Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация

Описание работы

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Работа содержит 1 файл

Магистерская new.docx

— 201.82 Кб (Скачать)

Мы придерживаемся второго определения, согласно которому патриотизм является естественным природным  чувством, основанным на любви к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.

Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения  между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких  понятиях, как «Отечество» и «Родина».

Этимологический анализ понятий  «род», «родство», «родня» дает смысловую  связь между субъектом и другими  людьми по следующему основанию –  близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (9). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Конечно, трудно представить, чтобы человек был  похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических  ассоциативных подобиях:

Известный педагог А.Ф. Лосев  рассматривает Родину как «интимно-интимно - внутреннее наше».

Итак, первая составляющая патриотизма  – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и схожести.

Очевидно, что слово «Отечество»  происходит от «отец» (հայր – այր – հայրենիք), в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать» (Մայր Հայաստան). Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

  • благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),
  • уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),
  • возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),
  • возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность  заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник,  реализующий свой патриотический долг. (7)

 Патриотизм  состоит из определенных структурных  компонентов (по Е.В.Беляевой и  Т.В. Мишаткиной ) (11):

  - патриотическая  идея и идеал; 

  - патриотическое  сознание;

  - патриотическое  поведение; 

  - патриотические  чувства и убеждения.

А также религиозное  отношение.

Рассмотрим эти  компоненты в отдельности. Единая общенародная идея духовно цементирует общество и создает предпосылки его целостности. Такая идея не обязательно должна носить религиозный характер. В истории хорошо известны случаи сплочения того или иного народа по сугубо патриотическим идеям (национального освобождения (Арцахская война), модернизации общества и т. п.). Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общественном сознании. Она должна содержать в себе ответы на коренные вопросы общества: «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?». Идеал выражает представление общества о моральном совершенстве, и он является основой для формирования национальной идеи.

 Патриотическое  сознание  личности представляет собой  сложное целостное образование,  сочетающее в себе совокупность  знаний о собственных генетических  корнях, осмысление окружающей социальной  действительности, тенденций  и   перспектив ее развития, установка  готовности к  созидательной   деятельности и защите Отечества,  как преобладающего мотива  жизнедеятельности  в  контексте перспектив собственного  существования. В структуре патриотического сознания можно выделить ряд взаимосвязанных уровней: логико-когнитивный, эмоционально-регулятивный и ценностно-смысловой. (11)

Первый компонент охватывает  сферу мышления  человека. С помощью  мышления человек выходит за рамки  данных  чувственного опыта  в  сущностные  характеристики объектов. Главной целью формирования  данного  уровня является развитие представлений, обеспечивающих мировоззренческий  пласт в структуре личности. Здесь  закладывается фундамент целостного патриотического  облика личности,  который  проявляется (опредмечивается) на третьем уровне. Особенностью  первого уровня является его направленность в прошлое  к духовно-ценностным корням традиций и героических фактов отечественной истории. На основе общих  понятий, логических мыслительных операций человек обретает мировоззренческие  и общекультурные знания о своей  Родине, ее прошлом и настоящем  и, в этом контексте осознает свое место в обществе.

  Второй уровень патриотического  сознания связан с эмоциональной  составляющей - сферой личностных, субъективно-психологических  переживаний,   представлений,   воспоминаний, предчувствий и проч. Ее становление охватывает  как  аффективное состояние  личности (стрессы, предчувствия, опасности,  беспредметные переживания), так  и эмоции (положительные и отрицательные).

  Третий уровень связан  с ценностно-смысловым  компонентом.  Это высшие мотивы деятельности, поведения  и  отношений   в  окружающем   социальном  пространстве, духовно-нравственные  идеалы, культурно-исторические ценности. Данный  уровень  основывается  на развитости первых двух: полученные  знания проходят через чувства  и закрепляются  в ценностях   как побудительной  силе.

  Психологический   подход  к проблеме  патриотического  сознания синтезирует общенаучные  подходы и вырабатывает пути  и средства его формирования  у населения и, прежде всего  у молодежи.

  Под патриотическим  поведением понимается осознанное  проявление в  различных видах  деятельности социально ценностных  мотивов, ориентированных на личностный  вклад в созидание и защиту  своего Отечества.  (4)   

  Патриотическое поведение  имеет следующие черты: (11)

а) нормативность, ориентированную  на общественно значимые цели в конкретных  видах действий, поступков, деятельности, отношений к опыту предшествующих  поколений;

б) осознанность, проявляющуюся  в  понимании  государственных  интересов как личных;

в) избирательность, выражающуюся в выборе социально-ценностной направлен-ности  деятельности, неприятии  эгоизма,  индивидуализма, социальных пороков;

г) активность, определяющую ориентации и ценности саморазвития, персонификацию деятельности в реализации своих задатков, склонностей, имеющих  социально-ориентированную направленность;

д) ассоциативность, выбирающую стиль поступков, отношений, действий сообразно целям и особенностям  социальной среды, взаимодействующей  с человеком в интересах созидания;

е) адаптивность, характеризующую  направленность поступков и действий человека по достижению ценностной, эмоциональной  комфортности в окружающей социальной среде.

Патриотическое поведение  личности проявляется в форме  поступка, реализующего социально направленный замысел, действия, материализующего  установки сознания и направленные на общественно значимые  цели, общения с целью трансформации приобретенного опыта, либо освоения его от окружающих,  участия, как процесса совместного взаимодействия  с другими людьми  в развитии традиций, обычаев, освоении  ценностей предшествующих   поколений,  переживаний, как результата духовно-ценностного соучастия в созидании и освоении культурно-исторических ценностей родного края, общества, государства, заботы о подрастающих поколениях, престарелых людях. Патриотическое поведение личности детерминировано уровнем развития ее чувств, определяющих социальную активность в отношении к социальному окружению, обществу и государству. На каждом возрастном этапе патриотическое поведение обуславливается объемом социальных обязанностей, исполняемых социальных ролей и функций, мерой   ответственности за социальную направленность и ценность результатов своего труда. (11)

Патриотическое  воспитание включает формирование патриотических взглядов и убеждений, патриотических чувств и патриотических норм поведения. (11) Одни исследователи признают такие  ценности, как народ, семья, социальное равенство, ориентированность на прошлое  или будущее, государственность, конституция, гражданский мир и свободы  и др. Вторые — гордость за социальные и культурные достижения своей Родины, уважение к ее историческому прошлому и унаследованным от нее традициям; привязанность к месту жительства и др. Третьи — активное участие в общественных и производственных делах во имя и на благо Родины.

1.2 История изучения идеи патриотизма  и гражданственности.

Патриотическое  воспитание как психолого-педагогическая проблема во все времена занимала особое место во всех важнейших сферах деятельности человека – в  идеологии, политике, культуре, экономике и  т.д.

Патриотизм возникает  исторически под влиянием социально-экономических  условий жизни людей и в  связи с изменением этих условий  изменяет свое содержание. (4)    Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет давнюю историю в психологии и педагогике, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же гражданское воспитание видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопожертвованию. (12) Л.Н.Толстой отождествлял патриотизм и национализм; К.Д.Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота.

В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно  представлена в работах Г.Кершенштейнера, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.

В дальнейшем проблема патриотизма  и патриотического воспитания рассматривалась  мыслителями эпохи Возрождения, что было связано с характерным  для этой эпохи обращением к античным образцам.

Зарубежом в XVIII-XIX века особое внимание исследуемой проблеме уделяли 

Д. Локк, К.А. Гельвеций, Д. Дидро. Педагогические высказывания Ж.Ж. Руссо  пронизаны глубокой любовью к  молодёжи, заботой о её всестороннем развитии, воспитании любви к своему Отечеству. Г. Гегель понимал патриотизм, как стремление к общим целям и интересам государства, которые являются, безусловно, приоритетными по отношению к любым другим, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. (12)

В советской педагогике начало исследования проблем патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами представителей революционно-демократического движения: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В XX веке, согласно советской традиции, общество отождествлялось с государством, гражданское и патриотическое воспитание не отделялось друг от друга, а понятия «патриот» и «гражданин» рассматривались как синонимы. Тем не менее это – разные по содержанию понятия, разные по характеристикам качества личности. (3)

Я.А. Коменский подчёркивал, что патриотизм в человеке воспитывается  на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где  он родился, а потом – к Отечеству. (13) М.В. Ломоносов в своих работах  «Краткое руководство к красноречию», «Риторика» сформулировал задачу воспитания сознательных граждан, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства. (14) Проблемы патриотического воспитания вслед за М.В. Ломоносовым касались Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин. А.Н. Радищев в своих литературно-публицистических произведениях также обращал  внимание на очищающее влияние патриотизма  на личность, на выработку чувства  благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого потребуют интересы родины. «Не все рожденные в отечестве  достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек  и сын Отечества есть одно и  то же... Он пламенеет нежнейшею любовью  к целостности и спокойствию  своих соотчичей. ...Преодолевая все  преграды, неутомимо стремится к  сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласиться  погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия ... и  если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью. ... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при  одном имени Отечества...». (4)

Значительный вклад в  рассмотрение проблем патриотизма  и патриотического воспитания был  сделан В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.П. Огаревым, А.И.Герценом. По Н.А. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как  желание трудиться на пользу своей  страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько  возможно больше и сколько возможно лучше. Серьезное внимание уделяли вопросам патриотизма и патриотического воспитания  К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др. [29,с.16]. К.Д. Ушинский, обосновывая принцип «народности» воспитания, считал необходимым учитывать национальные особенности при выборе форм, методов и содержания педагогической деятельности. «Воспитательные идеи народа проникнуты национальностью более чем что-либо, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву». (15)

Информация о работе Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема