Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:10, дипломная работа
Сбросу эмоционального напряжения способствуют, прежде всего, такие виды спорта, где человек наряду с физическим напряжением испытывает возбуждение эмоциональной сферы. Одним из таких видов спорта является бокс. Бокс считается достаточно агрессивным спортом, так как эмоциональ-ный накал и жесткий выброс эмоций велик.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА………………………………………..5
1.1.Психологическая подготовка спортсмена………………………………5
1.2. Психологические особенности спортсмена……………………………13
1.3. Спорт и темперамент……………………………………………………18
I.4. Агрессивность спортсменов…………………………………………….21
ГЛАВА 2. АГРЕССИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ………………………….23
2.1. Понятие агрессии………………………………………………………..23
2.2. Концепции агрессии…………………………………………………….27
2.2.1. Теории влечения ……………………………………………………27
2.2.2. Теория фрустрационной агрессии………………………………………..32
2.2.3. Теории социального научения…………………………………………....32
2.2.4. Теория поло-ролевой идентификации……………………………………34
2.3. Типология агрессии……………………………………………………...36
2.4. Мотивация агрессии……………………………………………………..42
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У МУЖЧИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ……................48
3.1. Исследование тревожности………………………………………………48
3.2. Исследование агрессивности……………………………………………..49
3.3.Дифференцированный анализ результа-тов………………………………50
Заключение……………………………………………………………………51
Список литературы …………………………………………………………..52
Приложение…………………………………………………………………..55
Одно из широко распространенных проявлений несексуального садизма - жестокое обращение с детьми. Эта форма садизма была довольно подробно изучена в целом ряде исследований, начиная с классического произведения Ц.Х.Кемпе и других.
Мазохизм - способность человека испытывать удовлетворение от причиненного ему страдания - морального или физического.
Как садист, так и мазохист нуждаются в другом существе, которое может, так сказать, их "дополнить". Садист дополняет сам себя при помощи другого существа, мазохист сам себя делает дополнением другого существа. Оба ищут символических связей, так как каждый из них не имеет стержня внутри себя. Хотя садист вроде бы не зависит от своей жертвы, на самом деле она ему необходима; он в ней нуждается, но ощущает эту потребность в извращенной форме.
Из-за тесной связи между садизмом и мазохизмом будет правильнее говорить о садо-мазохистском характере, хотя ясно, что у каждого конкретного лица преобладающим является либо один, либо другой аспект.
Особой формой агрессивного поведения является аутоагрессия - поведение, направленное на причинение вреда собственному организму. Аутоагрессия может проявляться в таких формах, как самоубийство, членовредительство, наркомания, алкоголизм, отказ от лечения и т. п.
Некрофилия - любовь ко всему мертвому, неживому. Некрофила неудержимо влечет ко всему, что не растет, не меняется, ко всему механическому. И движет его поведением не только любовь к омертвелому, но и стремление разрушить зеленеющее, жизнеспособное. Поэтому все жизненные процессы, чувства, побуждения он хотел бы определить, превратить в вещи. Жизнь с ее внутренней неконтролируемостью - ибо в ней нет механического устройства - пугает и даже страшит некрофила. Он скорее расстанется с жизнью, нежели с вещами, поскольку последние обладают для него наивысшей ценностью.
Существует и другой подход к типологии агрессии. А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии:
1) физическая (физические действия против кого-либо);
2) вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);
3) косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.);
4) раздражение (вспыльчивость, грубость);
5) негативизм (оппозиционная манера поведения).
Можно выделить также «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу — появляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия.
Агрессия может быть и таких видов:
1. Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
2. Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
3. Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.
А.А.Романов перечисляет следующие основные признаки для классификации агрессии:
- направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого, на себя;
- наблюдаемость — не наблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии;
- временные признаки, т.е. мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии;
- пространственные признаки — в семье, на работе, на улице и пр.;
- по особенностям психических действий — физическая, вербальная;
- по социальной опасности агрессивных действий:
1) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без юридической ответственности за подобное поведение;
2) делинквентные формы агрессивного поведения, нарушающие права других, социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение.
Интересно то, что в поведении человека могут присутствовать одновременно несколько видов агрессии.
2.4. Мотивация агрессии
В мотивации агрессии важную роль играют следующие факторы:
намерение, приписываемое нападающему;
ожидания достижения цели и возмездия за осуществленную агрессию;
удовлетворение, приносимое достигнутыми в ходе агрессии результатами;
самооценка (чувство вины);
оценка со стороны других людей.
Намерение
Когда человек видит, что другой собирается на него напасть или помешать ему, то решающим оказывается, прежде всего, то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с большим трудом, чем и объясняется так называемый эффект персеверации атрибуции. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.
Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение.
Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том, практически еще не исследованном случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться или же субъект боится такой встречи. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба или собственности агрессора, или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствия результата действия одним из решающих детерминантов. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией (т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву). Как уже отмечалось, такого рода ожидания вытекают из принципа возмездия, позволяющего надеяться на восстановление справедливости.
В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.
Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом.
Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалось замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что, видимо, и приводило к усилению мотивации.
Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию. Чересчур сильная боль вызовет чувство вины и тенденцию к компенсации причиненного вреда.
Самооценка
Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия. В случае избыточной агрессии тот же принцип, а также присвоенные субъектом общезначимые моральные нормы приведут к самоосуждению, чувству вины, угрызениям совести, короче, к негативной самооценке. Нормативные стандарты, определяющие в сфере агрессии, что человек считает дозволенным и недозволенным, регулируют его агрессивные действия не автоматически. Чтобы стандарты самооценочного характера оказались действенными, на них должно быть направлено внимание субъекта, т. е. должно возникнуть состояние так называемой «объективации самосознания», наблюдаемое, когда внимание обращается на какие-либо части или атрибуты себя самого, например когда человек видит себя в зеркале.
Оценка другими людьми
Поскольку эта оценка по сравнению с самооценкой легче поддается манипуляции в эксперименте ситуационными переменными, в ряде исследований было вскрыто ее значение как предвосхищаемого субъектом последствия агрессии и как действенного мотивационного стимула. Усиливающий или тормозящий агрессию эффект оказывает уже само присутствие других лиц, которым субъект приписывает определенное отношение к агрессивности.
Эмоция гнева и общее состояние возбуждения
Одним из спорных моментов пока еще остается вопрос: является ли гнев достаточным, необходимым или просто благоприятствующим условием агрессивного поведения? Берковитц считает гнев решающим опосредующим звеном между фрустрацией и агрессией. Иначе говоря, гнев, по его мнению, необходим, но не достаточен, ибо для наступления враждебной агрессии требуются еще запускающие раздражители как факторы направления действия. Бандура трактует гнев как один из компонентов общего возбуждения, которое способствует агрессии, только если в данных ситуационных условиях агрессия доминирует, а ее предвосхищаемые последствия не оказываются в целом чересчур неблагоприятными. Современное состояние исследований свидетельствует в пользу третьей позиции. Эмоциональные состояния, переживаемые в форме гнева, выполняют, по-видимому, функцию не только побуждения, но и направления, усиливая интенсивность обращенных на вызвавшую гнев причину агрессии, а также ускоряя ее совершение.
Имеющиеся на сегодня данные не оставляют сомнений в том, что гнев, возникающий в результате фрустрации и неправомерных или враждебных актов, повышает готовность к направленной на его источник агрессии. Однако не решен ряд вопросов.
Линейная зависимость между силой гнева и интенсивностью агрессии именно потому наблюдалась неповсеместно, что по мере усиления агрессии увеличивается также и страх перед ее предвосхищаемыми последствиями (не считая ярости и агрессивного взрыва чисто импульсивного характера). Предвидя возможность сильного возмездия, человек постарается сдержаться. Субъект может также опасаться зайти слишком далеко и наказать другого чересчур сильно, что вызовет угрызения совести (негативная самооценка) или осуждение со стороны окружающих (негативная оценка другими людьми).
Дополнительные источники возбуждения
При анализе проблемы воздействия дополнительных источников возбуждения оказалось, что повышающий агрессивность эффект суммирования появляется, когда испытуемый приписывает источнику гнева источниками возбуждения были: кратковременное физическое напряжение; сексуально возбуждающие истории, фильмы или картинки; шумы; стимулирующие препараты. Существенное для суммирования значение имеют, по меньшей мере, четыре условия.
Во-первых, наличный аффект гнева не должен быть чересчур слабым. Во-вторых, дополнительные источники возбуждения не должны вызывать слишком сильного отвращения, что обнаружилось при использовании чрезмерной жары. В-третьих, решающую роль играет временная последовательность источников возбуждения. Более высокой агрессия становится, когда общее возбуждение предшествует порождающему гнев нападению на субъекта, а не при возбуждении в промежутке между нападением и возможностью возмездия. Здесь проявляется так называемый эффект новизны в интерпретации собственного состояния. Наряду с временной последовательностью определенное значение имеет промежуток времени между воздействием обоих источников возбуждения и последующей возможностью возмездия. Чем больше этот интервал, тем менее отчетливо выступают условия возникновения дополнительного возбуждения и тем скорее субъект ошибочно это возбуждение источнику гнева. В-четвертых, значимы все предоставляемые ситуацией указания на происхождение возбуждения.
Считается, что агрессия - это следствие действия разного рода причин. Агрессию могут спровоцировать:
1) наследственно-
2) биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
3) некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);
4) влияние социального окружения
Социальные источники агрессии, пожалуй, самые действенные факторы в современном мире. Это особенно отчетливо проявляется в детском возрасте, когда роль социального окружения велика. В детском возрасте поведение родителей, более старших детей, сверстников является примером для ребенка.
Среди семейных факторов агрессии Р.Бэрон, Д.Ричардсон называют реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами. Р. Бэрон, помимо этого, дополняет данный перечень указанием на состав семьи и говорит о том, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей.
Информация о работе Влияние занятия боксом на уровень агрессивности у мужчин