Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:16, курсовая работа
В наши дни большую ценность для общества представляют те люди, которые уверенны в себе, независимы, с яркой индивидуальностью. Но в то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений низкой культуры является резкое падение роли и значения патриотизма.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания патриотизма
Понятие патриотизма 8
Культура межнациональных отношений 12
Воспитание патриота в современной школе 16
Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания в воспитательной системе 18
2.1 Формы организации воспитания патриотизма в современной школе. 20
2.2 Формы организации воспитания патриотизма в дошкольном учреждении 26
Заключение 30
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК РФ
ГОУ ВПО
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ВОСПИТАНИЕ
ПАТРИОТИЗМА
ВЫПОЛНИЛА:
студентка группы
2010-031100-15
Специальности
«Педагогика и методика
дошкольного образования»
Зайцева Н. А.
ПРОВЕРИЛА:
к. п. н., ст. преподаватель
каф. педагогики и пед. психологии
Белокрылова Н. В.
Ижевск,2011
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания патриотизма
Глава 2.
Исследование проблемы
патриотического
воспитания в воспитательной
системе
2.1 Формы организации
воспитания патриотизма в
2.2 Формы организации воспитания патриотизма в дошкольном учреждении 26
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ.
«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился». ( Джордж Бернард Шоу)
В наши дни большую ценность для общества представляют те люди, которые уверенны в себе, независимы, с яркой индивидуальностью. Но в то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений низкой культуры является резкое падение роли и значения патриотизма.
В последние годы подрастающее поколение отчуждается от отечественной культуры, общественно – исторического опыта. Сынов и дочерей отечества не интересуют, почему мы живем под мирным небом, когда страны Персидского залива воюют.
Решение проблемы воспитания
патриотизма требует новой
Идея воспитания
патриотизма и
Если бы мы были разработчиками этой программы, мы бы внесли в воспитательную систему такие условия, чтобы дети выросли настоящими патриотами страны.
Например, мы бы предложили, чтобы в детских садах больше внимания было уделено:
Используя все эти ресурсы, мы сможем сформировать у дошкольников по – настоящему крепкое чувство любви к родине.
Именно
в детском саду, а точнее до 5 лет,
можно у ребенка сформировать
чувство патриотизма, чувство долга
перед Отечеством, любовь к ближнему.
Воспитание патриотизма.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Воспитание – это целенаправленная деятельность направленная формирующая у воспитанников систему качеств личности взглядов и убеждений. От наставников требуется помощь для того чтобы ребенок правильно усвоил полученные знания.
Проблема патриотизма в наши дни остается актуальнейшей. В своей книге «Сердце отдаю детям», Василий Александрович Сухомлинский воспитывал детей, которые родились во время войны, в «школе радости». Эти дети по – настоящему были патриотами своей родины, так как каждую семью, каждого ребенка задела Великая Отечественная война. Каждый ребенок гордился своими родителями, пусть даже их родителей нет в живых… Дети смотрят в мирное небо над головой, любуются природой и спокойствием – возможно в этом и заключается любовь к родине для таких маленьких людей.
После
окончания Великой
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять. (1,106)
Цель исследования:
Исследовать,
как осуществляется воспитание патриотизма
у детей школьного и
Объект исследования: система воспитания патриотизма у детей школьного и дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитательный процесс, формирующий
гражданственность и патриотизм через различные формы во внеклассной и
внеурочной работе.
Задачи исследования:
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания патриотизма.
Патриотизм - (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм - "... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190) (13)
Патриот - личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества. В некоторой литературе понятие патриотизма было идеологизировано и получило эмоционально-оценочную окраску: патриотизм рассматривался как положительное явление и противопоставлялся национализму и космополитизму, которые осуждались. Патриотизм передаётся поколениями и является одной из основных национальных традици (9,83-84)
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне. (14)
Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:
1.
Главный из них - наличие среди
основных здоровых эмоций
2.
Уважение к своим предкам,
3.
Делать конкретные
Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.(12)