Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация

Описание работы

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Работа содержит 1 файл

Магистерская new.docx

— 201.82 Кб (Скачать)
-collapse:collapse">

Мы считаем, что становление  патриотизма и гражданственности  современной армянской молодежи, ее нравственно-патриотическое самоопределение, формирование у нее патриотических ценностей и убеждений должны стать ключевой составляющей современных  психолого-педагогических концепций  воспитания патриотизма в новых  условиях армянского «жизнеустройства». Истоками же  формирования патриотической направленности молодых людей, их духовно-нравственного  становления по своей природе  являются не только, а возможно, и не столько социально-общественные механизмы, сколько психологические (как на индивидуальном уровне, так и на групповом, коллективном). (51)

Собственно психологическим  и социально-психологическим инструментарием  формирования патриотических чувств, настроений являются: уровень развития психических процессов у человека (ощущений, восприятий, представлений, воображений, эмоций, воли, речи и других); уровень развитости социально-психологических особенностей (направленности, интересов, ценностей, убеждений и т.д.), социально-психологическое настроение, психические особенности человека, например, характер. Вспомним, к примеру, как в условиях социалистического общества важнейшей чертой характера людей был советский патриотизм — сформированное высшее социальное чувство. Сформирован был особый психологический склад личности. Базовыми чертами людей того времени являлся патриотизм и тесно коррелируемые с ним коллективизм, уверенность в своем народе, отечестве; социальный оптимизм и другие социально-психологические характеристики. (51)

Как показывают социальный опыт и общественная практика, эмоционально-волевые качества, чувства, представления, характер — все это проявление психических процессов, которые участвуют в формировании патриотических чувств, патриотического настроения и активизируют их. Известный советский психолог Б.Г.Ананьев писал, например, о характере, что он выражает не только определенную цельность личности, но является условием этой цельности. Именно характер является мерилом степени единства направленности и деятельности, формы и содержания, психической жизни личности, отражающей социальную жизнь. При этом он указывал, что «цельность личности — не природный дар, а исторически образующееся социальное качество психического развития личности». В своей программе исследования характера школьника другой советский психолог — А.Г.Ковалев — наравне с идейной убежденностью, честностью, правдивостью относил патриотизм к идейно-моральным чертам характера. (51)

Посредством психологического инструментария в сознании человека «как высшей формы развития психики» происходит отражение всей окружающей действительности, формируются формы  отношений молодых людей к  миру в целом, к данному обществу, Родине, народу. Наиболее ярко проявляется  отношение молодых людей к  своей Родине, народу, гордости за их прошлое и настоящее через  сформированное социальное чувство  — патриотизм. (52) В своей работе нам хотелось бы подчеркнуть, что психологические механизмы и диспозиции являются основополагающими компонентами в организации воспитательно-образовательного процесса вообще и в нравственно-патриотическом и военно-патриотическом воспитании в частности. Важно отметить, какое большое значение приобретают вопросы изучения психологических механизмов для понимания процесса становления патриотизма молодых армян. Следует сказать, что в настоящее время психологические проблемы гражданского и патриотического воспитания молодежи усугубляются еще и такими факторами, как: (51)

1. Низкий уровень мотивации  формирования социальных и морально-полити-ческих чувств и отношений;

2. Отмечаемый у значительной части современной молодежи довольно низкий уровень сформированности нравственно-психологической готовности к жизни в современных условиях;

3. Неустойчивость представления молодого поколения армян о ценностной природе будущего, неясность его перспективы на будущее;

4. Нарушение патриотической адаптации в среде армянской молодежи;

5. Несоответствие окружающих реалий (платное образование, материальная необеспеченность, коррупция и т.п.) патриотическому настроению, патриотическим установкам молодых людей;

6. Усиление индивидуалистических тенденций в современной молодежной среде.

Влияние представляющих потенциальные  психологические корреляты ощущений, восприятий, воображения, воли, направленности, характера человека и т.д. невозможно не учитывать при формировании у  ребенка чувства любви к матери, отцу, бабушке, дедушке, чувства любви к родному дому, которые затем трансформируются в чувство любви к своим родным местам, родному краю, Родине, к своему народу. Нельзя не учитывать этот психологический инструментарий и в патриотическом воспитании молодежи. Уже в детстве ребенок овладевает теми нормами поведения, привычками, которые присущи окружающим его людям. На формирование патриотизма в детском возрасте оказывает влияние содержание и направленность детских игр, особенно игр с патриотическим звучанием, в результате которых происходит процесс интенсивного развития личности ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста характерно конкретно-образное мышление, которое активно развивается именно в игровой деятельности, в общении с другими людьми и в процессе чувственного познания. Поэтому очень важно уже с детских лет развивать особое восприятие, представление, воображение фантазию, черты характера, чтобы в более старшем возрасте воспринимать, анализировать окружающую действительность такой, какова она есть, не забывая о том, какие нравственные и духовные ценности оставило после себя предыдущее поколение. (по Пелевиной 51)

Таким образом, становление  патриотизма, формирование гражданских  и патриотических позиций молодежи в современном армянском обществе включают в себя изначально широкий  круг психологических знаний: от психофизиологических до социально-психологических. Психологические  знания и факторы, включая человеческий фактор вообще, являются резервом формирования нравственно-политических принципов, социальных чувств и отношений у  человека, его идейно-моральной направленности, т.е. патриотизма как интегральной характеристики. Задачи воспитательно-образовательной  работы, особенно в современных условиях дефицита патриотизма в стране, не должны быть ограничены формированием  только профессиональных, коммуникативных  умений и навыков. Они должны быть также направлены на воспитание социальных чувств и отношений, соответствующих  менталитету молодежи в современном  армянском обществе. (52)

Социальные чувства и  отношения находят свое повседневное выражение в поддержании взаимосвязи (сильной — слабой, устойчивой—  неустойчивой): молодой человек -  моя семья - мой дом -  мой город -  моя Родина - общество. Взаимодействия человека с Родиной не могут быть постоянно устойчивыми. Они динамичны. Неблагополучные условия и качества жизни, трудные обстоятельства, направленные против человека, могут менять его отношение к Родине. Человек начинает утрачивать сыновние чувства, любовь к Родине — патриотизм. Заметим, что в период неблагополучных обстоятельств у человека заметно снижается активность протекания всех психических процессов, появляется подавленность, ухудшается социально-психологическое самочувствие. Все это отрицательно сказывается на развитии социальных чувств и отношений человека, на его патриотическом настрое. (53)

В формировании патриотического  потенциала большую роль играют психосоциальные  условия, которые меняются в течение  жизни человека. Неблагоприятные  психосоциальные условия негативно  влияют на эмоциональную сферу человека, а это, в свою очередь, отрицательно отражается на его физических ощущениях, восприятиях, представлениях. Они теряют остроту. Если у человека отсутствует острота ощущений, острота восприятия окружающего социума, то формирующиеся патриотические чувства лишаются ясности, притупляется чувство личной сопричастности к истории, традициям города страны. Патриотические чувства и настроения на разных жизненных этапах развиты неравномерно. При высокой развитости патриотических позиций в человеке личное коррелирует с общественным, единичное с всеобщим, сознание с самосознанием. Отмечается высокая взаимосвязь патриотизма и гуманизма, патриотического пафоса и идеалов.

Благодаря научным исследованиям  по изучению психологических механизмов становления патриотизма мы сможем ответить на вопросы, каким образом  следует организовать систему воспитательных и психолого-педагогических воздействий  на личность с раннего возраста в  целях формирования у нее патриотических чувств, патриотической направленности. (51) Изучая диалектическое взаимодействие между составляющими патриотизма  и психологическими механизмами, диспозициями, можно определить качественные характеристики этапов становления и развития патриотизма. Своевременное психолого-педагогическое воздействие уже с детства  помогает ощутить взаимосвязь между  проявлениями «ростков» патриотизма  и нравственно-психологическими состояниями. Примерами таких взаимосвязей могут  быть: «патриотизм - любовь», «патриотизм - мораль», «патриотизм - совесть», «патриотизм - долг», «патриотизм - честь», «патриотизм - гордость», «патриотизм - идеал», «патриотизм - коллективизм», «патриотизм - оптимизм», «патриотизм - альтруизм». Каждая пара этих взаимосвязей развивается на определенном этапе социализации человека и обусловлена совокупностью психологических свойств и особенностей. Психологическое воздействие с целью формирования патриотизма требует обязательного учета возрастных особенностей, обобщенных знаний возрастной психологии и психологических характеристик жизненного пути человека (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, взрослый и т.д.). Каждый отрезок нового жизненного пути должен отличаться более высоким уровнем сформированности социальных чувств и отношений. Следует заметить, что патриотизм как социальное чувство заметно отличается возрастной динамикой развития патриотической направленности.(53)

Семья, дошкольные учреждения, школа, детские и молодежные объединения  в большой мере являются ответственными за формирование патриотического потенциала, за воспитание преемственности между  поколениями армян (оптимально сформированная преемственность поколений является составляющей патриотизма). «Приобретенный»  патриотизм, гражданское самоопределение  в значительной степени зависят  от индивидуального проявления общественной и социальной активности человека, уровня сформированной привязанности  к Родине, своему народу; к ценностям  и нормам национальной культуры, ее традициям.

Патриотизм — это созерцательно-активное чувство, которое во многом зависит от индивидуально-психологических характеристик и особенностей личности. Под влиянием индивидуально-личностных свойств у людей формируются различные представления, включая и представления о Родине. Поэтому часто в реальной жизни случается, что «Родина у всех одна, но у каждого она разная». Изначальным психологическим инструментарием формирования патриотичности являются также установки, ценности, ориентации, эмоциональная отзывчивость, определяющие направленность личности в целом: доминирование индивидуалистических либо общественных мотивов в отношении к своей Родине, любви к отечеству.(51)

Очень многие зарубежные, русские, советские просветители, педагоги, психологи в своих психолого-педагогических воззрениях на вопросы воспитания касались проблемы формирования патриотизма. Они  придавали большое значение вопросам психологии воспитания, в которых  всегда было обращено значительное внимание на формирование патриотических чувств уже в детском возрасте (Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.Ф. Лазурский, А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев и другие).  Об ютом мы поговорили в первой главе. Здесь  хотелось бы отметить, например, К.Д. Ушинского, который считал, что необходимо строго учитывать возрастные и психологические  особенности детей. Он писал, что  «педагогика, основанная на психологии, советует нам развивать душу человека сообразно с ее природой».(51)

Становление и развитие патриотизма, формирование первичных патриотических установок в детском возрасте формируется, как мы уже отмечали, на уровне конкретного образного  мышления. Изучая роль психологических  механизмов и психологических факторов в формировании патриотического  потенциала современной армянской  молодежи, можно полагать, что патриотизм — это итог сформированного у  нее социального чувства и  способа эмоционально-нравственного  отражения действительности.(53)

Эти способы отражения  могут быть представлены в виде развитых чувств, образов, восприятий, представлений, воображений, в виде идеалов и  т.п. Рассуждая о роли чувств человека, А.Н.Радищев вопрошал: «не от чувств ли ты получаешь все свои понятия?»  О роли психологии в понимании  многих явлений писал также И.П.Павлов отмечая, что благодаря психологии он может себе представить сложность  данного субъективного состояния. Это мнение вполне можно отнести  к пониманию нашей концепции  взаимосвязи психологии и патриотизма, к психологическому обоснованию  приемов и методов патриотического  воспитания, к пониманию формирования психологического потенциала. Мы также  согласны с мнением, что нельзя никогда  забывать о том, какое огромное значение имеют ощущения и восприятия, насколько  они необходимы для существования  человека и каким источником счастья  от познания красоты мира они являются. Не вызывает сомнения, что психология патриотизма опосредована психологическими факторами, психосоциальными условиями, развитием психики человека, которые  «представляют личностное в его  типичном и социально наиболее ценном выражении» . Обусловленность становления  патриотизма психологическими механизмами  и диспозициями необходимо учитывать  при разработке новой научно-методической концепции формирования патриотизма  в современных армянских условиях.(51)

Таким образом, психологическое  «конструирование» патриотизма  в среде молодого поколения армян как «лидирующей группы» общества, включает в себя многогранное развитие психики человека и его деятельностное поведение.(51)

Психологические корреляты,  стимулирующие формирование патриотического потенциала (психолого-методическое обеспечение формирования патриотического потенциала)

  1. Семья

Обращаясь к родителям, старшим членам семьи А.С.Макаренко отмечал: «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание».

Цели и результаты воспитания в семье - формирование сенсорно-перцептивной организации у ребенка; корректировка  чувственного развития ребенка. Усвоение ребенком норм и правил семейного  быта, семейных отношений, семейных традиций

  1. Ощущения: с помощью ощущений можно развивать индивидуально-личностное чувственное познание в процессе взаимодействия с внешним миром. Совершенствовать чувствительность

Восприятие — в восприятиях окружающий мир отражается полнее, целостнее. Благодаря восприятию формируется восприятие многогранной картины природных и социальных явлений. На основе этого начинают формироваться и развиваться социальные чувства и отношения. Восприятие более обусловлено общественной практикой. Социальное восприятие — понимание и оценка людьми социальных объектов.

Цель и результаты использования  восприятия.  Нужно воспитывать  у детей положительные чувства  в связи с высоким уровнем  восприятия природы, прививать им любовь к ней и ко всему «родному, красивому». В процессе воспитания любви к  родной природе формируется чувство  патриотизма, любви к Родине. В  процессе военно-патриотического и  нравственного воспитания важно  прививать любовь к Родине, к достойным  людям, формировать чувство ненависти  к врагам Родины, к врагам народа Воспитываемые чувства должны носить действенный характер, а не оставаться только созерцательным переживанием, в результате которого может произойти утрата образа Родины.

Наблюдение, наблюдательность, любознательность — стержневые составляющие восприятия.

Цель: все образовательные  программы нацелить на развитие любознательности и культуры восприятия. Формировать нормальное чувственное развитие и здоровую любознательность. Осознание связи своего «Я» и «малой Родины».

Представление, представление памяти, представление воображения.  Наравне с ощущениями и восприятием представления лежат в основе психофизиологии поведения. У детей, подростков, юношей формируются представления о разных сторонах окружающей действительности. Например, формируются представления о защите Родины, о службе в армии, о взаимоотношениях в ней и т.д.

Цель: сформировать правильные представления об окружающем мире. Неправильно сформированные представления могут отрицательно отразиться на поведении и отрицательно сказаться на нравственно-патриотическом и военно-патриотическом воспитании. Сформировать историко-патриотические представления.

 Память:  кратковременная и долговременная, образная и вербальная: обеспечивают образование смысловых связей между прошлым, настоящим и будущим. Здесь важна  роль сказок, мифов, легенд в соблюдении и сохранности традиций.

Цель: сформировать патриотические чувства на основе боевых традиций поколения отцов, дедушек, своего народа, умение образовывать смысловые связи между прошлым, настоящим и будущим, умение удерживать историческую память, а также воспоминания с детских лет, например, о рассказанных сказках о Родине, ее героях и т.п.

Воображение. Мечта. Фантазии. Идеалы как компонент  воображения. Авторитет.

Воображение — это формирование новых образов. Познавательная роль воображения, особенно в творческой деятельности. Вдохновение как результат  творческого процесса. Мечтания о  героических подвигах во имя Родины.

Цель Развивать вдохновение, сформированное на положительных поступках во имя Родины, формирование воображаемых патриотических образов будущего своей Родины. Научить воспитывать в себе положительные моральные поступки, качества. Развивать красочные фантазии у детей

Формировать свои патриотические идеалы. Уметь определять и стимулировать  авторитет, основанный на истинной личностной патриотичности, особенно на примере  воинских коллективов или в период проведения военно-патриотических мероприятий

Речь, язык, общение, общительность: цель - формирование идейно-патриотического мировоззрения. Осознание, осмысление его через такие произносимые понятия как «отечество», «свобода», «моя страна», «народ», «патриотизм» и т.п.; формирование патриотических убеждений, этических норм и правил доброжелательного общения и поведения между людьми, умения строить отношения с другими, формирование любви ко всей духовной жизни.

Эмоционально-волевые  процессы. Эмоциональное состояние

Психоэмоциональные  чувства и настроения Чувства (эмоции) — высшие переживания человека. Имеют социальную окраску.

Под влиянием психоэмоциональных чувств развивается пафосный патриотизм, который характеризуется, например, трудовым подъемом, энтузиазмом и  т.п.

Цель: формирование патриотических настроений, чувств, формирование высоконравственных качеств: коллективизма, гуманизма, альтруизма, воспитание воли и высоких нравственно-волевых качеств: героизма, отваги, мужества, умения постоять за свою Родину, за свой народ.

Самооценка  - это общеориентирующий показатель, отражающий собственные ощущения, восприятия, представления, воображения и т.д., выражающейся в духовно-нравственной и эмоционально-волевой оценке себя как одной из диспозиций патриотического потенциала. Адекватная уверенность в себе является эффективным «оружием» против антипатриотических настроений.

Цель: формирование адекватной самооценки, оценки своих возможностей. Развивать умение адекватно оценивать свои ценности в соответствии с собственными патриотическими идеалами. Формировать оценку обобщенной модели собственного поведения, своего «Я».

Игровая деятельность

К.Д.Ушинский считал, что  для ребенка игра — действительность и она гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре ребенок живет, и следы  этой жизни глубже остаются в нем, чем следы реальной жизни. А.С.Макаренко  также, например, считал, что игра имеет  важное значение в жизни ребенка: имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Г.В.Плеханов считал, что детские игры представляют одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род. 

Цель: в процессе игры воспитывать воображение, уверенность в себе, «мужественное преодоление трудностей». Развивать патриотическую направленность, чувство коллективизма, развивать умение строить взаимоотношения с людьми, «правильно относиться к людям»; научить осмысленному осознанию любви к Родине, гордости за нее и свой народ; научить более глубокому чувствованию своего Отечества и умению определять собственную общую мотивационную ориентацию и других людей

Структурно-психологические  характеристики личности и ее поведения. Направленность. Ценности. Убеждения. Характер. Можно выделить пять базовых структурных компонентов патриотизма. К ним относятся: «любовь к родной земле, стране» ; «чувство долга по отношению к Родине» , «готовность встать на защиту своей страны», «реальные дела на благо Родины»; «глубокое уважение к своему народу». Убеждения составляют сердцевину патриотизма, во многом определяют его проявления. 

Цель: формирование, нравственно-патриотических диспозиций в процессе образовательно-воспитательных программ и мероприятий, формирование совокупности индивидуально-личностных свойств, состояний и особенностей личности, ее образа жизни, раскрывающих уровень социально-нравственной, психологической, эмоционально-волевой зрелости как атрибутных характеристик патриотизма.

Все эти основные компоненты необходимо учитывать при организации  воспитательно-образовательных мероприятий  с целью развития патриотических ценностей в среде современной  армянской молодежи. Они могут  быть также положены  в основу психолого-педагогического обеспечения  при формировании патриотических представлений  и изучении динамики патриотического  потенциала у современной молодежи, начиная с раннего детства.

Можно выделить набор качеств, наиболее характеризующих  специфику патриотизма.

Специфические качества патриотизма:

  1. чувство долга
  2. верность традициям     
  3. чувство достоинства
  4. честность
  5. ответственность  
  6. целеустремленность
  7. честь
  8. любовь к другим    
  9. гордость
  10. воля

Анализ корреляционных плеяд  показал, что соотнесение патриотизма  как социального чувства и  положительной личной установки  на образ «я — патриот» имеет  определенные различия в комплексе  мотивационных структур. Мотивационная  детерминация общего смысла патриотизма  более традиционна, статична и объективна. При установке же на образ «я —  патриот» детерминация эта более  субъективна, динамична и очень  сильно зависит от сформированной у  респондента патриотической установки. Корреляционная связь этих плеяд  значима на 99,0% уровне.

Результаты проведенного Пелевиной Т.В. исследования показали, что:

а) развитие патриотических «ростков» лежит, как правило, за пределами существующих современных институциональных сообществ и уходит в большей мере «корнями» в семью. Не случайно поэтому в исследовании определились условно два типа патриотизма: природный» («местный») и «приобретенный» (абстрактный);

б) нравственно-патриотические установки на формирование патриотизма развиты достаточно высоко, однако психологическая готовность к проявлению личной реализации патриотизма развита слабо. В настоящее время формирование патриотической зрелости, реальное проявление ее готовности несколько «растянуто» в среде молодежи современного общества. В представлениях молодого поколения патриотизм «размывается». Объясняется это тем, что в среде молодежи в силу определенных обстоятельств сформировалась завышенная самооценка на фоне весьма скромных патриотических проявлений и убеждений;

в) у значительной части молодежи заметно рассогласование между воображаемыми идеальными патриотическими побуждениями, патриотическими «фантазиями» и ее реальным поведением; отмечается утрата образа Родины;

г) существенным "тормозом" формирования   патриотических  
настроений в современном обществе являются социально-экономическая и политическая нестабильность, низкий уровень благосостояния большой части населения, включая молодое поколение;

д) семье, а также воспитательно-образовательным учреждениям разного уровня важно постоянно помнить, что детский и подростковый возраст наиболее психологически уязвим и наиболее подвержен отрицательному влиянию со стороны социума.

 

Общую психологическую  концепцию патриотического воспитания условно можно представить следующим  образом (51)

I. Общая цель, конечный  результат, патриотического воспитания

Формирование у молодого поколения армян

 патриотических чувств, патриотических ценностей 

II. Направленность воздействия  воспитательно-образовательных мероприятий  

  1. На познавательные и сенсоречевые процессы. 

Их целенаправленное развитие. Развитие культуры ощущений,

восприятий, речи и т.д.

  1. На эмоционально-волевые процессы.

Формирование их устойчивости

На психологические характеристики личности:

мотивы, ценности, убеждения, интересы и т д.

III. Сферы воздействия  воспитательно-образовательных мероприятий  

1.Игровая деятельность

2.Учебная деятельность

3.Профессиональная деятельность

4.Общественная деятельность

5.Досуговая деятельность

6.Спортивная деятельность

7.Служба в армии

8.Общение


Таким образом, человек уже  с раннего детства познает  окружающий мир (в работу психики  включены познавательные процессы ощущение, восприятие, представление и т.д., см. таблицу 1) и одновременно чувствует, созерцает его (в работу психики  включены эмоциональные процессы). Посредством этих процессов, а также  волевых, у ребенка, подростка под  влиянием ближних формируются «ростки» детского, «местного» патриотизма, проявляющегося в любви к матери, отцу; «влюбленности» в свои игрушки, детскую площадку, свою улицу, времена года, погоду и  т.п. — - во все природно-пространственное окружение. Задача семьи, всех воспитательно-образовательных  программ и мероприятий должны состоять в ориентации ребенка, подростка, молодого человека на любовь к родным, на «влюбленность» в общение с природой; в осознании  места и роли формирующегося патриотичного  своего «Я» в окружающей действительности и деятельности (игровой, профессиональной и т.д.) посредством «процессуальных» психологических механизмов и диспозиций. Психические явления (процессы, состояния, свойства и особенности личности) являются психологическим «процессуальным» алгоритмом формирования патриотических представлений. (51)

В заключение приведем следующие выводы в целях оказания методической помощи в формировании патриотического потенциала, патриотических представлений у совре-менного поколения армян с учетом психолого-методического обеспечения для их развития:

1. Патриотизм с учетом психологических знаний можно определить как социально-психологическое образование, в которое включены процессуальные» механизмы психики человека (ощущение, восприятие, воображение и т.д.) а также индивидуально-психологические особенности (направленность, ориентации, интересы, убеждения и т.д.), проявляющиеся в личной сопричастности к делам Родины, отечества, народа; в любви к богатству Родины, гордость за «своих» героев; в реализации личной «влюбленности» в природно-пространственное окружение.

2. Учет уровня протекания психических процессов и показателей индивидуально-психологических особенностей помогает в организации воспитательно-образовательных мероприятий, начиная с детского, подросткового возраста.

3. Патриотизм, уровень патриотической направленности нужно рассматривать как общий уровень самоорганизации личности.

4. Важны изучение и оценка факторов влиятельно-воспитательной среды: (семья, детский сад, школа, друзья и т.п.).

5. Для формирования патриотических представлений, патриотических идеалов необходимо «специфическое» воспитание социальных чувств, привитие национальной культуры и высокой коммуникативности в отношениях человека и его народа, человека и его Родины, человека и окружающей среды.  

6. В процессе нравственно-патриотического и военно-патриотического воспитания молодого поколения россиян необходимо использовать и учитывать психологические знания не только в профессиональной работе психологов, но и как можно более широком окружении.

7. Регулярно, поэтапно проводить психологический мониторинг с целью диагностирования патриотической направленности и оценки динамики патриотического потенциала в среде современной российской молодежи.

8. Мотивационный потенциал  патриотизма должен определяться  таким высоким уровнем эмоционально-духовной  привязанности к своему дому, городу, Родине, народу.



Глава 3

Экспериментальная часть.

Опытно-экспериментальной  базой нашего исследования явились  общеобразовательная школа № 147 им. С. Капутикян г.Ереван и военно-образовательный комплекс «Покр Мгер» с.Канакераван, РА. Исследованием было охвачено 68  учащихся 9–ых классов.

В общеобразовательной школе  исследование проводилось в двух девятых классах: 9-ый «Д» 17 уч. и 9-й  «А» - 25 уч.. В  военно-образовательном комплексе «Покр Мгер» исследование проводилось в двух 9-ых классах, которые во время проведения исследовательской программы были объединены в один класс в связи с малым количеством учеников, и взяты за вторую экспериментальную группу (26 уч.).

На первом этапе проведения экспериментальной работы ученикам трех классов было предложено заполнить  опросники и анкеты, выявляющие общий  уровень сформированности патриотизма  у учащихся, их отношение к патриотизму, их установки и диспозиции.

Были заполнены следующие  формы:

  1. Авторская анкета из 14 вопросов, направленных на выяснение содержания понятия «Родина» «патриотизм», предпочтений в близком и отдаленном окружении подростков, представлений о будущем своего города и пр. (Приложение 5.).
  2. Опросник на осознание этнической принадлежности (Приложение 1,)
  3. Опросник на выявление признаков этнической самоидентификации (Приложение 2.).
  4. Анкета"Этнический фактор в моей жизни " (Приложение 3),
  5. Анкета "Роль этничности в жизни личности и общества"( Приложение 4)

Итак, предмет нашего исследования – чувство патриотизма, которое  мы определяем как понимание ценности Родины, отношение к ней и поведение, связанное с сохранением и  заботой о Родине.

При анализе ответов обнаружилось, что большинство подростков (65%) хотели бы жить в Ереване, и 80 % в стране. Интересно, что количество детей, предпочитающих для места жительства страну; несколько  выше, можно, вероятно, предположить, что  своеобразный «рейтинг» Еревана  в глазах детей   ниже, чем рейтинг  Армении в целом. 35% детей не хотели бы жить в Ереване, а 20% – в стране, из которых 15% хотели бы жить в Америке, 5- в Росии, 5 % - в своем родном городе .

 

Рис. 1 Диаграмма результатов ответа на вопрос о желаемом месте жительства.

Мы предположили, что город  может давать подросткам основание  для гордости за свою «малую Родину», и поинтересовались этим. Выяснилось, что основными ценностями города, предметом гордости являются его  достопримечательности – парки, музеи, памятники, театры. 35% детей гордятся историческим наследием своего города – знаменитыми людьми и событиями, 10% считают, что исторические события – главные ценности Армении, и 15% не видят никаких ценностей в своем городе. Обнаружилось, что количество детей, не желающих жить в городе значительно больше не испытывающих гордости за него, что говорит о том, что, возможно, желание уехать не связано с ценностью города как такового.

Рис. 2 Основные ценности родного города по мнению опрошенных.

Далее мы сделали попытку  обобщить ассоциации подростков, связанные  с Ереваном. Из ответов стало ясно, что Ереван в первую очередь связывается (40%) с личными чувствами дорогого, близкого, родного (ответы детей: дом. Родина, моя жизнь, родные, любимый город, здесь я родился, живу и умру). 50 % подростков отмечают красоту природы, , а 15 % – исторических личностей . Всего 5% подростков приводят негативные ассоциации – грязный город, грубые люди и пр. Таким образом, достаточно четко выделилась одна из причин негативного отношения к городу – отрицательный, часто травматический опыт жизни в нем, вполне возможно, некоторые дети, выражая желание уехать, своеобразно «бегут» от неприятностей, сопровождающих их в Ереване.

 

Рис. 3 Диаграмма основных ценностей родного города по мнению опрошенных.

Такие представления о  городе, возможно, формируют и определенные ожидания в связи с его развитием. При характеристике перспектив Еревана 50% подростков высказали уверенность  в процветании увеличении города, 25 % высказали уверенность, что станет чище, безопаснее, благороднее. 25 % детей  считают, что ничего не измениться, а, возможно, станет только хуже. Таким  образом, обнаружилась еще одна причина желания детей покинуть город, а возможно, и страну – неверие в перспективу благоприятного развития событий. Ощущая опасность, человек бежит туда, где, по его предположениям, опасность меньше, где не так страшно. Как видно из результатов, таких подростков достаточно много, что, несомненно, связано с общими тенденциями настроений в современном армянском обществе.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4 Диаграмма перспектив развития  Еревана по мнению опрошенных.

Описанная выше особенность  проявилась и в определении детьми понятия «патриотизм». 75% детей связывают его с любовью и уважением к Родине, чувством верности, преданности и долга, готовностью защищать ее. В то же время 15% не понимают этого, не думают об этом, или не знают. Подобного рода результаты показывают правомерность постановки вопроса об активизации патриотического воспитания в условиях школы и дополнительного образования, дети, осознающие свои связи с Родиной, являются своего рода потенциалом для примера, возможностью для подражания для подростков, чувствующих свою оторванность от «корней», малой Родины.

При сравнении данных полученных в разных школах следует отметить, что, в отличии от среднеобразовательной  школы (далее - СОШ), в Военно-образовательном  комплексе ( далее – ВОК) все учашиеся смогли дать определение слова «патриотизм», когда в ООШ на вопрос о том, к какой национальности он принадлежит, некоторые ученики затруднялись ответить, либо приводили пример того, где они родились, без осознавания  своей национальной принадлежности.

Результаты опроса показали также, что 84 % опрошенных любят свою Родину, 2% - нет и 14 % - затруднились ответить. Одним из основополагающих качеств патриота участники опроса назвали нравственность (78% от общего числа опрошенных). Примечательно и то, что объединяет респондентов с армянской нацией чувство привязанности к родной земле (56%), национальная культура, обычаи и традиции (14%), любовь к Отечеству (10%), а также язык (10%). Вместе с тем, следует отметить, что у определенной части подрастающего поколения имеют место иждивенческие установки. Так 20% респондентов ООШ отметили, что сначала Родина должна сделать все необходимое для них и только потом они будут работать на благо Родины. В ВОК таких ответов не было.

 

Рис. 5 Диаграмма отношения к Армении (любви к Родине).

 

 

Нами была также составлена анкета-опросник, выявляющая отношение  к армии, мнение о том, каковы основные причины отклонения от армии.

По итогам опроса были получены результаты, представленные на рис. 6.

 

Рис. 6 Диаграмма причин уклонения от военной службы по мнению опрошенных.

Было предложено семь наиболее распространенных причин. И вот какие  результаты мы получили.

Главный мотив – это  неуставные отношения, которые в  народе и в армии получили название дедовщина (90%). На втором месте у  всех учеников – это страх погибнуть. Этот мотив выделяет почти треть  опрошенных. Вероятность погибнуть  в «горячей точке» существует, но не малая доля солдат гибнет от тех  же неуставных отношений.

А на третьем месте у  старшеклассников такая причина  как «потеря времени». Остальные  причины имеют место быть, но они  не являются влиятельными, а дополняющими. Отсутствие достойной оплаты на четвертом  месте среди мотивов, его выделяет 14%.

«Плохое питание» в армии  обозначает 13% учашихся.

На наш взгляд именно «патриотического стимула» часто не достает призывникам, а дедовщина во многом связана  с недостаточным уровнем патриотического  воспитания в армейской среде. Тягости и невзгоды армейской службы во многом могут быть переоценены благодаря патриотическому воспитанию.

Как мы понимаем, главная  задача солдат и офицеров состоит  в том, чтобы защитить свою Родину, даже если для этого придется пожертвовать своей жизнью. Это накладывает свой отпечаток на состояние духовного мира человека, а в определенных условиях порождает очень острые противоречия (в том числе и с социальной средой), которые необходимо разрешать. Кроме того, готовность жертвовать собой предполагает духовную и физическую мобилизацию, в рамках которой крайне важны стимулы к этой мобилизации и соответствующим жертвам собой и своим здоровьем. Важны стимулы и мотивация. Материальные стимулы важны, но не способны покрыть все противоречия (тем более, что жизнь человека бесценна), а значит в данном вопросе крайне высока роль нематериальных стимулов (патриотизм, благоговение  перед историей и подвигом, следование традиции служения Родине и т.п.). Патриотизм важен как своего рода основа мобилизации человека и общества на преодоление тягот и, в конечном счете, защиту Отечества.

Причины, указанные в строке «другое»

Процент

все равно служить  надо

0,2

лень

0,2

потеря свободы  на 2 года

0,1

отсутствие любви  к Родине

0,1

плохая реклама

0,1

смена обстановки

0,1

ответственность

0,1


С целью выяснения того, осознанно ли подростки выбрали  школу с военно-патриотическим уклоном, мы предложили им тест «Моя школа». (Приложение 5)

Результаты диагностики  отношения к военно-патриотическому  профилю школы 2010г.. Всего опрошено  26 учеников комплекса. В результате тестирования выяснилось, что в марте положительное отношение у учащихся кадетских классов к «кадетству» в целом по школе доминирует – 90% от количества протестированных кадетов, 5% испытывают нейтралитет; отрицательно относятся 5%. Анализ анкетирования кадетов и учащихся базовых классов свидетельствует о том, что профиль школы выбран в соответствие с интересами обучающихся. Кроме того, это подтверждается выбором кадетов приоритетов. Интересы в девятых классах распределись следующим образом: военные специальности выбрали 93% опрошенных, 7 % пока не определились.

 У части учащихся  отрицательное отношение связано  с необходимостью соблюдения  Устава школы: ношения кадетской  формы. 

Aнализ анкеты «Патриот»,  проведенной в марте и апреле  позволяет судить о том, что  появилось единство мнений в  рассуждениях учащихся о понятии  «патриот»: во всех ответах  прослеживается единая линия  о том, что патриотизм –  это защита Родины, долг перед  Отечеством. Например:

  • Патриот - это человек, готовый в любую минуту вступить в сражение и отдать свою жизнь за честь и свободу страны.
  • Патриот- тот человек, который гордится своей родиной, ее культурой, историей, христианской верой и готов умереть за свой народ и за свою родину.
  • Патриот любит свой город и свою малую родину,  готов сделать для своей родины все от него зависящее.

Тест «Отношение к патриотизму» (Приложение №5) был проведен среди учеников 9-ого кадетского класса (опрошено 26 человек) и в обшеобразовательной школе (опрошенных 38 человека). В результате 78% опрошенных из кадетского класса считают, что чувство патриотизма у современной молодежи развито, а в ООШ так считают - 46%. Причиной недостаточного формирования чувства патриотизма учащиеся ООШ считают трудную обстановку в стране (69%),  в ВОК – 42%. Вместе с тем, в этом учащиеся ООШ обвиняют - семью (38%), а учащиеся ВОК связывают это с отсутствием соответствующей системы в школе (50%).

Информация о работе Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема