Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация

Описание работы

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Работа содержит 1 файл

Магистерская new.docx

— 201.82 Кб (Скачать)

У ребят этого возраста ярче, чем у девушек выражена потребность  в достижении своей мечты.

Девушки рассматриваемого возраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения на заучивание, запоминание. Они предпочитают такие  виды спорта, где превалирует гибкость, пластичность, красота движений. В  этот период девушки более сентиментальны, чем юноши, они раньше переживают чувство влюбленности, раньше юношей начинают оценивать и осмысливать  мир «по-взрослому». Девушки острее переживают чувство одиночества, чувствуют  потребность в утешении, сочувствии. В этот период девушки более чувствительны  к упрекам и нуждаются в  поддержке. (49)

Юноши начинают в этом возрасте заниматься различными видами спорта, особенно теми, которые развивают  и укрепляют мускулы, формируют  фигуру, силовыми видами спорта. (38)

Если юношам этого возрастного  периода необходимо доказывать необходимость  исполнения тех или иных требований, то для девушек более важным является близость этих требований к личному  опыту, их эмоциональная окраска.

Во взаимоотношениях с  окружающими, юноши стремятся руководить, вести за собой. Девушки, в отличие  от них, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других, фиксируют малозаметные нюансы и  колебания этих впечатлений, малейшее изменение оценивания своей личности и поведения. Они не действуют  так прямолинейно как юноши, а  незаметно, понемногу завоевывая. (49)

Психологи отмечают, что  девушки 14-15 лет являются личностью  взрослее своих сверстников, однако психологические границы развития, их внутренней индивидуальности более  узкие. Ведь юноши с ранних лет  тяготеют к более широкому взрослому  социуму, жаждут риска, преград, испытаний. Их мир субъективно сложнее, чем  девичий, который иногда не выходит  за рамки семьи, или близкого им окружения.

Особого внимания при характеристике этой возрастной группы требует освещение  их эмоциональной сферы. (580

Вопрос об особенностях эмоционального мира подростка и юноши, отмечает И. Кон,- имеет самостоятельное значение. (50)Тезис о повышенной эмоциональной  возбудимости и реактивности переходного  возраста мало у кого вызывает сомнение. Но возникает вопрос, по сравнению  с кем эта реактивность кажется  повышенной - по сравнению с ребенком или со взрослым?1 Далее автор  приводит данные исследований, проведенных  болгарскими учеными, которые изучая возрастные срезы детей от 5 до 17 лет, пришли к выводу, что наиболее возбудимый тип нервной деятельности чаще всего встречается у 5-ти летних. С возрастом процент возбудимых падает. В пубертатном возрасте (11-13 лет у девочек и 13-15 лет у  мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания опять уменьшается. Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видны у девочек: их депрессивные состояния, тревожность и пониженное самоуважение во многом связаны с определенным периодом менструального цикла, за которым следует эмоциональный подъем. У мальчиков нет такой жесткой психофизиологической зависимости, хотя пубертатный возраст и для них труден. Практически все психологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14 лет. К 15 годам, как правило, уже начинает проходить подростковый синдром озабоченности своим телом и внешностью. Поэтому эмоциональные реакции и поведение юношества данного возрастного периода уже нельзя объяснить лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также и от социальных факторов и условий воспитания. (58)

 Возраст 14-15 лет характеризуется  более высокой, по сравнению  с подростковым, дифференцированностью  эмоциональных реакций и способов  выражения эмоциональных состояний,  а также повышением самоконтроля  и саморегуляции. Юношеские настроения, значительно более устойчивы  и осознаны, чем в 11-13 лет, и  соотносятся с гораздо более  широким кругом социальных условий. (50)

 При анализе поведения  мальчиков и девочек следует  учитывать различие в характере  их психики и деятельности. Известно, что мальчики создают больше  шума. Это не значит, однако, что  у них больше нарушений по  существу, поскольку нарушения у  девочек более «тихие». Отрицательные  проявления у девочек обычно  носят более скрытый характер. Известно, что «трудные» мальчики  в сравнении с «трудными» девочками  более шумливы, но «трудные»  девочки зато значительно более  «трудны». (580

 В возрасте 14-15 лет  сильнее выражены, чем в подростковом, индивидуальные различия в степени  тревожности и в характере  вызывающих ее факторов, таких  как: успеваемость, положение среди  сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом  нервной системы. Уровень сознательного  самоконтроля уже выше чем  у подростков. Они чаще жалуются  на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям  и такие характерологические  черты как капризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни,  включая собственные поступки, кажутся,  совершающимися автоматически, помимо  их воли, и даже вопреки ей. (49)

 Так называемые немотивированные  поступки, частые в этом возрастном  периоде, вовсе не безпричинны.  Просто их мотивы, вследствие  тех или иных обстоятельств,  не поддаются логическому анализу.  Чтобы их понять, отмечает В.  Исаев,- следует четко разграничивать  напряженность, а нередко и  внутреннюю конфликтность психики  юноши или девушки и социальную  конфликтность поведения.(50)

В этот период расширяется  сфера эстетических чувств, которые  постепенно вычленяются из круга  других переживаний, и находят специфические  способы выражения и удовлетворения. При этом в эстетике, как и в  морали, юность особенно чувствительна  к контрастам, остро переживает переход  от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особенно нужно отметить развитие в этом возрасте, тесно  связанного с ростом чувства интеллекта, чувства юмора, иронии, которые позволяют  вырвать предмет из его привычных  связей, и установить с ним необычные  ассоциации.

Заметно дифференцируются интеллектуальные чувства. Наивная детская любознательность к 14-15 годам перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления  трудностей.

Развитие высших чувств, эмоциональности, не является линейным процессом, их невозможно понять без  учета самосознания личности. (48)

Становление самосознания и  устойчивого образа «Я» - это важнейший  психологический процесс раннего  юношества. Высокий уровень развития самосознания порождает интерес  к собственной личности, к формам ее организации и саморегулирования. Внешний и физический мир теперь только лишь одна из возможностей субъективного  опыта, центром которого является собственная  личность, собственное личное «Я».

Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится  оценить себя самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста. Подросток стремится  оценить себя как будущего юношу  или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить  свои права и обязанности.[38]

С развитием самосознания у человека непрерывно изменяется представление  о себе в связи с результатом  его деятельности, положением в коллективе, требованиями к нему общества. При  этом основным показателем сформированности самосознания является объективная  самооценка.[39]

При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых  простых задач, что мешает его  развитию.

При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем  не в состоянии справиться, что  также негативно сказывается  на развитии его личности.[38]

Подростки стремятся к  выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые  помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать  себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи патриотизма и гражданственности, к отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации, к приобщению к национальным ценностям.[38]

Формирование мировоззрения  невозможно без развития понятийного  мышления, освоения терминологии, а  это можно сделать только при  правильно поставленном просвещении  по самым разнообразным вопросам культуры. Подростки не лишены чувства  коллективизма и понимания силы общественности, но ценности, нормы  референтной группы часто доминируют над общеколлективными. Весь характер воспитательной работы, ее содержание должны быть соотносимы с целями и  задачами самовоспитания школьников. Только через личную деятельность и  стремление молодого человека овладеть собственным положительным опытом развивается индивид с активной жизненной позицией.[38].

Задачи патриотического воспитания подростков (34).

  1. Воспитание у них любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина, патриота Армении;
  2. Формирование уважения к национальному населению, традициям, культуре народа Армении;
  3. Разъяснение конституции Республики Армения, национальных символов;
  4. Привитие уважения и почитания к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Армения.
  5. Развитие национального самосознания.

Это возможно лишь при актуализации содержания и совершенствования  методики педагогического процесса, повышения компетентности преподавателя, реализации в воспитательном процессе деятельностных форм работы (поисковых, краеведческих, если это школа, социальная работа, если это вуз). Необходимость  актуализации содержательного компонента в воспитательной работе обосновывает необходимость переориентации в  выборе средств патриотического  воспитания в сторону углубленного изучения истории, культурных и бытовых  традиций народа, подчеркивает, что  становление гражданина, патриота без  такого знания невозможно.

Принципы патриотического  воспитания (34)

Осуществление патриотического  образования основывается на совокупности принципов, которые отражают общие  закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

  1. Обусловленность патриотического образования и воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями: координация взаимодействия образовательных учреждений, семьи и общественных институтов в системе патриотического образования и воспитания; обусловленность содержания форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа; зависимость содержания и методов патриотического образования и воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Интегративно-деятельностный подход, что предполагает, во-первых, соединение патриотического образования и воспитания с нравственными, трудовыми, эстетическими и др. началами, и, во-вторых, решение задач патриотического воспитания и образования на основе включения обучаемых в разнообразную по формам и содержанию деятельность.
  3. Принцип гибкости и вариативности. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе — использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учетом особенностей контингента учащихся.

1.7 Условия осуществления практической работы по воспитанию патриотизма, гражданственности у молодежи. (34)

1. Естественная реакция  людей на происходящие события.  Большая часть изучаемого материала  позволяет акцентировать внимание  на формирование патриотических  качеств; уже одно значение  естественного хода событий и  естественной реакции на них  может дать нужный эффект. Этим  в какой-то мере снимается необходимость  выбора наиболее ярких событий,  позволяющих концентрированно решить  поставленную задачу;

2. Объективный и всесторонний  подход к изучению прошлого. При  изучении истории отечества и  истории литературы нельзя нарушать  логику событий прошлой и настоящей  жизни. Вне исторического развития, вне изучения конкретного периода  времени воспитать правильный  взгляд на события современности  невозможно. Содержание воспитания  современной гражданственности  является отражением современной  жизни. Научить анализировать  современные события и делать  правильные выводы — одна из  основных задач патриотического  образования и воспитания;

3. Осуществлять патриотическое  образование и воспитание на  почве объективного исторического  оптимизма, веры в конечную  победу добра над злом. Отрицание  должно быть конструктивным, стимулировать  к активности, направленной на  решение возникающих проблем  и обеспечению прогрессивного  развития страны.

Важное условие успеха—  активное участие в формировании идейно-нравственной гражданственной  позиции самих обучаемых, организация  самостоятельной работы. Работая с первоисточниками, с научной литературой, ученики сами формируют свою позицию по отношению к событиям и явлениям современной жизни.

При изучении исторических событий, литературных произведений уделить  особое внимание роли личности. Задача преподавателя состоит в том, чтобы обратить внимание учащихся на героев, внутренний мир которых складывался  в результате саморазвития и под  влиянием внешних условий жизни  в соответствии с национальными  традициями, народными представлениями  о добре и зле.

Быть предельно честным  в освещении фактов прошлого, а  уважение ко всему предшествующему  сделать ведущим принципом педагогической работы.

 

Глава 2

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ И ДИСПОЗИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ (ПО ПЕЛЕВИНОЙ  Т.В.)

Информация о работе Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема