Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация
Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.
Российско-Армянский (Славянский) Государственный Университет
Диссертация
На тему
Воспитание
чувства патриотизма у
как психолого-педагогическая проблема
Научный руководитель:
канд. псих. наук, доцент А.С.Береберян
Исполнитель:
А.В. Аракелян
магистр фак-та псих. РАУ
Ереван
2011
Выбор темы данной работы обусловлен многочисленными проблемами в образовательной системе современной Армении, ее отчужденной от воспитания патриотизма программой обучения в учебных заведениях. В настоящее время в армянской среде ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Проблема патриотизма в настоящее время актуализирована в связи с углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции.
Без государственной поддержки на всех уровнях невозможна эффективная социализация личности. Воспитание патриотизма у подростков возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Школа, согласно требованиям общества, должна подготовить личность нравственную, духовную, ориентированную в традициях национальной и мировой культуры, способную к сотрудничеству, обладающую чувством ответственности за судьбу страны. Приоритетное значение имеет ценностное отношение к индивидуальным, национальным и иным особенностям людей, преданность Родине, честь и достоинство личности.
Анализ современного состояния формирования патриотических качеств подростков выявляет такие недостатки образовательного процесса, как:
Актуальность проблем и обусловило выбор темы нашего исследования: «Воспитание патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема».
Перечисленные недостатки усугубляются рядом противоречий между:
С учетом этих недостатков и противоречий сформулирована проблема нашего исследования: на каком уровне сегодня находится чувство патриотизма у учащихся общеобразовательной школы и военно-образовательного комплекса (есть ли различия?) и каковы теоретические основы и практические пути формирования патриотических качеств у подростков.
Цель исследования состоит в разработке теоретических основ и практических путей формирования патриотизма у старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования у подростков чувства патриотизма в средней школе и военно-общеобразовательном комплексе.
Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие его задачи:
Теоретико-методологические основы исследования составляют: психологи-ческий системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых фактов, явлений; положения психологии о развитии и саморазвитии личности подростка; теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению психоло-гических явлений.
Существенное значение имели классические и современные (Т.В. Пелевина) труды по образовательным проблемам (Е.В. Беляева и Т.В. Мишаткина,); в зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г.Кершенштейнера. В 18-19вв. проблему патриотизма рассматривали Д.Локк, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж.Руссо, Г.Гегель. В советской педагогике начало исследования проблем патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами представителей революционно-демократического движения: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В 60-80-е гг. ХХ в. теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах Д.А. Аргазина, А.А. Аронова, А.Н. Вырщикова, Ю.К. Бабанского, Л.А Бублика, А.В. Барабанщикова, В.А. Караковского, В.И. Ковалёва, М.Н. Терентия, Н.Е. Хворова, В.С. Чудного, М.М. Ященко и др.
Степень разработанности проблемы. В психологии позиция личности представляет собой сложную систему отношений, установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности, целей и ценностей, на которые направлена деятельность (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович и др.).
Факторы воспитания были классифицированы Н.В. Бордовской и А.А. Реаном, В.Н. Турченко, И.Б. Котовой и Е.Н. Шияновой, Ю.К. Бабанским и А.В. Мудриком.
В нашей работе мы также использовали аналитическую теорию К.Юнга и некоторые взгляды Гольдштейна, Роджерса, Ангъяла, Оллпорта и Маслоу.
Теоретический и практический интерес представляют исследования по теории деятельности советских ученых (сущностный подход к проблеме деятельности -Э.Г.Юдин, В.С.Швырев, Л.И.Буева, А.Н.Леонтьев, Н.Г.Кристотурьян, В.П.Зинченко; субъектно-объектные отношения – К.А.Абульханова-Славская, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, М.С.Каган, Е.Ф.Ломов).
Сторонники ценностно-
Также был использован труд И.С. Кона «Психология старшеклассника»
В работе также используется теория Пелевиной Т.В. о роли психологических механизмов и диспозиций в формировании патриотического потенциала современной молодежи.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение психологической и педагогической литературы; системный анализ и синтез, педагогическое и психологическое моделирование, прогнозирование, беседы и опросы, анкетирование и тестирование, наблюдение, изучение передового педагогического опыта; организация и проведение опытно-экспериментальной работы; анализ методических и учебных пособий; обобщение результатов исследований, статистический анализ обработки результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились общеобразовательная школа № 147 им. С. Капутикян г.Ереван и военно-образовательный комплекс «Покр Мгер» с.Канакераван, РА. Исследованием было охвачено около 80 учащихся 9 – ых классов.
Этапы исследования.
На первом, поисково-подготовительном, этапе (сентябрь-декабрь 2010г.) осуществлялись выбор темы и формулировка проблемы исследования, изучались психолого-педагогическая литература, публикации по теме исследования; определялись предмет, гипотеза, этапы, задачи и направления исследования; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой апробировались анкеты, тесты и опросники для подростков, ставшие основой последующей опытно-экспериментальной работы.
На втором, теоретико-проектировочном, этапе (январь-февраль 2011г.) продолжалось изучение научно-педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, уточнялись теоретические положения, составляющие основу исследования. На этом этапе разрабатывалась программа «Происхождение, народная культура и этно-психические особенности армянского народа».
На третьем, экспериментально-обобщающем, этапе (март-май 2011г.) проводился констатирующий эксперимент по изучению состояния патриотизма у старшеклассников., корректировался ход работы с учетом анализа результатов, полученных в ходе исследовательской работы; обобщались данные апробирования основных положений магистерской работы, формулировались выводы, осуществлялось текстовое оформление материалов диссертации, выявлялись перспективы исследования проблемы.
Научная новизна исследования.
1. Осуществлен системный
анализ генезиса воспитания
2. Выявлены особенности формирования образа Родины, понимания сущности патриотизма у учащихся старших классов как основа для поскедующего развитиячувства патриотизма как качества личности, псредством урочной и внеурочной творческо-познавательной работы, способствующей формированию личностного самосознания и нравственно-патриотических взглядов у старшеклассников.
Структура работы.
Работа состоит из введения,
двух теоретических и одной
“Уважение к минувшему отличает народы цивилизованные
от народов варварских.”
А.С. Пушкин
В толковом словаре С.И.Ожегова
патриотизм рассматривается как
преданность и любовь к своему
отечеству, к своему народу [9,с.52]. Более
развернутое определение