Педагогическая психология и теория воспитания

Автор: b*************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 00:08, научная работа

Описание работы

индивидуальное задание по вопросам: 1.Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской). 2.Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике. 3.Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя. 4. Структура, особенности учебной деятельности

Работа содержит 1 файл

столяренко.docx

— 42.18 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Ростовский  государственный  экономический университет  «РИНХ»

Факультет информатизации и управления 

Индивидуальное  задание

по дисциплине «Педагогическая психология и теория воспитания» 
 
 

Выполнила:

студентка группы ПП-4

                                                                                    Мармилова Н.А. 
 

Руководитель:

Столяренко  Л.Д. 
 
 

г. Ростов-на-Дону

2011г.

1. Воспитание как  возрождение гражданина, человека культуры  и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской) 

    Доктор  педагогических наук, профессор, академик РАО Е.В.Бондаревская в течение 25 лет заведует кафедрой педагогики РГПУ. За это время ею создана известная в стране и за рубежом научно-педагогическая школа, в которой, начиная с 90-х гг. прошлого века ведутся исследования по методологическому обоснованию, теоретическому моделированию и практической проверке нового типа образования, отвечающего тенденциям развития открытого, демократического, цивилизованного общества, в котором человек и его личностное развитие являются главной ценностью и целью.

    В работах Е.В.Бондаревской: Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. Ростов н/Д: РГПУ, 2000 (22,0 п. л.); Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие (в соавторстве). М.; Ростов н/ Д, 1999 (32,5 п. л.), статьях, опубликованных в центральной печати, и научно-методических разработках представлена теория личностно ориентированного образования культурологического типа, ядром которой является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности. Эта теория строится на основе возрождения российской культурно-педагогической традиции, возвращения образования в контекст культуры, оптимального сочетания в нем интересов личности, общества и государства при безусловном приоритете интересов личности; на основе использования аксиологического, феноменологического и синергетического подходов к исследованию сущности, содержания и стратегий личностно ориентированного образования.

    В работах Е.В.Бондаревской обсуждаются и утверждаются гуманистические ценности воспитания, рассматривается возможность новой трактовки детства как самостоятельного периода жизни человека, закладываются основы нового направления в педагогической науке, которое можно определить как педагогику личности.

    Нетрадиционность этой теории воспитания состоит в ее ориентации не на формирование и даже не на развитие, осуществляемые с помощью внешних по отношению к личности средств воздействия на нее, а на процессы, субъектом которых она становится в социокультурной среде: социализации, культурной идентификации, индивидуализации, жизнетворчества, т.е. на процессы самостроительства личности. Возможность разработки педагогики личности возникла благодаря тому, что научная школа Е.В.Бондаревской на всех этапах развития осуществляла свою деятельность в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями, учителями, органами управления образованием. Фундаментальность исследований сочетается с их практической направленностью, научным обеспечением процессов реформирования образования, поддержкой инновационных процессов, организацией широкомасштабной опытно-экспериментальной работы. Об этом свидетельствуют изменения в проблематике исследований, произошедшие в последние годы, когда в условиях дестабилизации социума, военных столкновений, межнациональных конфликтов, миграции на Северном Кавказе обострились проблемы социально-педагогической защиты и поддержки детства. Чутко реагируя на эти процессы, Е.В.Бондаревская включает в проблематику научной школы вопросы, связанные с концепцией единого образовательного пространства Северного Кавказа, разработкой принципа культуросообразности в личностно ориентированных образовательных системах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент учащихся, исследованием основ мигрантской педагогики и поликультурного образования.

    Конкретный  теоретический вклад Е.В. Бондаревской в развитие современной педагогической науки и теории образования определяется следующими результатами:

  • создана концепция личностно ориентированного образования культурологического типа, в которой осуществлено его методологическое обоснование, показано, что личностно ориентированное образование представляет собой наукоемкую педагогическую технологию, реализующую фундаментальные философские, психологические, педагогические идеи о человеке и процессах его индивидуально-личностного развития в культуре, об образовании как человекообразующем, культуротворческом, самоорганизующемся, смыслопорождающем процессе, о воспитании как педагогической поддержке, об образовательном пространстве как проекции мира детства и др.;
  • разработана теория личностно ориентированного образования, компонентами которой являются: обоснование целей проектируемого образования в образе человека культуры; определение системы принципов, обеспечивающих личностную направленность образования, моделирование содержания и технологий личностно-ориентированного образования, а также способов организации единого образовательного пространства, создающего условия для личностного развития учащихся; в качестве механизмов интеграции образовательных учреждений в единое образовательное пространство выступают образовательная политика, тип образования и педагогическая культура школы и социума, учителей и родителей;
  • обоснована концепция личностно ориентированного воспитания, смысловым ядром которой выступает ориентация на воспитание гражданина, человека культуры и нравственности, на смыслопорождающие и охранительно-защитные функции воспитания,
  • личностно ориентированное образование представлено как целостная гуманитарная технология открытого типа, способная влиять на становление человека, общества, культуры, как педагогический механизм социокультурного развития;
  • определены основы теории гуманистической педагогической культуры как сущностной характеристики личностно ориентированного учителя, школы и социума;
  • осуществлено проектирование личностно ориентированных вариативных образовательных систем, описаны стратегии их развития;
  • раскрыты методологические и культурологические основания развития русской школы в условиях этнической неоднородности социума Южного региона, впервые в отечественной педагогике поставлена проблема и выявлены исходные основания педагогической работы с детьми-мигрантами;
  • издано учебное пособие для студентов педагогических вузов «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания» (в соавторстве с С.В.Кульневичем), полностью построенное на теоретико-методологических основаниях личностно ориентированного образования, культурологическом, аксиологическом и синергетическом подходах.

    Научно-педагогическая деятельность академика РАО Е.В.Бондаревской отмечена правительственными наградами. 20 августа 2003 г. присуждена премия Правительства РФ в области образования группе ученых Ростовского государственного педагогического университета, Приднестровского государственного университета и Волгоградского государственного педагогического университета за совместное исследование проблем личностно ориентированного образования, цикл монографий и научно-методических разработок по внедрению образования нового типа в общеобразовательную и высшую школу (под руководством академиков РАО А.А.Грекова и Е.В.Бондаревской).

    Личностно ориентированное образование представлено в исследовании как целостная  гуманитарная технология открытого  типа, способная влиять на становление  человека, общества, культуры, как педагогический механизм социокультурного развития. Исследование имеет теоретико-экспериментальный характер, проводилось на базе инновационных образовательных учреждений Южного федерального округа в течение 10 лет, его основные результаты получены и опубликованы в 1995-2000 гг., их внедрение осуществлено в деятельность школ и вузов Ростова-на-Дону, Волгограда, Элисты, Ставрополя, Тирасполя и др.

    Результаты  проведенных исследований свидетельствуют, что теория и технология личностно- ориентированного образования обогащают  педагогику, приближают ее к запросам и потребностям практики и позволяют  успешно решать многие проблемы, поставленные в Концепции модернизации российского  образования до 2010 г.

    О глубокой связи исследовательских  программ, выполняемых при личном участии и под руководством Е.В.Бондаревской, с практическими потребностями образования свидетельствуют материалы регионального научно-педагогического журнала «Инновационная школа» и электронного журнала «Педагогическая наука Юга России», главным редактором которых она является. Исследования научной школы Е.В.Бондаревской представлены в выпусках «Известий Южного отделения РАО», а научная школа, возглавляемая ею, является полифункциональным научным сообществом, выполняющим не только исследовательские, но и педагогические функции. Евгенией Васильевной подготовлено более 100 кандидатов и 21 доктор педагогических наук, которые, не теряя связи с Alma mater, создают свои оригинальные направления педагогических исследований.

    По  силе, длительности и продуктивности влияния на развитие образования  в регионе, особенно в г. Ростове-на-Дону, научная школа Е.В.Бондаревской представляет собой явление редкое и поучительное, во многом обусловленное личностью ее руководителя - ученого, имеющего высокий научный статус, способного улавливать общественные потребности в развитии новых типов образования, генерировать идеи, концептуально мыслить, организовывать и направлять деятельность научного сообщества на разработку проблем и теорий, выполняющих опережающую функцию в развитии образования, признанного лидера педагогической науки на Юге России.  
 

2. Понятие нормы  и отклонения от нормы в социальной педагогике 

    В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится  – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся  общество, есть люди, которые требуют  особого внимания к себе. Это –  люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или  социальном развитии.

    Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что  находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно или неосознанно  – происходит оценивание индивидов  по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти  границы.

    Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и  других науках.

    В медицине, психологии, социологии имеются  свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение».

    Для социальной педагогики понятия «норма»  и «отклонение от нормы» – очень  важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального  поведения ребенка.

    Отклонения  могут носить как негативный, так  и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное  влияние и на процесс социального  становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно  отнести все формы социального  творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

    В социальной педагогике понятия «норма»  и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и  на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

    Педагогические  отклонения – такое понятие пока что редко употребляется в  педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие.

    С наибольшей точностью и определенностью  можно говорить о нормах получения  или неполучения (что является отклонением) образования. В последние годы в  России появились дети, которые в  силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в  стране. В соответствии с этими  стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий  уровень образования, закончить  начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее  образование.

    Однако  есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят  таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают школу. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе. Следует отметить и большие трудности в получении образования детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Для таких детей, как было показано выше, существуют школы, где они обучаются под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живет ребенок: в городе или сельской местности, из какой он семьи – или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребенка, или же семья, например, алкоголиков, бомжей, где образование ребенка занимает далеко не первое место в жизни. Если добавить сюда семьи переселенцев и беженцев, которые имеют таких детей, в этом случае проблема получения образования детей еще более усугубляется. Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обучение проводится на дому индивидуально. Однако при этом, как правило, преподаются только основные дисциплины, а такие, как музыка и изобразительное искусство, входящие в стандарт общего образования, обычно дома детьми не изучаются. Вместе с тем они имеют большое значение для развития способностей детей. Отделение ребенка от школьного коллектива также негативно сказывается на становлении и развитии ребенка, на его самоутверждении.

Информация о работе Педагогическая психология и теория воспитания