Автор: b*************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 00:08, научная работа
индивидуальное задание по вопросам: 1.Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской). 2.Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике. 3.Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя. 4. Структура, особенности учебной деятельности
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»
Факультет
информатизации и управления
Индивидуальное задание
по дисциплине
«Педагогическая психология и теория
воспитания»
Выполнила:
студентка группы ПП-4
Руководитель:
Столяренко
Л.Д.
г. Ростов-на-Дону
2011г.
1.
Воспитание как
возрождение гражданина,
человека культуры
и нравственности (концепция
Е.В. Бондаревской)
Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Е.В.Бондаревская в течение 25 лет заведует кафедрой педагогики РГПУ. За это время ею создана известная в стране и за рубежом научно-педагогическая школа, в которой, начиная с 90-х гг. прошлого века ведутся исследования по методологическому обоснованию, теоретическому моделированию и практической проверке нового типа образования, отвечающего тенденциям развития открытого, демократического, цивилизованного общества, в котором человек и его личностное развитие являются главной ценностью и целью.
В работах Е.В.Бондаревской: Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. Ростов н/Д: РГПУ, 2000 (22,0 п. л.); Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие (в соавторстве). М.; Ростов н/ Д, 1999 (32,5 п. л.), статьях, опубликованных в центральной печати, и научно-методических разработках представлена теория личностно ориентированного образования культурологического типа, ядром которой является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности. Эта теория строится на основе возрождения российской культурно-педагогической традиции, возвращения образования в контекст культуры, оптимального сочетания в нем интересов личности, общества и государства при безусловном приоритете интересов личности; на основе использования аксиологического, феноменологического и синергетического подходов к исследованию сущности, содержания и стратегий личностно ориентированного образования.
В работах Е.В.Бондаревской обсуждаются и утверждаются гуманистические ценности воспитания, рассматривается возможность новой трактовки детства как самостоятельного периода жизни человека, закладываются основы нового направления в педагогической науке, которое можно определить как педагогику личности.
Нетрадиционность этой теории воспитания состоит в ее ориентации не на формирование и даже не на развитие, осуществляемые с помощью внешних по отношению к личности средств воздействия на нее, а на процессы, субъектом которых она становится в социокультурной среде: социализации, культурной идентификации, индивидуализации, жизнетворчества, т.е. на процессы самостроительства личности. Возможность разработки педагогики личности возникла благодаря тому, что научная школа Е.В.Бондаревской на всех этапах развития осуществляла свою деятельность в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями, учителями, органами управления образованием. Фундаментальность исследований сочетается с их практической направленностью, научным обеспечением процессов реформирования образования, поддержкой инновационных процессов, организацией широкомасштабной опытно-экспериментальной работы. Об этом свидетельствуют изменения в проблематике исследований, произошедшие в последние годы, когда в условиях дестабилизации социума, военных столкновений, межнациональных конфликтов, миграции на Северном Кавказе обострились проблемы социально-педагогической защиты и поддержки детства. Чутко реагируя на эти процессы, Е.В.Бондаревская включает в проблематику научной школы вопросы, связанные с концепцией единого образовательного пространства Северного Кавказа, разработкой принципа культуросообразности в личностно ориентированных образовательных системах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент учащихся, исследованием основ мигрантской педагогики и поликультурного образования.
Конкретный теоретический вклад Е.В. Бондаревской в развитие современной педагогической науки и теории образования определяется следующими результатами:
Научно-педагогическая деятельность академика РАО Е.В.Бондаревской отмечена правительственными наградами. 20 августа 2003 г. присуждена премия Правительства РФ в области образования группе ученых Ростовского государственного педагогического университета, Приднестровского государственного университета и Волгоградского государственного педагогического университета за совместное исследование проблем личностно ориентированного образования, цикл монографий и научно-методических разработок по внедрению образования нового типа в общеобразовательную и высшую школу (под руководством академиков РАО А.А.Грекова и Е.В.Бондаревской).
Личностно
ориентированное образование
Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что теория и технология личностно- ориентированного образования обогащают педагогику, приближают ее к запросам и потребностям практики и позволяют успешно решать многие проблемы, поставленные в Концепции модернизации российского образования до 2010 г.
О глубокой связи исследовательских программ, выполняемых при личном участии и под руководством Е.В.Бондаревской, с практическими потребностями образования свидетельствуют материалы регионального научно-педагогического журнала «Инновационная школа» и электронного журнала «Педагогическая наука Юга России», главным редактором которых она является. Исследования научной школы Е.В.Бондаревской представлены в выпусках «Известий Южного отделения РАО», а научная школа, возглавляемая ею, является полифункциональным научным сообществом, выполняющим не только исследовательские, но и педагогические функции. Евгенией Васильевной подготовлено более 100 кандидатов и 21 доктор педагогических наук, которые, не теряя связи с Alma mater, создают свои оригинальные направления педагогических исследований.
По
силе, длительности и продуктивности
влияния на развитие образования
в регионе, особенно в г. Ростове-на-Дону,
научная школа Е.В.Бондаревской представляет
собой явление редкое и поучительное,
во многом обусловленное личностью ее
руководителя - ученого, имеющего высокий
научный статус, способного улавливать
общественные потребности в развитии
новых типов образования, генерировать
идеи, концептуально мыслить, организовывать
и направлять деятельность научного сообщества
на разработку проблем и теорий, выполняющих
опережающую функцию в развитии образования,
признанного лидера педагогической науки
на Юге России.
2.
Понятие нормы
и отклонения от
нормы в социальной
педагогике
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии.
Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно или неосознанно – происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы.
Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках.
В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение».
Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения
могут носить как негативный, так
и позитивный характер. Например, отклонениями
от нормы в развитии ребенка являются
и умственная отсталость и талантливость.
Такие негативные отклонения в поведении,
как преступность, алкоголизм, наркомания
и др., оказывают отрицательное
влияние и на процесс социального
становления человека, и на развитие
общества в целом. Позитивные же отклонения
в поведении, к которым можно
отнести все формы социального
творчества: экономическую
В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.
Педагогические отклонения – такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие.
С
наибольшей точностью и определенностью
можно говорить о нормах получения
или неполучения (что является отклонением)
образования. В последние годы в
России появились дети, которые в
силу определенных обстоятельств не
получили образование. Такие отклонения
от нормы могут быть названы педагогическими.
Педагогической нормой, или нормой
образования, являются стандарты общего
образования, которые приняты в
стране. В соответствии с этими
стандартами ребенок в
Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают школу. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе. Следует отметить и большие трудности в получении образования детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Для таких детей, как было показано выше, существуют школы, где они обучаются под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живет ребенок: в городе или сельской местности, из какой он семьи – или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребенка, или же семья, например, алкоголиков, бомжей, где образование ребенка занимает далеко не первое место в жизни. Если добавить сюда семьи переселенцев и беженцев, которые имеют таких детей, в этом случае проблема получения образования детей еще более усугубляется. Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обучение проводится на дому индивидуально. Однако при этом, как правило, преподаются только основные дисциплины, а такие, как музыка и изобразительное искусство, входящие в стандарт общего образования, обычно дома детьми не изучаются. Вместе с тем они имеют большое значение для развития способностей детей. Отделение ребенка от школьного коллектива также негативно сказывается на становлении и развитии ребенка, на его самоутверждении.
Информация о работе Педагогическая психология и теория воспитания