Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация

Описание работы

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Работа содержит 1 файл

Магистерская new.docx

— 201.82 Кб (Скачать)

Подростковый возраст  – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст  кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка  во многом определяются особенностями  самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности  и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться  педагог. (48)

С общим ростом сознательного  отношения к действительности заметно  усиливается сознательное отношение  к учению. С другой стороны, именно в подростковом возрасте наблюдаются  отдельные случаи отрицательного отношения  к учению; учителю в каждом конкретном случае нужно выяснять причины такого отношения. Одной из таких причин является своеобразная реакция подростка  на те или иные неудачи в учении, вызванные иногда случайными обстоятельствами (например, болезнью), ведущие к снижению успеваемости. (48)

 

Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание  замаскировать свое подлинное отношение  к этим неудачам: он делает вид, что  успехи в учении не имеют для него значения.

Существенные знания при  отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и  переживание или неуспехи в овладении  теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у  учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные  учебные задания. Наоборот, благоприятной  ситуацией учение для подростков является ситуация успеха, которая  обеспечивает им эмоциональное благополучие. “Желание хорошо учиться, – утверждал  В.А. Сухомлинский, – приходит только вместе с успехом в учении. Интерес  к учению появляется только тогда, когда  есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями”. (48)

Многие педагоги для устранения неуверенности ученика в своих  силах преодоления отрицательного отношения к учению специально создают  “ситуации успеха”, например, задавая  вопрос, на который знаешь заведомо, что будет получен правильный ответ. (58)

Широко известен психологам эффект Розенталя – Якобсона. Эти  исследования показали, какое огромное значение для успехов ученика  имеют ожидания учителя, и его  настрой, предвзятость. Большое значение для подростка имеют благоприятные  ситуации, создаваемые педагогами: одобрение при правильном ответе ученика или старании; подчеркивание  самого незначительного успеха, похвала  и другие. (49)

Характерной особенностью этого  возраста является и то, что у  подростков обострена боязнь прослыть “слабым”, несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют  сомневаться в том, что подросток  уже не “маленький”.(58)

К индивидуальным различиям  в умственных способностях относятся  и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной  работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение  новыми знаниями, выполнение различных  учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале  существенного, установления связи  нового материала с ранее усвоенным  и т.п. Для учащихся, имеющих затруднения  при выполнении самостоятельной  работы, нужно принимать меры, соответствующие  каждому конкретному случаю. Это  может быть разделение сложной задачи на этапы, помощь ученикам в составлении  плана ответа. Учитель стремится  к тому, чтобы выработать у учащихся навыки обобщать, делать выводы, выделять наиболее главное и т.п. (58)

В подростковом возрасте изменяется мышление школьника, оно приобретает  новые черты и качества. У подростка  учителям надо предупреждать или  устранять такие недостатки мышления, как склонность к слишком “смелым  аналогиям”, поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности проявляются в том, что одни из учащихся более продуктивно работают над образным материалом, а другие – со словесным материалом, третьи – одинаково хорошо работают и  с наглядно-образным и словесно-логическим материалом. Учитель обязательно  должен стремиться развивать такие  индивидуальные свойства мышления, как, например: излагая материал словесно, подкреплять его обзорным, и наоборот. (58)

Внимание подростков постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще  любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти и т.д.) и выступает  как форма, способность организации  этого процесса. В подростковом возрасте человек становится изобретательным, анализирующим и восприимчивым. (58)

Значительно увеличивается  объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Усиливается стремление добиваться понимания того, что надо запомнить, и воспроизводить не буквально, а  своими словами, делая при этом нужные сохранения и обобщения. Свойства памяти у каждого ребенка различны. Одни сразу же могут воспроизвести  правила, определения и т.д. Другие на этапе первичного ознакомления с  материалом этого сделать не могут (не потому что не хотят, а именно не могут). Таким ученикам надо еще  некоторое время для осмысления, запоминания. Учитывая свойства памяти, мышления, таких учащихся нужно спрашивать не сразу, после ознакомления с новым  материалом, а через урок, может  быть два, давая им необходимое время. (58) Но к концу изучения темы, конечно, все учащиеся должны знать и уметь  формулировать основные понятия.

В отличие от хорошо успевающих учеников, слабоуспевающие из-за недостаточно развитой речи, мышления, не умения излагать мысли своими словами, стремятся  запомнить и воспроизвести учебный  материал почти дословно. При этом они часто не понимают сущности излагаемых предметов, явлений, а схватывают лишь внешне наиболее бросающиеся в глаза. Здесь, с одной стороны, сказываются  индивидуальные особенности памяти учеников, с другой – содержание и характер изложения этого материала.58

На первом этапе ученикам можно отвечать по составленному  дома плану, используя наглядные  пособия, схемы, таблицы, можно использовать карточки. В тактичной форме, надо обратить внимание ученика на ошибки при запоминании нового материала, учить выделять и находить в тексте наиболее главное, существенное. Недостатки памяти у остальных учащихся часто имеют свои корни не в том, что эти ученики от природы слабые, а в особенности их характера, общей заторможенности, пассивности, нерешительности, неуверенности, которые делают процесс заучивания вялым и поэтому не достаточно продуктивным. Основное направление в индивидуальной работе с такими учащимися – это поддержка уверенности в себе, в своих силах, уверенности в успехе. Иногда дети обнаруживают стремление механически заучивать то, что требует осмысления. Большое значение для осмысленного запоминания материала, имеет речь. Поэтому следует требовать от учащихся своими словами по-разному, но всякий раз правильно передавать тот материал, который подлежит буквальному заучиванию.58

Немалую роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности младших подростков динамичны, весьма неустойчивы. Они  проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы младших подростков находятся в  стадии развития, становления. Большое  значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или  иного предмета. Они как бы окрыляют его, в то время как неудачи  могут повлечь за собой снижение интереса. С другой стороны, наблюдаются  и такие случаи, когда оценка по тому или иному предмету побуждает  подростка “доказать”, что она  случайна, что он может достигнуть успеха, высокой оценки знания, и  эта борьба за выправление неудач нередко ведет к тому, что интерес  к учебному предмету повышается. На понижение интереса подростков к  учению, может влиять возникновение  какого-либо сильного, всепоглощающего  интереса в области, непосредственно  не связанной с учением, а именно – увлечение спортом, музыкой  и др. Некоторые исследователи  находят причины снижения интереса к учебе в том, что в подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает  в “первую любовь”. О своих  первых переживаниях и мальчики, и  девочки боятся говорить друзьям, родителям, учителям, боятся, что над ними будут  смеяться. И они часто бывают правы.(48)

Следует сказать также  о том, что надо бороться с наблюдающимся  у младших подростков стремлением  одновременно браться за многое. Широта интересов может повлечь за собой  их разбросанность. Подростковый возраст  не случайно называют трудным или  даже критическим. “Подросток, – писала Н.К. Крупская, – уже не ребенок, у  него острый интерес ко всему окружающему, очень большая активность, очень  большое стремление к труду физическому  и умственному”. (49)

“Активность младшего подростка  не та, что у младших школьников. Его привлекает теперь не столько  сам процесс деятельности, сколько  цель и ее результат. Он уже не просто собирает макулатуру или приводит в  порядок библиотечные книги, а стремится  сделать это как можно лучше, не просто любит читать, а выбирает самые “героические” книги, те, в которых описаны подвиги, приключения. Он становится мечтателем, романтиком. Он углублен в свои переживания, интересы. Он то энергичен, деятелен, весел, то вдруг  вял, пассивен, мрачен” – пишет  кандидат педагогических наук В. Лапик. “Попытка выяснить причины того или  иного поступка подростка, требования взрослых сказать, что угнетает, успеха не имеет. Настойчивые расспросы  вызывают бурное, нервное состояние, слезы, а иногда и грубость. И как  много нужно иметь такта для  того, чтобы понять это новое для  ребенка состояние, чтобы сдерживать себя, избегать резких приказов, упреков, порицаний” (В. Лапик). (480

“Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст” (Н.К. Крупская). Задача педагогов  состоит в том, что бы создать  педагогическое пространство, где ребенок  имел бы возможность для разностороннего  проявления своей личности, обогащения своего внутреннего мира – основа, на базе которой формулируется и  развивается творческий процесс. К  ребенку следует отнестись с  пониманием и не бросаться сразу  наказывать их за какую-нибудь оплошность. Психолог Т. Васильева советует не наказывать ребенка и не ругать: (58)

а) когда он болен, испытывает какие-либо недомогания или еще  не совсем оправился после болезни  – психика особо уязвима, реакция  непредсказуема; когда ест, после  сна, перед сном, во время игры, во время работы;

б) сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая  неудача, недоразумение или конфликт), пусть даже в этой травме или неудаче  виноват только он сам; нужно, по крайней  мере, переждать, пока утихнет острая боль;

в) когда не справился  с делом, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с любовью, с любым своим недостатком  или достоинством, прилагая искренние  старания справиться, хотя и не в  полной мере, когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, нетерпение, просто неопытность –  короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;

г) когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или  самого страшного, нам непонятны  или сомнительны;

д) когда мы сами не в себе, не в духе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим  причинам, когда больны, когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль, не преодолена. И в этом состоянии гнев всегда несправедлив.

В заключение хочется привести слова замечательного и талантливого педагога Ш.А. Амонашвили: “Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в  него богатейший опыт человечества. Многогранный жизненный опыт человечества. Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва, и посеянные в ней очищенные  семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай –  неповторимую личность”.

Наиболее бурным развитием  и перестройкой социальной активности знаменуется юношеский возраст (14-15 лет). (48)Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности. Путь к  зрелости только начинается, он богат  драматическими переживаниями, трудностями  и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы  эмоционального реагирования, которые  в дальнейшем определяют жизнь взрослого  человека, его физическое и психическое  здоровье, общественную и личную зрелость. (58)

В этот период велика роль семейного  окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не затрудняющих, а напротив, способствующих здоровому  развитию личности. (48)

Юношеский возраст – это  пора достижений, стремительного накапливания знаний, умений, становления нравственности, обретение новой социальной позиции. (38)

Но в то же время, это  также возраст потерь детского мироощущения, возраст беззаботного и в какой-то степени, безответственного образа жизни, пора мучительных, тревожных  сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. Поиски и утверждение собственного «Я». (49)

Биологические особенности  поведения девушек в этом возрастном периоде, проявляются в меньшей  подвижности и возбудимости, чем  у юношей этого же возраста. Девушки 14-15 лет, по сравнению с юношами  менее склонны к болезням, они  превосходят ребят в вербальных способностях, в восприятии цвета  и его оттенков, они более наблюдательны. (38)

Юноши 14-15 лет нередко  считают, что в физическом отношении  они невыгодно отличаются от сверстников, испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми. Они  несколько отстают от девушек  в сфере чувств, чаще проявляют  необязательность, их тяжелее в чем-то убедить.

Информация о работе Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема