Уровень занятости в Смоленском регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:42, реферат

Описание работы

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Работа содержит 1 файл

стат.ья.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

           Капралова И.С 

     студентка «РГУТиС»

     Научный руководитель:

     к.э.н, профессор Петух Т.В. 

     Уровень занятости  в Смоленском регионе 

     Достижение  высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.  Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

     В мае 2011 года в общей численности работающих в организациях (без субъектов малого предпринимательства) 245,9 тыс. человек, или 96,2%, составляли штатные работники (без учета совместителей). На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 9,6 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в мае 2011 года составило 255,5 тысячи и было больше, чем в мае 2010 года на 0,3 тысячи, на 0,1 %. 

Число замещенных рабочих мест в организациях (без субъектов малого предпринимательства)

Май 2011, тысяч  В % к  Январь- май 2011 в % к январю- маю 2010
маю 2010 апрелю 2011
Всего замещенных рабочих мест 255,5 100,1 99,6 100,0
в том числе:
работниками списочного состава (без внешних  совместителей) 245,9 100,2 99,6 100,0
внешними  совместителями 5,2 97,3 98,6 96,0
работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера 4,4 99,8 100,1 111,3
 
 

ПРИЕМ И УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И  НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ 

     Статистическим  наблюдением о неполной занятости  и движении работников в июне 2011 года были охвачены 612 организаций (без  субъектов малого предпри-нимательства), основным видом экономической деятельности которых является: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и рас-пределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых из-делий и предметов личного пользования; финансовая деятельность (без учрежде-ний Центрального банка Российской Федерации). Прием и увольнение работников. В июне 2011 года, по сведениям обсле-дованных организаций, было принято на работу 2,2% списочной численности ра-ботников, выбыло по различным причинам 2,7% списочной численности работников

     В общей численности принятых работников доля приема на дополнительно введенные  рабочие места составила 3,5%, в организация финансовой деятельно-сти – 16,5%. Существенно ниже этот показатель в организациях транспорта и свя-зи – 1,1%. В конце июня 2011 года в организациях наблюдаемых видов экономической деятельности вакантные рабочие места составили 1,4% от списочной численности работников. По видам экономической деятельности этот показатель колеблется от 0,5% – в организациях оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, до 5,1% – в организациях строительства. В общей численности выбывших работников 71,1% составляют уволившиеся по собственному желанию (на 1,3 процентного пункта больше, чем в мае 2011г.), 5,4% – по соглашению сторон (на 3,1 процентного пункта меньше), 4,5% – в связи с сокращением численности (меньше на 1,2 процентного пункта). 

Будущее российской политики в области занятости

     Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму.

     Вот наиболее важные меры такого рода:

     I.     Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

     II.  Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

     III.Снижение  фактического предложения рабочей  силы за счет снижения установленного  законом пенсионного возраста.Такой  же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

     IV.Предоставление  рабочих мест, не ориентированных  на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

     V.  Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Расширение  занятости в будущем зависит  и от иностранных инвестиций. В  целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

     Решение проблемы "очаговой" безработицы  в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

     Значительно сократить количество незанятых  можно за счет структурных изменений  в оборонной промышленности. Процесс  конверсии обладает большим потенциалом  для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

     Нельзя  жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.

     Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной.

     В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

     В мире накоплен большой теоретический  и практический опыт по регулированию  рынка труда. Россия нуждается в  особом, комплексном подходе.

     Сегодня результативная политика занятости  должна идти чуть впереди реального  развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

     Похоже, что еще несколько лет нам  придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде. 
 
 
 
 

Список  литературы

1.      Долан Э., Линдерт  А. Макроэкономика. СПб., 2005.

2.      Курочкин В.К., Мокшин В.Н., Цыганкова Е.В. Стабилизация социально-экономического развития Самарской области: стратегия, проблемы, решения, Самара, 2009.

3.      Лившиц А.Я.  Введение в рыночную экономику. М., 2006.

4.      Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс. М., 2007. Т.1.

5.      Мэнкью Г. Принципы экономики. Учебник XXI века.  СПб. 2005.

6.      Сакс Дж. Рыночная экономика в России. М. 2008.

7.      Информационно справочный материал Департамента Федеральной государственной службы занятости по Самарской области за 2008 г.

8.      Рынок труда в Самарской области: стат.сборник. Самара, 2007.

9.      Экономика: учеб./ под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., М., 2009.

10.   Экономическая теория: учеб. для вузов/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб., 2009 
 
 

Информация о работе Уровень занятости в Смоленском регионе