Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация
Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.
Рис. 7. Диаграмма степени развитости патриотизма у молодежи согласно ответам учащихся.
Главенствующую роль в формировании патриотических позиций учащиеся ООШ отводят школе (69%), семье (53%), общественным организациям (30%), СМИ и молодежным группировкам (15%), а учащиеся ВОК считают, что в формировании патриотизма должны участвовать семья (28%), общественные организации(21%), и молодежные организации (21%).
84% учащихся ВОК ни при каких условиях не хотели бы уехать из страны, 13% - изъявили желание уехать временно, а 3% - хотели бы учиться за границей. В ООШ мнения разделились: в Армении хотели бы остаться только 49% опрошенных, 14% хотят уехать навсегда, а 37% - на временное проживание.
На вопрос о чувстве гордости за Армению, город и школу, 100% опрошенных кадетов выразили гордость за страну, 69% - за город, 90% - за школу.
В ООШ за Армению испытывают гордость только 78%, 64% - за город, 49% - за свою школу.
49,9 % учащихся ВОК считают,
что у города средние
Также 69% учеников ООШ хотели бы остаться жить и работать в родном городе, 31% - не видят перспективы работы в городе.
Рис.8. Диаграмма ответов опрошенных на вопрос о том, желают ли они остаться и работать в своем городе.
На вопрос об участии в мероприятиях патриотической направленности 100% учащихся кадетской школы ответили положительно и 46% считают, что состояние патриотического сознания молодежи в городе улучшилось.
Из учащихся ООШ только 40% участвуют в мероприятиях патриотической направленности, 60% - не участвуют в таких мероприятиях., однако 50% из них считают, что за последние два-три года в городе улучшилось состояние патриотического сознания молодежи.
Рис. 9. Диаграмма участия опрошенных в военно-патриотических мероприятиях своего города.
На основании вышеизложенного можно сделать общий вывод: в повышении уровеня патриотического сознания старшеклассников большую роль играет появление в системе образования такого инновационного заведения, как кадетская школа.
При анализе работ учеников ООШ на тему «Моя школа», ситуация оказалась плачевной. 40% учеников хотели бы учиться в более престижной и сильной школе. 40% учеников были довольны своей школой, а 20% написали о своем желании побыстрее закончить школу и поступить в нормальный ВУЗ.
Учеников ВОК мы попросили написать мини-эссе по теме «Моя школа » и выразить свое отношение к армии. Удивительным результатом всех работ стало то, что почти каждый ученик (90%) ВОК связал свое мнение о школе с понятием патриотизма, долга, служения Отечеству и мужской дружбы.
Для оценки уровня подготовленности
старшеклассников к служению Отечеству
мы предложили анкету об армии (Приложение
5.) , по результатам которой
На первый вопрос чем для человека является армия среди учащихся общеобразовательной школы 44% ответили, что это защита Родины.
70% кадетов ответили - долг; 6%- проверить самого себя; 5%- становление мужчины; 2% - обязанность; 1% - почту за честь служить в Армии; 1% - всем.
Среди ответов учащихся ВОК на вопрос о том, хочешь ли ты служить в армии положительно ответили 90%, , отрицательное мнение выразили -7%, которые хотят продолжить учебу по военной линии в военном училище им. В. Саркисяна или М.Мелконяна, отрицательно- 1% .
В ООШ 70% мальчиков не хотят
служить в армии, в ряде причин
– нежелание родителей – 10%, потеря
времени -15%, неохота – 5 %, а также
желание продолжения учебы
Рис. 10. Диаграмма результатов ответов опрошенных на вопрос о желании служить в армии.
На вопрос каким
должен быть срок службы в
армии большинство (61%) кадетов
ответили - 2 года, и так же думают
ученики ООШ (60%). Ребята ООШ
согласны с тем, что можно
прослужить и 2 года – 27%, полгода
– 9%, 1,5 года – 3%. Среди учащихся
ВОК 70% тоже хотят служить 2
года. Другие варианты: полжизни
– 3 %, всю жизнь 2%, чем больше,
тем лучше, сколько
Рис. 11. Диаграмма результатов ответов учащихся на счет сроков службы в армии.
На четвертый вопрос: как далеко от своего города ты бы хотел служить? Ответили:
47%. учащиеся ООШ хотели бы служить близко к городу; кадеты - подальше от дома – 29%, в Ереване – 29%, в горячих точках -17%, все равно -10 %, где угодно ради моей Родины, чем дальше, тем лучше- 2 %, недалеко -5 %, на границе -5 %, не знаю -2 %
Рис. 12. Диаграмма результатов ответов учащихся на вопрос о расстоянии места службы от родного города.
Пятый вопрос позволил выявить какое количество ребят боятся «дедовщины». Оказалась что в ВОК не боятся «дедовщины» (90%), а в обычной 72 %.
Рис. 13. Диаграмма результатов ответов учащихся на вопрос о том, боятся ли они служить в армии.
На вопрос «В каких войсках ты бы хотел служить?» 35% учеников ООШ ответили ни в каких. В ВОК мнения разделились: спецназе -50% , пограничных войсках- 15% , воздушно-десантных- 15%, сухопутных- 10%, военно-инженерных- 9%, не знает 1%
Рис. 14. Диаграмма результатов ответов учащихся на вопрос о том, в каких войсках они хотят служить.
На вопрос какой должна быть армия все 90 % опрошенных ответили, строгая, организованная; другие ответы учеников ВОК – в хорошем состоянии, сильная, культурная, организованная, бесстрашная, сплоченная, не знаю.
Рис. 15 Какой должна быть армия по мнению опошенных старшеклассников.
Таким образом, из анализа анкеты следует, что ученики ВОК по сравнению с учениками ООШ в большей степени подготовлены к защите Отечества, понимают всю степень ответственности перед ними за страну, не боятся трудностей, умеют постоять за себя и товарищей, считают за честь службу в армии. Позитивные результаты в ВОК получены благодаря их военно-патриотической программе, которую мы представим ниже.
На основе анализа модели патриотического воспитания в ВОК мы можем сказать, что данный ВОК имеет свое лицо, свои особенности, организованную систему связей и социальных норм, свою идеологию, кодекс или правила учащихся, образцы поведения, любовь к знаниям; школьную эмблему, гимн, флаг, форму; утилитарные культурные черты, оборудованные классы, библиотеку, школьную спортивную площадку, тир и другие сооружения для предпрофильной подготовки учащихся по военно-спортивному, нравственно-духовному воспитанию и образованию, свою систему самоуправления. Уже сегодня кадеты школы чувствуют ответственность за судьбу армянской армии.
В то же время, сравнивая условия проведения уроков в ООШ и ВОК, мы считаем необходимым отметить отсутствие программы воспитания патриотизма в ООШ.
Проведя работу с документацией
по патриотическому воспитанию, а
также научно-психологическое
Вместе с тем, проведенное нами исследование выявило определенные пробелы в патриотическом воспитании, которые требуют дополнительных исследований для более точных аналитических выводов с целью коррекции содержания и методов ПВ в кадетской школе.
После проведенной авторской
программы «Происхождение, история
и этно-психологические
Мы считаем, что для активизации работы по военно-патриотическому направлению в ВОК необходимо:
Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень её социализации.
Патриотическое воспитание
направлено на формирование и
развитие личности обладающей
качествами гражданина-
Главная направленность
гражданского воспитания —
Патриотическое
воспитание, как способ углубления
социального воспитания, формирует
не просто чувства, сознание, навыки,
но прежде всего ту
Рассмотрение
факторов, влияющих на формирование
патриотизма в современных