Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:10, дипломная работа
Сбросу эмоционального напряжения способствуют, прежде всего, такие виды спорта, где человек наряду с физическим напряжением испытывает возбуждение эмоциональной сферы. Одним из таких видов спорта является бокс. Бокс считается достаточно агрессивным спортом, так как эмоциональ-ный накал и жесткий выброс эмоций велик.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА………………………………………..5
1.1.Психологическая подготовка спортсмена………………………………5
1.2. Психологические особенности спортсмена……………………………13
1.3. Спорт и темперамент……………………………………………………18
I.4. Агрессивность спортсменов…………………………………………….21
ГЛАВА 2. АГРЕССИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ………………………….23
2.1. Понятие агрессии………………………………………………………..23
2.2. Концепции агрессии…………………………………………………….27
2.2.1. Теории влечения ……………………………………………………27
2.2.2. Теория фрустрационной агрессии………………………………………..32
2.2.3. Теории социального научения…………………………………………....32
2.2.4. Теория поло-ролевой идентификации……………………………………34
2.3. Типология агрессии……………………………………………………...36
2.4. Мотивация агрессии……………………………………………………..42
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У МУЖЧИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ……................48
3.1. Исследование тревожности………………………………………………48
3.2. Исследование агрессивности……………………………………………..49
3.3.Дифференцированный анализ результа-тов………………………………50
Заключение……………………………………………………………………51
Список литературы …………………………………………………………..52
Приложение…………………………………………………………………..55
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У МУЖЩИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между занятием спортом и уровнем агрессивности у мужчин. В связи с поставленной целью пришлось решать следующие задачи:
1. Исследовать уровень агрессивность и тревожности у мужчин.
2. Провести дифференцированный анализ результатов исследования.
Эксперимент проводился на базе спортивного комплекса «Темп». В эксперименте принимали участие 30 мужчин, разного возраста. Из них 15 занимаются боксом, они составили экспертную группу, 15 не занимаются боксом, они вошли в контрольную группу.
3.1. Исследование тревожности.
Тревожность личности всегда порождает агрессию: внутреннюю или внешнюю. Тревожность является одним из важных предпосылок и составляющих агрессии.
Для изучения уровня личностной тревожности была выбрана шкала Дж. Тейлора, построенная на основе Миннессотского многопрофильного вопросника.
Испытуемым предлагалось пятьдесят вопросов, на которые, отвечая, следовало выбрать один из вариантов ответа: «да»-«иногда»-«нет». Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла.
Показатели тревожности ранжируются следующим образом:
от 0 до 6 баллов – низкий уровень
от 7 до 20 баллов – средний уровень;
от 21 и выше – высокий уровень.
Результаты исследования показали (см.приложение 2 и табл.1 «Уровень тревожности»), что в контрольной группе, мужчин с высоким уровнем тревожности больше, чем в экспертной группе.
Таблица 1
«Уровень тревожности»
Уровень тревожности | Экспертная группа | Контрольная группа |
% | % | |
1.Высокий | 13 | 40 |
2.Средний | 67 | 60 |
3.низкий | 20 | - |
Следует отметить, что низкий уровень тревожности не менее опасен, чем высокий, т.к. обследуемый пытается спрятать свое истинное эмоциональное состояние.
3.2. Исследование агрессивности.
На первом этапе эксперимента испытуемые отвечали на 75 вопросов опросника Басса-Дарки, являющегося одной из наиболее часто используемых и надежных вербальных методик исследования агрессии ( см. приложение ). Опросник выявляет восемь форм агрессивных и враждебных реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
2. Косвенная агрессия - такая агрессия, которая ни на кого не направлена или направлена на другое лицо косвенным образом;
3.Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
4. Негативизм - оппозиционная манера поведения;
5.Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
6. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям;
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств;
8.Чувство вины - выражение возможного убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно.
Числовые показатели физической и вербальной агрессии отражают склонность обследуемого к активным прямым формам агрессивного поведения, показатели косвенной агрессии и раздражения - к опосредованным, непрямым формам. Сумма показателей раздражения, физической, косвенной и вербальной агрессий образует индекс агрессивных реакций.
При использовании опросника Басса-Дарки получены следующие результаты (см. приложение 3 и табл.2 «Уровень агрессивности в экспертной и контрольной группе»): высокий уровень агрессивности чаще встречается в контрольной группе.
Таблица 2
Уровень агрессивности в экспертной и контрольной группе.
Уровень агрессивности | Экспертная группа | Контрольная группа |
% | % | |
1.Высокий | 13 | 33 |
2.Средний | 74 | 54 |
3.низкий | 13 | 13 |
3.3 Дифференцированный анализ результатов.
При сравнительном анализе уровней агрессивности (см.рис 1) можно сделать выводы, что в экспертной группе уровень агрессивности ниже. Т.е. среди мужчин, занимающихся спортом реже встречаются агрессивные мужчины.
рис. 1 Сравнительный анализ уровня агрессивности в экспертной и контрольной группах.
При этом, следует отметить, что наиболее часто встречающимися видами агрессии являются косвенная агрессия косвенная, склонность к раздражению, подозрительность и вербальная агрессия.
При сравнительном анализе уровня тревожности (см. рис.2) можно сделать выводы, что в экспертной группе уровень тревожности ниже. Т.е. среди мужчин, занимающихся спортом реже встречаются тревожные мужчины.
рис. 2 Сравнительный анализ уровня тревожности в экспертной и контрольной группах.
При сравнительном анализе уровня тревожности и уровня агрессии ( см. рис 3.) видно, что в экспертной группе (1) и уровень тревожности и уровень агрессии ниже, чем в контрольной группе (2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. - М., 1981
2. 2.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1988.
4. З.Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. -М.: Наука, 1970. -с. 19-21
5. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. - М, 1992
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994.
7. Борохов А.Д. О возможных социально-психологических механизмах агрессивно-деструктивного поведения в некоторых подростковых неформальных группах. // Методологические проблемы социологии медицины. - Л., 1989, с. 104-106
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989
9. Вилюнас В.К. Психология эмоций: тексты. - М., 1984
10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
11. Доллард Дж. Фрустрация и Агрессия. - New Haven, 1939; нем. Фрустрация и Агрессия. - Weinheim, 1970
12. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979. - с. 100-110
13. Ениколопов С.Н. Агрессия и мы //Магистр. -1991. -№ 9. - с. 1-6
14. Енин В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом: Канд. дис. Л., 1986.
15. Жариков Н.М., Урсова Л.Г. Психотерапия. - М., 1989
16. Короленко Ц.П. Эмоции и воображение. - Новосибирск, 1975
17. 46Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии.
// Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998.
18. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
19. Мойер К. Психобиология агрессии.
20. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: ЛГУ, 1960. - 224 с.
21. Невский И.А. Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М., 1981. - 128 с.
22. Петровский А.В. Социальная психология. - М., 1987
23. Петровский А.В. Краткий психологический словарь. - М., 1985
24. Психические состояния / Под ред. А.А. Крылова. Л., 1980.
25. Психология. Словарь. Под. Ред. – А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
26. Прохоров А.О. Словарь-тезаурус психический состояний человека. СПб., 1992.
27. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.
28. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977.
29. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. М., 1980.
30. Пуни А.Ц. Теория и практика физической культуры. 1986, № 6.
31. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. -Минск, 1991
32. Стивенс Дж. Приручи своих драконов. Как обратить свои недостатки в достоинства. -С.-Пб., 1995
33. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.
34. Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена // В сб.: Психологическое обеспечение спортивной деятельности. Л., 1988.
35. Стамбулова Н.Б. Психологические модели и описания спортивной карьеры // В сб.: Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3, Ч. 2. СПб., 1997.
36. Стамбулова Н.Б. Кризисы спортивной карьеры // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 10.
37. Словарь иностранных слов. - М., 1986,13-е издание
38. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
39. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991
40. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994
41. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М.,1986, в 2-х томах
42. Х. Хекхаузен Агрессия. // Мотивация и деятельность.М., 1986, т. 1, с. 365-405
43. Холличер В. Человек и агрессия. - М.: Прогресс, 1975
44. Хвацкая Е.Е. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальной спортивной специализации: Канд. дис. СПб., 1997.
45. Черемных А.Д. Психологические особенности спортивной карьеры спортсменов-инвалидов: Канд. дис. СПб., 1998.
46. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990
Приложение 1
Схема различных теорий агрессии.
Приложение 2
Результаты исследования уровня личностной тревожности
| №№ | показатель | уровень |
Экспертная группа | 1 | 11 | средний |
2 | 34 | высокий | |
3 | 9 | Средний | |
4 | 4 | Низкий | |
5 | 12 | Средний | |
6 | 14 | Средний | |
7 | 36 | Высокий | |
8 | 18 | Средний | |
9 | 12 | Средний | |
10 | 11 | Средний | |
11 | 11 | Средний | |
12 | 3 | Низкий | |
13 | 10 | Средний | |
14 | 9 | Средний | |
15 | 5 | Низкий | |
Контрольная группа | 16 | 27 | Высокий |
17 | 29 | Высокий | |
18 | 14 | Средний | |
19 | 33 | Высокий | |
20 | 16 | Средний | |
21 | 11 | Средний | |
22 | 41 | Высокий | |
23 | 13 | Средний | |
24 | 10 | Средний | |
25 | 15 | Средний | |
26 | 30 | Высокий | |
27 | 14 | Средний | |
28 | 11 | Средний | |
29 | 28 | Высокий | |
30 | 17 | средний |
Информация о работе Влияние занятия боксом на уровень агрессивности у мужчин