Воспитание патриотизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В наши дни большую ценность для общества представляют те люди, которые уверенны в себе, независимы, с яркой индивидуальностью. Но в то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений низкой культуры является резкое падение роли и значения патриотизма.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания патриотизма
Понятие патриотизма 8
Культура межнациональных отношений 12
Воспитание патриота в современной школе 16
Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания в воспитательной системе 18
2.1 Формы организации воспитания патриотизма в современной школе. 20
2.2 Формы организации воспитания патриотизма в дошкольном учреждении 26
Заключение 30
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 70.03 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК РФ

ГОУ ВПО  «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

ВОСПИТАНИЕ  ПАТРИОТИЗМА 

ВЫПОЛНИЛА:

студентка группы

2010-031100-15

Специальности

«Педагогика и методика

дошкольного образования»

Зайцева  Н. А.

ПРОВЕРИЛА:

к. п. н., ст. преподаватель 

каф. педагогики и пед. психологии

Белокрылова Н. В.

Ижевск,2011

Введение                                                                                                                      3

Глава 1. Теоретическое  обоснование проблемы воспитания патриотизма   

    1. Понятие патриотизма                                                                                            8
    2. Культура межнациональных отношений                                                          12
    3. Воспитание патриота в современной школе                                                     16

Глава 2. Исследование проблемы патриотического  воспитания в воспитательной системе                                                                                         18

2.1 Формы организации  воспитания патриотизма в современной  школе.          20

2.2 Формы организации  воспитания патриотизма в дошкольном учреждении 26

Заключение                                                                                                              30

Литература                                                                                                              33              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

         «Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился». ( Джордж Бернард Шоу)

         В наши дни большую  ценность для общества представляют те люди, которые уверенны в себе, независимы, с яркой индивидуальностью. Но в то же время в обществе наблюдается  «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений низкой культуры является резкое падение роли и значения патриотизма.

         В последние годы подрастающее поколение отчуждается  от отечественной культуры, общественно  – исторического опыта. Сынов  и дочерей отечества не интересуют, почему мы живем под мирным небом, когда страны Персидского залива воюют.

         Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии  в образовательной и воспитательной деятельности. Эта проблема является актуальной в наши дни.  Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

         Идея воспитания патриотизма и гражданственности  становится  государственной, была разработана Государственная программа: «Патриотическое воспитание  Российской федерации на 2005 – 2011 гг.». (20)

         Если  бы мы были разработчиками этой программы, мы бы внесли в воспитательную систему такие условия, чтобы дети выросли настоящими патриотами страны.

         Например, мы бы предложили, чтобы в детских садах больше внимания было уделено:

    • Мероприятиям по краеведению, в нашей республике проводить занятия по удмуртскому языку и традициям финно-угорского мира.
    • Посещать ветеранов, оказывать им помощь. Рассказать детям про тимуровское движение. Так  же помогать старому поколению и оказывать помощь сверстникам (например, помочь завязать шнурок, или застегнуть молнию)
    • Помогать родителям в решении хозяйственных дел.
    • Участвовать в субботниках, воскресниках. Ухаживать за своим городом.
    • Ходить на выставки.
    • Любоваться пейзажами родного края.
    • Устраивать в детских садах выставки на тему: «Мой город», «Моя семья» и т.п., чтобы отразить любовь к Отчизне.
    • Слушать пение птиц, журчание ручьев.
    • Слушать произведения русских классиков.

      Используя все эти ресурсы,  мы сможем сформировать у дошкольников по – настоящему крепкое чувство любви к родине.

      Именно  в детском саду, а точнее до 5 лет,  можно у ребенка  сформировать чувство патриотизма, чувство долга  перед Отечеством, любовь к ближнему. 
       
       
       
       
       
       
       

       

         Воспитание  патриотизма.

         Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

         Воспитание  – это целенаправленная деятельность направленная формирующая у воспитанников  систему качеств личности взглядов и убеждений. От наставников требуется  помощь для того чтобы ребенок  правильно усвоил полученные знания.

         Проблема  патриотизма в наши дни остается актуальнейшей. В своей книге  «Сердце отдаю детям», Василий  Александрович Сухомлинский  воспитывал детей, которые родились во время  войны, в «школе радости». Эти дети по – настоящему были патриотами своей  родины, так как каждую семью, каждого  ребенка задела Великая Отечественная  война. Каждый ребенок гордился своими родителями, пусть даже их родителей  нет в живых… Дети смотрят в мирное небо над головой, любуются природой и спокойствием – возможно в этом и заключается любовь к родине для таких маленьких людей.

         После окончания Великой Отечественной  войны прошло больше 60 лет. Россия за это время пережила множество  потрясений, перестройку, кризисы, но подрастающее поколение не знает всей горячи победы, выживания русского народа во время всех этих народных волнений. Задача учителя в воспитательном процессе сформировать чувство любви к Родине и её истории, русскому народу (нации), чувство долга перед Отчизной, уважение  и чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны.

         Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В  этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для  эмоционально-психологического воздействия  на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и  поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует  отметить, что целостная научная  концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков  в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического  воспитания, какими средствами следует  его осуществлять. (1,106)

Цель  исследования:

         Исследовать, как осуществляется воспитание патриотизма  у детей школьного и дошкольного  возраста в современных условиях.

Объект  исследования: система воспитания патриотизма у детей школьного и  дошкольного возраста.

Предмет исследования: воспитательный процесс, формирующий

гражданственность и патриотизм через различные  формы во внеклассной и

внеурочной работе. 
 

Задачи исследования:

  • Исследовать в литературе как вырабатывается духовно – нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу.
  • формируется духовно-нравственное  отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • осуществляется духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • развивается уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическое обоснование  проблемы воспитания патриотизма.

    1. Понятие «патриотизма»

         Патриотизм - (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм - "... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190) (13)

          Патриот - личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества. В некоторой литературе понятие патриотизма было идеологизировано и получило эмоционально-оценочную окраску: патриотизм рассматривался как положительное явление и противопоставлялся национализму и космополитизму, которые осуждались. Патриотизм передаётся поколениями и является одной из основных национальных традици (9,83-84)

         Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?  Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне. (14)

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более  четкие определения: 

         1. Главный из них - наличие среди  основных здоровых эмоций каждого  человека почитания места своего  рождения и места постоянного  проживания как своей Родины, любовь и забота о данном  территориальном формировании, уважение  местных традиций, преданность до  конца своей жизни данной территориальной  области. В зависимости от широты  восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания  данного индивида, границы его  родины могут простираться от  площади собственного дома, двора,  улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов.  Для обладателей высших уровней  патриотизма широта их эмоций  должна совпадать с границами  всего данного государственного  образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра,  граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".

         2. Уважение к своим предкам, любовь  и проявление терпимости к  своим землякам, проживающим на  данной территории, желание помогать  им, отучать от всего дурного.  Высший показатель данного параметра  - благожелательность ко всем  своим соотечественникам, являющимся  гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".

         3. Делать конкретные каждодневные  дела для улучшения состояния  своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом). (3,47)

         Таким образом, широта понимания границ своей  родины, степень любви к своим  землякам и соотечественникам, а  также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном  состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма  каждого индивида, является критерием  уровня его истинно патриотического  сознания. Чем шире территория, которую  патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет  к своим соотечественникам, чем  больше каждодневных деяний он совершает  для блага данной территории и  ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.(12)    

Информация о работе Воспитание патриотизма