Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:42, реферат
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
Капралова И.С
студентка «РГУТиС»
Научный руководитель:
к.э.н,
профессор Петух Т.В.
Уровень
занятости в Смоленском регионе
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
В
мае 2011 года в общей численности
работающих в организациях (без субъектов
малого предпринимательства) 245,9 тыс. человек,
или 96,2%, составляли штатные работники
(без учета совместителей). На условиях
совместительства и по договорам гражданско-правового
характера для работы в этих организациях
привлекалось еще 9,6 тыс. человек (в эквиваленте
полной занятости). Число замещенных рабочих
мест работниками списочного состава,
совместителями и лицами, выполнявшими
работы по договорам гражданско-правового
характера, в мае 2011 года составило 255,5
тысячи и было больше, чем в мае 2010 года
на 0,3 тысячи, на 0,1 %.
Число замещенных рабочих мест в организациях (без субъектов малого предпринимательства)
Май 2011, тысяч | В % к | Январь- май 2011 в % к январю- маю 2010 | ||||||||
маю 2010 | апрелю 2011 | |||||||||
Всего замещенных рабочих мест | 255,5 | 100,1 | 99,6 | 100,0 | ||||||
в том числе: | ||||||||||
работниками списочного состава (без внешних совместителей) | 245,9 | 100,2 | 99,6 | 100,0 | ||||||
внешними совместителями | 5,2 | 97,3 | 98,6 | 96,0 | ||||||
работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера | 4,4 | 99,8 | 100,1 | 111,3 |
ПРИЕМ И УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ
Статистическим наблюдением о неполной занятости и движении работников в июне 2011 года были охвачены 612 организаций (без субъектов малого предпри-нимательства), основным видом экономической деятельности которых является: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и рас-пределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых из-делий и предметов личного пользования; финансовая деятельность (без учрежде-ний Центрального банка Российской Федерации). Прием и увольнение работников. В июне 2011 года, по сведениям обсле-дованных организаций, было принято на работу 2,2% списочной численности ра-ботников, выбыло по различным причинам 2,7% списочной численности работников
В
общей численности принятых работников
доля приема на дополнительно введенные
рабочие места составила 3,5%, в организация
финансовой деятельно-сти – 16,5%. Существенно
ниже этот показатель в организациях транспорта
и свя-зи – 1,1%. В конце июня 2011 года в организациях
наблюдаемых видов экономической деятельности
вакантные рабочие места составили 1,4%
от списочной численности работников.
По видам экономической деятельности
этот показатель колеблется от 0,5% – в
организациях оптовой и розничной торговли;
ремонта автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования,
до 5,1% – в организациях строительства.
В общей численности выбывших работников
71,1% составляют уволившиеся по собственному
желанию (на 1,3 процентного пункта больше,
чем в мае 2011г.), 5,4% – по соглашению сторон
(на 3,1 процентного пункта меньше), 4,5% –
в связи с сокращением численности (меньше
на 1,2 процентного пункта).
Будущее российской политики в области занятости
Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму.
Вот наиболее важные меры такого рода:
I. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
II. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
III.Снижение
фактического предложения
IV.Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
V. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Расширение
занятости в будущем зависит
и от иностранных инвестиций. В
целом инвестиции в реконструкцию
и технологическое
Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.
Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной.
В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.
В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе.
Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Похоже,
что еще несколько лет нам
придется мириться с высоким уровнем
безработицы. Сегодня основная цель - снизить
безработицу уже если не в среднесрочном,
то в долгосрочном периоде.
Список литературы
1. Долан Э., Линдерт А. Макроэкономика. СПб., 2005.
2. Курочкин В.К., Мокшин В.Н., Цыганкова Е.В. Стабилизация социально-экономического развития Самарской области: стратегия, проблемы, решения, Самара, 2009.
3. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 2006.
4. Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс. М., 2007. Т.1.
5. Мэнкью Г. Принципы экономики. Учебник XXI века. СПб. 2005.
6. Сакс Дж. Рыночная экономика в России. М. 2008.
7. Информационно справочный материал Департамента Федеральной государственной службы занятости по Самарской области за 2008 г.
8. Рынок труда в Самарской области: стат.сборник. Самара, 2007.
9. Экономика: учеб./ под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., М., 2009.
10. Экономическая
теория: учеб. для вузов/ под ред. А.И. Добрынина,
Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб., 2009