Кризисы и проблемы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

В конце XIX века вдохновленные прогрессом науки и техники, интеллектуалы Запада полагали, что наступает золотой век человечества. Эти успехи сулили победу над нищетой и болезнями. Гуманитарная составляющая европейской культуры, отражая в себе миролюбивый дух христианства, сулила решение острых политических проблем путем переговоров. Но вместо этого весь XX век прошел под знаком самых кровопролитных войн в истории человечества, жестких тоталитарных режимов и концлагерей.

Содержание

Введение ….. 2
Нейрофизиология о мотивах поведения человека ….. 4
Образование как важнейший фактор улучшения человеческой природы
….. 6
Необходимость смещения акцентов в образовании ….. 7
Идеалы воспитания и российские реалии ….. 12
Список литературы ….. 14

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 38.36 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АНГАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 
 

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

ТЕМА «КРИЗИСЫ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ» 
 
 

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТ ГРУППЫ ХТПЭ-09-1

МАСЕНКОВА В.С.

ПРОВЕРИЛ:

ЧЕЧЕТ Б.Ф. 
 

АНГАРСК – 2011

Содержание 

Введение                                                                                                                       ….. 2

Нейрофизиология о  мотивах поведения человека                                    ….. 4

Образование как важнейший фактор улучшения человеческой природы

                                                                                                                                          ….. 6

Необходимость смещения акцентов в образовании                                 ….. 7

Идеалы воспитания и российские реалии                                                     ….. 12

Список литературы                                                                                                  ….. 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Когда-то темный и косматый зверь,

 Сойдя  с ума, очнулся человеком, -

Опаснейшим  и злейшим из зверей… 

Преобразил  весь мир, но не себя, -

Он заблудился в собственных пещерах 

И стал рабом  своих же гнусных тварей.

М. Волошин 

   В конце XIX века вдохновленные прогрессом науки  и техники, интеллектуалы Запада полагали, что наступает золотой  век человечества. Эти успехи сулили победу над нищетой и болезнями. Гуманитарная составляющая европейской культуры, отражая в себе миролюбивый дух христианства, сулила решение острых политических проблем путем переговоров. Но вместо этого весь XX век прошел под знаком самых кровопролитных войн в истории человечества, жестких тоталитарных режимов и концлагерей. Если когда-нибудь решат поставить памятник научно – техническим достижениям XX века, то наиболее адекватным их отражением будет межконтинентальная ракета с кассетными термоядерными боеголовками. В нее вложены наивысшие научные достижения в области теории   относительности, квантовой механики, кибернетики, радиотехники, баллистики, химии и других наук.  И в XXI веке оружие продолжает по-прежнему совершенствоваться в основном в направлении интеллектуализации. Создание этих орудий обусловлено достижениями не только естественных, но и «противоестественных» наук. Идеи последних в виде национального превосходства, ксенофобии и т. п. широко тиражируются посредством современных средств массовой информации. Отчасти благодаря им, люди превратились в сообщества, о которых сказал французский философ Ж.Э. Ренан: «Народ это сообщество, объединяемое ложной оценкой прошлого и ненавистью к соседям».

   Причины этого  заключаются в том, что в людях  сохранились животные начала. Всю  человеческую историю сопровождает жестокая борьба за власть, схватки  самцов и самок за партнера, более  жестокие, чем у стадных и стайных  животных. Другим животным началам, сохранившимся  у людей, является стремление к захвату  территории. Если животные осуществляют это посредством клыков и когтей, рогов и копыт, то мы делаем то же, но уже с помощью средств, угрожающих не только существованию человечества, но и биосферы в целом.

   В итоге  XXI век оказался пораженным целым рядом глобальных кризисов. Их имена хорошо известны – это военный, террористический, экологический, демографический, эпидемиологический и др. высокие технологии способны решать экономические и экологические проблемы. Идущие бурными темпами переселения людей в развивающихся странах в мегаполисы, в которых резко падает рождаемость, способствует решению в них демографических проблем. Этому же будет способствовать создание условий в этих странах развитие женщины как личности, а не непрерывно рожающего существа и т. п. в то же время отказ от карьеризма, связанного с потребительством и возврат к этическим  и природным ценностям мог бы вернуть семьи России и Запада к рождению двух-трех детей. Развитие медицины и здорового образа жизни могло бы способствовать решению эпидемиологических проблем и т.п.

   В чем же причина, что эти кризисы зачастую не только не удается локализовать, но они продолжают углубляться? Благодаря  научно-технической цивилизации  человечество чрезвычайно размножилось и вышло из под контроля биосферы. Подсчитано, что если бы человечество перешло на западный уровень потребления, то экологический кризис наступил бы в ближайшие годы. Очевидно, что преодоление кризисов может быть осуществлено лишь в результате согласования действий всего человечества. И начало этому уже положено. Вторая половина XX и начало XXI веков стали периодом бурно протекающих глобализационных процессов. Они проявляются в создании глобальных и региональных союзов по всему миру: ООН, Объединенной Европы, АСЕАН, союз африканских и латиноамериканских государств, восьмерки, двадцатки наиболее влиятельных стран мира и т. п. эти процессы в принципе отличаются от процессов создания грандиозных империй, возникавших в течение тысячелетий человеческой истории. В наше время принципиально новым является то, что происходит образование ассоциаций, основанных на добровольности и равноправии.  Поэтому в данной работе делается попытка с рациональных позиций понять, что в природе человека обуславливает кризисы и что нужно предпринять, чтобы усилить в ней альтруистические тенденции. 

   Нейрофизиология о мотивах поведения  человека 

         В итоге длительно исследования ученые пришли к выводу, что «категорическое  мнение, будто мозг являет собой  единое целое, почти наверняка ошибочно, и большинство современных нейрофизиологов  отказываются от подобных представлений».сделанные  ими выводы вкратце таковы: человеческий мозг «равнозначен трем взаимосвязанным  биологическим компьютерам… из которых  каждый имеет свой собственный разум… Каждый мозг соответствует крупному эволюционному шагу. Все три мозга  различаются нейроанатомически  и функционально». Первый наиболее древний мозг, обеспечивающий основные жизненные функции организма, - «рептильный  мозг» аналогичен мозгу крокодилов и змей. Этот мозг настолько совершенен, что руководит основными функциями  организма, сообщая «наверх» лишь итоговые результаты о его состоянии. Лимбическая  система, существенно более развита у млекопитающих, облегает со всех сторон рептильный мозг. И, наконец, последнее достижение эволюции – «третий» мозг – новая кора так же как бы облегает лимбическую. Соседство центров, обуславливающих иерархическое и сексуальное поведение, обеспечивает взаимосвязь этих форм в деятельности животных, в том числе и приматов, что в совокупности и обуславливает властные, сексуальные и территориальные конфликты в человеческом обществе.

         Все выше сказанное позволяет перейти  к важнейшему выводу. Как показали обширнейшие исследования, борьба разума и животных инстинктов человека далеко не всегда заканчиваются в пользу разума. Таким, образом, работа интеллекта зачастую подчиняется достижению целей, которые задаются эмоциями, генерируемыми рептильным мозгом. Высшие же структуры мозга вместо борьбы с пагубными инстинктами зачастую используется как в личных, так и в общественных целях для оправдания неизменных  проявлений путем «рационального» объяснения их мотивов.

         Цели  для большинства людей  - это высокий уровень жизни при умеренных трудозатратах, безопасность, интересная работа и отдых, условия для воспитания и образования детей. Для людей с узким кругозором и неразвитым творческим потенциалом излишняя свобода, связанная с большой ответственностью, является непомерным грузом. Они предпочитают, как это имеет место и в стаде, переложить решение и ответственность на сильного лидера и следовать за ним на основе рефлекса подражания. В определенные исторические периоды общественная структура, основанная на такой идеологии, могла представлять собой значительную силу. Она сообщала обществу монолитность, единство в достижении целей. Так, Россия, в которой основную часть общества составляли крепостные крестьяне, начиная с XVI века, смогла расширить свои территории (до продажи Аляски) почти до 20 % площади земных континентов.

         Но  в настоящее время научно-технических революций вперед вырвались страны, где созданы условия для реализации безусловного рефлекса свободы. Причина этого в том, что для творчества, обуславливающего научные открытия и создающего новые технологии, необходим выход за рамки традиционных обществ, где доминируют действия, основанные на историческом и социальном подражании. Знаменательно, что обоснование необходимости творчества и свободы может быть обосновано новым прочтением религиозных текстов.  Об эффективности реализации свобод и творчества в человеческой жизни свидетельствуют результаты эксперимента, поставленного самой историей. Так, например, резкий контраст представляет собой Китай с его коммунистической государственной структурой и Тайвань, перенявший политическую структуру Запада. Последний в конце прошлого века имел внутренний валовой продукт (ВВП), приходящийся на душу населения, примерно, в 18 раз больше такого в Китае и почти в 10 раз больше, чем в России. По величине золотого запаса эта сравнительно небольшая страна, фактически не имеющая природных ресурсов, занимало одно из лидирующих мест в мире.

         В то же время при низком уровне культуры основной массы населения введение западных структур приводит к хаосу, гражданской войне и диктатуре, как это было в России, а позже  в Китае, странах Африке и т.п. Приведенные примеры говорят  об огромных возможностях для изменения  человеческой природы в исторически  короткие сроки путем изменения  системы его воспитания в рамках той или иной социальной структуры. Это определяет перспективы для  поиска наиболее эффективной формы  воспитания человека.   

   Образование как важнейший  фактор улучшения  человеческой природы

   Люди  по природе своей добры, но

   если  человек не учится, то природа его

   увядает.

   Конфуций  

         Человек обладает по сравнению с другими  животными высоким интеллектом  и способностью к труду. Эти способности  сначала привели его к победе над другими видами в биосфере. Эта «победа» привела, в свою очередь, к гибели многих видов, что обеднило биосферу и снизила ее устойчивость в целом. Дальнейшие «успехи»  человечества на этом поприще настолько изменили среду его обитания, что выжить человек может, только изменив самого себя. Если не касаться использования генной инженерии, перспективы которой туманны и угрожающи, то прежде чем приступить к реализации ее достижений, необходимо добиться улучшения человеческой природы путем его воспитания. Сделать это можно благодаря тому, что в силу превосходства своего мозга над остальными животными, человек способен к выработке множества условных рефлексов, т.е. привычек, которые становятся его натурой. Воспитание так же способно повлиять на сознание человека и нейтрализовать, таким образом, пагубные для общества эгоистические животные инстинкты. Существует целый ряд передовых педагогических методик, успешно зарекомендовавших себя на практике. К ним можно отнести системы Монтессори, Вальдорскую, Никитиных и т. п. Но во-первых, они не получили широкого распространения в мире, во-вторых, в них в первую очередь сделан акцент на успешном освоении знаний, самостоятельности и т. п. с нашей точки зрения, наиболее всесторонней методикой, охватывающей все стороны человеческой личности и делающей главный акцент на этическом воспитании, формирующем «человека облагороженного образа», является методика воспитания подростков, предложенная Даниилом Андреевым.

         Нечто сходное с подобной системой воспитания было реализовано в России около  двух веков назад. Характерным в  этом отношении явился опыт Института  Благородных Девиц в Смольном. С момента его открытия в течение 30 лет им руководила Софи де ля Фон, человек большой души. В Смольном воспитывались девочки, начиная с 6 и до 18 лет из семей высшей аристократии. Они обожали свою наставницу и впоследствии вспоминали время пребывания в Смольном как лучшие годы жизни. Об этих женщинах английский посол писал, что в России воспитано новое поколение женщин: верующих, альтруистичных, образованных, прекрасных матерей семейства. Через пол века история повторилась, когда во главе Смольного стал выдающийся педагог Константин Ушинский. И такие результаты явились вполне естественными, поскольку связаны с усвоением впечатлений в период продолжительного роста мозга, который завершается у мужчин в возрасте 25 лет, а у женщин – в 20 лет. Но К. Ушинский не ограничился воспитанием только девочек. Он создал класс «приготовишек» их мальчиков 4-6 лет не столько для обучения наукам, сколько для воспитания «правильного направления в жизни». 

Необходимость смещения акцентов в  образовании

   Приближается  век побед широкого духовного

     просвещения, решающих завоеваний новой,

     теперь еще едва намеченной педагогики.

     Если бы хотя несколько десятков школ были бы

   предоставлены в ее распоряжение, в них

   формировалось бы поколение, способное к

   выполнению долга, но не принуждению,

   а по доброй воле, не из страха, а из творческого

   импульса  и любви. В этом заключен смысл

   воспитания  человека облагороженного образа.

   Даниил  Андреев «Роза  Мира» 

         Существуют  еще далеко не использованные резервы  человека,  которые пригодны для  улучшения его природы. Они могут  быть использованы с момента зачатия  человека и далее до конца его  дошкольного периода. Ныне установлено, что даже зачатие ребенка без  любви впоследствии негативно сказывается  на его психике и характере. Казалось бы, странно, как может сказаться на одноклеточном образовании состоянии его родителей? Возможно, это найдет свое объяснение, если предположить, что оплодотворенная яйцеклетка уже неразрывно связана с душой зачатого человека. Тем более очевидно влияние состояния матери в период беременности на здоровье и психику будущего человека. Психологи, хотя и чисто эмпирически, уже осознали важность этого периода жизни ребенка.

Информация о работе Кризисы и проблемы воспитания