Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация

Описание работы

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Работа содержит 1 файл

Магистерская new.docx

— 201.82 Кб (Скачать)

 

Рис. 7. Диаграмма степени развитости патриотизма у молодежи согласно ответам учащихся.

Главенствующую роль в  формировании патриотических позиций  учащиеся ООШ отводят школе (69%), семье (53%), общественным организациям (30%), СМИ  и молодежным группировкам (15%), а  учащиеся ВОК считают, что в формировании патриотизма должны участвовать  семья (28%), общественные организации(21%), и молодежные организации (21%).

84% учащихся ВОК ни при  каких условиях не хотели бы  уехать из страны, 13% - изъявили  желание уехать временно, а 3% - хотели бы учиться за границей. В ООШ мнения разделились: в  Армении хотели бы остаться  только 49% опрошенных, 14% хотят уехать  навсегда, а 37% - на временное проживание.

На вопрос о чувстве  гордости за Армению, город и школу, 100% опрошенных кадетов выразили гордость за страну, 69% - за город, 90% - за школу.

В ООШ за Армению испытывают гордость только 78%, 64% - за город, 49% - за свою школу.

49,9 % учащихся ВОК считают,  что у города средние возможности  для развития, 4% , - что нет перспектив, из которых 3% не хотят жить  в своем городе, т.к. изъявили  желание служить в отрядах  специального назначения страны. В ВОК – 84% хотят остаться  жить и работать в своем  городе.

Также 69% учеников ООШ хотели бы остаться жить и работать в родном городе, 31% - не видят перспективы  работы в городе.

 

Рис.8. Диаграмма ответов опрошенных на вопрос о том, желают ли они остаться и работать в своем городе.

На вопрос об участии в  мероприятиях патриотической направленности 100% учащихся кадетской школы ответили положительно и 46% считают, что состояние  патриотического сознания молодежи в городе улучшилось.

Из учащихся ООШ только 40% участвуют в мероприятиях патриотической направленности, 60% - не участвуют в  таких мероприятиях., однако 50% из них  считают, что за последние два-три  года в городе улучшилось состояние  патриотического сознания молодежи.

 

Рис. 9. Диаграмма участия опрошенных в военно-патриотических мероприятиях своего города.

 

На основании  вышеизложенного можно сделать  общий вывод: в повышении уровеня  патриотического сознания старшеклассников большую роль играет появление в  системе образования такого инновационного заведения, как кадетская школа.

При анализе работ учеников ООШ на тему «Моя школа», ситуация оказалась  плачевной. 40% учеников хотели бы учиться  в более престижной и сильной  школе. 40% учеников были довольны своей  школой, а 20% написали о своем желании  побыстрее закончить школу и  поступить  в нормальный ВУЗ.

Учеников ВОК  мы попросили  написать мини-эссе по теме «Моя школа  » и выразить свое отношение к  армии. Удивительным результатом всех работ стало то, что почти каждый ученик (90%) ВОК связал свое мнение о  школе с понятием патриотизма, долга, служения Отечеству и мужской  дружбы.

Для оценки уровня подготовленности старшеклассников к служению Отечеству  мы предложили анкету об армии (Приложение 5.) , по результатам которой выяснилось, как подростки осознают свой долг перед Родиной, оценивают состояние патриотического воспитания в своем регионе.

 На первый вопрос  чем для человека является армия среди учащихся общеобразовательной школы 44% ответили, что это защита Родины.

70% кадетов ответили - долг; 6%- проверить самого себя; 5%- становление  мужчины; 2% - обязанность; 1% - почту за  честь служить в Армии; 1% - всем.

Среди ответов учащихся ВОК  на вопрос о том, хочешь ли ты служить  в армии положительно ответили  90%, , отрицательное мнение выразили -7%, которые хотят продолжить учебу по военной линии в военном училище им. В. Саркисяна или М.Мелконяна,  отрицательно- 1% .

В ООШ 70% мальчиков не хотят  служить в армии, в ряде причин – нежелание родителей – 10%, потеря времени -15%, неохота – 5 %, а также  желание продолжения учебы заграницей.

Рис. 10. Диаграмма результатов ответов опрошенных на вопрос о желании служить в армии.

 

 На вопрос каким  должен быть срок службы в  армии большинство (61%) кадетов  ответили -  2 года, и так же думают  ученики ООШ (60%). Ребята ООШ  согласны с тем, что можно  прослужить и 2 года – 27%, полгода  – 9%, 1,5 года – 3%. Среди учащихся  ВОК 70% тоже хотят служить 2 года. Другие варианты: полжизни  – 3 %, всю жизнь 2%, чем больше, тем лучше, сколько потребуется, 1 месяц, 18 лет.

 

Рис. 11. Диаграмма результатов ответов учащихся на счет сроков службы в армии.

На четвертый вопрос: как  далеко от своего города ты бы хотел  служить? Ответили:

47%.   учащиеся ООШ  хотели бы служить близко к  городу;  кадеты - подальше от дома  – 29%, в Ереване – 29%,  в  горячих точках -17%,  все равно  -10 %, где угодно ради моей Родины, чем дальше, тем лучше- 2 %, недалеко -5 %, на границе -5 %, не знаю -2 %

Рис. 12. Диаграмма результатов ответов учащихся на вопрос о расстоянии места службы от родного города.

 

Пятый вопрос позволил выявить  какое количество ребят боятся «дедовщины». Оказалась что в ВОК не боятся «дедовщины» (90%), а в обычной 72 %.

 

Рис. 13. Диаграмма результатов ответов учащихся на вопрос о том, боятся ли они служить в армии.

На вопрос «В каких войсках  ты бы хотел служить?» 35% учеников ООШ  ответили ни в каких. В ВОК мнения разделились: спецназе -50% , пограничных войсках- 15% , воздушно-десантных- 15%, сухопутных- 10%, военно-инженерных- 9%, не знает 1%

Рис. 14. Диаграмма результатов ответов учащихся на вопрос  о том, в каких войсках они хотят служить.

 

 

На вопрос какой должна быть армия все 90 % опрошенных ответили, строгая, организованная; другие ответы учеников ВОК – в хорошем состоянии, сильная, культурная, организованная, бесстрашная, сплоченная, не знаю.

Рис. 15 Какой должна быть армия по мнению опошенных старшеклассников.

Таким образом, из анализа  анкеты следует, что ученики ВОК  по сравнению с учениками ООШ  в большей степени подготовлены к защите Отечества, понимают всю  степень ответственности перед  ними за страну, не боятся трудностей, умеют постоять за себя и товарищей, считают за честь службу в армии. Позитивные результаты в ВОК получены благодаря их военно-патриотической программе, которую мы представим ниже.

На основе анализа модели патриотического воспитания в ВОК  мы можем сказать, что данный ВОК  имеет свое лицо, свои особенности, организованную систему связей и  социальных норм, свою идеологию, кодекс или правила учащихся, образцы  поведения, любовь к знаниям; школьную эмблему, гимн, флаг, форму; утилитарные культурные черты, оборудованные классы, библиотеку, школьную спортивную площадку, тир и другие сооружения для предпрофильной подготовки учащихся по военно-спортивному, нравственно-духовному воспитанию и образованию, свою систему самоуправления. Уже сегодня кадеты школы чувствуют ответственность за судьбу армянской армии.

В то же время, сравнивая  условия проведения уроков в ООШ  и ВОК, мы считаем необходимым  отметить отсутствие программы воспитания патриотизма в ООШ.

Проведя работу с документацией  по патриотическому воспитанию, а  также научно-психологическое исследование через анкетирование, тестирование и опрос, мы получили возможность  сравнения результативности и эффективности  патриотического воспитания в общеобразовательных (непрофильных) школах и кадетской  школе.

Вместе с тем, проведенное  нами исследование выявило определенные пробелы в патриотическом воспитании, которые требуют дополнительных исследований для более точных аналитических выводов с целью коррекции содержания и методов ПВ в кадетской школе.

После проведенной авторской  программы «Происхождение, история  и этно-психологические особенности  армянского народа» в марте-апреле 2011г., мы снова попросоли участников эксперимента написать сочинения на тему «Моя школа» и «Кто такой патриот». В результате качественного анализа  их работ, мы можем сказать, что в  ВОК у учеников сформировался  четкий образ Родины, произошло осознание  значения слов «патриотизм» и «патриот»,  сформировалось представление того, что дало им обучение в ВОК, в ходе дискуссий и обсуждений выявились  основные преимущества учебы в ВОК.

Мы считаем, что  для активизации работы по военно-патриотическому  направлению в ВОК необходимо:

  1. В кадетских классах разработать систему занятий, направленных на развитие интереса учащихся к кадетскому движению, раскрытие специфики кадетского направления, преимуществ обучения в Кадетской школе с учетом личностных особенностей (способностей, склонностей, интересов) учащихся. Здесь следует отметить положительные тенденции в ВОК «Покр Мгер» в связи с наличием различных кружков (театрального, музыкального, художественного)
  2. Разработать систему занятий, направленных на формирование лидерских и волевых качеств.

 

Заключение.

 Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень её социализации.

 Патриотическое воспитание  направлено на формирование и  развитие личности обладающей  качествами гражданина-патриота  Родины и способной успешно  выполнять гражданские обязанности  в мирное и военное время.  Патриотизм является одним из  слагаемых гражданственности. Гражданственность  предполагает освоение и реализацию  прав и обязанностей по отношению  к себе как личности, своей  семье, обществу, Отечеству, планете  в целом. В качестве критериев  сформированности гражданственности  у человека могут выступать  знания и их  реализация в  выполнении гражданских, политических, трудовых, экономических, социальных  и культурных прав человека. 

 Главная направленность  гражданского воспитания — формирование  у воспитанников чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса. Среди гражданских качеств личности ведущим выступает ответственность — осознание человеком реальных проблем своей страны и готовность защитить ее интересы. В современных социокультурных условиях важным качеством гражданина является способность к самоопределению. Оно дает индивиду возможности разумно существовать в условиях выбора — свободы и ответственности.

    Патриотическое  воспитание, как способ углубления  социального воспитания, формирует  не просто чувства, сознание, навыки, но прежде всего ту нравственную, мировоззренческую ценностную нормативность,  в контексте которой и реализуются  полученные знания и умения. Эта  нормативность выражена не в  актах права, не в формализованных  предписаниях, но в особом видении,  восприятии реальности индивидами, социальными общностями. Это оценка  вещей и процессов не сточки  зрения стоимости, прибыли и  т.п., не утилитарная; эти установки  идут в контекст, в «фон» более  важной позиции – выраженности  национальных интересов, отношения  любого факта или события, прежде  всего, к рубрике «хорошо» или  «плохо» для страны.

    Рассмотрение  факторов, влияющих на формирование  патриотизма в современных условиях, осуществляется с учетом следующих  доминант: переход экономики страны  на рыночные отношения, активное  возрождение национальных традиций  при значительном влиянии на  этот процесс религии, изменение  концептуальных подходов в обучении  и воспитании подрастающего поколения  и пр. Важным моментом в определении  содержания патриотизма является  усиление взаимосвязи личностной  значимости патриотизма и его  коллективного характера. Инвариантной составляющей патриотизма является любовь к Родине. Это высшее чувство обусловливает трансформацию потребностей общества, Отечества в собственные потребности отдельной личности. Все формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление принести им пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и многообразие личностных и общественных целей, взаимодействие, сотрудничество людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «Я», но и вне себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, сочувствовать, приносить пользу. Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком своего патриотического долга. В современных условиях в содержании патриотизма остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина.

Информация о работе Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема