна эффективная социализация личности. Воспитание патриотизма у подростков возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.

Школа, согласно требованиям общества, должна подготовить  личность нравственную, духовную, ориентированную  в традициях национальной и мировой  культуры, способную к сотрудничеству, обладающую чувством ответственности  за судьбу страны. Приоритетное значение имеет ценностное отношение к  индивидуальным, национальным и иным особенностям людей, преданность Родине, честь и достоинство личности.

Анализ современного состояния формирования патриотических качеств подростков выявляет такие недостатки образовательного процесса, как:

  • внедрение в образовательный процесс лишь «внешней» этнокультурной составляющей традиционной культуры народа (обычаи, обряды), что ведет к формализации и примитивизации патриотических ценностей культуры, превращая их в набор прописных истин, лишенных смысловых оснований; 
  • слабая разработанность педагогических систем духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы, что приводит к разрыву связи поколений, утрате позитивных идеалов, оскудению духовного мира личности;
  • отсутствие интегративного подхода к вопросу духовно-нравственного воспитания в среднеобразовательных школах, что препятствует формированию целостной, позитивной мировоззренческой базы личности школьника.

        Актуальность проблем и обусловило выбор темы нашего исследования: «Воспитание патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема».

Перечисленные недостатки усугубляются рядом противоречий между:

  • потребностью общества в человеке нравственном, духовном и социальными условиями, не всегда содействующими воспитанию такой личности; 
  • имеющимися в общеобразовательной школе предпосылками для формирования патриотических качеств подростков и недостаточной реализацией потенциальных возможностей  образовательной системы, способствующих духовно-нравственному становлению личности школьника;
  • потребностью педагогической практики в научном осмыслении процессов, происходящих в современной школе, и недостаточностью научных исследований, охватывающих спектр актуальных педагогических и психологических проблем, в том числе проблем духовно-нравственного воспитания;
  • потребностью в системном подходе к решению проблем этнокультурной ориентации образования и фрагментарным рассмотрением результатов только отдельных сторон этого процесса.                                                

С учетом этих недостатков  и противоречий сформулирована проблема нашего исследования: на каком уровне сегодня находится чувство патриотизма у учащихся общеобразовательной школы и военно-образовательного комплекса (есть ли различия?) и каковы теоретические основы и практические пути формирования патриотических качеств у подростков.

Цель исследования состоит в разработке теоретических основ и практических путей формирования патриотизма у старшеклассников. 

Объект исследования: процесс формирования у подростков  чувства патриотизма в средней школе и военно-общеобразовательном комплексе.

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.   

Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:

  1. развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
  2. задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности  к сознательному служению своему Отечеству.

В соответствии с целью, предметом  и гипотезой исследования определены следующие его задачи:

    1. На основе изучения и анализа специальной литературы определить сущность и содержание формирования патриотических качеств подростков.
    2. Ознакомиться с программами воспитания патриотизма в исследуемых учебных заведениях.
    3. Спроектировать модель процесса формирования патриотических качеств подростков на основе системы воспитательной работы, вкючающей педагогические и психологические компоненты.
    4. Определить процесс формирования патриотических качеств подростков в специально созданных педагогических условиях в ходе реализации содержания авторской программы «Происхождение, история и этно-психологические особенности армянского народа».
    5. Провести исследовательскую работу.
    6. Разработать рекомендации и программу.

Теоретико-методологические основы исследования составляют: психологи-ческий системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых фактов, явлений; положения психологии о развитии и саморазвитии личности подростка; теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению психоло-гических явлений.

Существенное  значение имели классические и современные  (Т.В. Пелевина) труды по образовательным проблемам (Е.В. Беляева и Т.В. Мишаткина,); в зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г.Кершенштейнера. В 18-19вв. проблему патриотизма рассматривали Д.Локк,               К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж.Руссо, Г.Гегель. В советской педагогике начало исследования проблем патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами представителей революционно-демократического движения:               А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В 60-80-е гг.   ХХ в. теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах  Д.А. Аргазина, А.А. Аронова,  А.Н. Вырщикова, Ю.К. Бабанского,      Л.А Бублика, А.В. Барабанщикова,  В.А. Караковского, В.И. Ковалёва, М.Н. Терентия, Н.Е. Хворова,  В.С. Чудного, М.М. Ященко и др.

Степень разработанности  проблемы. В психологии позиция личности представляет собой сложную систему отношений, установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности, целей и ценностей, на которые направлена деятельность (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович и др.).

Факторы воспитания были классифицированы Н.В. Бордовской и А.А. Реаном, В.Н. Турченко, И.Б. Котовой и Е.Н. Шияновой, Ю.К. Бабанским и А.В. Мудриком.

В нашей работе мы также  использовали аналитическую теорию К.Юнга и некоторые взгляды Гольдштейна, Роджерса, Ангъяла, Оллпорта и Маслоу.

Теоретический и практический интерес представляют исследования по теории деятельности советских ученых (сущностный подход к проблеме деятельности -Э.Г.Юдин, В.С.Швырев, Л.И.Буева, А.Н.Леонтьев, Н.Г.Кристотурьян, В.П.Зинченко; субъектно-объектные отношения – К.А.Абульханова-Славская, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев,  М.С.Каган, Е.Ф.Ломов).

Сторонники ценностно-смыслового подхода в формировании духовности (Г.А.Аванесова, А.С.Арсеньев, Б.С.Братусь, Л.И.Буева, З.А.Лекторский,    Б.Т.Лихачев,    В.И-Слободчиков, С.Л.Соловейчик, С.Л.Рубинштейн, В.Н-Шердаков, Н.Е.Щуркова) делают акцент на включенности человека в мир культуры, нравственном самосовершенствовании.

Также был использован  труд И.С. Кона «Психология старшеклассника»

В работе также используется теория Пелевиной Т.В.  о роли психологических механизмов и диспозиций в формировании патриотического потенциала современной молодежи.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение психологической и педагогической литературы; системный анализ и синтез, педагогическое и психологическое моделирование, прогнозирование, беседы и опросы, анкетирование и тестирование, наблюдение, изучение передового педагогического опыта; организация и проведение опытно-экспериментальной работы; анализ методических и учебных пособий; обобщение результатов исследований, статистический анализ обработки результатов.

Опытно-экспериментальной  базой исследования явились общеобразовательная школа № 147 им. С. Капутикян г.Ереван и военно-образовательный комплекс «Покр Мгер» с.Канакераван, РА. Исследованием было охвачено около 80 учащихся 9 – ых классов.

 

Этапы исследования.

На  первом, поисково-подготовительном, этапе (сентябрь-декабрь 2010г.) осуществлялись выбор темы и формулировка проблемы исследования, изучались психолого-педагогическая литература, публикации по теме исследования; определялись предмет, гипотеза, этапы, задачи и направления исследования; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой апробировались анкеты, тесты и опросники для подростков, ставшие основой последующей опытно-экспериментальной работы.

На втором, теоретико-проектировочном, этапе (январь-февраль 2011г.) продолжалось изучение научно-педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, уточнялись теоретические положения, составляющие основу исследования. На этом этапе разрабатывалась программа «Происхождение, народная культура и  этно-психические особенности армянского народа».

На  третьем, экспериментально-обобщающем, этапе (март-май 2011г.) проводился констатирующий эксперимент по изучению состояния патриотизма у старшеклассников., корректировался ход работы с учетом анализа результатов, полученных в ходе исследовательской работы; обобщались данные апробирования основных положений магистерской работы, формулировались выводы, осуществлялось текстовое оформление материалов диссертации, выявлялись перспективы исследования проблемы.

Научная новизна исследования.

1. Осуществлен системный  анализ генезиса воспитания патриотизма  у учащихся старших классов  в контексте современных преобразований  в социокультурной и образовательной  областях, направлений воспитания  патриотизма учащихся в настоящее  время и определены основные  тенденции его развития в Армении.

2. Выявлены особенности  формирования образа Родины, понимания сущности патриотизма у учащихся старших классов как основа для поскедующего развитиячувства патриотизма как качества личности, псредством урочной и внеурочной творческо-познавательной работы, способствующей формированию личностного самосознания и нравственно-патриотических взглядов у старшеклассников.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух теоретических и одной практической глав, заключения и приложений , списка литературы и содержания.

Глава 1

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА  У ПОДРОСТКОВ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

“Уважение к минувшему  отличает народы цивилизованные

от народов  варварских.”

А.С. Пушкин

1.1  Сущность понятий «патриотизм»  и «патриотическое воспитание».

В толковом словаре С.И.Ожегова  патриотизм рассматривается как  преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [9,с.52]. Более  развернутое определение находим  в психологическом энциклопедическом  словаре: «Патриотизм – любовь к  отечеству, к родной земле, к своей  культурной среде. С этими естественными  основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и  верное их исполнение образуют добродетель  патриотизма…»[10,с.46]. В толковом словаре  В. И. Даля слово патриот трактуется  как  любитель отечества, ревнитель  о благе его, отчизнолюб» и, следовательно: патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) — любовь к Родине, к Земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинять личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее.[9,с.24].

Информация о работе Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема